Репортаж с конференции #OWOX «Бизнес интернет-магазинов 2011»

1922
26

Павел БашмаковВ прошлый четверг в Киеве  в гостинице «Русь» компания OWOX провела уже пятую конференцию «Бизнес интернет-магазинов 2011». Мероприятие прошло на одном дыхании. Уследить за всем было практически невозможно — масса полезной информации и все шло в три параллельных потока. И если участники со спокойной душой думают, что побывали на самых интересных докладах, почитайте твиты (#owox), в других залах тоже было «жарко».

Возможности и перспективы мобильной коммерции

Первым в разделе мобильной коммерции выступил Павел Башмаков, CEO компании Stanfy. По его словам, сегодня в Украине еще довольно мало примеров удачного использования мобильных приложений в продажах. Наиболее результативным он считает приложения для Hotline.ua, которое генерирует 100-200 звонков в интернет-магазины ежедневно.

Во время доклада не прошла мимо тема выбора платформы для разработки. Особенно интересным стал вывод, что даже для большого количества пользователей платформы Symbian не стоит разрабатывать приложение. У них нет культуры использования приложений в принципе.

Павел также считает, что, если говорить про экономичность, то наиболее оправданнно сегодня делать мобильные сайты на HTML5, а не приложения. Но в таком случае стоит помнить, что такие решения имеют существенные технологические ограничения, по сравнению с отдельными приложениями.

Дмитрий Шоломко на конференции интернет-магазинов «Бизнес 2011».Тему выбора между мобильным сайтом и приложением поддержал директор Google в Украине Дмитрий Шоломко. В поддержку приложения он указал на возможность работы с ним офлайн. Но с другой стороны, мобильные сайты легче создать и поддерживать, они оптимизируемы под поисковые системы

Одним из основных сообщений выступления было то, что мобильный интернет растет. Вопреки мнению, что рынок в Украине не развит, использование мобильного интернета в коммерческих целях в нашей стране выше, чем во многих других странах. И этот факт нельзя игнорировать.

Кроме этого, Шоломко напомнил, что мобильные сайты имеют приоритет при поиске через мобильные устройства. Таких ресурсов пока мало и большинство трафика из поисковой системы идет в каталоги. Для создания мобильного сайта Дмитрий советует использовать просто шаблон, не делать большое количество графики, избегать flash и pop-up. Самое главное, нельзя копировать все, что есть на сайте, ведь пользователи мобильных устройств хотят быстро решить конкретную задачу, а не иметь доступ ко всей информации. Не стоит забывать, что на сайте можно устанавливать функцию звонка с одного клика.

Веб-аналитика и юзабилити

И если мобильная коммерция это все еще в некотором роде футурология для Украины, то повышение эффективности работы интернет-магазинов — задача, которую решать нужно сегодня. Дмитрий Сатин, генеральный директор компании Usabilitylab, в очередной раз задал риторический вопрос «Почему все слепо копируют модели больших и успешных интернет-магазинов». Он уверен, что это не дает гарантию успеха. На конкретных примерах Сатин показал ошибки, которые пользователи прощают большим брендам, но не будут терпеть на небольших витринах. Одной из наиболее типичных ошибок является сильная перегрузка структуры интернет-магазина, что делает его сложным для восприятия.

Дмитрий Сатин на конференции интернет-магазинов «Бизнес 2011»

Эксперт считает, что большие, безликие каталоги на главной странице могут быть полезны только вернувшимся пользователям, а сложные фильтры вводят посетителя в заблуждение. Поэтому любому ресурсу стоит работать над тем, чтобы скрыть сложности сайта и на первый план поставить то, что клиентам действительно поможет при выборе.

Он также напомнил, что сегодня средняя конверсия интернет-магазина – 3%. В основном это «гики», которые знают, как пользоваться функциями поиска и подбора. Бизнес должен учитывать интересы клиентов, тогда и конверсия будет выше.

Интересным стало предположение Дмитрия, что модуль предложения похожего товара отвлекает пользователя от покупки. Такую тенденцию он случайно заметил при работе с сайтом знакомств. Модель работы таких ресурсов похожа на интернет-магазины. Когда эта функция не работала, конверсия на сайте значительно повысилась.

После обеда Олег Наумов, директор проекта Kupiluxe.ru, рассказал о необходимости аналитики в электронной коммерции. Аналитика обязательная в крупном бизнесе. Сбор статистики касается не только front-end, но и back-end, call-центр, e-mail рассылок и тд. Основные этапы: сбор данных, очистка, интерпретация, внедрение рекомендаций.

Каждый бизнес должен прививать культуру тестирования и таргетирования. Люди часто принимают решения по отношению к своему бизнесу и не смотрят на цифры. Важно иметь подтверждение тому, что вы думаете, создавать и совершенствовать алгоритмы. Как пример, Олег привел алгоритм рекомендации контактов в социальной сети Linkedin.com. Самое большое количество кликов приходится на окошко с предложениями этих контактов.

Обмен опытом с ведущими предпринимателями электронной коммерции в Украине

Александр Ольшанский на конференции интернет-магазинов «Бизнес 2011».Отделение обмена опытом на конференции OWOX получилось очень насыщенным. Александр Ольшанский, президент компании Imena.UA, рассказал, как создать высокомаржинальный бизнес и почему не стоит открывать очередной интернет-магазин электроники. Торговля в конкурентных нишах имеет маленькую маржу. Даже при масштабировании доход не увеличивается пропорционально, а маржа, наоборот, уменьшается. Александр согласен, что инвестиции в этот бизнес не маленькие, но они только создают иллюзию присутствия большого дохода на этом рынке.

Для того чтобы заработать деньги, нужно задать себе вопрос: «что я умею делать, чего не умеют другие». Компании электронной коммерции должны понимать, какие свои умения они могут развивать. Например, преимущества компании Amazon, это бренд и умение собирать и использовать статистику для повышения конверсии. Другой пример – это украинская компания Zakaz.ua Егора Анчишкина. Сервис работает на неконкурентном, перспективном и высокомаржинальном рынке.

Что важно для построения высокомаржинального бизнеса? В первую очередь, это управление знаниями и развитие имени и доверия к компании. Также, не маловажно сейчас двигаться в сторону сервисов или ассортимента, сложно предоставляемого в интернете. Первое всегда будет иметь большой доход, так как экономит самую большую ценность – время.

Дмитрий Фридман на конференции интернет-магазинов «Бизнес 2011».

В следующем докладе Дмитрий Фридман, руководитель направления «Рассрочка с доставкой» компании LeaseIT, рассказал об опыте внедрения их технологии в работу интернет-магазинов, и как это повышает доход бизнеса. Компания обслуживает программы рассрочки для интернет-магазинов.

Для клиентов магазина этот механизм очень прост: он не видит присутствия другой финансовой структуры в процессе, ему не приходится сидеть в банке, в модели нет системы отказа. Отсутствие таких дискомфортов положительно влияет на рост продаж. Аналитика показывает, что уже в первый месяц внедрения этой услуги в интернет-магазин, количество продаж увеличивается на 30%, на 20% повышается количество повторных покупок и на 25% растет общее количество клиентов. Кроме этого, клиенты, которые покупают в рассрочку, меньше чувствительны к увеличению стоимости товара и более лояльны в магазину в будущем.

После кофе брейка тему низкомаржинальности и сложности на популярных рынках электронной коммерции продолжил Владислав Чечеткин. Но во время перерыва мало кто покинул свои места для того, чтобы насладится чашкой кофе и нетворкингом. Каждый боялся потерять свое место, так как знали, что на докладе Владислава будет аншлаг. Руководитель Rozetka.ua в своем выступлении показал обратную сторону работы интернет-магазина. Он сравнил электронную коммерцию с эрой «золотой лихорадки», когда все бросали свои дома, страны и ехали добывать золото. Тогда, как известно, после того, ка все камни были перевернуты и все, что можно добыть руками, закончилось, появилась промышленная техника, с помощью которой добывают золото и сегодня.

Владислав Чечеткин на конференции интернет-магазинов «Бизнес 2011».Как работа интернет-магазина выглядит снаружи? Это веб-страница, голос по телефону и доставка. А на самом деле это: проектирование интерфейса, дизайн, программирование, контент, поддержка, сервера, реклама и поисковое продвижение, call-центр, ERP-система, персонал, обучение, мотивация, контроль, склад, учетная база, закупка, курьеры, сервис. И многие даже не подозревают про: отношения с поставщиками, конкурентов, гарантию, безопасность, украинские реалии. Маржа при продаже электроники 3-7%, а отказ от товара 6%, затраты на техническое обслуживание магазина 500 000 грн/месяц, а на поисковую оптимизацию и рекламу «немного больше» (с).

Логистика

На круглом столе Евгений Глазов (Postman), Алена Дикунова (Новая Почта) и Дмитрий Комарист (Dimex) обсуждали  доставку в электронной коммерции. Большая часть дискуссии превратилась в диалог аудитории с Аленой по поводу работы Новой Почты. Кто-то хвалил сервис, кто-то указывал на недочеты в работе и потерю качества, а некоторые просили помочь в решении конкретных проблем. Вот некоторые ответы представителей компаний на вопросы аудитории:

Новая Почта: оператор всегда требует предъявление паспорта у получателя, есть онлайн треккинг посылок, есть API для интернет-магазинов, доставка не на конкретное время, а в течении дня, могут полностью обслужить большой интернет-магазин.

Постмен: курьер требует предъявление паспорта только при запросе отправителя, доставка с интервалом в 3 часа, предупреждает о задержке и делает 2 попытки доставки, если человек не на месте, сервис имеет онлайн треккинг посылок, обслужить большой интернет-магазин компания может только при планировании нагрузки с клиентом.

Dimex: курьер требует предъявление паспорта только при запросе отправителя, сервис имеет онлайн треккинг посылок, компания всегда оставляет 20-30% зазора в загрузке, обслужить большой интернет-магазин может  только при планировании нагрузки с клиентом.

—-

На этом закончился день насыщенной информации, советов, дискуссий и нетворкинга. Все, что не попало в репортаж, можно будет прочитать в презентациях докладчиков на сайте конференции Owox. Также, организаторы конференции обещали выложить видеозаписи выступающих (но только для тех, кто был на мероприятии). До встречи в следующем году!

Оставить комментарий

Комментарии | 26

  • Такое ощущение, что OWOX больше дезориентировал, чем сориентировал. «Не копируй больших, не торгуй электроникой, не делай сложный каталог, не иди в мобильные приложения…»

    Может в этом и смысл подобных конференций, хотя если бы я держал маленький магазинчик, то после такой конференции, скорее всего, растерялся

    • Вырванные из контекста фразы, конечно, выглядят как дезориентация. Но на самом деле это практические советы, которые могут сэкономить много денег:
      Не копируй больших слепо, это не сделает твой бизнес прибыльным.
      Не торгуй электроникой, найди нишу где риски меньше, а маржа в несколько раз больше.
      Не делай сложный каталог, это отпугивает твоих клиентов, за которых ты уже заплатил.

      • Та дело не в контексте. Я ж там немного даже был на конференции. Никто не показал: «Вот схема клевого магазина, вот бестпректисес, которые работают» Этого не хватает. А рассказать чего не нужно делать очень даже не сложно.

        Не копипасть описания товаров 
        Не лажай с доставкой
        Не сажай тупую девочку за телефон
        Не полагайся тока на СЕО
        Не торгуй тем, чем торгуют все
        И в том же духе еще штук 10 могу на бис набрейнштормить

        • Ну это же не конференция готовых бизнес моделей 🙂
          Но многие докладчики показывали удачные примеры и правильные направления.

          • Самый тяжелый вопрос Сатину был на тренинге, когда его спросили «А покажите что хорошо работает, вместо того, чтобы 5 часов рассказывать, что не работает». Внятного ответа не последовало. 

            Это я не с целью оспорить квалификацию Сатина или поставить под сомнение юзабилити как важный success factor. Просто не всегда из «не делай того» можно вычислить что же именно делать. 

