Привлечение инвестиций в стартап — зачем? (часть первая)

1740
8

Нужны ли инвестиции для Вашего проекта в принципе?

В своей практике я нередко встречал людей, которые смотрят на вопрос привлечения инвестиций следующим образом: у меня есть классная идея, поэтому я буду искать для нее инвестора. И немедленно приступают к реализации этого намерения. Зачастую повергая себя в довольно бесполезное занятие, которое не добавляет стоимости его проекту: вместо того, чтобы заняться развитием самой идеи или продукта, предприниматель излишне много усилий фокусирует на том, чтобы привлечь инвестора.

Поэтому первый вопрос, который предприниматель должен задать себе, это не «Как привлечь инвестиции?», а «Могу ли я обойтись без привлечения инвестиций?». С моей точки зрения, необходимость и значимость денежных вложений инвесторов несколько переоценена украинскими предпринимателями. Всем известны примеры создателей таких компаний, как Microsoft или HP, которые, насколько я знаю, не привлекли ни цента венчурных инвестиций.

Исходя из моего небольшого опыта, как правило от момента принятия решения о поиске инвестиций, до момента, когда деньги инвесторов уже на счету компании, проходит не менее 6 месяцев. В это время проводится огромное количество встреч, презентаций, происходит общение с невероятным количеством людей, по результатам встреч делается много «домашних заданий»… Одним словом делается все возможное и невозможное, чтобы деньги попали на счет компании. И это вместо того чтобы заниматься разработкой продукта, его маркетингом и продажами, общением с клиентами… Поэтому, получение инвестиций, на мой взгляд, это чаще вынужденный шаг компаний, которые не имеют других шансов для развития продуктов, как кроме того, чтобы привлечь дополнительные денежные средства.

В этой связи среди предпринимателей существует довольно распространенное заблуждение о том, что для того, чтобы создать сам продукт, ему нужны деньги инвесторов для разработки или по крайней мере создании демо\бета версии продукта. Это классическое заблуждение во многих страртапах, которое можно и нужно избегать, ведь как правило, гораздо проще договориться с программистом и найти в его лице партнера, который на партнерских началах будет разрабатывать продукт, чем привлечь в проект инвестора, который заплатит за работу программистов. Я об этом писал серию постов для блога Дениса Довгополого.

Поэтому я сторонник той точки зрения, что имеет смысл поднимать проект своими силами настолько долго, насколько это возможно физически и насколько позволяют обстоятельства на рынке.

Правда, мой опыт несколько противоречит тому, что я только что сказал. Viewdle создавался уже тогда, когда были деньги, и деньги там были с первого дня. У проекта Address.ua изначально, до старта разработки, тоже были деньги – мои и инвестора-ангела. А уже после мы договаривались с венчурными инвесторами.

В случае с Address.ua, в том числе благодаря тому, что деньги были на старте, мы получили последующие инвестиции, т.к. венчурные инвесторы оценили, что финансовые риски возьмут на себя не только они. В переговорах об инвестициях в Address.ua инвесторы увидели, что:

  •  мы сами уже инвестировали
  • у нас есть еще и инвестор-ангел из Украины, который тоже поверил в нас
  • я, как CEO, не претендую на получение зарплаты в проекте, пока проект «не выйдет в плюс».

Все это вселило уверенность в проекте Address.ua и нашу команду, даже не смотря на то, что продукта на момент создания договоренности об инвестициях еще не было.

Но, все-таки, если есть возможность не привлекать инвестора или привлекать его уже на более поздних стадиях без ущерба динамике развития проекта, лучше подождать. Ведь чем на более поздней стадии развития проекта\ компании вы привлекаете инвестиции, тем можно получить «больше за меньше».

О том, по каким критериям стоит определять – нужно привлекать инвестора или нет – мой следующий пост.

Оставить комментарий

Комментарии | 8

  • Картинка получается следующая, венчурные инвесторы это те, кто:
    1) боятся и избегают финансовых рисков
    2) инвесируют туда, куда уже кто-то проинвестировал (например, инвестор-ангел из Украины)
    3) инвестируют предпочтительно в готовые и заведомо жизнеспособные проекты

    Простите, в чем тогда их венчурность заключается?

  • Эдуард, любой инвестор, в т.ч. и VC, хочет, чтобы его инвестиция не прогорела, а принесла ему существенный доход, отсюда и желание свести риски к минимуму. Но риски это не единственная составляющая уравнения — инвестор смотрит на огромное кол-во других критериев (я напишу об этом отдельный пост позже). кстати есть такое выражение high risk — high payout, характеризующее практику готовности инвесторов идти на риск в случае если потенциальная доходность может быть соответствующей (другими словами ставить в казино на поле восемь дело рисковое, но можно заработать 1:35).  

    • Я считаю так, назвался горшком, полезай в печь. В букваре написано что венчурный инвестор из 10 проектов хочет получить одну звезду, которая обеспечит основной доход, 2-3 средняка, которые отобьют затраты на себя и 7-5 откровенно проигрышных инвестиций. Кроме того, это должны быть уникальные наукоёмкие проекты. В нашей же украинской реальности известные венчурные инвестфонды инвестируют по два проекта в год в самых гарячих нишах, где на момент инвестиции многие уже прилично зарабатывают и где пролететь с грохотом нужно еще суметь. Поэтому, если даже пользоваться вашей терминологией, справедливо было бы называть венчурным любого инвестора, инвестирующего в Украине. В любом случае, термин не актуален.

      • Эдуард, Вы правы. Учитывая, что на в Украине нет ни одного классического венчурного фонда (с задекларированным размером пула, GP, LP), а термин венчурный фонд используется в соответствии с законом об институтах совместного инвестирования и применяется для инструментов финансирования недвижимости (!), соглашусь с Вами, что для украинских инвесторов этот термин не актуален. В связи с этим более уместно называть таких инвесторов «профессиональными» (т.е. такими, которые инвестируют на ранних стадиях на системной основе). В то же время мы находимся в глобальном мире и на украинские стартапы смотрят такие виси как Mangrove, Index, Sofinova и множество других, поэтому для украинских предпринимателей обсуждаемый темин имеет актуальность.

  • А это для инвесторов на address.ua подымаются древние обьявления под видом новых, чтоб показать какая активность большая на сайте? 

    • Денис, объявления на address.ua имеют срок жизни в 30-45 дней в зависимости от раздела, при этом пользователи могут продлить объявления на указанный срок. если Вы увидели объявление, которое не соответствует действительности, буду признателен, если Вы сможете написать об этом в нашу службу поддержки. 
      p.s. а инвесторам это монопенисуально. наверное в разных случаях по разному, но моих текущих инвесторов интересуют прежде всего финансовые KPI, а не кол-во объявлений.

      • какое может быть обьявление поднято пользователем если сайт пишет что оно добавлено сегодня, изменено сегодня, а по звонку люди удивляются откуда обьявление потому что пол года как его никто никуда не размещал?

  • Кто скажет, как раскрутить стартап без инвестиций, на первых парах?

Поиск