5 вещей, которых не стоит ждать от UX-проектировщика

1481
17

Будем честны перед собой: в наших широтах проектирование сайтов — зверь все еще экзотический и толком не прирученный. Само слово «юзабилити» уже стало предметом спекуляции, а представления о том, как проистекает рабочий процесс — нет, по крайней мере, среди значительного количества владельцев и разработчиков сервисов и магазинов. Мы часто слышим в начале проекта что-то вроде: «Сделайте нам юзабилити долларов на триста, пожалуйста».

Поэтому нам пришлось собраться с силами и составить небольшой список ожиданий, которые противопоказано испытывать, обращаясь к нашему отделу юзабилити или к любым другим юзабилити-специалистам.

Не ждите результата

Этот странный заголовок, конечно, не значит, что толку от работы никакого. Просто, как и в случае с ремонтом, проектирование невозможно закончить, его можно только прекратить. В абсолютно любом интерфейсе есть с чем работать — от самых заметных недочетов вроде отсутствия нужных элементов до абсолютно неочевидных вещей. В переложении на деньги они работают очень малозаметно, зато формируют образ интерфейса и задерживаются в памяти ваших клиентов. Это интерфейсные тексты, типографика, цветовая сетка сайта, консистентность элементов, похожих по функции, и другие вещи, часто уходящие от внимания проектировщиков. Поэтому не стоит воспринимать проектирование как конечный процесс, он длится до тех пор, пока у вас хватает сил им заниматься.

Не ждите результата завтра

Когда мы говорим клиентам, что к работе можем приступить через месяц, мы видим удивленные глаза. Ничего удивительного в этом на самом деле нет, просто у клиента не установлены ни Google Analytics, ни Яндекс.Метрика, а для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо опираться на статистику.

Чуть проще приступить к работе, если подробная статистика в течение некоторого времени уже накапливается. В любом случае, отрисовка страниц — это даже не второй этап проектирования. На этапе предварительной аналитики вам с проектировщиками вместе предстоит пережить составление списка целей и задач пользователя, карты возможностей, некоторых других документов, а потом их обсуждение и утверждение. Только после этого будут появляться прототипы и проект приблизится к стадии реализации. Но даже после внедрения всех решений стоит регулярно сверяться с аналитикой и корректировать интерфейс.

Не ожидайте фиксированного бюджета

Проектировщики считают деньги в часах работы. Когда вы получаете от них бюджет проекта с фиксированной суммой, помните о том, что они уже посчитали время, которое они потратят на ваш проект. Эстимейт — важный для рабочего процесса документ, но он чаще всего не способен предусмотреть некоторые вещи: расширение карты возможностей, возникновение дополнительных функций и разделов. Наша и ваша цель — сделать проект лучше, и если это потребует больше усилий, чем мы предполагали вначале, мы готовы приложить эти усилия, а вы готовы их оплатить. Все это, разумеется, оговаривается в процессе работы над проектом. Кроме того, есть еще самый отвратительный (что греха таить) и трудоемкий этап процесса: контроль внедрения. Сколько времени, сил и нервов он займет чаще всего никто не в состоянии предсказать. Тут все зависит от опыта и толерантности всех заинтересованных сторон — проектировщиков и разработчиков.

Не ждите, что проектировщик сейчас нарисует вам страницы

Скорее всего для начала он придет с документами, которые могли бы иметь отношение к вашим маркетологам: с картой возможностей, со списком предполагаемых типов пользователей, с кипой бумаг в папке «Результаты брейн-сторма». Это и поможет вам запустить или развить свой проект, поэтому обсудите с ним эти документы особенно тщательно. Время рисовать страницы придет чуть позже, сначала каркасные прототипы, наброски основных блоков, чтобы проверить на них общую структуру проекта и до детальных прототипов, на которых будет учтена сетка шрифтов, цветовая палитра и реальные геометрические характеристики блоков.

Оценки дизайна

В некотором смысле, конечно, проектировщики оценивают дизайн-макеты. Но все их комментарии должны касаться только того, что может повлиять на юзабилити. Если вы попросите проектировщика: «Вот нам тут дизайн сделали, посмотрите на него, пожалуйста», — он очевидно не откажет ни себе ни вам и откомментирует ваши макеты по полной программе. Но во всем, что касается дизайна вообще, а не выполнения задач пользователя на вашем сайте, руководствуйтесь собственным мнением. Если ваш опыт подсказывает, что все хорошо, верьте ему, но кнопку «удалить» стоит оставить красной, а контактный телефон не прятать от пользователя на четвертом экране. Помните о том, что вы — самый вменяемый и заслуживающий доверия эксперт по вопросам, связанным с вашим бизнесом, и спорьте с проектировщиками. Вашей и нашей работе это пойдет только на пользу.

Когда два человека делают одну работу вместе, их точки зрения непременно не совпадут бесконечное количество раз. По крайней мере, если эти два человека — заказчик и проектировщик. Изложенные нами проблемы это верхушка айсберга, но если обе стороны будут помнить что их общая задача — коммерческий успех проекта, вместо бесконечного выяснения отношений произойдет накопление опыта, а накопление опыта — это всегда хорошо.

Оставить комментарий

Комментарии | 17

  • Как коллега по проектированию интерфейсов полностью поддерживаю Юрия!

  • актуально в зв»язку з проведення uxcamp 2012

  • Очень спорная заметка, Юрек. 
    1. работу по проектированию нужно именно спланированно закончить, а не прекратить, иначе выйдет полу-результат или недо-результат. 
    2. к работам практически всегда можно приступать немедленно, т.к. есть масса вещей, которые можно сделать не дожидаясь данных аналитики
    3. описанная Вами модель T&M (оплата за фактически потраченное время) — это лишь одна из возможных коммерческих моделей. Fixed Price никто не отменял, при этом опытные разработчики как правило делают estimate, попадающие +-7% в реальные бюджеты. 
    4. парадоксально, но факт — зачастую при проектировании интерфейса гораздо эффективнее рисовать сразу продуманный art-work со всеми деталями, а не идти по пути «модель — схема — дизайны»

    ну, конечно же, вышеперечисленное — ИМХО, основанное на нашем опыте 😉

    • 4. Это во многих случаях правда (клиент не может из сруктурных схем понять, как всё-таки будет выглядеть конечная страница), но такой подход может сильно удорожить и затянуть работу

    • Спасибо за отзыв.
      1. Спланированно закончить можно только имея хорошо детализированный план развития, который в большей части ложится на плечи клиента, и дай нам всем Б-г клиентов с этими планами:)
      2. Безусловно, но если речь о глобальных изменениях, а не о корректировке отдельных деталей, мы предпочитаем понаблюдать за тем, что происходит, а уже потом приступать непосредственно к проектированию. 
      3, 4 И, конечно, наш подход не претендует на пьедестал единственно правильного, просто выпала возможность его внятно изложить.

    • > 1. работу по проектированию нужно именно спланированно закончить, а не прекратить, иначе выйдет полу-результат или недо-результат. 

      Дизайн — это процесс, а не продукт. Так что «спланированно заканчивать» возможно только этапы и итерации этого процесса. Поэтому соглашаюсь с автором — аналитики/юзабилити-специалисты/проектировщики должны работать с сайтом на протяжении всей его жизни. 

      > 2. к работам практически всегда можно приступать немедленно, т.к. есть масса вещей, которые можно сделать не дожидаясь данных аналитики

      Тут действительно спорно, поскольку кроме вэб-аналитики есть ещё большое количество инструментов для получения качественных и колиественных данных. Кроме того, никаких данных аналитики впринципе не может быть, если проект только создаётся, а не улучшается

      >4. парадоксально, но факт — зачастую при проектировании интерфейса гораздо эффективнее рисовать сразу продуманный art-work со всеми деталями, а не идти по пути «модель — схема — дизайны»

      Факт? Хм…

  • очень печальная статья со множеством ‘не ждите’. абсолютно не юзер-френдли, как и собсно презентация выгод юзабилити от некоторых крупных игроков этого рынка. Помню как на семинаре Сатина выступавшие замялись, когда пошли вопросы о конкретных результатах.Почему тогда сеошнику мы предьявляем требования конкретного измеримого результата?
    Такое ощущение, что сами ux конторы абсолютно неюзабельны по отношению к своим клиентам. Ведь вряд ли кто-то из клиентов, когда приходит время платить по счетам, говорит ‘не ждите…’

    • Я разделяю вашу обеспокоенность «не ждите».

      В этой сфере много парадоксальных вещей.
      То, что заказчику/юзабилисту нравится, пользователь/покупатель не обязательно проголосует за это кошельком. Вот взять АБ тесты к примеру http://www.abtests.com/ И тем не менее, я думаю что у нас эта сфера будет связана не столько с гарантиями, сколько с опорой на профессионализм подрядчика.

    • Дело в том, что хирург тоже не особо юзер-френдли, но приходится. Процесс перепроектирования сайта это действительно неприятно, кто бы спорил. 
      Конфликтов между заказчиком и проектировщиком всегда много, но смысл процесса именно в этих конфликтах и выводах из них. А уж как эти конфликты проистекают, — как рабочий диалог или как в трамвайный, — вот тут уже многое зависит от профессионализма сторон и готовности выслушать доводы.
      Что же до конкретного и измеримого результата, то его безусловно можно добиться, но это как раз требует продолжительной работы а не реализации одного комплекта прототипов и все. Никто же не просит от сеошников первых строк в выдаче завтра утром, правда?

  • » В переложении на деньги они работают очень малозаметно, зато формируют образ интерфейса и задерживаются в памяти ваших клиентов.» — чтобы ососновать цену за Вашу работу на деньги переложить так или иначе придётся

  • Спорность высказанных автором идей еще раз доказывает то, что UX развивается именно сейчас. Ни догм ни аксиом (кроме редких исключений) пока нету.

  • в Украине плохо платят за вещи, где нет явного ROI.

Поиск