          •  Слушал Сатина на других конференциях, для себя вынес полезные наблюдения.
            По факту объединить и рассказать о ошибках ( неправильностях ) проще, чем показать удачные примеры. В удачных примерах важны многие мелочи. Разбор одного удачного примера займет в разы больше времени, ну и у удачного примера есть «фишки» о которых не рассказывают. ИМХО

        • краткое содержание:
          сперва идет текст «Не копипасть описания товаров Не лажай с доставкойНе сажай тупую девочку за телефонНе полагайся тока на СЕОНе торгуй тем, чем торгуют всеИ в том же духе еще штук 10 могу на бис набрейнштормить»

          а потом, » приходите к нам, за 10 тыс евро мы вам сделаем как надо»

    • «Большие» всегда боятся «маленьких» — запугивают, отговаривают, принимают заградительные законы и т.д., и т.п. Судя по репортажу, смысл и этой конференции был таким же — рекламировать уже существующие бизнесы и не пускать на рынок новые компании. Хе-хе.

      • Надеюсь, я не один кому надоело слышать о «новом интернет-магазине электроники», который «завоюет рынок и убьет всех и вся», есть у него инвестиции или нет — не важно.Рынок данной ниши сформирован — факт.Магазины однодневки убивают доверие к электронную коммерцию простых покупателей.Ищите и развивайте свою нишу, «Голубой океан».

        • Судя по планам Розетки они хотят захватить не только рынок электроники, так как отрываются новые разделы: игрушки  и прочее…
          В электронике новым игрокам уже не чего делать, это факт, согласен.

        • А лидеры рынка не убивают доверие к электронной коммерции?
          Сперва Розетка.ua меня обманывали 4 месяца, а теперь судом запугивают 🙂
          http://ukr-online.livejournal.com/47416.html

          Рынок сформирован только со слов Розетки.
          А вот статистика регистрации доменов интернет-магазинов, которым Garmin-Asus доверили продавать их продукцию на Украине, для упрощения взят только один город Киев:
          navi.in.ua = (2000 — взято с их сайта)
          linecom.kiev.ua = 2000
          brain.com.ua = 2002
          portamix.com.ua = 2004
          rozetka.com.ua = 2005
          gpsgarmin.com.ua = 2006
          sokol.ua = 2007
          mobilife.com.ua = 2009
          nuvifone.com.ua = 2009
          garminua.com = 2009
          moyo.ua = 2010
          itbox.ua = 2010
          protoria.ua = 2010
          В 2011 году телефоны сняты с производства и все распроданы, поэтому данных нет.
          Источники информации:
          http://www.garminasus.com/uk_UA/buy/
          http://dig.ua/

          Иными словами, появление новых крупных игроков на рынке УСКОРЯЕТСЯ.

          • Было бы правильно рассматривать более активного производителя, вы ведь сами пишете, что  эти телефоны уже сняты с производства.

            С таким же успехом можно смотреть на рынок исходя из официальных дистрибьюторов мобильных телефонов Siemens.

          • Коллеги, вы что сейчас на полном серьезе спорите о том, насыщен ли украинский рынок электронной коммерции магазинами, торгующими электроникой???

          • Вы вроде и в рынке разбираетесь, и до сих пор с IMEI заморачиваетесь 🙂
            Наверняка знаете, что не продавец их в базу вносит. А по срокам внесения — как будто с отечественной бюрократией не сталкивались.

      • Кто ж вас не пускает-то? Было много интересных докладов о том, как можно и нужно делать.
        «Посыл» некоторых докладов, в том числе розетки, в том, что не стоит ждать легких денег от интернет-торговли. Вы считаете, что у вас не будет проблем о которых он рассказывал? Ваше право. Вы уверены, что готовы к ним и решите их лучше существующих игроков — дерзайте, создавайте свой zappos и не тратьте время на комментарии на новостных сайтах 🙂

  • Точно интересное заявление Дмитрия Сатина.
    «модуль предложения похожего товара отвлекает пользователя от покупки.
    Такую тенденцию он случайно заметил при работе с сайтом знакомств.
    Модель работы таких ресурсов похожа на интернет-магазины.»

  • e2, Антон Ермоленко, Ukr Online вас ведь не было на конференции, и вы так уверенно пишете о том что было на мероприятии?

  • очень было бы интересно узнать чуть подробнее об API Новой Пошты

  • 5 абзац первое предложение: предложение?

Поиск