EN

Украинский рынок разработки мобильных приложений: часть 1 — аутсорсинг

4237
38

Высокая мировая динамика роста пользователей смартфонов и планшетных компьютеров. Рентабельность от 10% до 30%. Проекты для американских и европейских заказчиков. Но не для Украины. Редакция AIN.UA решила выяснить, почему локальным аутсорсинговым компаниям не интересен украинский рынок мобильных приложений?

Павел Башмаков встречает меня на первом этаже темного подъезда  с высокими потолками и старым домашним лифтом, чтобы провести в свой офис. Ничем не примечательное пятиэтажное жилое здание недалеко от метро «Лукьяновская» никогда не скажет вам о том, что здесь уютно расположился один из крупнейших игроков на украинском аутсорсинговом рынке разработки мобильных приложений, компания Stanfy. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Когда Стив Джобс и Стив Возняк в 1970м году трудились над своим первым компьютером в гараже, никто бы не мог подумать, что их компания Apple создаст целый ряд инновационных продуктов, а ее капитализация превысит $500 млрд. Многие высокотехнологичные компании начинали работать именно так: в квартирах, гаражах или небольших офисах. Украинские разработчики мобильных приложений не стали исключением. Практически все компании из десятки крупнейших игроков этого рынка начинали работать в «кустарных» условиях и открывать офисы в квартирах. Так было и с киевскими компаниями Stanfy и Trinetix, днепропетровской компанией Yalantis и многими другими.

Основатель компании Stanfy предлагает выпить чего-то горячего. Я говорю, что буду кофе, он наливает себе зеленый чай. Не успеваю я включить диктофон, и настроится на правильный для общения лад, как основатель и генеральный директор компании Stanfy с грустью говорит, что «он разочарован в украинском рынке» и добавляет, что «хорошей инженерной компании, которая сохраняет свою экспертизу и качество работы, выжить на украинском рынке практически нереально». Непривычно слышать столь критичные заявления. Особенно от лидера рынка мобильной разработки. Углубившись в детали и пообщавшись с другими игроками становится ясно, почему работать и зарабатывать на украинском рынке мобильной разработки непросто.

Локальный рынок начал формироваться в начале 2008 года. Толчок к развитию этого сегмента дал сначала выпуск революционного смартфона от Apple, потом увеличение популярности смартфонов на платформе Android и наконец выпуск целого ряда планшетных компьютеров. Подсчитать объем украинского аутсорсингового рынка мобильной разработки практически невозможно, говорят игроки рынка.  В тоже время по оценкам локальных IT-компаний, доходы отечественной аутсорсинговой индустрии в 2011 году составили $1,5 млрд. При этом, по экспорту IT-услуг Украина занимает пятое место в мире. Если не брать во внимание такие большие компании как Сiklum, EPAM, GlobalLogic и другие у которых есть отделы мобильной разработки, но они не являются профилирующими, то всего в Украине работает до 20 компаний, которые специализируются на разработке мобильных приложений.

Поверили в перспективу

Многие украинские компании, которые раньше работали в ІТ-сфере, обратили свой взор на новый, казалось бы, прибыльный сегмент. Но ожидания не оправдались. Киевская компания Trinetix, основатели которой Александр Строжемин и Андрей Иванов с 1998 года занимались разработкой компьютерных игр и консольных игр в партнерстве с украинскими и российскими компаниями, решили попробовать свои силы в разработке мобильных приложений. «С 2008 года мы начали изучать мобильный рынок и наблюдать за его тенденциями», — вспоминает генеральный директор компании Trinetix Александр Строжемин. Первым для кого компания начала разрабатывать мобильные приложения стал американский рынок, на котором за 4 года работы Trinetix удалось реализовать 50 проектов. Заказы из украинского рынка начали поступать чуть больше года назад, и на сегодняшний момент компания выполнила 20 заказов. Среди крупнейших клиентов  — «Фокстрот», Samsung, «Интернет-Инвест», «Европейская Бизнес Ассоциация», футбольный клуб «Динамо Киев» и другие.

Сейчас зарабатывать деньги Trinetix пытается на американском и европейском рынках. По словам ее создателей, на украинском рынке рентабельность проектов либо очень низкая, либо ее вообще нет. «Мы работаем здесь только для раскрутки собственного бренда в Украине», — говорит Александр Строжемин. Такой же подход исповедует днепропетровская компания Yalantis, которая работает на украинском рынке мобильных приложений  с начала 2009 года. Финансовый директор Yalantis Сергей Фесенко рассказывает, что все заказы приходят из-за границы, а также говорит, что украинский рынок пока не готов вкладывать деньги в мобильные приложения, ведь разработчики хотят получать за работу хорошие деньги, а украинские заказчики ищут, где подешевле. Кроме того из-за серьезной конкуренции работать на локальном рынке совсем непросто. «К примеру, компания Stanfy заняла основные ниши разработки мобильных приложений», — подытоживает Фесенко. Павел Башмаков подтверждает, что его компанию хорошо знают в Украине и неплохо в России, но сам руководитель Stanfy в эти рынки не верит. «Я верю, что на украинском и российском рынке есть деньги и заказчики готовые нормально работать и платить соответствующие деньги, но нам бы хотелось интегрироваться туда, где технологии разрабатываются и используются в первую очередь», — резюмирует топ-менеджер.

Рынок не готов платить

Компании-разработчики постепенно отказываются от устоявшихся моделей работы на рынке. Если раньше они выполняли заказы по фиксированной цене, то теперь будут работать по часовой оплате. «Проекты с фиксированной оплатой перекладывают все риски на компанию. Если что-то идет не так, страдает компания-разработчик, а не заказчик», — рассказывает Сергей Фесенко. Что касается стоимости часа разработки, то в Yalantis он начинается от $30. При этом длительность разработки в среднем составляет 300 часов. В Stanfy назвать стоимость часа разработки отказались, однако сообщили, что стоимость проекта варьируется от $10 до $70 тыс. Киевская компания Trinetix работает в трех ценовых сегментах и может разработать мобильное приложение в ценовом диапазоне от $2 до $30 тыс.

Павел Башмаков заявляет, что если ему не удастся научить бизнес работать по этим правилам, то компания, оборот которой в прошлом году составил $600 тыс. и которая с момента ее создания осуществила 60 проектов, уйдет с украинского рынка. «Мы готовы полностью отказаться от украинского рынка. На локальном рынке есть достаточное количество игроков, которые смогут поддержать спрос», — подчеркивает основатель Stanfy, на компанию которого 25% заказов приходится из Украины. Директор по маркетингу компании Trinetix Олег Демчик добавляет, что до сих пор в бизнес-среде остались стереотипы, что ІТ это бизнес школьников и студентов, где мобильные приложения делаются сидя на коленках за коробку с пиццей. «Львиная доля времени у нас уходит на то, чтобы найти общий язык с клиентом», — подытоживает директор по маркетингу Trinetix.

Из-за проблем с заказчиками страдает и рентабельность бизнеса. Так, рентабельность разработки мобильных приложений в Украине составляет от 10% до 20% и далеко не всех заказчиков устраивают эти цифры. К примеру, рентабельности в 20-30% на американском и европейском рынках вполне достаточно для того, чтобы компания нормально функционировала и развивалась.

Головной боли компаниям-разработчикам добавляет кадровая проблема. Эксперты говорят, что уровень зарплат украинских разработчиков в 1,5- 2 раза меньше чем в той же России и Польше. Динамика рынка такова, что крупные компании с западным капиталом, работающие в Украине и имеющие здесь свои представительства, поглощают практически весь сформировавшийся штат хороших IT-специалистов. «Тем самым на рынке постоянно раздувается зарплатный пузырь», — говорит Александр Строжемин.

Опрошенные эксперты и разработчики сходятся во мнении, что серьезный интерес к мобильным приложениям со стороны бизнеса появиться не раньше чем через 3-4 года. В развитии рынка должен помочь недавний запуск украинского AppStore, а также внедрения ряда законопроектов, основным из которых является закон о предоставлении налоговых льгот ІТ-компаниям. А пока, локальным игрокам приходится лишь ждать. Тем временем Yalantis работает на американский рынок, Trinetix нашел свою нишу и разрабатывает мобильные приложения для дополненной реальности, а Stanfy Павла Башмакова усердно работает над тем, чтобы построить компанию стоимостью $5 млн. Таков его план.

Оставить комментарий

Комментарии | 38

  • Бедные, бедные аутсорсеры

  • >> Головной боли компаниям-разработчикам добавляет кадровая проблема. Эксперты говорят, что уровень зарплат украинских разработчиков в 1,5- 2 раза меньше чем в той же России и Польше. 

    Так в чем головная боль-то, если зарплаты низкие? 

    И, кстати, о каких экспертах идет речь во втором предложении?

  • проблемы с отсутствием людей? если верить отзывам тут 
    http://dou.ua/forums/topic/5490/ то народ со словами «у вас хороший коллектив, но я поду туда где лучше платят и есть перспективы» проходит у них курс молодого бойца и сваливает.

    • Толик, отзывы в Интернете, тем более анонимные нужно критически оценивать.
      Кто-то уходит, но многие остаются и судя по анкете http://jobs.dou.ua/companies/stanfy/poll/ в Stanfy им нравится.
      Мой вам совет — если будете искать работу, кроме различных отзывов на форумах пообщайтесь вживую с знакомыми (или знакомыми знакомых), которые уже работают в интересной вам компании.

      • Любомире, Ви чудово бачите, що переважна більшість цих відгуків —  не від анонімів, а від реальних працівників під справжніми іменами, за що їм вдячна. Анкета — це взагалі не показник, тим більше для такої кількості людей. Від таких коментів як Ваш довіра до компанії ще більше втрачається.

        • Няша, ви от теж пишите коментарі анонімно, незрозуміло чому ? 

          Я почитав відгуки, там є і позитивні так і негативні від реальних людей. І лише у анонімного одного учасника дискусії є відверті негативні коментарі, хоч якраз він в Stanfy ніколи не працював. 

          Вам можу повторити свою пораду — хочете знайти для себе класну компанію, крім анонімних форумів намагайтесь вживу поспілкуватися з реальними людьми, хто вже вже працює в компанії. В еру Linkedin це не так важко, якщо в вас є друзі і знайомі в ІТ. 

          • по-перше, це мій нік-нейм в Твітері, через який я залогінена, і в профайлі є й справжнє ім»я. По-друге, анонімних відгуків на фірми не пишу, а Ваше намагання «перевести стрілки» на мене та мій нік зовсім  не прикрашає Вас як керівника.  
            Відгуки реальних людей для мене найважливіші, на анонімні не звертаю уваги. Через Лінкедін дізнатися змоги немає — я в ІТ зовсім недавно, приїхала з іншого міста, і такої кількості зв»яків, друзів та знайомих в Києві не маю, так що форум мені дуже допоміг.

          • Так і напишіть — Ольга Величко, щоб учасникам дискусії на AIN було зрозуміло хто ви. 

            Нічого проти відгуків реальних людей про компанію (якщо ці люди працювали в компанії раніше) не маю, це теж хороше джерело інформації для тих хто шукає роботу. 

  • Можно ремарку: 

    — Сам руководитель Stanfy в эти рынки НЕ ВЕРИТ. 
    — Я ВЕРЮ, что на украинском и российском рынке есть деньги

    У меня возник легкий диссонанс.

    • Иногда стоит дочитывать цитату до конца 🙂 «но нам бы хотелось интегрироваться туда, где технологии разрабатываются и используются в первую очередь». Я понимаю, что аргумент и  контраргумент рядом могли вызвать легкое недоумение. В данном случае имелось ввиду, что Павел верит, что на украинском рынке есть деньги, но не верит что аутсорсеру мобильных приложений стоит здесь работать (дальше по тексту причины почему).

      • Я прочитал до конца не только цитату, а и всю статью. Хорошая статья.

        Видите, в комментарии вы же мне понятно объяснили: «Павел верит, что «на украинском рынке есть деньги, но не верит что аутсорсеру мобильных приложений стоит здесь работать». Почему нельзя было так же и в статье? 🙂

  • Неплохо работает PR отдел Stanfy, видно что деньги вложены немалые в раскрутку. Уже непомню в который раз листаю статью, в которой данная компания упоминается как светоч украинской разработки. Хотя ничего особенного она из себя не представляет — типичный кустарный аутсорсер с толпой студентов, работающих за еду

    •  У нас нет PR отдела 🙂

      Больше 70 проектов на украинском и мировом рынках, среди которых АльтерГео, Кинопоиск, Кореспондент… — достаточно неплохо как для студентов, работающих за еду !

      • Cтуденты толковые, согласен. Приходилось не раз их собеседовать и впечатления очень даже положительные. Мне не нравится то, как преподносится сама компания — лидер рынка, какие-то фантастические ноу хау и т.п. Это же элементарно не правда — 70 проектов в рамках всего мира, даже Украины — просто песчинка, тем более такие как Корреспондент, Кинопоиск и т.п. созданные по одним лекалам. Я поддерживаю идею стартапов в Украине, и пусть у Stanfy все будет кул. Но подача информации в виже джинсы както не радует

        • думаю AIN может подтвердить, что за статью мы ничего не платили. И в целом могу сказать, что джинсы вообще никогда не покупали.

          Проекты — не согласен, что по одним лекалам, самые крупные уже более 1 года в разработке. Да и технические лидеры уже давно не студенты, а разработчики с 3 годами опыта именно в мобайле. 

          В статье не говорится, что Стэнфай лидер рынка, есть фраза «один из крупнейших игроков
          на украинском аутсорсинговом рынке разработки мобильных приложений». 

          О
          фантастических ноу-хау я тоже упоминаний в статье  не нашел, хотя конечно
          мы над этим работаем 🙂

          • Любомир не буду с Вами спорить по поводу студентов и технических вопросов, останусь при своем мнении )

          • Антон, а какие компании, которые специализируются на мобильной разработке, вы можете порекомендовать?

            У которых больше проектов и сотрудников, чем у Stanfy?

          • Артур, я не считаю, что специализация компании исключительно на мобайл разработке может о чем-то говорить. Крупные аутсорсеры, вроде Ciklum или Epam, которых вы почему-то обошли стороной, содержат мобильные команды по размеру гораздо большие, чем весь Stanfy. Причем уровень сложности проектов в таких командах обычно значительно выше, чем приложение для Корра, которым так гордится Любомир.  А общее количество проектов в Сиклуме, например, просто на порядки больше. 
            Поэтому вопрос на мой взгляд не корректен — мобайл аутсорс в Украине не заканчивается, и даже не начинается со Stanfy, а упоминание компании, как лидера для меня просто удивительно. 

            По поводу «крупных команий» — посмотрите на рейтинг от ДОУ: http://dou.ua/lenta/articles/top-25-may-2012/
            Как ни странно, но крупнейшего разработчика мобильных приложний в Топ-25 нет

          • Артур, в Украине много компаний, которые делают собственные проекты для мобильного рынка и сами или через издателей их продают. Вы же об этом знаете. 

          • Эта статья исключительно об аутсорсерах была

            2012/7/9 Disqus

        • Это не заказная статья. Вы уж извините меня за это 🙂 А отрицать то, что Stanfy, Trinetix и Yalantis являются одними из крупнейших игроков рынка, по-моему глупо. Не знаю, читаете ли Вы зарубежную прессу (Forbes, Bloomberg Businessweek, The New York Times и т.д), но там очень часто практикуется подача статьи в виде story. В данном случае — обзор рынка через призму компаний описанных выше.

          • Ok, пусть я не прав в данном случае. Возможно у меня какаято склонность к теориям заговора, но упоминание Stanfy всевозможными СМИ по поводу и без вызывает как минимум удивление. 

          • а что удивительного в том, что украиинская пресса больше внимания уделяет тем разарабочикам, которые активнее именно на украинском рынке?

  • А почему забываем третье направление — собственные проекты на глобальный рынок? Ведь в интернете нет границ 🙂 И это, как мне кажется, идеальный вариант. Разрабатываем за дешево, продаем как все, в итоге рентабельность больше чем у западных компаний. Профит.

  • Могу также добавить, что если работать по Fixed Price, то чтобы вывести бизнес на даже на 15% рентабельности, нужно закладывать в оценку по времени и часовые рейты огромные риски. Поэтому весь мир (и Stanfy в том числе) переходит на Time&Materials, где все прозрачно и главное взаимное доверие Заказчика и Разработчика…

  • и сразу толпы обсырателей, которые сами ни одного толкового приложения не вывели, люблю AIN:)

    • Да-да, и умники со своим мнением, которые всегда знают, кто и сколько чего вывел.

      • реально действующих украинских приложений (работающих для украинского пользователя) не так много, потому прекрасно видно, кто реально работает на рынке.
        да и просто в сторах покопаться.хотя какого я с анононимо-то разговариваю…

        • Согласен, я вообще вел к тому, что чтобы оценивать качество и сложность продуктов, вовсе необязательно быть успешным производителем последних.
          Украинских приложений мало, но адекватная критика на то и существует, чтобы делать вещи лучше. Ведь дыма без огня не бывает, а то может получиться как в пословице — на безрыбье и рак — рыба. Да, как-то некрасиво, не представился… Ну уж извините 🙂

    • Да-да и умники со своим мнением, которые в курсе кто сколько и чего вывел

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск