Бен Горовиц, Andreessen Horowitz: «Способствую технологическому буму и постоянно узнаю что-то новое из хип-хопа»

1239
1

Не думайте об экономических проблемах с которыми стокнулась половина  мира. Силиконовая Долина на коне. А с ней и самый известный венчурный фонд Andreessen Horowitz. Три года назад партнеры Марк Андреесен и Бен Горовиц основали венчурный фонд Andreessen Horowitz. С тех пор они заработали $2,7 млрд и инвестировали в 150 компаний, в том числе публичные Facebook, Zynga и Groupon, а также непубличные Pinterest и AirBnb. В начале июля Andreessen Horowitz вложил 100 млн в GitHub, веб-сервис для хостинга проектов и их совместной разработки. Исполнительный редактор CNET News Пол Слоан встретился с Беном Горовицем в Менло-Парке (Калифорния) и поговорил о влиянии на рынок IPO Facebook, инвестиционном климате, а также выяснил, что нового предприниматели могут узнать из хип-хопа. Редакция AIN.UA предлагает вам перевод этого интервью. 

Учитывая все, что происходит в экономике стран Европы, в Китае и Америке, вы по-прежнему оптимистично смотрите на ситуацию?

В не всякого сомнения, что Европа и Китай испытывают большие проблемы на макроэкономическом уровне. Но высокие технологии имеют свой цикл развития и они не зависят от макроэкономики. Технологическая сфера по-прежнему остается очень интересной. Впервые за мою длительную карьеру, я вижу три платформы, которые объединяют рынок: облачные сервисы, мобильные и социальные платформы. Другое дело, что рынок вырос настолько, что люди не отдают себе отчет, как все плачевно было раньше. В 1998 году Netscape занимал 90% долю на рынке браузеров с аудиторией в 50 млн человек. Таким образом, 55 млн человек пользовались интернетом, а половина из них сидела на dial-up. И теперь сравните эту цифру с двумя миллиардами абонентов широкополосного доступа в Интернет, которые дают «зеленый свет» для развития всевозможных интернет-бизнесов.

То есть, вы не задумаеватесь, что выбранная вами модель в какой-то момент может не сработать?   

Наш инвестиционный горизонт составляет 10 лет. В последнее время люди говорят о 3-5 годах для инвестиций, однако это не играет большого значения для нас, так как эти цифры вписываются в наш инвестиционный горизонт.

Какие возможности для вас являются интересными?

Как написал Марк Андреесен в газете The Wall Street Journal, «программное обеспечение постепенно съедает мир». В последнее время я все чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда новые технологии проникают в те сферы, в которых до этого никогда не были.

Например…

К примеру, сначала фермеры не имели средств для того, чтобы сделать анализ почвы. Когда у них появились необходимые суммы, они не знали, что делать с этим анализом. Но в теории, вы действительно можете увеличить урожай, если проанализируете почву с помощью специальной программы, которая определяет уровень минералов и необходимых удобрений. Такое ПО разрабатывает компания Solum.

Как IPO Facebook изменило рынок?

Я думаю, что ничего не изменилось. Мультипликаторы для высокотехнологичных компаний являются низкими. Они малы по сравнению с 90ми годами и находятся на достаточно низком уровне по сравнению с 80ми. Была надежда, что эта ситуация измениться благодаря IPO Facebook и что акции социальной сети будут торговаться на уровне капитализации в $150 млрд. Но они по-прежнем торгуются при здоровой капитализации, относительно Google или Apple.

Но разве такое IPO не отразилось на компаниях, которые ищут высокой оценки капитализации?

Да, было много высокотехнологичных компаний с высокими мультипликаторами, которые ожидали от Facebook феноменальных результатов. Но стоит помнить, что следующие раунды инвестиций будут не такими простыми как кажутся.

Вы это прочувствовали лично в работе с Spotify?

Да, мы отказали многим, в том числе Square и Dropbox.

Из-за оценки их стоимости?

Я не хочу говорить ничего плохого о людях, с которыми не работаю. Это все прекрасные компании. Но у нас есть модель, в которой оценка стоимости компании должна соответствовать прогрессу и развитию, а потенциальный результат в этих компаниях не совпадал с нашей моделью. В общем то, с момента инвестиций в AirBnb, мы не вкладывали деньги в сервисы потенциальной стоимость в $1 млрд. Это было более года назад и с тех пор мультипликаторы выросли. Недавно мы вложили в GitHub, компанию, которая по нашим подсчетам, имеет очень хорошие перспективы и занимает сильную позицию в своей нише.

В начале июня вы инвестировали $100 млн в GitHub. В чем его особенность?

Это компания, которая никогда не привлекала инвестиции, имеет в своем штате 60 сотрудников и неплохо зарабатывает. Они не раскрывают свои доходы, однако я могу заверить, что они зарабатывают достаточно. И это они делают без продаж и маркетинга. Думаю, у них очень высокий потенциал для роста. На самом простом уровне, GitHub — это веб-сервис для управления исходным кодом. Это с одной стороны облачный сервис. С другой стороны, он ориентирован на людей и является социальной сетью. Эти моменты делают хороший фидбек в сети.

У кого больше возможностей в GitHub: у компаний или пользователей?

Возможности есть для обеих категорий. В мире 2 млрд человек пользуются интернетом и если вы создаете нужный продукт, он взрывает рынок. Нет сомнений, что у Zynga и Groupon дела идут не так, как бы хотелось многим пользователям. Но капитализация этих компаний по прежнему оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, а Facebook — в размере около $60 млрд.

Как вы оцениваете молодой и быстрорастущий сервис Pinterest?

Pinterest — это сервис, который мы долгое время критиковали. Дело в том, что темпы роста увеличивались слишком быстро. Но когда предприниматель Бен Зильберман рассказал о том, как ему пришла в голову эта идея и что стоит за этим сервисом, он был очень изобретателен. У меня сложилось такое впечатление, как будто он расшифровал ядро человеческого поведения и перенес его в Интернет. Ему осталось только тщательно разработать продукт. Чувства людей к Pinterest отличаются от чувств к другим сервисам. Люди любят Facebook и Twitter, но не с такой глубиной чувств, как к Pinterest. Это самый эмоциональный сервис в Интернете.

Как Pinterest зарабатывает?

Когда мы инвестировали, Марта Стюарт получала больше рефферальных ссылок с Pinterest чем с Google и Twitter. Существует много моделей, но я думаю, что если сервис генерирует большое количество трафика, он чего-то стоит. Фактически когда мы инвестировали, то приобрели опцион, вложив $27 млн при капитализации в $200 млн. Пока Бен не заставил нас разочароваться.

Вы часто ставите на личность создателя стартапа. Почему так?

Успешный руководитель должен быть блестящим и оригинальным мыслителем. Питер Тиль часто задает вопрос, на который многие не могут ответить. Он спрашивает, «во что вы настолько сильно верите, с чем никто не может согласиться?». Это прекрасный тест оригинального мышления. Ответ состоит в том, что никто не может дать точной интерпретации инновации. Две другие вещи, которые очень важны, — храбрость и лидерские качества. Требуется большое мужество, чтобы построить компанию, когда многие люди, врочем как и вы, находитесь в сомнениях.

Как вы оцениваете потенциал стартаперов, когда они предлагают свои проекты для инвестиций?

Когда мы находимся на питчинге стартапов, то всегда смотрим на бекграунд предпринимателя. Потому что мужество, это не то качество, с которым рождаешься, а то качество которое развиваешь по жизни. Однажды ко мне подошел один предприниматель и я попросил его рассказать о своем бекграунде. Он ответил, что «я создал компанию OutlookSoft и был ее техническим директором». На что я ответил, что меня интересует его детство. Он ответил, что вырос в коммуничистической Румынии и в 1989 году сбежал из страны вплавь через Дунай. Я говорю, «хорошо, мы инвестируем деньги в тебя». Это был Кристиан Георге из Tidemark.

Как вы считаете, венчурный инвестор должен быть публичным?

Венчурный капитал является весьма не прозрачным. Я всегда хотел узнать, что венчурный инвесторы думают о создании компании. Что они думают об увольнениях? Как они оценивают генерального директора? Что они думают о найме? Честно говоря, я не знаю ни одной такой венчурной фирмы. Моя публичность увеличилась благодаря моему блогу.

Почему в вашем блоге так много хип-хопа?

Дело в том что исполнители хип-хопа действительно считают себя предпринимателями. Они не все также хороши как и Jay-Z, но они все принципиально считают себя предпринимателями, и это проявляется как в текстах, так  и в музыке.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск