Итоги года: Каким был 2011 г. для рынка поискового продвижения в Уанете?

1927
39

Свои итоги года подвели и те, кто занимается поисковой оптимизацией и контекстной рекламой. Итоги прошедшего года и прогнозы на 2012 г. редакции AIN.UA озвучили топ-менеджеры UCT, “Ашманов и партнеры — Украина”, Promodo, Netpeak, SEO-Studio.

  • На сколько, по вашим оценкам, в уходящем году вырос украинский рынок поискового продвижения? Можете ли оценить рынок с точки зрения бюджетов? Сколько компаний и отдельных специалистов предоставляют услуги?
  • Какие ключевые тенденции 2011 года (как среди клиентов, так и среди агентств) на этом рынке вы можете отметить?
  • Мешало ли что-то или, наоборот, помогало этому рынку развиваться?
  • Представители каких сегментов были основными потребителями услуг по продвижению в прошлом году? Есть ли такие, со стороны которых интерес снизился?

Артем Бородатюк, руководитель студии интернет-маркетинга Netpeak

Понимание услуг поискового продвижения у каждого свое. Под фразой «раскрутка сайта» что-то абсолютно разное делают как рекламные агентства и веб-студии, так и SEO-компании и фрилансеры. Уверен, что пару сотен компаний на рынке есть, из которых можно выделять десяток на общем фоне.

Вообще, SEO-мастером себя может назвать каждый, кто купил ссылку или зарегистрировал сайт в каком-то бесплатном каталоге. А вот специалист ли он – это другой вопрос. По субъективным ощущениям «SEO-специалисты» (кавычки тут не случайны) могут конкурировать по численности со «стартаперами» (и тут тоже :)).

Кстати, фразу «рынок поискового продвижения» я бы тоже брал в кавычки. Скорее, в Украине как раз не рынок, а «Привоз поискового продвижения». На Привозе, как известно, можно купить все и еще немного. Поэтому, какого бы SEO-счастья клиент не захотел, он обязательно найдет поставщика этого «счастья». Ну а продавцов счастья в нашей стране испокон веков достаточно.

Основываясь на данных, которыми мы обладаем, оборот рынка SEO в Украине составляет порядка 32 млн долларов (в год). Затрудняюсь даже примерно говорить на сколько вырос рынок, но уверен, что рост — есть. Опять же, я бы не говорил про рынок, я бы говорил, что на SEO тратят эту сумму и не всегда клиенты – сами SEO-мастера могут зарабатывать, вкладывая деньги в SEO своих проектов.

Уровень образованности клиентов постоянно растет. Не для всех клиентов, на удивление, это идет в плюс — зависит от того, насколько глубоко в информацию, которой кишит интернет, клиент погрузился.

В этом году я заметил тенденцию к повышению интереса к веб-аналитике и, что самое положительное, к юзабилити на основе именно веб-аналитики, а не теорий из серии «меняем цвет кнопки на зеленый, ведь этот цвет приятнее для глаза». К концу года лично мы замечаем всплеск интереса к контекстной рекламе, но в блице вроде как речь только о SEO… Вообще, предлагаю в конце 2012 (а можно в начале 2013, чтобы всем спокойнее было на душе) провести опрос не только по SEO. Только поисковым продвижением в чистом виде наверняка ни одна студия из опрашиваемых не занимается, пора бы учесть самую главную тенденцию последних лет.

Долго думал над тем, что мешало рынку развиваться. Наверное, можно сказать, что и Netpeak, и рынку развиваться мешало и мешает одно – недостаток кадров. По-моему, уровень общей образованности людей стремительно идет вниз. В данный момент к нам в студию на работу попадает 1 человек из 150 выславших резюме. При этом мы постоянно нуждаемся в толковых кадрах и практически не требуем каких-то начальных знаний – необходимы в принципе стандартные для общества положительные личные качества, задатки для будущего роста и стремление работать в сфере интернет-маркетинга. Почему это же мешает и рынку? Потому что мы видим кто к нам приходит из «опытных SEO-специалистов» и куда они иногда уходят. С такими активными кадрами рынку наверняка непросто развиваться.

