Что важно помнить, выбирая название для стартапа (часть первая)

1393
7

Разработка стартапа сама по себе является непростой задачей. Но выбор имени для будущей компании способен определить как неудачи, так и успехи. Из собственного опытка разработчики стартапа NameLayer извлекли ряд ценных уроков, которые изложили отдельной публикацией; редакция AIN.UA рада предложить ее вашему вниманию.

Весь наш опыт может послужить полезным практическим руководством в выборе названия для будущего веб-проекта. Всё, что мы сами обнаружили и проверили на практике, можно условно разделить на три части: «Чем вам повредит плохой выбор названия»; «Как выбрать имя» и «Примеры удачных и неудачных названий». Пожалуй, начнем.

Чем вам повредит неудачный выбор названия

Примечание: Если вас нет нужды убеждать в том, что неудачное название играет фатальную роль для будущей «жизни» проекта, смело можете переходить к следующей части нашего практического руководства.

Почти каждый неудачный выбор имени для проекта / компании начинается с нескольких базовых однотипных ошибок, стереотипов и заблуждений. Вы легко можете узнать себя или своих коллег, просто прочитав перечень этих стереотипов насчет названия стартапов:

  • Mobile: “Это же мобильное приложение, mobile. Кому какая разница, какое у этого приложения отдельное имя?! Если люди смогут легко запомнить и опознать иконку нашего приложения на экране, мы добьемся успеха. Это же мобильный веб, это mobile, детка! Революция наступает!»
  • Готовность согласиться с чем угодно: «Да нет нормальных имен, их дефицит. И вообще — потребители уже привыкли к этим дурацким «вебдванольным» названиям. Им на это наплевать, а главное — это качество продукта.»
  • Поведение относительно доменных имен и политики защиты авторских прав: «Я только 1 домен зарегистрирую, и не собираюсь тратиться на скупку кучи доменов, и вообще — киберсквоттеры просто конченые пираты, я им ни цента не буду переплачивать своими кровными, чтобы домены, связанные с моим проектом по созвучию, остались за мной.»
  • Усталость и дефицит идей: «Честно сказать, у меня уже нет идей. Я вот тут думаю, что нашел одну, и она покатит идеально. И потому к этому названию, пожалуй, добавим префикс ‘get’ или ‘try’, поставим временный домен для проекта. А вот потом, когда мы будем крутыми, вырастем и возьмем 2 раунда у фондов, мы купим крутой официальный домен.
  • Недальновидность: «Ты сейчас о чем вообще говоришь? У нашего названия глубинный смысл вообще. Ну и что, что некрасивое?! У него такая история в команде, столько связно с ним. Да оно вообще нас представляет миру!»
  • Неумение ставить приоритеты: «Я сейчас работаю над развитием бизнеса, у которого куча задач поважнее будут, чем какое-то название. Больше 2 встреч на обмусоливание этого вопроса тратить не будем: забудьте даже.»
  • Наивность: «Чуваки, да я же креативен, я влегкую сейчас название придумаю, оно станет вирусным. Я вообще компании видал с именами вроде Zobonko и Furtzii – а я-то уж куда круче могу придумать, чем «Зобонко» какое-то!»
  • Неспособность перестать топтаться на одном месте: «Честно, мы уже вечность брейнштормим, и ничегошеньки не можем найти, чтобы всем нам понравилось.»

Все эти отговорки и стереотипы могут чуть-чуть отличаться, но в целом все они присущи разработчикам новых проектов и всё это — просто отговорки. Предприниматели, которые склонны ими злоупотреблять, рискуют сознательно или неосознанно подать один из следующих сигналов своим инвесторам или первым пользователям:

  • У нас дефицит самоидентификации: Компания не осознает, что название, выбранное для проекта, слишком дурацкое, чтобы быть окончательным названием. Нет четкой взаимосвязи между компанией и ее текущим названием. Не собраны даже како-то мало-мальский фидбек (а о чем тогда еще они забыли узнать, запуская проект, если даже не изучили реакцию аудитории на свое название?)
  • Мы мало уделяем внимания деталям: Процесс нейминга никто в этой компании серьезно не воспринял (а будут ли тогда серьезно относиться к выбору названий для продуктов и приложений, которые будет создавать компания? А будет ли серьезное отношение к маркетингу, к бренду, к стратегии развития, к дизайну продуктов?)
  • У нас — дефицит сфокусированности на целях: Не хватило настойчивости и сфокусированности на выбор хорошего имени, на оформление домена по хорошей цене. Так может, не хватит настойчивости и сфокусированности и для решения других бизнес-задач?

Среднестатистическое название об этом не говорит, но зато явно плохое и неуклюжее буквально «орет» во весь голос о проблемах в компании. Никто вот не посмотрит на Zobonkii.com и не подумает: «О, какие творческие люди, как необычно назвали проект». нет, в реальности любой человек, имеющий отношение к ИТ, подумает: «Дожили… Еще один непонятный банальный стартап, который заигрывает с трендами социальных медиа.» Никогда не стоит недооценивать многообразие выбора у потребителей. Выбор в вашу пользу может начаться с имени проекта, которое будут вбивать в поисковик, набирать на клавиатуре смартфона или кликать по нему в социальной сети. Каждый день. И не забывайте: название вашей компании / вашего проекта — это второе слово после слова «Мы», которое вы будете произносить в рамках питчей, краш-тестов и баркемпов.

Вы можете подумать: «Чувак, да сколько можно болтать о высоких материях, я же просто пишу на JavaScript / делаю настольное ПО / мобильное приложение.” Именно потому, что вы просто «делаете приложение», не значит, что вам не надо обзавестись приличным доменным именем и назвать свой проект как-то по-нормальному.

До того, как вдаваться в подробности, мы уже упоминали такую очень популярную отговорку, как «…вот когда мы станем крупной компанией, тогда купим классный домен и сменим название».

В таком поведении есть целый ряд слабых мест. В самом таком подходе заключен довольно уродливый по своей сути парадокс: как только потребители узнают вас получше, вы сможете заработать больше денег, чтобы обзавестись другим доменом и названием для компании, но владелец домена, который совпадает с вашим новым официальным названием, тоже узнает о том, что вы выросли. Угадайте что он сделает? Правильно: он затребует с вас больше денег за домен, чем пришлось бы заплатить год назад, когда о вас никто ни сном ни духом не знал. И знаете почему? Ему нечего терять: если вы не выкупите этот домен, то так и будете дальше жить и работать «в тени» киберсквоттера или просто случайного несговорчивого владельца «вашего» доменного имени.

Чем выбор в пользу нескладного названия хуже правильного имени с самого начала:

  • Недостаточность обратной связи: Будьте готовы к тому, что письма будут теряться (потому что и будут отправлять на «официальный» домен, а он-то — не ваш).
  • Фрустрация как фактор влияния: Ничто так не бесит покупателя, чем когда вместо интуитивного, «на слух» набора вашего адреса приходится специально рыскать по сайтам. в итоге — покупатель ваш сайт найдет, но придет туда, уже еле сдерживая досаду.
  • Раздражение: Каждый раз, разговаривая о своем проекте с потенциальным инвестором или коллегами «по цеху», вы будете сталкиваться с тем, что вас спрашивают: «Ну, как продвигаются дела в переговорах с владельцем вашего доменного имени?» Домен совпадает с торговой маркой или вашим названием — но он не ваш; и вас это и без того раздражает, а тут еще и напоминают что ни день. И вы начинаете выглядеть как человек, чья компания даже такую простую проблему, как приобретение домена, не в состоянии решить.
  • Неэффективность: Толку от ваших маркетинговых кампаний будет не очень много, потому что аудитория постоянно будет путать ваше текущее и «будущее» доменное имя + см. пункты, которые мы перечислили выше. Помните, что любой человек в своем сознании ищет зацепку, символ, ассоциацию, которая связывает с продуктом, услугой или брендом. Ваше имя и станет такой зацепкой (ну либо его отсутствие, если вы никак не решите проблему с неймингом).

Скупать домены придется, если не хотите, чтобы аудитория постоянно путалась и «размывалась» между вашим «настоящим» проектом и временными вариантами либо вариантами от киберсквоттеров. Само собой, что в свое время Box.net купили Box.com, Flickr.com купили Flicker.com, а GetDropBox.com купил DropBox.com. И денег это стоило немалых.

Да, эти компании преуспели сначала с весьма посредственными именами, но они — исключение из правил. У них был уникальный продукт, не факт, что он будет у вас. Поэтому потратьте пару дней на поиск и регистрацию стоящего имени.

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Комментарии | 7

  • правильно!
    главное — если вы найдете действительно СВОЕ имя, то домен — проблемы не составит. 
    когда поймете, «что вот это название — то что надо!», то пойдете и зарегистрируете и ТМ и домен и все остальное.
    а если домен — занят — то значит надо подумать «а вдруг это название не такое уж и моё?» 

    заявляю это как человек, зарегистрировавший в 2010 году домен best.ua (улыбка)

    • Насколько я помню, владельцы домена ua получают его в нагрузку к торговой марке.
      Ну так чего далеко ходить — зашёл я на best.ua! Зашёл и вышел. Больше не зайду. Я не знаю что думают о нём поисковики, но IMHO просто забрали у людей хороший домен. Хвастаться глупо.

      Я лично считаю что доменные имена ещё есть. И будут. И не сказал бы, что они особо дороги.
      Стартап брендить нужно не раньше, чем он войдёт в бета-тестирование. Ничто не мешает иметь заведомо «рабочее» название проекта либо команды, а брендить уже после?

      Киберсквотерам не светит 🙂

  • Ниочем. Попытка киберсквоттеров привлечь внимание к своим доменам

  • Название для стартапа — вторично, главное — бизнес составляющая, либо для получения прибыли, либо для привлечения инвесторов.

  • название действительно важная составляющая стартапа. но статья увы не о чем. Читал в надежде что вот вот начнется статья…печально

Поиск