Блиц-опрос: Как развивается украинский рынок доменных имен?

1181
4

В связи с интернет-активностью силовых органов в начале этого года эксперты говорили о возможном оттоке клиентов украинских доменных регистраторов. Как события начала года сказались на украинских доменах и чем сейчас живет этот рынок, AIN.UA рассказывали Павел Блоцкий (Imena.ua), Александр Лобода (Ukrnames) и Андрей Хветкевич (NIC.UA). Эксперты отвечали на вопросы:

  • Растет ли украинский рынок доменов? Как изменилось число регистраций за первое полугодие по сравнению с прошлым годом?
  • Как Вы считаете, сказался ли на украинских доменах прессинг силовых органов?
  • Пользуются ли спросом новые возможности доменов (апострофы, кириллица и т.п.)?
  • Какие насущные проблемы сейчас стоят перед украинским доменным рынком (whois accuracy, общие правила .UA, киберсквоттинг)?

Павел Блоцкий, директор компании Imena.UA

Украинский рынок доменов растет. Число регистраций по сравнению с прошлым годом почти не изменилось, оно выросло примерно на 5-6%.

Прессинг силовых органов сказывается в первую очередь на деловой активности в стране, а это уже в свою очередь влияет на спрос на украинские домены.

Новые возможности (апострофы, кириллица и т.п.) особым спросом не пользуются, поскольку полукириллические домены неудобны в использовании, а апостроф большинство пользователей вообще не могут набрать с клавиатуры.

Среди насущных проблем я бы назвал:

  • Отсутствие единых юридически корректных правил, единых процедурных и технических стандартов и контроля за их выполнением;
  • Непрозрачная и непонятная система подчинения и полномочий;
  • Отсутствие какой-либо стратегии развития национального домена.

Большинство других  проблем являются следствием вышеперечисленного. Сейчас национальный домен существует по принципу «как есть так и будет», развитие пущено на самотёк. Решение системных проблем подменяется косметическими улучшениями и PR-мероприятиями наподобие ввода никому не нужной кириллицы в латинские домены второго уровня, апострофа, торжественные запуски DNSSEC (который ровным счетом ничего не дает украинским пользователям) и пафосные конференции по IPv6 (что к доменной системе имеет вообще опосредованное отношение).

Александр Лобода, глава компании Ukrnames

Если говорить о рынке в целом, я считаю, что он растет естественным путем. По мере того, как интернет входит в быт украинцев — растет потребность в новых адресах для сайтов. Но никаких специальных мер, направленных на развитие рынка уже давно не предпринимается. Роль дирижера в жизни домена должен выполнять администратор, как это делают многие ведущие администраторы TLD, которые значительную часть своей прибыли тратят на маркетинг, продвижение и популяризацию своих доменов. Закрытость домена .UA также не способствует росту.

Прессинг силовых органов не является массовым явлением на украинском рынке доменов, однако общая атмосфера и сама потенциальная возможность такого прессинга подталкивает регистрантов к тому, чтобы держать свои домены у зарубежных регистраторов. Интернет по своей сути находится на пике процессов глобализации, ужесточение или усложнение процедур в каком-либо локальном месте всего лишь приводит к
перераспределению ресурсов в направлении остального мира. Недавно мы проводили анонимный опрос среди наших клиентов. Один из ответов был следующего содержания: «Вывел все ценные проекты зарубеж, и оформил на родственников зарубежом. Остались мелкие личные. Держать ресурсы в эксСССР, а тем более у нас, стало опасно. К вам претензий нет, наоборот, самые теплые отзывы и наилучшие пожелания.
Удачи вам!». Так что есть над чем подумать.

Кириллица в доменных именах доступна уже много лет и стабильно востребована среди клиентов. Стабильность спроса показывает то, что это не просто популярная фишка, которая интересна, пока нова и на слуху, а действительно используемая клиентами возможность. Апостроф в именах доменов особого интереса у клиентов не вызвал.