По сегментам потребителей услуг мне тяжело сказать, так как выборка невелика, а по типам проектов могу отметить хороший рост интереса к услугам продвижения интернет-магазинов. Давно пора 🙂

Александр Колб, генеральный директор Promodo

По росту рынка — мы не проводили исследований в этом направлении в виду сложности проведения такого рода оценки. Делать выводы на основании нашей компании также сложно, т.к. нужно учитывать данные всех крупных игроков рынка, что невозможно. Следует учитывать, что большая часть рынка SEO — это фрилансеры, и если их показатели брать в расчет, то на этот вопрос ответить куда более сложно.

Если мы говорим о рынке поисковой оптимизации, то я бы воздержались от озвучивания цифры бюджетов. Ценообразование на рынке не сформировано и бывает абсолютно незакономерным и разрозненным. Рост интереса к продвижению в сети растет, число игроков рынка тоже. Мы заметили одну тенденцию: снижение бюджетов на продвижение за счет появления на рынке предложений от сомнительного вида компаний или фрилансеров, которые обрабатывают начинающих клиентов, «пробующих» услуги интернет-маркетинга. Опытный клиент знает, за что он платит и знает, как отличить качественное предложение от сомнительного. Новые клиенты не совсем понимают, что им необходимо, за что они платят, а желание экономить часто приводит к решению принять предложение от непроверенного подрядчика. В глобальном плане это ведет к общему заблуждению на клиентском рынке относительно стоимости качественных услуг.

На слуху в нашей среде до 10-ти компаний, но это взгляд со стороны исполнителя. Правильно этот вопрос задать, наверное, потенциальным клиентам для объективной оценки. Специалистов в широком понимании этого слова крайне мало, спрос на них очень высок. Количественно не занимались подсчетом.

Основной тенденцией 2011 года я бы отметил расширение пакета услуг зрелому клиенту, а также образованность клиентов в вопросах SEO. Бывалые игроки сами понимают, что рынок интернет-маркетинга не заканчивается на продвижении в поисковых системах, им интересны услуги контекстной рекламы, юзабилити-анализа в тандеме, что приятно.

Также заметен рост объема предложений «трафикового продвижения», «продвижения с оплатой за результат» и некоторых смешанных тем. Если говорить о социальном маркетинге, то спрос на услугу есть, но слегка подугас.

На мой взгляд, частично мешает рынку развиваться отсутствие представительств (или их слабая активность) основных крупных игроков, например, Facebook, ВКонтакте и др. Тормозящим фактором также послужили изменения в налоговом законодательстве.

Хорошо сказывается большое количество семинаров и конференций на рынке, многие из них организованы на достойном уровне, что позитивно влияет на рынка в целом как с точки зрения профессиональной консолидации , так и с точки зрения развития клиентов, использующих или желающих использовать интернет-маркетинг для своего бизнеса.

Если судить по рынку электронной коммерции, то заметен рост спроса со стороны предпринимателей из тех ниш, которые раньше не интересовались интернет-продвижением или не проявляли серьезной активности: это рынки детских товаров, питания, одежды, косметики, белья, книжный сектор. Заметен рост спроса в автомобильном секторе.

Александр Ольшанский, президент компании «Ашманов и партнеры-Украина»

Сама по себе услуга SEO в 2011 году не очень выросла. И, скорее всего, расти уже не будет. SEO становится одной из составляющих комплекса услуг по продвижению сайтов в Интернете. Сегодня, чтобы успешно заниматься этим, нужно использовать 2-3 (а в перспективе – 4-5) механизма по продвижению. Сейчас лидером модных тенденций в сфере продвижения являются, конечно, социальные медиа, SMM , SMO. Но не стоит забывать про старые добрые SEO, контекст, медийную рекламу, плюс нестандартные форматы – все это дает неплохую базу для работы. Спрос на комплексные услуги продвижения в Сети рос, растет и будет расти еще несколько лет.

Большие компании, которые работают в этой сфере в Украине, можно сосчитать сегодня на пальцах одной руки. Есть также десяток-два крепких середнячков. Наверное, в 2013 году будет окончательно сформирована пятерка или даже десятка лидеров в этой области.

