Итоги года: Как изменился рынок SMM и Digital-маркетинга в 2011 году?

1450
12

Год близится к завершению, и редакция AIN.UA начинает подводить первые итоги. В рамках серии блиц-опросов мы пригласили лидеров и экспертов рынка поделиться своими впечатлениями от уходящего года и прогнозами на год наступающий. Открывает серию итогов беседа с экспертами digital-маркетинга в Уанете. Роман Гаврыш, Оксана Завойко, Дмитрий Федоренко и Виктор Шкурба ответили на ряд вопросов нашей редакции:

  • Какие основные тенденции на digital рынке за прошлый год можете отметить? На сколько вырос рынок в денежном выражении?
  • Какой сейчас средний чек в вашей компании и как он вырос за прошлый год?
  • К чему Уанет оказался не готов в сфере digital-продвижения? Какие отрицательные стороны могли бы отметить среди украинской практики маркетинга в социальных сетях?
  • Какие цифры и тренды для украинского digital-рынка на 2012-й можете спрогнозировать?

Роман Гаврыш, управляющий партнер агентства Aimbulance

Основний тренд цього року — це, напевно, деяке структурування ринку. Цього року з’явився Комітет digital-агенцій. Лише другий рік білінги digital-агенцій рахуються окремо. Гравці на ринку стабілізуються та зміцнюються. Якщо брати огляд рейтингу білінгів, то можна сказати, що ринок загалом виріс приблизно у 2 рази порівняно з минулим.

Середній чек на кампанію у нас становить зараз порядка 350 тис грн. net; на платформу — 1 млн грн. net. У порівнянні з минулим роком він виріс практично у 1,5 — 2 рази.

Стосовно готовності та неготовності — складне питання. З одного боку, багато до чого не готовий. А з іншого, якщо ринок до чогось не готовий — то часто-густо на даному етапі йому цього і не треба. Думаю сьогодні ринок перебуває у здоровій фазі: представлені всі затребувані послуги та компетенції і вони отримують адекватну оплату. Якщо аґенцї не можуть продати якусь свою компетенцію — то це значить, що наразі ця компетенція не є критичною для бізнесу клієнта, або її можна отримати деінде безкоштовно. На мій погляд, зараз уже немає тотального нерозуміння між агенціями та клієнтами та такого вже величезного розриву у компетенціях, який був ще навіть рік тому.

На 2012 рік не можу зовсім нічого прогнозувати. Думаю, ринок буде рости, але структура послуг та компетенцій буде поступово змінюватися. Наприклад, SMM — це вже далеко не одна послуга; і продавати та купувати будуть вже більш чіткі складові. Також буде поглиблюватися орієнтація на результативність та тотальний аналіз маркетингових активностей з огляду на бізнес-результати.

Оксана Завойко, директор digital-агентства Prodigi

Я бы выделила то, насколько сильно и неожиданно социальные сети повлияли на перераспределение бюджетов и формирование стратегий в digital. Тренд социализации, работы в соцмедиа стал must-have для интернет-кампаний. Впервые в рейтинге посещаемости сеть ВКонтакте сравнялась с Google, Facebook вырос на 400% в начале года. Если в прошлом году работа с соцсетями была “модой”, то сейчас – это обязательный пункт в продвижении любого бренда. Крупные бренды начинают проводить отдельные тендеры; рынок диджитала вырос в 2 или 3 раза и, в частности, этот рост спровоцирован ростом сегмента SMM. В этом году объем рынка интернет-рекламы оценивается в 500 млн. грн., при этом треть составляет немедийный сегмент (т.е. 150 млн грн. – это собственно digital). В прошлом году эта же цифра была как минимум раза в 2 меньше.

Другая тенденция: компании готовы разрабатывать и воплощать долгосрочные интернет-стратегии, в рамках которых будут развивать собственные медиа — интернет-стартапы, странички, группы.

В 2010 г. наш средний чек был равен 200 тыс грн. Сейчас я бы его оценила средний чек проектной кампании одного периода в сумму 300-400 тыс. грн. по самым грубым подсчетам. В среднем, это период в пару месяцев: на подготовку, запуск, закрытие.

К чему никто не был готов – это к тому, что запрос рынка на профессионалов в сфере диджитала не будет удовлетворен, и будет катастрофическая нехватка толковых специалистов. Поэтому появлялись такие проекты, сделанные «на коленке» людьми, не имеющими понятия, каким образом функционирует онлайн-коммуникация. Надеюсь, в будущем году ситуация улучшится. За прошлый год отметила тенденцию, что в диджитал пришло гораздо больше маркетологов и рекламистов, чем специалистов из интернета. Это хорошо для креативности, но однозначно сказывается на умении вести долгосрочные проекты и развивать стартапы.

Кажется, нам обещают кризис в начале 2012, но я не очень в него верю. На носу — проведение чемпионата Евро-2012. А значит, рост рекламных бюджетов. Следует ожидать роста рынка в немедийном сегменте — не менее, чем в 1,5-2 раза.

Из глобальных трендов, которые будут в следующем году актуальны в Украине: развитие сферы разработки мобильных версий сайтов и различных приложений для мобильных телефонов, а также разнообразные игры. Проблема с мобильными приложениями – это чрезвычайно малое количество пользователей смартфонов в Украине (всего 400 тыс). По сравнению с 48 млн населения – это мизерная цифра, и даже если сравнить с 14 млн. пользователями интернете, это тоже мало. Думаю, что продажи смартфонов вырастут в 2012-ом примерно вдвое, при чем большинство из них будет на платформе Android.

Главный тренд диджитала в 2012 г., по моему мнению, — главенство цифр. Мы и клиенты вместе с нами начнут считать, анализировать и прогнозировать цифры по-другому. Просто количество подписчиков в группе уже никого не будет интересовать, а вот данные о talking about, лайки, шеры – будут. В общем, реальные цифры станут главными в 2012-ом.

Дмитрий Федоренко, директор digital production house “Студио7” (Peppermint Interactive)

Основным трендом уходящего года стал поиск наиболее эффективной точки входа в диковинные digital-коммуникации. Учитывая активное вовлечение пользователей интернета в социальные сети, этой точкой стал SMM. Клиенты хотели, а агентства не могли им в этом отказать. Причем до того “допользовали” этот термин, что размыли грань между полноценными цифровыми коммуникациями и одним из ее каналов. Сейчас участниками Комитета Digital Агентств Украины (UDAC) проводится активная образовательная работа, чтобы вернуть правильное понимание и значение терминологии.

Если говорить о емкости рынка цифровых сервисов, то в начале года ВРК оценивала его в пределах 100 млн грн. Но на конец года ситуация скорректировалась в сторону увеличения до 150 млн грн. не включая медийную составляющую. По-моему мнению, это стало возможным благодаря большому вниманию к этому каналу коммуникаций со стороны индустриальных СМИ и появлению ярких и эффективных кейсов на международной арене.

В среднем по рынку, и наша компания не стала исключением, стоимость стандартной рекламной кампании в интернет составляла от 150 до 500 тыс грн. Можно ожидать, что в следующем году нас ожидает некоторый рост бюджетов и за счет расширения предоставляемых (и запрашиваемых клиентами) услуг, а также за счет привлечения в digital-сегмент более квалифицированного и дорогостоящего персонала.

В течение всего года чувствовались серьезные ограничения во всем, что касалось креативных разработок и производства контента (особенно видео). В digital как то повелось что все вирусное делается за 5 минут и на телефон. А ведь все с точностью до наоборот. Настоящие работающие digital-механики требуют очень тщательной проработки, качественного технологичного продакшна и яркого креатива.

Из отрицательных сторон хотелось бы отметить отсутствие у клиента четких бенчмарков качества работы и, как следствие этого, появление откровенных фейлов.

Если трендом уходящего года было достижение KPI при продвижении в социальных сетях. При этом KPI часто обозначали сами агентства, и, как я уже говорил, креатив не получал ведущей роли в этом процессе, медийная составляющая была важнее; то трендом наступающего года будет плавное перетекание ATL / BTL бюджетов в digital и активная работа над созданием креативной упаковки для достигнутых KPI. А деньги…? Откусив у TV незаметные 7-10%, мы в 2-3 раза увеличим бюджеты рекламных кампаний и превратим digital в полноценное медиа.

Виктор Шкурба, CCO ISD Group

На мой взгляд, в 2011 г. рынок вырос где-то на 30%. Основная тенденция — SMM.

Если говорить о разработке, то средний чек увеличился на 20%. Без поддержки, медийки и социальных медиа — это около 250 тыс гривен.

Уанет вот уже который год оказался не готов к полноценным промо-кампаниям в интернете. Агентства быстро заметили, что клиенты через “розовые очки” смотрят на эффект от присутствия в социальных медиа. Как результат, рынок работал на карманы и на туалет. Поддерживать страничку на Facebook гораздо легче, чем отрабатывать механики, заниматься продакшном. В этом не было бы ничего плохого, если бы не ложь. Агентства прокачивают ботов вместо того, чтобы прокачивать мозг и работать над качеством. Год жуликов – так бы я назвал 2011-й.

Несмотря на неважные рыночные предпосылки, считаю, что рост сохранится на уровне текущего года, т.е. 30%. Евро-2012 этому должно поспособствовать. Тренды? Надежды на повышение качества проектов, онлайн-телевидение, мобильный маркетинг, бла-бла-бла-бла. Но все это дорого и сложно, и есть сомнения, что агентства захотят обменять мешочек золотых на перспективу. Буду рад ошибиться.

Оставить комментарий

Комментарии | 12

  • Prodigi такие крутые. И чек у них такой большой. А подрядчиков кидают на деньги. Небольшие, но так неприятно же. Номер один на рынке. Ага.

  • Комментарий Виктора мне понравился, живой и адекватный взгляд на рынок. Год
    жуликов. Мы и сами в этом году с этим столкнулись с этой проблемой…

    Но есть надежды, особенно с организацией UDAC, что
    ситуация изменится к лучшему, все станет честнее, креативнее, серьезнее.

  • Что ж вы так агентства-то не любите, друзья? Агентства это бизнес. Причем, бизнес по-требованию. Клиенты сами пробовали этот загадочный диджитал на вкус. И если кто-то не нашел себе надежного партнера, предлагающего работающие механики и аргументированную формулу рассчета эффективности, то это личные проблемы, которые не стоит экстраполировать на весь рынок.  

      • Просто у всех разные точки входа в одну и ту же реку. Но мы же обсуждаем бизнес-стратегии сейчас.
        Агентства — это клиент-сервисный бизнес. Мы же здесь не обсуждаем фейлы, а говорим об инструментарии. И я весь год стоял на том, что SMM это не весь диджитал, а, тем более, не панацея. Как и буду утверждать, что красивая картинка и богатый продакшин не является показателем креативной и, тем более, эффективной коммуникации. И только в органичном симбиозе необходимого инструментария возможно достижение результата. Где-то так ))

  • Чек, чек, чек зе майкрофон. Що за джокери. 350 тищ за кампанію без медійки? Золоті діджітальщики в нашій країні.

  • Виктор Шурба, про год жуликов — отжег! 🙂
    Кстати, SMM попадают под собственное оружие, люди проверяют их очень дотошно.
    И это хорошо. С другой стороны на перегретом ожиданиями рынке, когда никто не умеет делать креатив бюджеты палились в накрутки.

  • Цікаво, як наприклад ось такий проект «Prodigi вывело Дельта Банк в Facebook» http://mmr.net.ua/news/newsid/25543/  може коштувати клієнтові 300-400 тисяч? Ну я розумію, розробка (чи як звикли казати діджітальщікі «прадакшін») «складної» алпікації вимагає багато ресурсів і специфічних знань, а ще більше напевно потянуло пошук і написання контенту про проценти. 

    Чи то клієнти сліпі цуцики чи то діджітальщікі перебільшують суми проектів.  

  • ВНИМАНИЕ!!! кто хочет получить скидку 60% на «TOP-CLASS INTERNATIONAL» и лично познакомиться с Алистером Фростом, ждём для него ваши вопросы на тему: «Маркетинговая стратегия для мира Digital»! Присылайте вопросы сюда 
    http://www.facebook.com/TopClassInternational , либо на e-mail: [email protected]

Поиск