Начиная с организационных, заканчивая техническими — нерешенных вопросов в домене .UA действительно много.Чтобы домен работал в ногу со временем, на мой взгляд, требуется провести ряд административных новшеств. Прежде всего, со стороны администратора домена должен быть ответственный подход к определению статуса регистратора. Тогда рынок будет крепче, и не будет проблем с пропавшими регистраторами. В конечном счете от этого страдают только клиенты. Во вторых, работа администраторов региональных доменов часто не укладывается ни в какие рамки.

Сами правила регистрации домена .UA уже давно не эффективны и только сдерживают рост украинского интернет-пространства, вынуждая множество полезных ресурсов пользоваться третьим уровнем (.COM.UA и пр.) либо зарубежными интернет-адресами. Еще одна острая проблема — это отсутствие эффективной политики решения доменных споров. Технические неудобства и сложности я не хотел бы описывать, о них и так уже много сказано и для тех, кто ежедневно с ними сталкивается — это давно не секрет.

Что касается whois accuracy, это общая проблема для многих доменов. Каждый администратор решает ее по-своему. Есть множество наработок, которые у нас никак не применяются. В итоге, мы, сегодня, имеем хаотично заполенный whois, множество доменов с данными регистратора (не клиента). Ко всему прочему,  некоторые администраторы пытаются выполнить закон о защите персональных данных, скрывая не актуализированные данные у доменов. В случае, если регистратор пропадает — их клиентам вообще не понятно, как доказать свои права на домен.

Андрей Хветкевич, директор компании Nic.ua

Рост рынка регистрации доменов продолжается — в среднем мы наблюдаем на 26% больше заказов в первом полугодии 2012 года, чем за аналогичный период прошлого, хотя динамика роста несколько уменьшилась. Среди тенденций можно отметить такую: люди чаще не продлевают свои домены, зарегистрированные ранее.
Наблюдая примеры прессинга со стороны силовых органов, клиенты проявляют больше беспокойств о вопросах безопасности своих доменов. Но это в незначительной степени сказывается только на новых регистрациях: повышается интерес к зарубежным доменам. Украинские же домены можно регистрировать только через украинских регистраторов, поэтому самое большее, что могут сделать владельцы украинских доменов — держать их у того регистратора, которому они доверяют.
На NIC.UA домены на кириллице и с использованием апострофа стабильно регистрируются, хотя и бумом это назвать нельзя. Люди пробуют, «прощупывают почву» — в любом случае, интерес со стороны пользователей есть.
Непрозрачное регулирование домена .UA все еще остается самой насущной проблемой. Можно привести пример: заседания рабочих групп, которые проводятся компанией «Хостмастер», продолжают проходить в сезон отпусков, а предложение перенести их на конец августа или начало сентября было проигнорировано. В результате последние рабочие группы не учитывают мнение некоторых активных участников и ключевых игроков рынка.
Также стоит отметить давно потерявшее актуальность требование по наличию торговой марки для домена .UA — это давно не защищает украинский домен, а только стимулирует злоупотребления и теневые схемы захвата доменов.
Еще из актуальных проблем можно упомянуть о сокрытии персональных данных владельца домена во whois, которое создало много неудобств как для клиентов, так и для регистраторов. Хотя данные домена вполне можно было бы открыть на основании соглашения с клиентом — так мы делаем в домене .PP.UA, и это не вызывает никаких проблем.
Оставить комментарий

Комментарии | 4

  • Я не совсем понял, а что значит — давно потерявшее актуальность требование по наличию торговой марки для домена ?

  • Я как потребитель ЗА то что бы UA выдавались только по регистрации торговой марки. Иначе мы будем наблюдать бардак и спекуляции как России. Попробуйте там зарег. RU. Все давно занято домейнерами и перепродается за несколько тысяч долларов за копеечный домен. Теперь сюда еще лезет их Руцентр.Имел с ними дело — не порядочная компания. Значит будет бардак.Вам как участвующим в продажах доменных имен конечно на руку отмена регистрации по торговой марке — продажи взлетят до небес. Нахер будущие спекуляции нужны потребителю?

Поиск