5 вещей, которых не стоит ждать от UX-проектировщика
Будем честны перед собой: в наших широтах проектирование сайтов — зверь все еще экзотический и толком не прирученный. Само слово «юзабилити» уже стало предметом спекуляции, а представления о том, как проистекает рабочий процесс — нет, по крайней мере, среди значительного количества владельцев и разработчиков сервисов и магазинов. Мы часто слышим в начале проекта что-то вроде: «Сделайте нам юзабилити долларов на триста, пожалуйста».
Поэтому нам пришлось собраться с силами и составить небольшой список ожиданий, которые противопоказано испытывать, обращаясь к нашему отделу юзабилити или к любым другим юзабилити-специалистам.
Не ждите результата
Этот странный заголовок, конечно, не значит, что толку от работы никакого. Просто, как и в случае с ремонтом, проектирование невозможно закончить, его можно только прекратить. В абсолютно любом интерфейсе есть с чем работать — от самых заметных недочетов вроде отсутствия нужных элементов до абсолютно неочевидных вещей. В переложении на деньги они работают очень малозаметно, зато формируют образ интерфейса и задерживаются в памяти ваших клиентов. Это интерфейсные тексты, типографика, цветовая сетка сайта, консистентность элементов, похожих по функции, и другие вещи, часто уходящие от внимания проектировщиков. Поэтому не стоит воспринимать проектирование как конечный процесс, он длится до тех пор, пока у вас хватает сил им заниматься.
Не ждите результата завтра
Когда мы говорим клиентам, что к работе можем приступить через месяц, мы видим удивленные глаза. Ничего удивительного в этом на самом деле нет, просто у клиента не установлены ни Google Analytics, ни Яндекс.Метрика, а для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо опираться на статистику.
Чуть проще приступить к работе, если подробная статистика в течение некоторого времени уже накапливается. В любом случае, отрисовка страниц — это даже не второй этап проектирования. На этапе предварительной аналитики вам с проектировщиками вместе предстоит пережить составление списка целей и задач пользователя, карты возможностей, некоторых других документов, а потом их обсуждение и утверждение. Только после этого будут появляться прототипы и проект приблизится к стадии реализации. Но даже после внедрения всех решений стоит регулярно сверяться с аналитикой и корректировать интерфейс.
Не ожидайте фиксированного бюджета
Проектировщики считают деньги в часах работы. Когда вы получаете от них бюджет проекта с фиксированной суммой, помните о том, что они уже посчитали время, которое они потратят на ваш проект. Эстимейт — важный для рабочего процесса документ, но он чаще всего не способен предусмотреть некоторые вещи: расширение карты возможностей, возникновение дополнительных функций и разделов. Наша и ваша цель — сделать проект лучше, и если это потребует больше усилий, чем мы предполагали вначале, мы готовы приложить эти усилия, а вы готовы их оплатить. Все это, разумеется, оговаривается в процессе работы над проектом. Кроме того, есть еще самый отвратительный (что греха таить) и трудоемкий этап процесса: контроль внедрения. Сколько времени, сил и нервов он займет чаще всего никто не в состоянии предсказать. Тут все зависит от опыта и толерантности всех заинтересованных сторон — проектировщиков и разработчиков.
Не ждите, что проектировщик сейчас нарисует вам страницы
Скорее всего для начала он придет с документами, которые могли бы иметь отношение к вашим маркетологам: с картой возможностей, со списком предполагаемых типов пользователей, с кипой бумаг в папке «Результаты брейн-сторма». Это и поможет вам запустить или развить свой проект, поэтому обсудите с ним эти документы особенно тщательно. Время рисовать страницы придет чуть позже, сначала каркасные прототипы, наброски основных блоков, чтобы проверить на них общую структуру проекта и до детальных прототипов, на которых будет учтена сетка шрифтов, цветовая палитра и реальные геометрические характеристики блоков.
Оценки дизайна
В некотором смысле, конечно, проектировщики оценивают дизайн-макеты. Но все их комментарии должны касаться только того, что может повлиять на юзабилити. Если вы попросите проектировщика: «Вот нам тут дизайн сделали, посмотрите на него, пожалуйста», — он очевидно не откажет ни себе ни вам и откомментирует ваши макеты по полной программе. Но во всем, что касается дизайна вообще, а не выполнения задач пользователя на вашем сайте, руководствуйтесь собственным мнением. Если ваш опыт подсказывает, что все хорошо, верьте ему, но кнопку «удалить» стоит оставить красной, а контактный телефон не прятать от пользователя на четвертом экране. Помните о том, что вы — самый вменяемый и заслуживающий доверия эксперт по вопросам, связанным с вашим бизнесом, и спорьте с проектировщиками. Вашей и нашей работе это пойдет только на пользу.
Когда два человека делают одну работу вместе, их точки зрения непременно не совпадут бесконечное количество раз. По крайней мере, если эти два человека — заказчик и проектировщик. Изложенные нами проблемы это верхушка айсберга, но если обе стороны будут помнить что их общая задача — коммерческий успех проекта, вместо бесконечного выяснения отношений произойдет накопление опыта, а накопление опыта — это всегда хорошо.
Комментарии | 17
Как коллега по проектированию интерфейсов полностью поддерживаю Юрия!
Как регулярный заказчик таких работ, скажу, что это просто описание одного из подходов. При возможности выбирать, я такой подход не выберу. К счастью, выбирать есть из чего.
а какой выберете?
Грубо говоря, все подзаголовки инвертировать и будет то, на что я
рассчитываю 🙂
актуально в зв»язку з проведення uxcamp 2012
Очень спорная заметка, Юрек.
1. работу по проектированию нужно именно спланированно закончить, а не прекратить, иначе выйдет полу-результат или недо-результат.
2. к работам практически всегда можно приступать немедленно, т.к. есть масса вещей, которые можно сделать не дожидаясь данных аналитики
3. описанная Вами модель T&M (оплата за фактически потраченное время) — это лишь одна из возможных коммерческих моделей. Fixed Price никто не отменял, при этом опытные разработчики как правило делают estimate, попадающие +-7% в реальные бюджеты.
4. парадоксально, но факт — зачастую при проектировании интерфейса гораздо эффективнее рисовать сразу продуманный art-work со всеми деталями, а не идти по пути «модель — схема — дизайны»
ну, конечно же, вышеперечисленное — ИМХО, основанное на нашем опыте 😉
4. Это во многих случаях правда (клиент не может из сруктурных схем понять, как всё-таки будет выглядеть конечная страница), но такой подход может сильно удорожить и затянуть работу
Спасибо за отзыв.
1. Спланированно закончить можно только имея хорошо детализированный план развития, который в большей части ложится на плечи клиента, и дай нам всем Б-г клиентов с этими планами:)
2. Безусловно, но если речь о глобальных изменениях, а не о корректировке отдельных деталей, мы предпочитаем понаблюдать за тем, что происходит, а уже потом приступать непосредственно к проектированию.
3, 4 И, конечно, наш подход не претендует на пьедестал единственно правильного, просто выпала возможность его внятно изложить.
> 1. работу по проектированию нужно именно спланированно закончить, а не прекратить, иначе выйдет полу-результат или недо-результат.
Дизайн — это процесс, а не продукт. Так что «спланированно заканчивать» возможно только этапы и итерации этого процесса. Поэтому соглашаюсь с автором — аналитики/юзабилити-специалисты/проектировщики должны работать с сайтом на протяжении всей его жизни.
> 2. к работам практически всегда можно приступать немедленно, т.к. есть масса вещей, которые можно сделать не дожидаясь данных аналитики
Тут действительно спорно, поскольку кроме вэб-аналитики есть ещё большое количество инструментов для получения качественных и колиественных данных. Кроме того, никаких данных аналитики впринципе не может быть, если проект только создаётся, а не улучшается
>4. парадоксально, но факт — зачастую при проектировании интерфейса гораздо эффективнее рисовать сразу продуманный art-work со всеми деталями, а не идти по пути «модель — схема — дизайны»
Факт? Хм…
очень печальная статья со множеством ‘не ждите’. абсолютно не юзер-френдли, как и собсно презентация выгод юзабилити от некоторых крупных игроков этого рынка. Помню как на семинаре Сатина выступавшие замялись, когда пошли вопросы о конкретных результатах.Почему тогда сеошнику мы предьявляем требования конкретного измеримого результата?
Такое ощущение, что сами ux конторы абсолютно неюзабельны по отношению к своим клиентам. Ведь вряд ли кто-то из клиентов, когда приходит время платить по счетам, говорит ‘не ждите…’
Я разделяю вашу обеспокоенность «не ждите».
В этой сфере много парадоксальных вещей.
То, что заказчику/юзабилисту нравится, пользователь/покупатель не обязательно проголосует за это кошельком. Вот взять АБ тесты к примеру http://www.abtests.com/ И тем не менее, я думаю что у нас эта сфера будет связана не столько с гарантиями, сколько с опорой на профессионализм подрядчика.
Дело в том, что хирург тоже не особо юзер-френдли, но приходится. Процесс перепроектирования сайта это действительно неприятно, кто бы спорил.
Конфликтов между заказчиком и проектировщиком всегда много, но смысл процесса именно в этих конфликтах и выводах из них. А уж как эти конфликты проистекают, — как рабочий диалог или как в трамвайный, — вот тут уже многое зависит от профессионализма сторон и готовности выслушать доводы.
Что же до конкретного и измеримого результата, то его безусловно можно добиться, но это как раз требует продолжительной работы а не реализации одного комплекта прототипов и все. Никто же не просит от сеошников первых строк в выдаче завтра утром, правда?
» В переложении на деньги они работают очень малозаметно, зато формируют образ интерфейса и задерживаются в памяти ваших клиентов.» — чтобы ососновать цену за Вашу работу на деньги переложить так или иначе придётся
Спорность высказанных автором идей еще раз доказывает то, что UX развивается именно сейчас. Ни догм ни аксиом (кроме редких исключений) пока нету.
в Украине плохо платят за вещи, где нет явного ROI.
Я столкнулся с тем, что даже за x000$ нарисовали хню те, кто рисовал для крупных брендов.
Это основная проблема дизайна, одним супер инсайт и креатив, а другим хня 🙂