AIN.UA » СтартапыРегистрация стартапа. Советы юриста
 

Регистрация стартапа. Советы юриста

Целью данной статьи я не ставлю открытие Америки или изобретение велосипеда, думаю, она скорее послужит своего рода актуализатором возможных проблем неискушенных в юриспруденции команд стартап-проектов.

Так сложилось, что большинство стартап-ивентов в большинстве своем направлены на освещение вопросов генерации идей, их оптимизации, монетизации, рекламы и т.п.  Краш-тесты проверяют на прочность идеи и способы их реализации. На каком же этапе стартапу нужно задуматься над формированием правового фундамента своей идеи и нужно ли это вообще.  В программах мероприятий последнее время встречаются доклады юристов, освещающие те или иные вопросы. Но такие выступления носят фрагментарный характер и, к сожалению, ж в подавляющем большинстве носят сугубо рекламный характер.  Данной публикацией я планирую начать серию статей, которая методически и последовательно будет рассказывать о  юридических аспектах жизни стартап-проекта.

Идея создания своего рода правового FAQ для стартапера возникла вследствие накопления практических решений тех или иных проблем, с которыми столкнулись  в свое время молодые команды.  Я сталкивался с прекрасными идеями, на которые люди тратили свои время и деньги, свой творческий потенциал, но которые нереализуемы в принципе с юридической точки зрения. Убежден, что правовой FAQ необходим, дабы не плодить грабли, коих и так предостаточно на пути стартап-начинаний.

В рамках данной статьи опишу наиболее частый  юридический вопрос, который возникает у команд — регистрировать ли юридическое лицо, если регистрировать, то на каком этапе.

В своих рекомендациях я всегда придерживаюсь принципа, что всякое телодвижение должно быть направлено на достижение конкретных результатов. Основными целями регистрации в контексте стартапа как правило есть:

  • урегулирование налоговых вопросов — актуально на этапе начала монетизации проекта;
  • урегулирование вопроса распределения имущественных прав на продукт — актуально на этапе создания нематериальных активов (программный код,  дизайнерские решения и т.п.)
  • урегулирование вопроса взаимоотношений с инвестором — актуально на этапе привлечения стороннего финансирования проекта – соответственно.

Актуализировать проблематику каждой из приведенных выше целей естественно необходимо индивидуально. В рамках  статьи я приведу лишь несколько общих вопросов, сформулировать ответы на которые будет полезно стартап-команде.

Итак, вопросы:

  • размер предполагаемого дохода (прибыли), основной источник дохода (прибыли),  (территориально – Украина, Россия, Европа, США), способ поступления финансовых ресурсов (безналичный, электронные деньги), варианты монетизации (продажи, роялти) и т.п.
  • как организован в команде процесс фиксации и передачи имущественных прав на продукт (нематериальный актив), из каких объектов авторского права в большей части состоит  ваш продукт (код, фото, видео, дизайнерские решения), не нарушают ли эти объекты прав третьих лиц, есть ли части продукта, созданные сторонними людьми, которые не участвуют в проекте на данном этапе (друг, сосед, фрилансер), есть ли зарегистрированный товарный знак (планируется ли), на кого зарегистрирован, нет ли конфликтов с названиями товарного знака и т.п.
  • обязательным ли этапом будет привлечение инвестора, размер предполагаемых инвестиций, Какого инвестора предполагается привлечь (инкубатор, ангел, венчурные фонды), размер предполагаемой доли инвестора и т.п.

При этом крайне желательно комплексно подходить к вопросу выбора времени и формы регистрации, заранее определиться с целями и этапами развития. Потому как даже адекватное и логичное решение двух из трех вопросов может создать проблемы при решении третьего. Наглядней проиллюстрирую на следующем примере.

Одна команда успешно прошла часть стартап-пути – придумала идею, сформировала команду, создала прототип продукта, по совету юристов зарегистрировала общество с ограниченной ответственностью и аккумулировала права на продукт там.  Данный стартпап привлек внимание инвестора и после согласования всех критических моментов — размера инвестирования и доли инвестора — стал вопрос «входа» инвестора в бизнес. Инвестор готов вложить $50 000 за 20% доли в бизнесе. Как реализовать это юридически грамотно?! Напомню, у команды права оформлены на ООО с уставным капиталом 1 000 грн.  Если инвестор внесет $50 000 в уставной фонд ООО, то для того, чтобы сохранить баланс 20% и 80% команде необходимо будет внести $250 000. Вариант выкупить инвестором 20% также не подходит, потому как придется заплатить подоходный налог — 15% от суммы. Я также молчу о том, чтобы закрепить специфические условия инвестора (например, право первого выкупа) в рамках уже готовой ООО. Вот и пришлось призывать на мощь островное государство Кипр со своей правовой системой, что возможно не самый худший вариант, но все же он увеличивает цену обслуживания схемы работы.

В следующей статье я постараюсь доходчиво осветить тему «правовой» культуры обращения с объектами интеллектуальной собственности для начинающих и уже зрелых стартаперов. Отвечу на вопрос о способах защиты результатов интеллектуальной деятельности, подводных камнях их фиксации и передачи.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Лайк
29
Твит
10
Нравится
0
Pocket
43
+1
6
Linkedin
0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

46 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии

очень интересно, спасибо за статью. Жду продолжения

PavelPolyakov

Спасибо,

Действительно правовая тема редко затрагивается в материалах о стартапах.

Буду ждать продолжения.

"призывать на мощь" это что-то типа как "создать элементаля"?

угу 80го уровня - он все "порешает" )))

хотели объединить "призывать на помощь" и "призывать мощь" 🙂

Спасибо, ждем продолжения:) Если можно, хотелось бы поподробнее прочитать о возможных вариантах размытия долей при нескольких раундах инвестиций.

1. создание Кипрской конторы не решает проблему уплату 20% НДС в Украине. у вас есть варианты решения?
2. Кипр по запросу украинских госорганов открывает информацию об учредителях. как с этим быть?
3. граждане Украины не имеют права владеть компаниями за границей (точнее имеют, но для этого нужна лицензия нацбанка на физлицо). как решаете?
4. самый простой вопрос. сколько стоит создание кипрской компании "под ключ", с банковским счетом? учредители - предположим два стартапера и 1 инвестор.
спасибо!

 

База налогообложения. Для определения суммы, с которой будет
платится налог необходимо от валового дохода отнять сумму валового расхода
(расход, связанный с хозяйственностью предприятия). Для определения суммы НДС,
подлежащего уплате в бюджет необходимо от суммы налогового обязательства (сумму
полученного от покупателя НДС), отнять сумму налогового кредита (суммы НДС,
уплаченные продавцом).

Регулируйте НДС!

В данном вопросе идет пересечение 2-ого вопроса. (2. Кипр по
запросу украинских госорганов открывает информацию об учредителях. как с этим
быть?)  И так по порядочку.

Бенефициаров (с акциями на предъявителя не раскрывает Кипр)
+ есть правило банковской тайны, но в момент кризиса не все так красиво. По
этому нужно что бы Кипр(скую) компанию учредила хотя бы одна компания на Белизе
или Панаме.

Возвращаемся к первому вопросу. Тогда если Кипр(скую)
компанию учредила компания на Белизе или Панаме, оформляем нематериальные
активы (авторское право, тм, патенты) на Панамскую или Белизкую компанию,
передаем от её имени право Кипрской компании владеть правами за роляти с
правами передачи 3-им лицам, можно указать конкретно - Кипрской компании, а
Кипрская компания передает права на ООО в Украине.

Получаем что от всех валовых доходов ООО должно еще уплатить
за права Кипрской компании (например , 95% всего валового оборота), а Кипрская
в свою очередь 99% валового Белизкой компании. На Белизе налог 1% от оборота,
дальше деньги возвращаются в Украину как Кредиты, Финпомощь, Инвестиции.

В ООО 95% - валовые затраты = прибыль (вот с этой прибыли и
будете платить налоги)

В Кипрской компании будете платить налоги с 1% , который оставите
там.

А на Панамской 1% с оборота.

Не забывайте про издержки при перечислениях, движении денег
по счетам, а также % банка.

Можете открыть дебиторные карточки и снимать налом  до 800$ в сутки или до 10000$ оплачивать
с помощью карточки (безналом).

 

Все еще зависит от видов деятельности ООО по квэд(ам) и др.
мелочей. В частности есть 12% налог на отчисления в пользу не резидентов
Украины, но не по всем видам платежей.

 

И пусть инвестор владеет компанией на Белизе например.

 

Содержание каждого предприятия тянет минимум 1500-2500 евро
в год + бухгалтерское сопровождение будет увеличиваться в зависимости от количества
платежей в год и как будут регламентировать платежи. (можно продать 10  лицензий по 1000 у.е., а можно 1000 лицензий
по 10 у.е., что очень сильно может сказаться на бух. сопровождении)

 

Что касается справок от НБУ на владение активами за рубежом
или счетами - справка стоит 1350 грн. в год.

Возможно стоит рассматривать и др. гражданство ).

Уважаемый Dmitry G.
Позволю себе немного Вас поправить. 

1.Бенефициаров (с акциями на предъявителя не раскрывает Кипр)...
На Кипре нет компаний с акциями на предъявителя. Акции на предъявителя могут быть у акционера Кипрской компании. Здесь имеет место двойное владение:Бенефициар (акции на предъявителя) - Компания (Белиз, Панама, Сейшеллы) - Компания (Кипр).

2. + есть правило банковской тайны...
Любой банк желает знать фактического бенефициара-физ.лицо. Некоторым достаточно просто задекларировать паспортные данные,  другим - копия паспорта и подпись самого бенефициара на банковских формах.
При соответствующих запросах в рамках AML (анти-отмывочное аконодательство) каждый банк обязан выдать информацию, иначе он лишится лицензии.

3....оформляем нематериальные активы (авторское право, тм, патенты) на Панамскую или Белизкую компанию, передаем от её имени право Кипрской компании владеть правами за роляти с правами передачи 3-им лицам, можно указать конкретно - Кипрской компании, а Кипрская компания передает права на ООО в Украине....
Такая схема действительно была рабочая до вступления в силу Налогового кодекса. Сейчас все немного по-другому. И здесь, нужно отдать должное Кипрскому парламенту, который принял соответствующие изменения в налогообложении кипрских компаний в ответ на ограничения украинских фискальных органов :))))
Для того, чтобы украинской компании было выгодно выплачивать роялти за рубеж, необходимо одновременное выполнение нескольких существенных условий, одно из которых - получатель платежей роялти является бенефициарным собственником таких выплат.
Понятие Бенефициарный собственник является новеллой нашего законодательства и  применяется в отношении как физ. так и юр.лиц (а не только в отношении физ.лиц как в принято в банковской практике). На сегодняшний день продолжаются дискуссии в отношении сублицензионных договоров - является ли получатель роялти по сублицензионному договору бенефициаром таких платежей (или только посредником). Поэтому, для избежания разногласий и споров с налоговой, я рекомендую право собственности на нематериальный актив, по которому будут выплачиваться роялти, регистрировать на имя Кипрской компании, и платить роялти конечному владельцу прав ИС - кипрской компании. На Кипре, согласно принятым изменениям, 80% дохода от роялти освобождено от налогообложения. Фактически это означает, что доход от роялти подлежит налогообложению на Кипре по ставке 2% (20% от обычной ставки 10%). 
Налоги где-то платить нужно. И поэтому, если рассматривать различные юрисдикции для регистрации объектов ИС с последующей выплаты роялти из Украины, то Кипр - идеальная юрисдикция.

А что касается затрат на содержание и обслуживание кипрской структуры, то это очень индивидуально.

Важно получить грамотную консультацию до начала построения структуры, чтоб после не "попасть" в налоги и здесь и там :))))))))))))))

Согласен))) с последним. Спасибо за поправки. Написанный выше текст мной -  исключительно мои наблюдения. Теперь я вооружен поправками от вас) Что касается минимизации налогообложения и вообще выбора юрисдикции в которой будет работать бизнес ( в Украине или Сингапуре ) сами создатели проектов (стартапов) должны ответить себе на ряд вопросов. 1. Будите работать с юр. лицами в большей степени или с физ. лицами? 2. Какой вид платежей будет, микро платежи или средний счет будет 100-200 у.е. за единицу услуги? 3. Какие страны являются рынками для ваших сервисов/продуктов? (зачем именно Украина?). Вот тогда и вырисуется понятная картина где все таки стоит открывать юр. лица как "основное" и  как "представительство". У меня иногда складывается впечатление что люди не разобравшись в рынках сбыта и своих клиентах, просто хотят построить схемы (потому что так делаю многие) и не платить - это  у нас в крови)).
И еще верно вы заметили, налоги по любому нужно будет платить, а вот где и как это другой вопрос!  

о какой именно проблеме НДС идет речь? при операциях с инвест активами (ценные бумаги, доли в УК и т.п.) НДС не будет
"граждане Украины не имеют права владеть компаниями за границей" - немного не так. инд лицензии требует инвестирование за рубеж. если нет оплаты (например, получили в дар, не оплатили и т.п.) - нет необходимости получать инд лицензию

"лицензии требует инвестирование за рубеж. если нет оплаты (например, получили в дар, не оплатили и т.п.) - нет необходимости получать инд лицензию" - не читайте статью, сразу отвечайте. 
"инвестор вносит 50к в обмен на свою долю 20%", какое дарение?
вопрос открыт.

Вы ошибочно написали "граждане Украины не имеют права владеть компаниями за границей (точнее имеют, но для этого нужна лицензия нацбанка на физлицо).", я - исправил.
"какое дарение?" - дарение  - один из способов обойти требование к получению инд лицензии НБУ для владения акциями иностранной компании, а не способ передачи доли инвестору
з.ы. ежеличё, получение инд лицензии НБУ также не смертельная процедура

Игорь, ваш вариант с дарением не подходит к условиям задачи. А если получать лицензию нацбанка, то вы фактически раскрываете перед ними всех владельцев. тогда нафига огород городить? зарегистрируйте российскую контору, а не кипрскую - это в три раза дешевле будет.
Потому я и хотел узнать у автора статьи, как они решают вопрос владения собственностью гражданами Украины.  

по НДС - объясняю. 
вы деньги где будете аккумулировать? в Украине? нет конечно. Любой инвестор скажет, что прибыль ему нужна в той компании, где у него доля. Это раз. Когда он захочет выйти в кеш, то свои дивиденды он сможет получить с кипрской, а не с украинской компании, а значит вам все равно придется переводить туда весь кеш. Это два.
Теперь, когда вы из Украины гоните деньги в Кипр, от "дочки" к материнской компании, на границе возникает обязательство уплаты НДС. Либо вы его уплатили до этого.
а уважаемый автор статьи пишет своим первым пунктом: "Основными целями регистрации в контексте стартапа как правило есть: урегулирование налоговых вопросов".
Вот я испрашиваю - как он может урегулировать вопрос НДС.

 у Вас все смешалось в одну кучу. НДС - вопрос исключительно операционной деятельности, но никак не владения/ отчуждения доли в компании или вывода денег на Кипр

Игорь, не уводи вопрос в сторону. человек пишет что решает налоговые вопросы - вот я и спрашиваю, может ли он решать вопросы с НДС. вопрос именно в этом. все остальное - лишь для объяснения на пальцах.

Правильная статья, но пока "вода", вопросы обозначили а ответов я так и не увидел. Мне например было бы очень интересно как же все таки оформили вложение 50 тыс. за 20%. Понял только, что через кипрский офшор.. но как именно? Зарегистрировали с нуля компанию там? Не понятно. 

Еще раз - тема интересная и нужная, но дайте побольше конкретики.. Спасибо!

Компанию ведшую деятельность учреждают компании-копилки каждого из участников. Инвестирование и "продажа" так же делается черех добавление компании-прокси от инвестора/покупателя в состав совладельцев компании.

Никто в здравом уме не будет нигде вести бизнес от имени частного лица. Иначе попадаешь под персональные налоги что на переоценке компании, что на продаже/выходе из нее.

