Роль транснациональных корпораций в развитии региональной инновационной экономики

824

Тема создания инновационной экономики и управления инновациями востребована в России с 2006 года, когда в ежегодном Обращении к Федеральному собрания Президент РФ В.Путин подчеркнул необходимость создания инновационной среды. Позже был провозглашен курс на создание инновационной экономики, освобождение от сырьевой зависимости и технологическую модернизацию. Инновации как важная часть модернизации современной России обозначена в «Стратегии 2020».

Не дань моде, а требование времени
Инновации как новая экономическая категория изучаются с начала ХХ века, но только во второй половине прошлого столетия теоретические наработки инноватики (науки о нововведениях) получили свое практическое воплощение в наиболее развитых в экономическом отношении странах мира.
В XXI веке уже никто не подвергает сомнению то, что на современном этапе развития именно инновационная экономика может обеспечить устойчивый экономический рост и мировое экономическое превосходство страны. По мнению экспертов Всемирного экономического форума, в индексе роста конкурентоспособности стран-«новаторов», среди которых США, Япония, Южная Корея, Канада, Сингапур, доля инновационной составляющей оставляет 1/2, тогда как у остальных – не более 1/3. Есть немало примеров того, как высокие технологии и нововведения способствовали быстрому взлёту отсталых в индустриальном отношении стран. Поэтому развитие инноваций стало важной задачей многих государств, регионов, а также транснациональных корпораций. Россия – не исключение.
Выделяют шесть ключевых составляющих инновационной экономики, определяющих основные направления ее развития: образование, науку, человеческий капитал, инновационную систему (законодательную и инфраструктурную базу), инновационную промышленность и благоприятную среду функционирования человеческого капитала.
Существуют различные методические подходы к оценке уровня развития инновационной экономики, в частности, методика оценки индекса научно-технического потенциала Всемирного экономического форума, система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии европейских сообществ, система индикаторов ОЭСР и др.

Роль корпоративных инноваций в развитии нациольнальной инновационной экономики
Все методики оценки инновационного потенциала или уровня развития инновационной экономики выделяют такой количественный признак инновационной экономики, как доля инновационных предприятий и инновационных продуктов в общем объеме производства или в структуре внешней торговли. И это не случайно. Корпорации играют значительную роль в развитии инновационной экономики. Государственные инвестиции в инновации не могут сравниться с корпоративными по объему затрат, численности научных кадров, количеству получаемых патентов, потоку технических новинок в виде продуктов, процессов и услуг. По данным экспертов, в большинстве развитых стран доля затрат корпораций на исследования и разработки в общем объеме национальных НИОКР превышает 65%. К сожалению, Россия по этому показателю пока значительно отстает от многих других стран. Причина — в самих российских предприятиях: им не хватает потенциала для инновационной деятельности и освоения инноваций, их связи с государственными научными организациями и университетами недостаточно сильны, и, самое главное, легкий доступ к ресурсным рентам снижает стимул к инновационной деятельности.

Таблица: доля затрат на R&D в общем объеме национальных НИОКР
Страна Показатель, %
Япония 77%
США 65%
Германия 68%
Китай 69%
Россия 29%

Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators, April 2008.

В последние годы наблюдается рост расходов крупного российского бизнеса на R&D. Тем не менее, по данным Росстата, масштабы отставания России в качестве и глубине инновационных процессов весьма серьезны: доля инновационной продукции в выручке уступает лидерам более, чем в три раза, а доля новой для рынка продукции — на порядок.

Таблица: некоторые показатели инновационной активности России и ЕС
Показатель в процентах Россия Группа инновационных лидеров
Доля работников, занятых в инновационно активных организациях 36 52
Доля выручки инновационно активных организаций в общей выручке 48 83
Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, 2006 г. 9 20
Доля инновационной продукции в выручке, 2004 г. 5,5 16,1
Интенсивность затрат на технологические инновации 1,44 3,81
Источники: European Innovation Scoreboard 2007, Евростат
Международный опыт показывает, что важным условием развития инновационной экономики является смещение «центра тяжести» национальной инновационной стратегии от государственных инвестиций к стимулированию корпоративных инвестиций в инновации.
Например, по данным инвестиционного исследования Европейского Союза (The EU Industrial R&D Investment Scoreboards), в 2009 г. общий объем корпоративных инвестиций в НИОКР, осуществленный крупнейшими 1400 компаниями мира, превысил 402 млрд евро. Исследование также продемонстрировало, что интенсивность инвестиций в исследования и разработки сохраняется даже в периоды кризиса. Из обследованных 100 компаний почти половина (46 корпораций) увеличили объем расходов на R&D, из них почти половина (19 компаний) – более чем на 10%. 85% глобальных компаний, опрошенных McKinsey, относят инновации к исключительно важным факторам своей корпоративной стратегии экономического роста.
Крупнейшими инновационными регионами сегодня являются США, Западная Европа и Япония. На них приходится 93% всех мировых корпоративных инвестиций в исследования и разработки. В число 50 крупнейших инновационных компаний мира входят 19 американских, 18 европейских и 12 японских корпораций. В последние годы к лидерам старается приблизиться ряд развивающихся (прежде всего, азиатских) стран: Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань. Так, в 2010 году в составленный Bloomberg Businessweek список «50 крупнейших инновационных компаний» вошли 11 компаний с развивающихся рынков, в том числе 4 китайские корпорации (BYD, Haier Electronics, China Mobile, Lenovo), 3 южнокорейские (Hyundai Motor, Samsung Electronics, LG Electronics) и 2 индийские — Tata Group и Reliance Industries. Можно ожидать, что доля азиатских компаний в рейтинге инновационных компаний будет только расти.
По данным ООН, на развивающихся рынках работает порядка 21,5 тыс транснациональных корпораций. Для них развивающиеся рынки — источник экономического роста и качественная база научно-технических талантов. Транснациональные корпорации ожидают, что около 70% мирового экономического роста в течение следующих нескольких лет будет, главным образом, обеспечено развивающимися рынками, причем 40% придется на Индию и Китай.
Практически все крупнейшие транснациональные корпорации стали переводить свои исследования и разработки в развивающиеся страны. Например, крупные R&D-центры в индийском городе Бангалор имеют General Electric, Cisco, Intel, Huawei, P&G, Nokia, др. Для Microsoft R&D-центр в Пекине является крупнейшим после американской штаб-квартиры в Редмонде. Наращивают штат специалистов в развивающихся странах и другие компании. Например, четверть всего штата сотрудников Accenture базируется в Индии.
Все это не случайно. Глобализация оказывает все большее давление и на развитие инноваций, на конкуренцию между ними как на национальном, так и на международном уровнях. Глобальная конкуренция вызывает значительное сокращение жизненного цикла товара, в то время как растущая технологическая интеграция способствует удорожанию инноваций и повышению их рискованности. Именно поэтому транснациональные компании начали выносить наукоемкие функции на международный уровень. Одновременно с этим инновационные процессы в компаниях становятся все более открытыми при более активном сотрудничестве с иностранными партнерами – поставщиками, клиентами, университетами и т. д. Бизнесу приходится открывать инновационные процессы и использовать внешний мир для усиления собственного инновационного потенциала.
Развивающиеся рынки стали не только источником дешевой рабочей силы, но и родиной прорывных инноваций, которые потом экспортируются на Запад. Это, в свою очередь, кардинально изменило структуру инновационных потоков: центр этого процесса переместился с Запада на Восток.
Одним из факторов успешности транснациональных компаний на развивающихся рынках является их способность не только продавать, но и внедрять нововведения. Это возможно делать не столько через локализацию продуктов и услуг, сколько через развитие совершенно новых бизнес-моделей, поддерживающих распределенную систему ведения бизнеса. Полицентрическая модель инновационной политики, когда инновации рождаются не только в штаб-квартире корпорации, но и других географических точках присутствия, в зависимости от корпоративной культуры и стратегии выхода на рынок, приобретает все большую популярность среди корпораций. Яркий пример передовых технологических транснациональных корпораций – Cisco.

Инновационная стратегия Cisco
Компания Cisco Systems была основана в 1984 году двумя учеными-компьютерщиками из Стэнфордского уинверситета. Сегодня Cisco является признанным лидером мировой индустрии в таких сегментах, как маршрутизация, коммутация, унифицированные коммуникации, беспроводная связь и информационная безопасность. Cisco стала инициатором многих исторических перемен в сфере технологий, сыграв роль катализатора перехода всей отрасли на IP-технологии. И теперь, когда этот процесс стал необратимым, Cisco по-прежнему находится в самой гуще перемен, переживаемых мировой системой коммуникаций. Услуги и решения Cisco используются для создания компьютерных сетей, позволяющих частным лицам, компаниям и даже целым странам повысить производительность труда, улучшить качество предоставляемых услуг, укрепить конкурентоспособность.
По данным регулярного рейтинга The Global Innovation 1000, составляемого Европейской комиссией (The EU Industrial R&D Investment Scoreboards 2010), Cisco входит в список 20 крупнейших инновационных компаний мира. Корпорация работает в группе высокотехнологичных отраслей с самой высокой степенью интенсивности НИОКР, где соотношение затрат на исследования и разработки к объемам продаж превышает 5%. Cознавая, что новаторство во многом определяет успех бизнеса, последние 5 лет Cisco ежегодно расходует на R&D в среднем около 14% своей выручки. В 2010 финансовом году общий объем ее инвестиций на R&D составил почти $5,3 млрд, в том числе $300 млн – на исследования и разработки в области информационной безопасности. Вклад же Cisco в общий объем инвестиций в исследования и разработки в США составляет примерно 3%.

График: расходы крупнейших технологических компаний на R&D (2009 год)

Источник: данные компаний, Capital IQ

Патентное бюро США совместно с газетой «Уолл-стрит джорнэл» четыре последние года подряд отдает Cisco первое место в ежегодном списке компаний отрасли связи и информационных технологий по числу полученных патентов (1190) и по общему потенциалу корпоративного патентного портфеля с учетом количественных и качественных показателей.
Компания Cisco имеет широкую сеть центров исследований и разработок по всему миру, которая насчитывает 1110 лабораторий и 12 тысяч исследователей и разработчиков. Среди ее крупнейших R&D-центров – центры в Бангалоре (Индия) и Китае.
При этом Cisco не только активно ведет собственные исследования, но и укрепляет взаимовыгодные отношения с внешними исследовательскими центрами. Компания построила собственный технологический центр (Cisco Technology Center), который стал инкубатором новаторских идей. Здесь активно поощряется коммерческое развитие новых стратегических технологий и рынков. Вместе с отделом академических исследований и технологических инициатив Cisco ARTI (Academic Research and Technology Initiatives) центр стремится максимально эффективно использовать текущие академические исследования, расширять круг источников новых идей и поощрять новаторство.
Cisco ведет новаторскую работу по нескольким направлениям: разрабатывает новые технологии, дорабатывает уже созданные и способствует распространению новых технологий на рынке. Эта ее деятельность включает также быструю и эффективную интеграцию приобретенных компаний (с 1993 года Cisco приобрела более 150 компаний), внедрение новых бизнес-моделей, развитие партнерских отношений с другими компаниями и организациями.
Компания уделяет большое внимание разработке, передаче и внедрению технологий с целью создания совместных научно-исследовательских центров и программ, а также перекрестному лицензированию с другими корпорациями (в том числе с конкурентами).
Все это дает Cisco возможность играть заметную роль не только в общей мировой экономике, но и в инновационной экономике регионов своего присутствия. Инвестиционная стратегия Cisco поддерживает экономическое развитие и стимулирует развитие инноваций и в России.

Инновационная стратегия Cisco в России
Инвестиционная стратегия Cisco в России охватывает широкий спектр направлений, в том числе:
1. Инвестиции в новаторский потенциал
2. Венчурное инвестирование
3. Участие в проекте «Сколково» и развитие R&D-центра
4. Локализация производства
5. Программы кредитования и лизинга
6. Инвестиции в партнерские программы
7. Различные долгосрочные инициативы по развитию и модернизации ИТ-образования.

Вышеизложенное вытекает из договоренностей, достигнутых в июне 2010 года на встрече Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с председателем совета директоров, главным исполнительным директором компании Cisco Джоном Чемберсом (John Chambers). Они обсудили перспективы сотрудничества в поддержку российской программы технологических инноваций, и в результате руководство компании Cisco пообещало инвестировать 1 млрд долларов США в развитие предпринимательства и устойчивых инноваций в РФ.

Развитие инновационно-предпринимательской среды и формирование новаторского потенциала — важное направление деятельности Cisco в России. С этой целью компания работает сразу в нескольких направлениях:
1. Образовательные и развивающие программы, направленные на повышение квалификации российских ИКТ-специалистов и сокращение дефицита таких специалистов, а также на получение знаний и навыков для открытия и ведения собственного технологического бизнеса (ежегодные конференции Cisco Expo, дополняющая их постоянно действующая программа Cisco Expo Learning Club, программа Сетевых академий Cisco, Институты предпринимательства Cisco, др.)
2. Конкурсы, направленные на развитие инновационной культуры, технологического предпринимательства и инноваций (премия инноваций Сколково при поддержке I-Prize, конкурс бизнес-проектов «Результат от инноваций» (ROI), региональные конкурсы БИТ, конкурсы при поддержке Moscow Business School, др.)

Обучающие и развивающие программы Cisco помогают появлению в России ИКТ-специалистов международного уровня и нового поколения предпринимателей, работающих в области технологий. Эти программы вносят ощутимый вклад в решение проблемы нехватки специалистов по сетевым технологиям, способствуют формированию среды, обеспечивающей успешную деятельность молодых технологических компаний в партнерстве с российским венчурным сообществом. В конечном итоге такие специалисты вносят большой вклад в развитие страны и инновационной экономики.
Вот лишь несколько фактов, характеризующих масштаб вышеупомянутых программ Cisco:
• C 2000 года в Москве ежегодно проводятся конференции по информационным и телекоммуникационным технологиям Cisco Expo, со временем превратившиеся в крупнейшее ИКТ-событие на территории СНГ. Достаточно сказать, что прошлогодний форум Cisco Expo прошел при участии 2336 ИКТ-специалистов, аналитиков рынка и журналистов. 22-24 ноября в московском Центре международной торговли состоится очередная, уже двенадцатая по счету конференция Cisco Expo.
• В феврале 2009 года Cisco объявила уникальную образовательную инициативу (действует только в России и других странах СНГ) под названием Cisco Expo Learning Club. Проект представляет собой цикл бесплатных обучающих мероприятий, образовательных семинаров и акций, подготовленных Cisco и ее партнерами, при этом используется инновационное решение Cisco WebEx, позволяющее проводить интерактивное онлайн-обучение в реальном времени. За два с половиной года этот клуб превратился в самый масштабный постоянно действующий институт повышения квалификации ИТ-специалистов на территории СНГ: к настоящему времени его численность превысила 7850 человек, проживающих в 100 с лишним населенных пунктах России и сопредельных государств.
• В мае 2010 года завершился конкурс «Премия инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE», организованный компанией Cisco и Фондом «Сколково» с целью стимулировать новаторские разработки в России. На конкурс поступило 2318 идей от более чем 10 тысяч жителей сотен населенных пунктов РФ.
• С 1997 года в России действует глобальная некоммерческая программа Сетевых академий Cisco, нацеленная на фундаментальную подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей с применением общепризнанных стандартов. В российских Сетевых академиях сейчас обучается 6.125 человек. В июне 2011 года Cisco объявила о значительном расширении этой программы поддержки российского ИТ-образования. В частности, в течение 3 лет планируется увеличить количество действующих в РФ Сетевых академий втрое – с 217 до 650, а число ежегодно обучающихся довести до 16 тысяч.

Другое важное направление инновационной стратегии Cisco – это привлечение идей и инвестиций в партнерстве с венчурным сообществом. Cisco ведет венчурную инвестиционную деятельность, ориентированную на индустрию высоких технологий и направленную на стимулирование и ускорение технологических инноваций, а также вывод технологических инвестиций на новый качественный уровень.
Cisco использует прямые и косвенные инструменты финансирования и играет роль стратегического инвестора, поддерживающего молодые компании и венчурные фонды в разных странах мира. Cisco вкладывает средства в молодые высокотехнологичные компании, которые разрабатывают новаторские технологии и бизнес-модели и имеющие большой потенциал роста на рынке высоких технологий, медийных услуг и коммуникаций. Средства вкладываются как напрямую, так и через региональные венчурные фонды. На сегодня Cisco вложила в венчурные проекты во всем мире более 2 млрд долларов. Компания активно участвует в венчурных программах на главных мировых рынках: в Китае, Индии, Израиле, Европе и в Соединенных Штатах.
Венчурная программа Cisco в России направлена на финансирование технологических компаний и венчурных фондов с целью развития технологической отрасли в России и содействия росту отечественной инновационной экономики. В 2007 году компания инвестировала в ведущий российский интернет-магазин Ozon.ru. В 2008 году Cisco выступила в роли якорного инвестора венчурного фонда Almaz Capital. В результате к середине 2011 года общий объем венчурных инвестиций Cisco в России составил $30 млн. На эти цели планируется дополнительно выделить $100 млн. Эта сумма пойдет как на прямые вложения компании, так и на инвестиции через фонд Almaz Capital Russia Fund I (создан при финансовой поддержке Cisco).
Другое направление деятельности Cisco предусматривает расширение объема ресурсов, выделяемых для научных исследований и конструкторских разработок в России. В рамках деятельности, направленной на создание в России инновационной и венчурной платформы, Cisco объявила о намерении обеспечить свое физическое присутствие в Инновационном центре Сколково. Предполагается, что по завершении строительства инфраструктуры в Сколково будет открыт центр перспективных технологий Cisco нового типа, который впоследствии компания может воссоздать и в других странах.. Планируется, что в R&D-центре Cisco в Сколково будут вестись работы по разработке технологии распознавания речи и видео с целью синхронного перевода на любой язык и последующей возможности контекстного поиска по аудио- и видеофайлам не только по теме, но и по говорящему (его, как ожидается, система будет распознавать в лицо).
В 2010 году с руководством фонда «Сколково» был подписан еще один меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание виртуального Инновационного центра Сколково. Идея виртуального Сколково состоит в том, чтобы через единый центр связать и координировать инновационные процессы во всей России. Это позволит ускорить реализацию данного проекта, не дожидаясь создания в Сколково соответствующей инфраструктуры.
Локализация производства Cisco также является следствием долгосрочных договоренностей по поддержке инновационного развития России. Локализация производства стимулирует развитие отечественной промышленности, способной работать по высочайшим международным стандартам, позволяет адаптировать технологии к потребностям конкретного регионального заказчика, российским стандартам и климатическим условиям, поддерживать тесный контакт со всеми контрагентами, обеспечить клиентам постоянную техническую поддержку.
В апреле 2011 года Cisco анонсировала свое первое устройство, производимое в России. Речь идет об инновационном аппаратном VPN-модуле, предназначенном для установки в маршрутизаторы Cisco и защиты конфиденциальной информации. Он будет производиться по лицензии Cisco с помощью многоуровневой высокотехнологичной цепочки поставок, в которую входят российские партнеры Cisco, в том числе ООО «ПК Альтоника» (Зеленоград). Конечный продукт сертифицирован в полном соответствии с российскими правилами защиты информации. Остается добавить, что локализация производства VPN-модуля — лишь первый шаг в этом направлении. В ближайшее время за этим последует новое объявление подобного рода.
Таким образом, инновационная стратегия Cisco позволяет не только обеспечить устойчивое экономическое развитие компании в России, но и внести заметный вклад в формирование инновационной среды, технологического предпринимательства и инноваций в России.
Чем больше транснациональных технологических корпораций придет в Россию и чем активнее они будут участвовать в российской экономике, тем успешнее и быстрее будет развиваться российская инновационная экономика. Российская инновационная система должна стать еще более открытой для зарубежных источников знаний, которые будут дополнять российские и обеспечивать накопление инновационного потенциала на предприятиях, способствуя обмену новыми технологиями и научно-техническими разработками, международной поддержке коммерциализации разработок в России.

О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2011 финансовом году составил $43,2 млрд. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск