За кулисами успеха Instagram

1590
10

Далеко за полночь. В полутемном складском помещении в Сан-Франциско, Кевин Систром и Майк Кригер представили то, над чем работали последние 4 недели: приложение для обмена фотографиями под названием Instagram. То, что произошло после, было настолько невероятным, что они не могли в это поверить.

В течение нескольких часов, тысячи пользователей загрузили программу на свой iPhone. Компьютерные системы, отвечающие за обработку фотографий, начали терпеть крах. Никто из них не знал что делать, пишет газета The New York Times.

«Кому из своих смышленых знакомых я могу позвонить?», — задавался тогда вопросом Систром. Он начал листать адресную книгу мобильного телефона и нашел этого человека: им был бывший технический директор Facebook Адам Д’Анджело. Они впервые встретились 7 лет назад на вечеринке братства Sigma Nu в Стэнфордском университете. В ту ночь в октябре 2010 Д’Анджело стал спасителем Instagram.

«Адам полчаса разговаривал с нами по телефону и объяснял основные вещи, которые нам нужно совершить, чтобы сделать бэкап», — вспоминает Систром.

Кевин Систром, которому сейчас 29 лет, рассказывал эту историю аудитории будущих предпринимателей, которые прошлой весной пришли послушать его в Стэнфордский университет. В жесткой конкуренции между стартапами, успех состоит не в том, сколько ты знаешь, а с кем ты знаком. «Постарайтесь потратить достаточное количество времени для изучения окружающих вас людей», — сказал он тогда своей аудитории.

Эти люди, добавляет Систром, могут в один прекрасный день изменить вашу судьбу, дать денег или подтолкнуть к решению бросить работу и заняться чем-то авантюрным. Через 18 месяцев после той ночи в складском помещении Сан-Франциско, Instagram был куплен социальной сетью Facebook за $1 млрд. и это сделало Кевина Систрома, Майка Кригера и нескольких их друзей-инвесторов мультимиллионерами.

Необычайный успех Instagram это притча о культуре высокотехнологичного бизнеса Сан-Франциско, которая построена на сети молодых предпринимателей и инвесторов, помогающих проектам друг друга деньгами, советами и контактами нужных людей. По большому счету, это сеть молодых людей, многие из которых учились в Стэнфорде и попали на карандаш крупнейших мировых венчурных фондов, до того как покинули кампус.

Среди этого сообщества, риск в почете. Идеи скоротечны: если одна не работает, нужно быстро переходить к другой. Время играет огромную роль, так как вы сами идете к успеху. «У предпринимателей есть интуиция, но иногда одним предпринимателям приходиться встречаться с другими бизнесменами, чтобы достичь успеха», — говорит старший научный сотрудник Ewing Marion Kauffman Foundation Тед Золлер. «Социальные связи напрямую коррелирует с успехом», — подытоживает сотрудник компании, которая изучает экономическое развитие предпринимательства.

Для Кевина Систрома заведенные контакты в Стэнфорде стали решающими. Выпускник калифорнийского технологического университета 2006 года Адам Д’Анджело помог ему найти инженеров, создать базы данных и разработать новые функции. Вскоре после того, как Instagram был запущен, он вложил в сервис деньги. Также поступил и основатель Twitter Джек Дорси. Кевин Систром был интерном в компании, которая позже стала называться Twitter.

Экс-коллега в компании Google, в которой Систром работал сразу после колледжа, представил его венчурному капиталисту Марку Андреесену, который уже вложил миллионы в Facebook. Весной 2010 года, до того как Instagram вышел в свет, Андреесен выписал ему чек на $250 тыс.

Все эти успехи в чем-то являются заслугой стипендиальной программы молодых предпринимателей Mayfield Fellowship Program, в которой в 2005 году участвовал Систром, а через три года и Кригер. «Там можно встретить венчурных инвесторов и завести нужные связи», — рассказывает Бекки Нил, которая вместе с Систором закончила  стипендиальную программу Mayfield Fellowship Program. «Мы относимся к ним как к нашим коллегам» (Систром и Кригер отказалась от комментариев для этой статьи, ссылаясь на нормативные ограничения в рамках публичного размещения Facebook).

Кевин Систром вырос на окраине Бостона и посещал частную академию  Middlesex School в городе Конкорд, штат Массачусетс, в которой училось всего 375 человек. В 2002 году он поступил в Стэнфорд и начал изучать менеджмент науки и техники. Он вступил в братство Sigma Nu, которое было известно своими шумными вечеринками, после которых студенты не раз оказывались на больничной койке.

Коллеги вспоминают, что Систром всегда интересовался фотографией и дизайном, а также делал прекрасные презентации, если это требовалось. Он всегда был общителен и стремился стать предпринимателем. Один из его одноклассников Алекс Гуревич говорит, что в 2005 году он обратил свой взор на мобильные телефоны, за которыми он увидел будущее.

В тоже время Систром был еще не готов к собственному. После окончания университета он устроился на работу в компанию Google. По мнению его сверстников, он устроился на хорошую работу. По его же мнению, это безопасная работа, но не настолько крутая.  Он проработал в Google 3 года, стал дерганным и перешел в компанию Nextstop, которая развивала туристический портал, основанный на рекомендациях. В конце концов, компанию купил Facebook. С момента выпуска из Стэнфорда Систрому удалось завести достаточное количество контактов и в начале 2010 года его посетила интересная бизнес-идея.

Его осенило в январе 2010 года, когда он пришел на вечеринку в бар Madrone, которую устраивал стартап  Hunch. Там он встретил основателя Baseline Ventures и опытного инвестора Стива Андерсона, который тогда сделал ставку на Twitter. Пропустив пару ликерных шотов Систром достал свой iPhone и показал ему проект Burbn, над которым тогда работал.

Как вспоминает Стив Андерсон, Систром имел прототип и смутное представление, что с ним делать дальше. Он хотел создать сервис, который позволял бы людям делиться своим местом пребывания, а также фотографиями с друзьями, как популярное приложение Foursquare. Он тестировал прототип с друзьями. «Мы знали, что рынок мобильных приложений имеет большое будущее, и видели возможность создать что-то интересное. Но на этом наши познания останавливались», — вспоминает Андерсон.

Стива Андерсона беспокоила одна вещь: он знал, что одному человеку трудно справиться с развитием стартапа. Поэтому он предложил Систрому найти партнера по бизнесу. Систром согласился. Через несколько дней Стив Андерсон вложит $250 тыс. в новую компанию. Вскоре венчурный инвестор Андреесен вложит свои $250 тыс., а Систром уволится с основной работы.

Поиск партнера привел Систрома в сообщество Mayfield и к Майку Кригеру, иммигранту из Бразилии и, по словам Гуревича, прекрасному инженеру.

Кригер принес в бизнес различные навыки. Он специализировался в области символической системы, междисциплинарной программы, которая смешивает программирование с психологией, лингвистикой и философией. Один из проектов  Кригера состоял в разработке компьютерного интерфейса для оценки человеческих эмоций.

«Он, безусловно, был очень заинтересован в психологии»,  — говорит его профессор г-н Насс. «Это заметно в Instagram. Это не триумф технологии, а триумф дизайна и психологии», — подчеркивает профессор.

Партнеры начали разработку своего проекта в здании Dogpatch Labs, расположенном в старой пристани, со старыми рыболовными сетями на стенах и длинными столами, которые разделяли пространство огромного помещения, наполненного начинающими технологичными компаниями. Джулиан Грин, который некоторое время работал в Dogpatch, вспоминает, что партнеры были необычно одержимы дизайном деталей. Однажды они в течение двух часов думали над совершенствованием закругленных углов значка приложения.

Один из важнейших уроков Instagram состоит в том, что его основатели не тратили много времени, суетясь над оригинальной идеей. Вскоре после того как они начали работать вместе в марте 2010 года, Кригер и Систром решили, что у Burbn ничего не получится. У сервиса было слишком много функций, и он был слишком похож на то, что уже делает Foursquare. Они быстро свернули эту идею и решили, что фотографии, популярные среди пользователей Burbn, будут в центре внимания.

Выпуск iPhone 4 преподнес им приятный сюрприз: новая модель телефона имела высокопроизводительную камеру и могла отображать изображения с более высоким разрешением. Пользователи могли сделать снимок, отредактировать его, придумать заголовок и выложить в интернет. Они дали сервису новое имя: Instagram.

«Мы переименовали сервис, потому что наконец-то нашли свою нишу: мгновенные различные послания», — написал Систром на сервисе вопросов и ответов Quora, запущенным его другом Д’Анджело.

Партнеры работали до рассвета 6 октября 2010 года, чтобы поднять Instagram и заставить его работать. Один из советников Dogpatch Labs Роб Эббот вспоминает, что коллеги сидели друг напротив друга, на столе лежала  куча мобильных телефонов и десятки пустых банок Red Bull.

Instagram взлетел как ракета, отчасти потому, что Систром позаботился о спросе.  Как он объяснил в интервью телеканалу Revision3 в январе этого года, он предложил некоторым влиятельным людям, типа Дорси из Twitter, попробовать тестовую версию приложения до его официального релиза. Вскоре Дорси использовал Instagram для отправки фотографий в своем аккаунте Twitter и в сообществе пошел слух о новом интересном сервисе.

С 25 тыс. пользователей за первые 24 часа работы, Instagram вырос до 300 тыс. пользователей уже через 3 недели, а спустя некоторое время в компании начали считать пользователей миллионами. Причудливые фильтры и интересные линзы сделали фотографии живыми и задели пользователей за живое. К сервису потянулись поп-звезды. Версия приложения для Android, которая была выпущена в апреле этого года, за 24 часа собрала миллион пользователей.

С момента запуска, основатели сохранили команду, добавив только 11 новых сотрудников, в основном выпускников Стэнфорда. Инвесторы выстроились в очередь.

В феврале 2010 года Benchmark Capital, в рамках первого инвестиционного раунда вложили в сервис $7 млн. В апреле состоялся второй раунд финансирования, в рамках которого компанию оценили в $500 млн. Тогда Систром сказал инвесторам, что он не заинтересован в продаже.

И тогда позвонил Марк Цукерберг.

Во время разговора Цукерберга с Систром, глава Facebook был настойчив: он хотел приобрести Instagram. В следующие 48 часов, две компании обсудили детали сделки стоимостью $1 млрд.

Практически сразу Марк Цукерберг опубликовал обширный пост на его личной странице в Facebook, назвав сделку «важной вехой» для компании, которая стремится завоевать сильные позиции на рынке мобильных приложений. Эта сделка, впрочем, и скорость, с которой пост был опубликован, означает, что Марк Цукерберг видел в лице Instagram потенциальную угрозу, будь-то отдельный сервис или часть компаний-конкурентов Google или Twitter. Представитель Facebook отказался от комментариев к этой статье.

Благодаря этой сделке, Систром, возможно, потерял одного партнера: Дорси из Twitter. Его компания выражала заинтересованность в покупке Instagram в последние месяцы до того как Систром согласился на предложение Цукерберга. Дорси когда-то ежедневно публиковал фотографии из Instagram в Twitter, но он  перестал это делать, после того как сделка состоялась. Возможно, это признак того, что Дорси не рад видеть Instagram в руках конкурента. Представитель Twitter отказался от комментариев.

В апреле в сервисе Instagram появилась фотография того, как команда проекта посетила Facebook. Останется ли Систром там надолго можно только догадываться. После проведения IPO, Facebook вскоре может стать похожим на Google – безопасное место для работы, но не настолько крутое. И тогда Систром снова может стать дерганым.

Оставить комментарий

Комментарии | 10

Поиск