Кому нужны отзывы в интернете?

2208
39

отзывы в интернетеЗа последние полтора года во всем мире активно развиваются сервисы отзывов. В 2011 году было запущено множество клонов yelp, tripadvisor разного калибра. Только по СНГ запускалось порядка 5 новых проектов в неделю! При этом, GrowthUp и StartupPoint упоминают о предпринимателях, которые планируют сделать сервисы отзывов, а таких — в разы больше. Дошло уже до того, что венчурный инвестор Аркадий Морейнис говорит: «Сразу могу перечислить, что мне предлагать, наверно, не стоит…  Сервисы отзывов или вопросов-ответов…  Бывают исключения, конечно».

И вот, в последние месяцы активность новых сервисов отзывов пошла на спад. Сегодня я наткнулся на очередную интерпретацию отзывов в интернете — saiter.ru, «отзывы о сайтах». Данный ресурс — это новая попытка покорить рынок отзывов, только под другим соусом — отзывы о сайтах в интернете. Попытка любопытная, но… Она тоже не приведет к прорыву. Как, например, один из моих любимых сайтов imhonet.ru (который существует уже 6 лет), не может взорвать мировой рынок и сделать веб 3.0, несмотря на удобный сервис и множество великолепных решений. Прорыва нет.

Почему? Попробуем разобраться

Проблема сервисов отзывов в том, что сами по себе отзывы не несут в себе материальной ценности. Я, например, не смогу продать 1 отзыв на портале best.ua даже за 10 центов. Кто его купит? Владелец ресторана или салона красоты? Вряд ли, ведь он может бесплатно прочитать этих отзывов в интернете сколько угодно.

Может быть, если посмотреть со стороны пользователя, то здесь появятся доходы? Однако будет невероятно сложно заставить человека платить за то, чтобы он написал или прочитал отзыв. Потому что у людей нет такой проблемы — написать/прочитать отзыв, ведь он может сделать это десятками различных способов. Значит это — не проблема, и поэтому мы не можем ее решить и взять деньги за ее решение.

Даже лидер мировой индустрии отзывов — Yelp.com, с его миллионами отзывов, не показывает позитивной динамики. С момента выхода на биржу в марте 2012 года, акции yelp к сегодняшнему дню упали на 20%. Компания существует 8 лет (что для интернет-компании серьезный срок), но по результатам 2011 года они показали убыток в $15 млн.

Проблема в том, что Yelp, а вместе с ним и легион его клонов и последователей, не «готовят» отзывы в том виде, в котором потребитель готов их «переварить». Они подают отзывы в «сыром» виде, в том виде, который не решает никакую проблему пользователя, и который невозможно ни продать ни купить.

Однако, если вы зайдете на сайты типа free-lance.ru, то увидите множество заказов такого рода: «Нужны отзывы, плачу $0,5-1 за отзыв».

Что заставляет предпринимателей платить 1 доллар за товар, который он потом не сможет продать в 10 раз дешевле?

Ответ в следующем. По данным Nielsen, 70% интернет-пользователей доверяют отзывам от незнакомых людей. Подчеркиваю — от незнакомых. Вспомните себя — перед тем как посмотреть новый фильм или установить приложение, вы читаете отзывы от других людей, таких же пользователей, как вы. И на основании этих отзывов принимаете решение — смотреть или не смотреть фильм; скачивать приложение или нет. А если заходите в ресторан, в котором раньше никогда не были, то вы, вероятно, воспользуетесь советами незнакомых людей из foursquare: «тирамису здесь вкусный, а вот чизкейк не берите».

Иными словами, если пользователь выбирает из двух альтернатив, и у одной из них есть позитивные отзывы, а у другого — нет, то 70% потребителей выберет первый вариант. В бизнесе, перевес в 70% клиентов — это очень серьезное конкурентное преимущество. Фактически, это означает разгромную победу над конкурентами!

В бизнесе, перевес в 70% клиентов — это очень серьезное конкурентное преимущество. Фактически, это означает разгромную победу над конкурентами!

Но на сегодняшний день никто не доносит до потребителя отзывы в правильном, «удобоваримом» виде. Все ресурсы дают отзывы сплошным текстом, как это было заведено еще в прошлом веке. Несмотря на то, что отзывы действительно помогают потребителям принять правильное решение о товарах или услугах, компании в своей массе не могут этим воспользоваться (я не беру во внимание разовые акции «куплю 100 отзывов за 100 долларов», или даже PR-атаки на форумах и сайтах отзывов — это все равно единичные случаи), а пользователи вынуждены собирать полезную информацию из тонн словесного мусора на десятках сайтов.

Чтобы отзывы стали рабочим инструментом как для пользователей, так и для компаний, надо сначала сформулировать, какую проблему они решают. Эта проблема — «какой товар/услугу/заведение лучше выбрать». То есть проблема заключается не в «написании отзыва о нахамившем официанте», а именно в поиске и выборе заведения — куда лучше пойти, где достойнее потратить свои деньги. Есть несколько попыток частичного или полного решения данной проблемы, вот самые известные из них:

  • Google в сентябре прошлого года купил сервис отзывов Zagat и недавно запустил Google+ Local. Однако они идут по пути Yelp (справочник Zagat — давний конкурент Yelp), а этот путь, как мы видим — тупиковый.
  • Foursquare запустил Foursquare Explorer. Сервис правильный и удобный, однако людям будет сложно выбирать заведения на основе оценок типа: «отличная овсянка с авокадо».
  • Tripadvisor — самое успешное решение, и подтверждение тому — стабильный рост акций tripadvisor (в противовес падению акций yelp). С момента выхода на биржу в декабре 2011 года, рост стоимости акций tripadvisor составил около 60%. Причина успеха в том, что они решают проблему поиска и выбора отелей (yelp — никаких проблем не решает).

Учитывая, что tripadvisor обращается только к одной категории — отели (поиск и выбор которых все-таки довольно редкое занятие), можно предположить, что все мы далеко не в полной мере используем потенциал интернета, ведь таких категорий — множество в нашей ежедневной жизни: аптеки, такси, рестораны, банкоматы и т.д. Разрозненной информации много, но мы не можем «в два клика» воспользоваться опытом других потребителей.

Именно поэтому пользователям нужно предлагать не «сервисы оставления отзывов», а «сервисы поиска и выбора заведений», в которых отзывы будут играть ключевую роль. При этом, выбор заведения должен сопровождаться немедленным действием — будь то бронирование столика в ресторане, заказ такси или вызов сантехника. Именно с этой точки зрения компанией UsabilityLab был разработан новый продукт для ресурса best.ua, который уже воплощается в жизнь инженерами компании Luxoft.

Так, в ближайшее время рынку будет предложен новый украинский проект, который позволит компаниям и заведениям реализовать неосвоенные 70% конкурентного преимущества. В свою очередь, пользователи в международном масштабе смогут выбирать заведения и услуги, опираясь на мировую кладезь знаний — отзывы от всех других пользователей интернета о данном заведении или компании.

Звучит довольно просто, но на сегодняшний день ни один мировой ресурс этого не предлагает. Иначе мы бы пользовались таким ресурсом ежедневно.

Оставить комментарий

Комментарии | 39

  • >>Так, в ближайшее время рынку будет предложен новый украинский проект
    А когда ждать-то? 

  • Проблема таких сайтов в том, что большая часть отзывов — вымышленные истории. не берусь сказать точно в процентном соотношении, но одно очевидно, либо отзывы пишут сами компании, либо отзывы пишут конкуренты. таким образом, наращивается активность. сайты отзывов — это сайты не для обычных пользователей интернета, это искусственно созданные площадки для виртуальной перестрелки конкурентов. а где еще мочить друг друга, как не в виртуальном пространстве?! ведь в реальной жизни нужно представить доказательства и почву для обвинений. другое дело, если бы отзывы на сайте модерировались, как положительные, так и отрицательные, но в реальной жизни это нереально … и не так. грамотные пользователи Интернета, а их становится все больше с каждым днем, давно перестали доверять таким сайтам, отзывам и рейтингам на таких сайтах.

    • Абсолютно согласен, «не все отзывы одинаково полезны». Есть много историй, когда пользователь прочитал позитивные отзывы, и сильно потом обжегся.
      Я только думаю, что отзывы — это просто инструмент. А любой инструмент надо использовать «с головой». 
      Если например, яндекс-навигатор говорит «езжайте прямо», а вы знаете, что прямо — уже два дня как дорогу перерыли, вы же не будете слепо верить яндексу.

    • не согласен. Упомянутый Tripadvisor очень даже вызывает доверие (даже не смотря на недавние скандалы).

      • потому что TripAdvisor это принципиально другое решение. мои многократные обращения к этому сайту были только с целью найти гостиницу, посмотреть какие есть достопримечательности, рестораны рядом, сориентироваться по карте, где море. и только однажды я оставила отзыв о гостинице (кстати положительный!), потому что подумала, что те отзывы, что были, помогли мне, а может и мой кому-то пригодится. сайты отзывов в Украине больше похожи на помойку. никакой полезной информации, одни сплошные недовольные отзывы. учитывайте то, что недовольний, обиженный клиент или просто конкурент потратит в 100 раз больше времени сил и энергии, чтобы излить свой гнев, нежели человек, в полной мере получивший услугу (такие обычно тихо радуются). я не берусь судить, сайты отзывов -это хорошо или плохо, но то, что это неконтролируемый источник недостоверной информации, это немного напрягает … а ведь есть сайты отзывов, где можно написать отзыв даже на незарегистрированное предприятие… добавить заведение и его хорошенько описАть )))). где-то можно даже не регистрироваться, где-то — даже не оставлять контактные данные…

        • я согласен в одном: отзывы должны быть лишь инструментом помощи для чего-то более важного (покупки, бронирования, т.д.). С другой стороны, именно анонимность порождает возможности для написания черных кляуз. На своих сайтах мы реализуем регистрацию в пару кликов через фейсбук. Конечно, это не 100% гарантия честности и это тоже можно обходить, но это дает людям быструю возможность оставить свое мнение и отбрасывает тех, кто хочет просто «опИсать» место со своего акаунта. Потому лично я против анонимности)

    • Не сочтите за пиар — хочу высказать по поводу отзывов по автомобилям в нашем проекте (DriverNotes).  
      В ближайшее время мы подключаем новый раздел со статьями, отзывами и т.п.  Мы будем разделять отзывы по полезности. То есть если человек пишет отзыв о своем авто, которое присутствует в его аккаунте, со множеством реальных событий — то есть большой шанс что это реальный отзыв (ну и соответственно можно сделать поиск только по полезным отзывам, или по всем подряд — это уже функционал, который тут не обсуждается). Если же он пишет отзыв просто о какой то машине, без доказательств владения ею — то полезность отзыва под вопросом.
      Я надеюсь что это сможет остановить большой поток отзывов от самих компаний и от конкурентов,  хотя полностью избавиться от них вряд ли удастся.  Вот такой перспективы 🙂

  • проблема в том, что разработчики пытаются вырастить отдельно печень, вместо того, чтобы создать пусть простой, но целостный организм.
    В целостном организме как правило есть несколько систем, дополняющих друг друга.
    Так что касается сервиса отзывов, то он будет работать тогда, когда будет увязан в единый комплекс с актуальной и работающей базой заведений (предприятий), интернет-витриной, и неким подобием социальной сети, тесно интегрированным с ВК и ФБ.

    • Вы на тысячу процентов правы! Именно так и должно быть! Надеюсь, нам когда-нибудь удастся сделать такой «единый организм»

      • Данил, так может такие проекты как best.ua легче начинать, например, в фб? По-моему, одна из главных проблем — недоверие. В фб эта проблема будет сглажена, или даже существенно уменьшена. Поэтому рост будет быстрее. Реклама дешевле, вирусность легче обеспечить. А немного нарастивши мускулы можно и оторваться от «кормящей груди» фб 🙂

        • можно открыть лавочку под франчайзингом и торговать всемирно известными брендовыми вещами, а когда наработаем клиентскую базу — отделимся от мирового бренда и создадим свой. 
          можно и так, почему бы и нет. но мы идем сразу под своим флагом 🙂

          • Про соцсети кстати правильно рекомендуют, прислушайтесь.

          • трипэдвайзор два месяца назад интегрировался с фейсбуком и теперь показывает рейтинги и отзывы об отелях на ФБ. это очень и очень правильно, я же не спорю 🙂

      •  а мы не надеемся, а уже делаем))

  • Такой организм должен функционировать в рамках одного населенного пункта. Это естественно, потому как подавляющее большинство потребностей человека замыкается в его городе.
    Те. такой сервис должен масштабироваться как колония отдельных самодостаточных организмов.
    А выращивать отдельный орган до размеров страны — тупиковый путь.

    • Очень здравая мысль. Недавно тоже подумал что нехватает городских порталов. Где карта+движение транспорта плюс больницы, магазины-рестораны с отзывами скидками и местными новостями. И местным полезно и приезжим удобно.

      •  Причем, все эти сервисы должны быть обязательно взаимосвязанными! У каждого информационного элемента из одного сервиса есть ключевые параметры, по которым он связан с элементами в другом сервисе. Самый простой — место расположения.
        Т.е. пользователь может выбирать наборы элементов из разных сервисов по критерию места расположения. Ктроме того, есть общие темы. Например «дети» — по этой теме можно отбирать и садики и детские шмотки и советы бывалых мам и т.п.
        А делать отдельный сервис детских садиков в масштабах страны не перспективно — никого не интересуют садики дальше своего города.
        Тут очень много интересных ньюансов.
        Работаем в этом направлении, если интересно: http://www.citex.info (это все еще по прежнему очень сыро и нет главных разделов Люди и Отзывы. но работаем)

  • В плане укр проектов для укр инвесторов или пользователей — я скептик. Почти 10 лет весь прогрессивный запад не смог придумать успешную модель универсального портала отзывов (наверное косвенно кроме fb), а вы вот так взяли и придумали-сделали?! При том что стараться угодить всем — никому не угодить. Tripadv потому и популярен, что он узкопрофильный (+англ язычен, а это пол земного шара). А вы рисуете очередную соц.сеть для всех  украинцев (только с голосовалкой). Та еще с претензицей на международность. Было, проходили (aka connetua. frendin).
    Хорошо, если добавите мгновенную покупку онлайн. Но я понимаю, бюджет есть бюджет.

    А за статью — СПАСИБО. Очень понравилась.

    • мгновенное бронирование онлайн уже работает — для ресторанов, пробуйте! заказ билетов на концерт тоже есть. в ближайшее время запустим онлайн-бронирование для салонов красоты. так до всех категорий постепенно доберемся.
      а насчет глобальных планов… поживем — увидим 🙂 tripadvisor тоже когда-то был маленьким

    • Кстати, про connect.ua. Знаю от одного из текущих инвесторов проекта, что у этого смешного и непонятного для меня Connecta, дела настолько прекрасны, что даже не укладываются в мое воображение. 
      И да, это не про украинский домен проекта.
      Речь скорее про упорство Коркина.

      Про Best.ua. 
      Наблюдаю пару лет, и вот ну никак не понимаю этот проект с его стабильными 2000-3000 ежедневных посетителей. Но настойчивость Тонкопия все это время… Уже чисто по человечески хочется верить что все таки что-то знает, чего никто еще не понимает.

      PS. 
      Может кому актуально. 
      Connect сейчас ищет толстого CEO для украинского домена.

    • Коннект и Френдин, к слову, совсем разные. Последний по сути так и не запустился, а Коннект активно работал и вроде как даже работает по прежнему.

  • Не оно, случайно?  
    http://techcrunch.com/2012/04/10/hoppit-launches-the-worlds-first-ambience-search-engine-for-restaurants/

    Вообще идея о том что отзывы в текущей реализации не очень полезны — правильная, интересно как вы ее реализуете. 

    • клевая штука 🙂 очень правильно сделано. люди ищут ресторан чтобы «угостить девушку» или чтобы «поработать» (значит нужен вайфай и отсутствие музыки) или просто «нажраться».
      вот по этим критериям правильный сервис нам и должен найти ресторан. 
      а отзывы — это уже следующий вопрос 🙂

  • Мда, откровенная фантазия автора, не подтвержденная фактами. На проме к примеру десятки тысяч отзывов о компаниях и большой процент со статусом «сделка подтверждена». Плюс все опубликованные отзывы проходят жесткую модерацию. Так что как минимум неправильно говорить что отзывов о компаниях нет. Ресторан.уа и ласун там вагон отзывов про рестораны, далее идет мапия ну и т.д. А будущий релиз бест.уа который разработали аутсорсеры несомненно всех победит )

  • рынок порвет сервис отзывов о сервисах отзывов с купонами, отелями и картинками как в инстаграм

  • Удобное игровое кресло Барски https://barsky.ua/blog/sovety-pokupatelyu/kak-reguliruemyj-po-vysote-stol-na-rabote-pomozhet-derzhat-sebya-v-forme – это не революционное воплощение качества, а только практичное решение для тех, кто не хочет платить больше, и получать меньше. Данная линейка продукции ориентирована на удовлетворение потребностей покупателей средней ценовой категории на высочайшем уровне, а также может применяться как для геймеров-аматоров, так и для офисных сотрудников.

Поиск