Стартапы на бездорожье

974
10

Как сказал великий земляк два века назад, плохие дороги и дураки есть главные беды нашей территории. Очевидно, что надежда преодолеть эти беды возможна в случае немедленных изменений по всем направлениям и на всех уровнях, т.е. реализации на практике качественно новых идей в немалом количестве. На мой взгляд, для каждой такой реализации лучшего названия, чем «стартап», не придумаешь.

Однако единого определения термина «стартап» просто не существует — полное бездорожье. Кто-то даже называет стартапы финансовыми инструментами, а кто-то считает очередным «мыльным пузырем». Хороший термин может быть просто дискредитирован.

Казалось бы, перевод слова startup (start-up) намекает — это, однозначно, запуск. Запуск первого спутника, запуск экспедиции на Луну и т.д. То есть что то совершенно новое, инновационное, первопроходческое, настоящий «фронтир».

Оказывается, английская Википедия не дает определения этому термину (однако есть термин «startup company», впрочем с довольно невнятным определением), да и встречающиеся у тамошних «гуру» определения кажутся неполными. Вполне возможно, что для Кремниевой долины это считается само собой разумеющимся, подразумеваемым без точных формулировок, ведь культуре стартапов там не один и не два десятка лет. У нас же ситуация иная и важно, на мой взгляд, «на берегу» определиться с точной формулировкой и значением.

Русскоязычная википедия таки берет на себя смелость разъяснить, что “стартап — это компания с короткой операционной деятельностью” (видимо, имелось в виду «с короткой историей операционной деятельности»). То есть, организовал пробную точку по продаже шаурмы — стартап, провернул единичную сделку “купил за рупь — продал за два, на эти прОценты и живу” — вообще крутой стартапер. Такое определение, скорей всего, только уводит в сторону.

Как показано здесь, в Украине достаточно квалифицированных кадров (как минимум, в software), работающих по аутсорсингу на зарубежных заказчиков. В соответствующем сообществе давно идет «холивар» на тему “аутсорсинг мертв, а я еще жив”, есть ощущение силы и возможностей, а также недостатка в собственных стартапах. И что хорошо — появилось понимание необходимости развивать культуру стартапов. В такой ситуации определение точного значения термина «стартап» совсем не будет лишним.

Назвался стартапом — полезай в кузов

Попытаемся внести ясность, применив принцип “бритвы Оккама”. Запуск проекта по открытию парикмахерской, автомойки, химчистки, обычного интернет-магазина — это не так уж легко, но это всего лишь открытие нового бизнеса и абсолютно незачем здесь использовать термин «стартап». Начать внутри компании проект по улучшению питания сотрудников, внедрению новой системы учета или контроля доступа — это важно, порой высокотехнологично и имеет массу сложных нюансов, но это также не стартап.

В то же время даже печать картинок на футболках может, как показывает практика, приобрести инновационный оттенок и послужить основой стартапа. К примеру, если дать посетителям возможность на сайте самим конструировать дизайн футболки и автоматически калькулировать изменение цены. Попытки построения такого сервиса разной степени “удачности” недавно проводились на ряде профильных сайтов.

Складывается впечатление, что наиболее точно будет определить стартап как начало хайтек-проекта, обладающего достаточной степенью новизны идей или применяемых технологий. Но Стив Бланк, к примеру, утверждает, что стартап является временной организацией, ищущей повторяемую и масштабируемую бизнес-модель. Вроде бы здесь нет ни слова о хайтеке, проекте или новизне, на первый взгляд. Но как можно начать проект без организации и зачем что-то искать, если оно уже реализовано? А так как в традиционных отраслях с применением традиционных методов уже крайне сложно найти что-либо новое, то совершенно естественно, что подавляющее большинство стартапов связано с хайтек.

Таким образом, все же можно утверждать, что стартап — это организация нового проекта, основанного на инновационных идеях, технологиях, способах продвижения или доставки товаров и услуг, ставящего своей целью создание повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. Подразумевается, что всякий стартап — это лишь временная стадия, переходящая по окончании в устойчивую форму бизнес-модели в случае удачи. То есть это прототип бизнеса, в котором основное внимание уделяется главным функциям и ключевым целям, поэтому в стартапе один человек может выполнять функции, соответствующие целому отделу или даже нескольким в устойчивой большой компании.

Кроме того, инновации сами по себе мало кому интересны, даже в виде повторяемой и масштабируемой бизнес-модели. Такая модель должна давать качественные преимущества бизнесу в рамках четко очерченного рынка (или целевой аудитории).

Доказательства стартапности

В качестве примеров, соответствующих данному определению, стоит привести хорошо известные, проверенные временем и успешные проекты украинских команд.

prom.ua

На момент создания (2008 год) аналогов в чистом виде для, как минимум, украинского рынка не имел, alibaba.com ориентирован на экспорт, а самый близкий аналог, taobao.com, — уж слишком китайский. Проект был полноценной инновацией для локального рынка, не имея ничего общего с «копикатом».
По сути, как стартап, просуществовал чуть более года, за это время сумел привлечь стратегического инвестора и перейти к масштабированию полученной бизнес-модели. Ключевым для успеха стартапа стал фактор качественного преимущества инновационной (на момент 2008 года) бизнес-модели в рамках локального рынка.

audiko.net

Другим классическим примером может служить веб-сервис on-line нарезки рингтонов (в том числе в формате iPhone) из пользовательских аудио-файлов и видеороликов YouTube, запущенный в свое время днепропетровской командой. На момент запуска стартапа (2008 г.) для пользователей iPhone существовала проблема подбора желаемых рингтонов. Сервис идеально использовал момент, предоставив возможность сделать все очень просто и без установки специального ПО.

Что дальше

Как определить степень инновационности идеи стартапа? Какой должна быть организация стартапа (команда, финансы)? Обязательно ли привлечение внешнего инвестора и на какой стадии? Годен ли к применению генератор бизнес-моделей и методики предварительной оценки стартапа? Как наиболее оптимально использовать локальную специфику?

Вот неполный перечень вопросов, ответы на которые могли бы помочь начинающим стартапперам. И судя по ситуации с определением термина «стартап», а вернее с туманом вокруг него, все перечисленные вопросы также не мешало бы «прояснить».

Оставить комментарий

Комментарии | 10

  • На момент старта Prom.ua успешно работал и имел значительное число клиентов (как в Украине, так и за ее пределами) их прямой конкурент — 
    http://www.all.biz/

    • Что касается all.biz — честно сказать, говорить о ситуации 2008 года сейчас уже трудно, но сами основатели prom.ua отмечали в тот период совсем других конкурентов.

      • Ответственно заявляю, что оллбиз был изначально нашим прямым конкурентом, другое дело, что мы на них практически не смотрели в плане продукта, так как он сильно отставал от зарубежных аналогов, собственно этим мы и воспользовались в итоге. 

        • Николай, верно ли, что ваш проект отличался от UkrIndustrial не только продуктом, но и бизнес-моделью, в частности, имел полноценную бесплатную версию?

          • я уже точно не помню, но у оллбиза тоже была бесплатная версия, далеко не все компании в их каталоге платили деньги. А вопрос полноценности несколько субъективен, у них имхо и платная версия неполноценна с точки зрения юзабилити, но все же они конкуренты были и есть.
            Вобщем к чему я, аналоги были, причем довольно серьезные, просто наш продукт оказался более востребован массовым пользователем.

  • Как можно, стесняюсь спросить, на момент старта уже успешно работать? Это все равно что родиться и сразу же заговорить.

    • В моем комментарии шла речь не про Prom.ua, а про AllBiz (UkrIndustrial на тот момент), который был основан задолго до Prom.ua. Другими словами, никакой «инновации» в рамках Prom.ua даже для локального рынка не было (не говоря уже о ряде зарубежных аналогов, помимо AliBaba). Что, естественно, не умоляет достоинств команды Prom.ua, которая сделала успешного конкурента AllBiz, с отличным usability и т.п.

  • Статья понравилась.
    В разделе «что дальше» я бы начал по другому, с вопроса: какая
    необходима инновация, её характер и причины побуждающие её провести?
    Потому что не все люди ощущают её необходимость. И на корню
    рубится любое хорошее начинание.

Поиск