Дебютная идея для стартапа

1288
17

— …Плодотворная дебютная идея…Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея?

Ильф и Петров, “12 стульев”

Чтобы определить, что такое “идея”, нам пришлось бы начать с Платона (не того, что в Яндексе, а постарше). Поэтому сделаем акцент на слове “дебютная”. Шахматисты знают, что если равные по силе соперники разыгрывают стандартную дебютную партию, то игра, скорей всего, завершится ничьей. В то же время, качественная дебютная новинка почти всегда приводит к победе. Стартапы по определению не устраивает ничья, чтобы захватить достаточный кусочек рынка или создать новый нужен только выигрыш, в стиле “пан или пропал”. То есть стартапу для успеха обязательно необходима новая, инновационная идея, то ли это касается технологии, продукта, сервиса, то ли бизнес-модели.

Как проверить новизну?

Много идей верных и новых. К сожалению, верные идеи не новы, а новые — неверны.

Немецкий критик 19 в.

Уместна параллель со сказанным первым русским чемпионом мира по шахматам, Алехиным о том, что гроссмейстеру тяжело доказать новизну дебютной идеи, так как тут же найдутся любители, сообщившие о более раннем применении в первенстве какого-нибудь городка. Кстати, до Александра Алехина считалось, что русские (вспомним, что в то время так называли всех жителей Российской империи) могут выдавать красивые и даже гениальные партии, но в силу национальных особенностей характера и культуры не способны подняться на самую вершину — не правда ли, возникает ощущение “дежавю” в контексте стартапов? Таким образом, даже в эпоху поисковиков, трудно быть уверенным в новизне идеи, но, по крайней мере, нужно быть уверенным в ее новизне для предполагаемого рынка. Необходимо тщательно подобрать ключевые слова, характеризующие идею и целевой рынок, провести по ним поиск и на базе полученного релевантного контента — глубокий бенчмаркинг конкурентноспособности идеи. Если вы сможете найти в Google дословный источник высказывания Алехина, то, безусловно, отлично справитесь и с такой задачей.

Иная инновационность

— Идите к чертовой матери со своим «шумпетером»! — заорал Остап. — Кто такой Шумпетер? Это ваш родственник…? Папа ваш …? …Русским языком ему говорят! …Знатоки! Убивать надо таких знатоков!

По мотивам Ильфа и Петрова, “Золотой теленок”

Какое-то время мне довелось возглавлять отдел инновационных проектов довольно крупной компании. Плюсом было то, что появилось время ознакомиться с достижениями “передовой научной мысли” по теме инноваций, минусом — такого количества «разрухи в головах» ни до, ни после мне уже не доводилось читать. Государственные, да и не только, мужи сейчас называют инновацией все что угодно, от бездумной “оптимизации” пенсий, обучения, медицины, налогов, закупки лавочек для городского парка ценой этак под десяток тысяч у.е. за штуку до бестолковой трескотни в рекламных буклетах. Делается это как по малограмотности, так и по хитрости, для маскировки эффекта “покращення життя”. В мутной воде легче рыбку отловить, в тумане проще “спионэрить”. В то же время исконный смысл иностранного слова “инновация”, для чего оно и было заимствовано в противовес слову “новинка”, очень прост — общественно значимое, радикальное улучшение чего-либо, которое доступно любому человеку. Воистину трижды прав был знаменитый земляк, стоящий на Подоле, но так и не пойманный миром, говоря о нужности простого и ненужности сложного. И именно общественно значимое, так как когда говорят о необходимости пользы инновации для компании, для повышении ее конкурентноспособности, то забывают, что в первую очередь польза должна быть для клиентов компании, клиентов их клиентов и т.д. Важно понимать разницу между инновационной идеей, инновационным бизнесом, процессом и ее реальным внедрением, от которого получена ощутимая польза. От инновационной идеи, бизнеса или процесса еще не требуется ощутимой обществом отдачи, но инновация уже ее предполагает, иначе это не инновация по определению. В этом смысле даже давно и глубоко уважаемый мной автор не избежал некоторой подмены понятий, назвав новаторскую разработку инновационной. Если вы понимаете, что когда некий украинский олигарх за два года кризиса в три раза увеличил свою прибыль — это, конечно, новое и радикальное улучшение для него, но никак не инновация. Что когда Стив Джобс заработал миллиарды за счет применения нового взгляда на дизайн, сервисы, бизнес-модель продвижения — это инновация даже по “гамбургскому счету”. И почему Джобс — инноватор, а его тезка Возняк — новатор, то мы понимаем термин “инновация” одинаково. И вполне оценим пользу от еще одного общественно значимого и реально работающего внедрения технологии GPS для общественного же транспорта, к примеру, в Новосибирске. Кстати вопрос, а где же обещанный «госинноваторами» такой же сервис к их любимому Евро-2012 хотя бы городах проведения матчей?

Pronto, pronto…

Если в предыдущей статье мы сошлись во мнении, что “стартап — это временная организация для нового, преимущественно хайтек, проекта, основанного на инновационных идеях, технологиях, способах продвижения или доставки товаров и услуг, ставящего своей целью создание повторяемой и масштабируемой бизнес-модели”, то в этой медленно добрались до смысла “инновация”. Осталось “дожевать” важные понятия проекта и бизнес-модели, а дальше можно будет перейти к более интересным и практичным вещам.

Оставить комментарий

Комментарии | 17

Поиск