"как же все таки оформили вложение 50 тыс. за 20%. Понял только, что через кипрский офшор.. но как именно? "= путем реализации 20% акций кипрской компании с премией 🙂

Премия - под налоги, а вот инвестиционный транш/заказ на услуги - без 🙂

Хорошее начало, ждем продолжения и конкретики.

Проблема с 50 к. решается просто. Инвестор вносит деньги, а стартаперы имущество, в том числе авторские права, учредители оценивают их в 200 к. и всего делов. А то офшор, Кипр... Проще надо быть. Хотя желание срубить бабла с клиентов и максимально усложнить схему  - присуще многим отечественным юристам:).

Покажи мне того идиота, который инвестирует именно в украинское юр. лицо 🙂

Предложенный вами вариант действительно
простой и очень даже рабочий вопрос с 50к он вполне решает.  Он не решает помимо спецефических условий
инвестирования вопрос налогообложения.  Так,
при реализации данной схемы, компания получит возможность ощутить на себе в
полной мере налоговое бремя украинского законодательства ))), это около 30%.

 Согласно же  новому кипрскому налоговому режиму, компании,
которые квалифицируются как «The Cyprus Royalty Company», подлежат освобождению
от налогообложения 80% дохода, полученного от использования прав
интеллектуальной собственности (IP Rights). Остальные 20% дохода, полученного
от IP Rights, подлежат налогообложению по стандартной ставке 10%. В результате,
эффективная ставка налогообложения таких компаний составит 2%, и  может быть еще уменьшена за счет затрат на
приобретение и развитие таких прав интеллектуальной собственности, а также
амортизационных затрат.

У нас налоги платят только с доходов... Нет доходов - нет налогов, внеся в уставной фонд инел. собственность роялти платить не нужно, так как это уже собственность компании, а не учредителей. По оптимизаци налогов существует множество всевозможных вариантов, кроме того налогообложение - это вопрос функционирования, а не создания. И не нужно упоминать о земельном, акцизном и пр. налогах, которые платят не с доходов, мы рассматриваем текущую ситуацию, а не систему налогообложения вообще

да и вообще это не проблема. 

ни один здравомыслящий инвестор не будет раздувать уставной фонд до таких размеров. ведь когда ты будешь продавать компанию, то новый покупатель должен будет покупать как минимум по номиналу, то есть он должен будет прогнать через расчетный счет 250к. 
никто в малом бизнесе не делает таких уставняков - все ставят минимальный размер уставного фонда.
иными словами - "проблема 50к" решается вообще не через внесение в уставной фонд (неважно - это Кипр или Украина), а совершенно другими инструментами, например отдельный договор между учредителями. так что да, Юрий прав - здесь явное желание срубить бабла и максимально усложнить схему.

тем более что на мои конкретные вопросы выше ответов так и не прозвучало.

«…здесь явное желание срубить бабла и максимально усложнить схему…» Вот оно как все просто – «it's all about the money…» Вы хоть аргументы приведите, расскажите про вариант «отдельного договора между учредителями» разберем проанализируем, может он действительно решает все проблемы, так и забудем про офшоры… Я честно сам не особый их сторонник
по вашим вопросам:
1. Проблемы непрямых налогов, в частности НДС, необходимо рассматривать исключительно в контексте вида предоставляемых услуг, места предоставления и места получения - местонахождения заказчика. Сформулируйте четко ситуацию.
2. Реестр Кипрских компаний
- публичный, и информацию об учредителях могут получить не только органы, но и любые желающие 🙂 Поэтому есть несколько способов сохранить имена учредителей "за семью замками".
3. Относительно "владения компаниями за границей" почитайте здесь http://solanocorp.com/analytics/%D0%BF%D1%82-01132012-0652 очень даже понятно все расписано, останутся вопросы продолжим

Андрей, спасибо за грамотный комментарий.  
Во вторых, я не юрист, а предприниматель. Я не пытаюсь кому-то доказать что я круто разбираюсь в этих вопросах, а ищу ответы на свои вопросы.

1. по НДС - Речь идет о типично стартаперских или девелоперских компаниях, поэтому неважно, за что компания получает деньги - услуги рекламы, разработка ПО, продажа приложений.
Вопрос - есть ли у вас варианты оптимизации НДС? В рамках схемы с Кипром или в рамках другой схемы - все равно. 
Если есть решение - скажите! Будем рады услышать!

2. вы про номиннального директора? ок, сколько это стоит?

3. По ссылке опять про дарение.
В условиях Вашей же задачи дарение не подходит, так как инвестору нужно 20% именно за купленные 50к, если я все правильно понял.
Да и потом, цитирую: "получение физическим лицом подарка или наследства в виде валютных ценностей (акций, корпоративных прав) или имущества, должно быть задекларировано и подлежит налогообложению в Украине". Не смертельно конечно. но зачем нам такие последствия.

4. я вижу Solano здесь в комментариях - может быть мы услышим от них ответ про создание Кипрской компании?
и если вы торгуете офшорами, то сколько стоит BVI "под ключ"?

По НДС 

В случае если получатель услуг, определенных в подпункте "в" пункта 186.3 статьи 186 Кодекса, - нерезидент зарегистрирован за пределами таможенной территории Украины, такие операции не являются объектом налогообложения налогом надобавленную стоимость.

Очень интересно. Спасибо, сейчас изучим. 

"новый покупатель должен будет покупать как минимум по номиналу" - ничего никому новый покупатель не должен. стоимость доли/ акций - вопрос исключительно договоренности между покупателем и продавцом, никакой привязки к номиналу нет. просто нужно помнить, что налог будет рассчитан исходя из разницы между ценой покупки и ценой продажи, т.о. продав ниже номинала налога не будет, выше - налог на разницу

как вы это налоговикку потом объясните - почему компания стоимостью 250 тысяч долларов была продана за 5?

нет времени писать, просто поверьте на слово. не поверите - завтра продолжу

спасибо, я Вас услышал. 
хотелось бы также услышать автора статьи.

Игорь прав. Смена учредителей может произойти вообще на некоммерческой основе...

Юрий, в статье говорится, что инвестор хочет защитить свои 50к. Если бы он мог оценить свою долю номинально, то он бы оценил ее в 200 гривен, и примера бы в статье не было.  

Это не имеет значение - наше законодательство позволяет формировать уставной фонд очень гибко. Инвестор никак не защитит свои инвестиции - он передает их в уставной фонд и с этого момента они становятся собственностью предприятия. И органы управления предприятием их могут тратить на свое усмотрение...

Идея Кипра не зря была затронута. 
Кипр, как и некоторые другие страны, способствует дальнейшему развитию бизнеса, в частности, предоставляя льготы для владельцев прав интеллектуальной собственности. А это в перспективе развития совсем немаловажно для инвестора.

DJ_Petrovich

Судя по комментариям, статью нужно выпустить во второй версии - "исправлено и дополнено", а то пока вместо ясности внесли неразбериху в вопрос.

Это ж надо миллионы людей в Украине и десятки тысяч за рубежом, которые учредили юр.лица в Украине, от Кока-колы до СТО, обозвать идиотами:)))

и много из них ИТ-компаний?

http://ain.ua/2012/06/13/88083 и это надводная часть :)))

Хаааа-ха-ха!!!! )))))))
Вы правда думаете, что их кеш оседает в Украине??? )))))))))))))))

не поленитесь, зайдите на сайты этих компаний, вы увидите где у них головные офисы. а инвесторы, как правило, еще дальше. 

Пляць, идиотизм   "Если инвестор внесет $50 000 в уставной фонд ООО". Зачем ему вносить их в уставной фонд? Ребята вы че? Что все инвестиции вносятся в уставной фонд? Инвестор покупает свои корпоративные права за 200 грн (20%), а остальные деньги поступают как инвестиции, возвратная финпомощь и т.д.

А потом ООО продают инвестору за 50 тыс и платят налог с 49,8 тыс 🙂 или нет, продают за 200 грн, а 49,8 налом. А потом договор оспаривают в суде, у покупателя забирают ООО и отдают ему его 200 грн.. А 49,8 тыс. никто никогда не видел 🙂 Такие схемы развода уже были как мин. в киевской недвижимости, например, здание возле ресторана "Первак".

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: