Итоги года: Как изменился рынок электронной коммерции в 2011 году?

1305
18

Редакция AIN.UA пригласила экспертов сегмента e-commerce в Уанете поделиться своими впечатлениями от уходящего года и — возможно — спрогнозировать, каким будет для интернет-торговли 2012 год. На наши вопросы отвечали топ-менеджеры “Яндекс.Маркет”, OWOX и Google.

  • На сколько, по вашим оценкам, вырос рынок электронной коммерции в Украине за прошлый год и что являлось ключевыми факторами роста?
  • Какие сегменты товаров выросли больше всего и почему?
  • Какие из ваших ожиданий на 2011 год не оправдались и почему
  • Изменилась ли за прошлый год популярность «неналичных» способов оплаты?
  • Что вы ожидаете от 2012?

Алексей Авдей, руководитель сервиса “Яндекс.Маркет”

У нас нет данных по всему рынку, но, например, месячная аудитория Яндекс.Маркета в Украине за год выросла на 140% (по данным Gemius с октября 2010 по октябрь 2011). Число украинских магазинов, подключенных к Маркету, увеличилось с 232 до 475. А по данным сервиса «Статистика ключевых слов на Яндексе», украинцы стали на 20% чаще задавать поиску запросы со словами “интернет-магазин”, т.е. интерес к покупкам в онлайне рос сильнее, чем аудитория Уанета.

По нашим наблюдениям, в этом году очень вырос сегмент одежды и обуви, а также игрушек и товаров для дома. Многие покупатели-новички начинают свое знакомство с онлайн-шоппингом именно с этих категорий.

Наблюдается равномерный рост электронных способов оплаты, но до прорыва еще далеко. Покупателям нужна более сильная мотивация, чтобы платить именно таким образом.

От 2012 г. ожидаем, что станет больше крупных интернет-магазинов, работающих в сегментах одежды и обуви, игрушек, товаров для дома. Кроме того, крупные магазины могут превращаться в площадки для размещения товаров других магазинов, как, например, Аmazon.com.

Владислав Флакс, директор OWOX

Начнем с темпов роста рынка электронной коммерции в Украине. По моим наблюдениям, в гривне он вырос на 100%. Ключевые факторы: кривая роста количества интернет-покупателей повторяет форму кривой роста интернет-пользователей трехгодичной давности. Со временем рост рынка замедлится также, как сейчас замедлился рост проникновения интернета.

Если брать рост сегментов, то в относительном выражении выросли (даже скорее — “показались на горизонте”) продажа одежды и немного — продажа услуг. Произошло это потому, что западные компании решились вложиться в данный сегмент и прийти на рынок.

Неоправдавшихся ожиданий в 2011 г. не было. Популярность «неналичных» способов оплаты за минувший год, на мой взгляд, не изменилась. Что касается ожиданий: от 2012 г. ожидаю увеличения онлайн-продаж от оффлайн-сетей.

Дмитрий Шоломко, директор Google в Украине

Рынок e-commerce вырос значительно — мы видим это по росту бюджетов наших клиентов, которые работают в сфере электронной коммерции, и благодаря этому Украина была одной из самых быстрорастущих стран для Google в мире в 2011 году. Однако точными цифрами не обладаем — лучше, чтобы такими оценками делились специализированные исследовательские компании.

Традиционный ритейл вырос сильнее всего, благодаря значительному расширению ассортиментов товаров, которые продаются через Интернет: если еще год назад единственными хорошо продаваемыми товарами в Интернет были гаджеты и электроника, то сейчас, к примеру, уже очень хорошо продается одежда.

В этом году у меня не было завышенных ожиданий, хотелось бы только увидеть в следующем году развитие исследований интернет-рынка Украины: это важное направление, которое хотелось бы, чтобы развивалось лучше.

У пользователей по-прежнему очень мало возможностей для качественного использования «неналичных» оплат. К сожалению, мало что изменилось, но здесь необходимы законодательные решения.

В 2012 г. ожидаем продолжения роста: оснований для замедления роста рынка нет никаких.

Оставить комментарий

Комментарии | 18

  • Было бы неплохо услышать сами интернет магазины.

    • Мы приглашали Розетку, но они отказались от участия.

      • Можно даже не крупные интернет магазины, просто средние — топовые в своих нишах. Динамика должна всё равно прослеживаться.

        • А какие топовые в одежде сейчас, в книгах, в продуктах, в финансах?

          • По одежде, навскидку, те что часто мелькают ) bonprix.ua  modaclub.com.ua  clasno.com.ua  modanadom.com  drezex.com.ua  modoza.com…  Много же ниш  есть мужская и женская одежда, нижне-бельевые, обувные и сумочные…Розетка это не объективный показатель развития и итогов интернет торговли 2011. Тоже самое книги и другое.

          • Одежда 
            бонприкс = одежда (могу дать контакт)
            престиж + моднакаста = шопигингклуб (могу дать контакт)
            книги — книжный клуб (могу дать контакт)
            продукты — нет вминяемых (только доставки обед и т.д.) есть алкаголь
            финансы-непонял….

          • С удовольствием послушал бы маркетолога 
            bonprix.ua !

  • За 2011 год.

    — уменьшилось кол-во продаж серого товара (особенно телевизоров и крупной быт.).
    — магазины однодневки или не готовые меняться «Мобитрайд, Матрикс, Некерман, Квелле и др..» ушли в никуда или обслуживают старых клиентов, которые хоть как-то к ним лояльны.
    — сильно увеличились заказы через корзину (с 20-25% до 40-50%) — относиться к ИМ, которые более 2-3х лет на рынке. Простимулировал этот процесс рынок продаж шмоток через Интернет (бонприксоподобные) + 2-3 покупка через ИМ и увеличение доверия к рынку в целом.
    — все также печально можно сказать, что поставщики как были лояльны ко всем без разбора (((, так и остались. Увы иная ситуация ИМХО позволила бы рынку НОРМАЛЬНЫХ ИнтМаг развиваться более активно и держать одинаковый уровень цен, уменьшилось бы кол-во обманутых покупателей и т.д. вы сами в курсе.
    — РЕГИОНЫ, не побоюсь этого слова ) Те кто первый встал на этот тяжелый (кражи, логистика, менталитет), но правильный путь выиграли и причем немало. Розетка и Мобилак рулят.
    — Продажи через Visa, Master и webmoney и др. растут медленно (кеш рулит) — опять же доверие (даже я заказывая товар из Одессы в ИМ 2-й раз, не готов делать им предоплату. После получения товара готов расстаться с честно заработанными). Некоторые Шоппинг клубы делают скидку на доставку, если user платит visa на сайте  по моим данным работает, но в 25-30%.
    — Покупатели понятное дело что их стало значительно больше в Интернет. Не зря же Фокстрот и Комфи сделали свои ИМ. Вопрос на сколько — это сложно сказать, только вот по месячному охвату та же Розетка уже обошла все порталы Украины.
    — От 2012 года я думаю все ИМ ожидают,
    Лояльности и ВМЕНЯЕМОСТИ от покупателей
    — что Наши Соотечественники перестанут покупать технику, НАПРИМЕР телевизор и сразу после Нового Года его возвращать, так как они уже посмотрели новогоднюю программу под водочку и оливье на большом экране.
    Поставщики начнут отгружать технику только тем, кто действительно готов держать тот уровень цен, который они требуют.
    Мошенники и Менты перестанут бить и грабить курьеров.
    Снижение цен на качественный трафик, понятное ранжирование Гуглом и Яндексом ИМ в зависимости от наличия товаров, а не просто, что он есть в базе на сайте.
    Думаю, что было бы здорово сделать Национальный рейтинг ИМ. с разными категориями )
    + можно ожидать увеличение Европейских игроков на нашем рынке.

    PS. Желаю всем ИМ, что бы Ваша маржа на товарной единице стремилась вверх, а средняя сумма чека не помещалась в стандартной ячейке EXEL.

    • Вот спасибо! Уже читать интереснее и инфа поконкретней, чем «продажи растут….одежда будет продаваться»

    • >>
       только вот по месячному охвату та же Розетка уже обошла все порталы Украины.

      Вот они последствия постоянных публикаций бредостаты от InMind. Родная статистика Розетки закрыта, из панельных, гугл и алекса показывают иные данные. Но тем не менее, пошли такие вот выводы. 
      Да, большая у Розетки посещаемость. Но н больше, чем у порталов. По крайней мере, без проверенных скринов родной статистики, это утрверждать нельзя (а панельные данные говорят не в пользу этого утверждения. По крайней мере, если брать адекватные и проверенные источники).

    • Рома, спасибо за информацию. Тебя стоит убрать из каментов и перенести в статью )))

    • «- уменьшилось кол-во продаж серого товара (особенно телевизоров и крупной быт.).»когда я ехал автостопом через границу, мне рассказали другие данные из первых рук. При чем одни и те же данные разные люди, которые этим занимаются. Интернет магазины все больше и больше покупают серый товар, особенно из Польши. Также, скоро повысят лимит перевозки имущества через границу «для себя» до 1000 евро, и серого товара в Украину хлынет еще больше, особенно плазменных экранов (на них моржа больше)

  • В будущем интернет будет настолько развит, что даже не надо будет выходить из дома.Результат уже виден.Новое поколение уже с малых лет пользуется интернетом и будет по мере развития пользоваться им до конца жизни.

    брендовая обувь
     

Поиск