Среди ключевых тенденций запросов клиентов в 2011 году: появление массового интереса к SMM. Появились так называемые «волшебники» – люди, которые не очень хорошо понимают в вопросе, но предлагают эти услуги и обещают всякие чудеса, быстро и недорого. В общем ситуация похожа на ту, которая была когда-то в сфере сайтостроения, когда на каждом заборе было написано: «Сайт за 300 гривен». В 2012 году на каждом заборе будет написано: «Продвижение в Интернете за 300 гривен» или «Продвижение в соцсетях». К этому нужно быть готовым – как агентствам, так и клиентам. Клиентам нужно вспомнить, куда делось большинство сайтов по 300 грн, а агентствам нужно быть готовыми, с одной стороны, объяснять, что происходит, а с другой – быть готовыми принимать поток людей, которые уже пару раз попробовали, сильно разуверились в самой возможности этой услуги и ее эффективности, и быть готовыми предоставлять доказательства эффективности этой услуги.

Общая тенденция очень помогала развиваться рынку продвижения: Интернет растет, количество пользователей в Украине растет, бизнес в большей своей массе осознал, что это неплохой канал продвижения товаров и услуг. И общая тенденция роста Сети будет помогать этому рынку развиваться еще несколько ближайших лет.

Все сегменты в 2011 г. были представлены, падения интереса не может быть ни у кого в силу роста самого рынка. Из интересного: появился специфический сегмент клиентов – это стартапы, которые в свое время привлекли инвестиции, и сегодня им нужно отчитываться согласно инвестиционному плану. Соответственно, у них есть какие-то цели и задачи, которые часто бывают выражены в показателях посещаемости, узнаваемости, заполнения каких-то анкет, регистраций и т. д. И появился такой странный сегмент клиентов, которых не интересует, настоящая это посещаемость или не очень – им нужно просто за деньги выполнить некие показатели. Это очень специфический сегмент рынка, мы в этом стараемся не участвовать, но он появился, и там есть некоторые деньги. Мы не участвуем в этом, потому что считаем, что фактически это некая схема обмана инвесторов.

Дмитрий Павлов, директор UCT

Мне затруднительно сделать такую оценку, т.к. точных, или хотя бы — достоверных, данных о обороте рынка SEO-услуг я не встречал. Могу только сказать, что за 2011 год оборот группы компаний, которые я возглавляю, по SEO-услугам вырос примерно в 2 раза, а общий доход по всем рекламным услугам — на 73%. Но я не могу сказать, является ли это общей тенденцией.

Если говорить о граничных бюджетах компаний, которые заказывают SEO-услуги, то они варьируются от 800 гривен до десятков тысяч гривен. Если же говорить о «среднем» бюджете, как о «средней» температуре по больнице, то моя оценка, опирающаяся на известные мне данные, будет примерно 3000-4000 грн.

Я не задавался целью провести подсчет специалистов, так как получить более-менее точные данные затруднительно из-за того, что многие компании и самостоятельно работающие специалисты не особо себя рекламируют. Но только в Киеве на постоянной основе предоставляют услуги SEO-продвижения не менее 30 компаний, которые в большей или меньшей степени проявляются через рекламную активность.

Отмечу тенденцию увеличения лояльности самостоятельных специалистов к трудоустройству на постоянную работу в предприятия. Многие специалисты, которые ранее действовали в одиночку, стали понимать, что снижение заработка и потеря самостоятельности компенсируется многими преимуществами работы в команде. По итогам года особых проблем или позитивных факторов, которые стоило бы выделять, я не заметил.

Достаточно высокую активность и интерес к SEO-продвижению проявляют интернет-магазины, предприятия сферы туристического бизнеса, производители и продавцы сантехники, пластиковых окон, а также предприятия по продаже ноутбуков и мобильных телефонов.

Падение интереса отметить не могу, разве что достаточно сильные сезонные колебания в сфере климатической техники и утепления фасадов. Но эта тенденция совершенно естественная.

Роман Рыбальченко, руководитель отдела интернет-маркетинга SEO-Studio

По нашим оценкам рынок поискового продвижения вырос примерно в 1.5 раза. Рост был равномерным: как за счет новых клиентов, так и за счет развития существующих.

Бюджеты можно проранжировать следующим образом: маленькие (до 400$ в месяц), средние, высокие (от 1500$). Сколько компаний и фрилансеров на рынке предоставляют услуги мы никогда не считали.

Тенденция 2011 года — снижение себестоимости услуг и повышение эффективности для бизнеса. Достигается благодаря «умным» услугам: SEO-Traffic, автопродвижение, повышение CTR сниппета, углубленная аналитика конверсий, отслеживание телефонных звонков.

В этому году мешала неупорядоченность стратегии Google для украинского региона (хаос в картах, медленный выход нового функционала AdWords, условия работы с агентствами, ограничения бесплатного API).

Потребителями услуг продвижения в 2011 были практически все: интернет-магазины, порталы, сайты В2В- и В2С-бизнесов. Интерес только растёт, поскольку растут бюджеты на интернет-рекламу.

Оставить комментарий

Комментарии | 39

  • спрос исключительно на SEO падает…
    мне очень близок комментарий Ольшанского

    • Это потому что поисковое продвижение лучше называть SEM — Search Engine Marketing. Который включает в себя оптимизацию веб-сайта и инструменты представления информации в результатах поиска (сайт, контекст, соц. сети). 

  • Чистое SEO уже умерло, сейчас все нужно делать комплексно, причем этот комплекс нужно делать на 3 глобальные части: особенности бизнеса клиента (что приносит больше прибыли, что есть на складе, что нужно быстрее продать чтобы отхватить место на рынке, какие преимущества перед конкурентами и т.д.), сайт клиента (информация на сайте, юзабилити и дизайн, конверсия и т.д.) и продвижение в Интернете (узнаваемость бренда, лояльность потребителей, места «обитания» ЦА клиента). Если хоть одно из 3х важных составляющих не учтено — продвижение уже не максимально эффективно, часть маркетингового бюджета теряется.

    Что интересно, агентства и небольшая часть клиентов пока только осваивают связку сайт-продвижение, называю это «комплексным» подходом, а о третей части мало кто даже задумывается. Вот она и тенденция на ближайшие годы: продвижение будет охватывать все больше разных вопросов.

    • Это далеко не весь комплекс. Нужно начинать с работы еще на этапе разработки проекта. На этапе работы проекта есть много характеристик, с которыми можно и нужно работать. Работа с повторными продажами, настройка работы колл-центра и сервиса в принципе, акционная политика, и маркетинговые атаки на конкурентов, и аналитка всег-всего-всего. Но до понимания и тем более реализации этого всего ой как далеко… У нас рассылки с НГ делают единицы, не до высших материй…

      • А как можно это делать, если озвученная в статье тенденция «уменьшение себестоимости» :)))
        Подобная работа над проектом лишь увеличивает ее, а базованя автоматизация дает уменьшение себестоимости в нескольких направлениях, дальнейшие же работы не дают такой глобальный эффект. (если рассматривать большинство проектов, а не огромные контентные исключения).
        Это я к тому, что описанные выше процессы нельзя автоматизировать (можно лишь сделать инструментарий, который и так есть), при этом часто клиент хочет подешевле и ему эту возможность часто стараются предоставить. Так что большинство проектов будет вестись без описанного комплексного подхода как в 2012, так и в 2013 году.

  • У меня лично вызывает огромное удивление тот факт, что при общении с представителем не самых маленьких проектов, ни одна компания, кроме «Ашманова», принципиально не дала даже ориентировочных цифр по трафику-версус-деньги. Т.е. стандартна ситуация, когда клиент несет _живые_ деньги, а SEO-компания обещает «нечто»… О каком комплексе тут вообще может идти речь? Какие 3 составляющие?! :))) Пока руководители не готовы брать на себя ответственность за потраченные бюджеты, лично мое мнение — нормального SEO рынка в стране нет.

  • Господа, давайте сыграем в открытую игру. У меня есть $1000 в месяц, сайт Рикардо и готовность выполнить _технические_ рекомендации. В редакционную политику лезть не дам. Сколько _укр_ трафика вы нальете мне за эти деньги при условии 6-ти месячного контракта?

    • Можно и AIN.UA сюда поставить.
      Только вот я бы еще смотрел на глубину просмотра. Т.е. трафик с 1.1 не интересен совсем:)

    • http://www.seo-studio.com.ua/prodvizhenie-po-trafiku.htm
      Сколько нальем — столько и оплатите, ни цента за воздух

      • Евгений, вы читать умеете? :)) Дайте конкретный ответ.

        • В таком формате ответ будет такой же точный и конркетный, как гадание цыганки. Вы же не выложите сделать доступ в Analytics? 

          • Здесь — нет. В личку — да. Условие простое — готов платить разумную цену за _контакт_ (клик, хост, риал юзер — вотэвер), а не за позицию в поисковой выдаче. Зная тематику сайта вы сможете назвать хотя-бы приблизительную стоимость контакта?…

        • Аналогичный вопрос из вашей сферы:

          — у меня есть баннер и 1000$, сколько посетителей мне даст Рикардо? 🙂

          • Ромка, ну мы же тут можем дать конкретный ответ, только не вслепую.

          • Делите бюджет согласно прайсу, мы даем средний CTR — вуаля. Я не сейл, но могу дать контакт человека, который вам назовет цифры.

          • Но ctr моего баннера может быть 0.1%, а может быть и 1%. Это я приводил пример, чтобы вы понимали что здесь публично этот разброс цены трафика может быть 0.01$ — 0.10$ аналогично.

            Оставьте контакты http://www.seo-studio.com.ua/prodvizhenie-po-trafiku.htm , с вами свяжутся, получат необходимые данные, проведут расчёты, предложат цену за траффик.

    • Павел, осталось только предварительно открыть аналитикс для анализа текущей ситуации + определиться, что будет считаться «нашим» трафиком. Задача не сложная, на самом деле. 

      • Роман, мы общались с тремя компаниями в списке (на большее нас не хватило) и открывали на неделю Аналитикс. Ответ получили в стиле «по продвигаемым запросам (точный список после оплаты анализа) вы с позиции 9 подниметесь на позицию 4″… Я полностью согласен, что задача не сложная да и не требовали мы точных цифр — только ориентировочные. Но никто, кроме 1 компании да и та не с первого раза, не согласился взять ответственность за освоенный бюджет… Иными словами, ценообразование в SEO-бизнесе не есть прозрачным. Именно поэтому мне кажется многие покупают трафик там, где все просто — у Укрнета и МГ.

        • Странно. Может недопонимание какое-то было.
          НетПик и Сео-студио так точно по трафику готовы работать. Не знаю как остальные.

        • Не стоит всех под одну гребенку, тем и хорош наш несформированный рынок, что можно работать по-разному. Мы, например, не продаем позиции (по крайней мере стараемся этого не делать для проектов, где есть множество других осязаемых метрик определения успеха).

          Ценообразование довольно просто: время работы специалиста + менеджмент + ссылочный бюджет (если необходим он для проекта и когда необходим). 

          Стоимость услуг прозрачна: ведущий специалист (профи с многолетним опытом) может потянуть 5-6 больших проектов. Больше — во вред качеству. Хотите — для себя можете рассчитать почасовку.

          Прогноз результата всегда выставляется заниженный, поскольку: 1. это риски 2. делай больше, чем обещаешь. Но прогнозировать можно и нужно.

          Ответственность — стремление заработать или улучшить репутацию. Или вы хотите финансовую ответственность? Компании растут исключительно за счет успеха бизнеса своих клиентов, крутых кейсов, никак иначе. 

        • Павел, к нам в Netpeak вы точно не обращались, я бы запомнил, можете скинуть мне на почту [email protected] Вашу задачу, а решение уже точно найдем и цену перехода назовем и сделаем прогноз роста приблизительный.

    • Если очень «не углубляясь…». При условии 6-месячного контракта при 1000$ в месяц стоимость 1 перехода будет от 8 до 20 копеек в зависимости от кучи факторов. Т.е. за 6 месяцев можем налить от  240000 до 600000. Это не видя аналитикса, достаточно примерные размытые цифры.

  • Александр, за такие деньги можно лить контекст и не париться:)

Поиск