Кто в твоей лодке, не считая тебя?

1008
8

На прошлой неделе мы провели первое событие, полностью посвященное поиску новых членов команды. Это был спид-дейтинг фаундеров. Среди гостей все еще были те, кто считает, что можно справиться и самому. Вот я и решила высказаться на тему важности команд.

Несколько лет назад, я оказалась в довольно сложной ситуации, взяв на себя слишком много обязанностей. Я обратилась к одному мудрому человеку за помощью. Чтобы описать свою ситуацию, не слишком вдаваясь с детали своего личного и профессионального положения, я использовала такое сравнение «У меня такое впечатление, что я в лодке вместе с другими людьми, но гребу я одна».  На что, мой ментор, совершенно безапелляционно заметил, что виновата я одна, так как даже не соизволила пригласить других грести со мной! У меня лично ушло немало времени на то, чтобы осознать, что все мои проекты не просто легче запускать с кем-то, а, что, даже поделившись с другими славой и выгодами, я в итоге выиграла больше. Вроде бы банальная истина, но снова и снова я и мои партнеры по EastLabs встречаемся с единоличными создателями стартапов, которые недоумевают, почему в них не слишком верят. Ну хотя бы потому, что, если основатель стартапа в лодке один, то он может устать от гребли. Лодка остановится или утонет. Ну и кому такой риск нужен?

Традиционные мещанские подходы в стиле я собственник, а все остальные просто сотрудники, у стартапов приводят к тому, что сидящие с вами больше делают вид, что гребут. Выглядит заманчивым, когда основатель бизнеса так и остается его собственником и радуется каждому новому раунду финансирования и успешному выходу из проекта. Но это иллюзия. Во первых потому, что инвесторы, опять же не верят, в одиночек. А, во-вторых, из каких  средств, собственно говоря, одиночка может себе нанять талантливую команду? Как считаете, насколько инвестору симпатична идея платить за персонал только потому, что предприниматель не желает делиться?  Ну, и в-третьих, что там со скоростью? Кому нужен интернет бизнес, у которого рост 1% в год?

Если попутное течение для лодки стратапа слишком сильное, то единственный основатель может не справиться и даже выпасть из лодки. Динамично растущие рынки, отсутствие четких правил на них, требуют мгновенной и нестандартной реакции от стартапа. Нужно успевать и администрировать, продавать, изменять и дырки закрывать. Выход, который оправдал себя даже в Америке, которая исконно воспевает индивидуализм – это создание сильной команды на самых ранних этапах, команды, которая мотивирована действительно грести. Это не может быть в рамках работы, это может быть только в рамках одной цели, которая тебя объединяет с другими. Лучше владеть лишь частью ценного, чем обладать полностью тем, что никому не нужно.

Многие бизнес-модели требуют многовекторное развитие бизнеса – разные регионы, разные возрастные и социокультурные группы и т.д. Нанять всех — нельзя, ожидать, что наемный персонал будет по ночам страдать, изучая новый сегмент рынка вообще наивно. Безусловно, и разделение бизнеса с миллионом соучредителей тоже не слишком разумно. А если уж течение не в вашу сторону или вы в самом начале своего пути, в тихой гавани, то самому и даже с классной командой очень  трудно доплыть до победной цели.  Тут вашей лодке нужен мотор. Такими моторами и могут выступить акселераторы, ангельские инвесторы и венчурные фонды. Они тоже становятся частью команды. Принимая команду стартапа в себе в инкубатор мы, например, даем ей возможность выработать свой маршрут и стиль гребли. Менторы, а это предприниматели и эксперты, которые ранее сами были гребцами, смогут подать свисток, завидя опасность. Посевное финансирование, офис и юридические советы обеспечат ресурсы для поддержки боевого духа. Нам, так же как и вам, интересно, чтобы лодка оказалась у заветной цели – максимального охвата рынка и самого правильного продукта.

Одним словом, если сегодня, вы в начале пути, постарайтесь правильно подобрать себе цель, ритм путешествия и попутчиков. Удачного пути!

Оставить комментарий

Комментарии | 8

  • «Традиционные мещанские подходы в стиле я собственник, а все остальные просто сотрудники»… бррррр… — пропаганда колхозов, коммисарщина, риторика в духе секретариата обкома КПСС

    • Спасибо за реакцию, но эта заметка и была написана в ответ на то, что 1/5 заявок к нам в инкубатор приходит от «директоров колхозов», которые искренне не понимают почему мы не поддерживаем единоличных собственников и «секретарей обкома». Я хочу убедить людей с самого начала заняться построением команды, а не думать о том, как бы стать единоличным собственником.

      • Вы или не поняли шутки или притворяетесь. Построение команды собственников — это и есть пропаганда колхоза. С точки зрения инвестора это может и выгодно, ведь из 100 несросшихся колхозов найдется один, в котором люди сработаются и вы в него проинвестируете. А судьба тех ребят, которые окажутся в пролете из-за неудачного колхозостроительства уже никого не будет интересовать. Вы лукавите и вводите в заблуждение молодежь. Ребята, не ведитесь на эти заманухи! Только собственник своего бизнеса может добиться успеха. 99% колхозников переругаются, не поделят бизнес, рано или поздно кинут друг друга.

        • В колхозе никто ничем не владел. В стартапах, команда собственников — это 2-4 бизнес-партнера, которые именно в силу своей собственности доли в компании и согласны его развивать. Если найдете пример современного успешного стартапа, который с единоличным собственником смог и бизнес построить, и инвестиции получить, поделитесь пожалуйста. А то выходит это Вы, а не я вводите в заблуждение.

          • Мы говорим о коллективной собственности и работе коммуны за идею. Я думаю, не стоит углубляться в марксистскую политэкономию. Это выгодно инвестору, т.к. не надо платить зарплаты целой группе энтузиастов, а не нанимать специалистов под одного энтузиаста. Но при наличии капитала, это не имеет прямой связи с успехом проекта. Вы выдаете следствие как причину. Успешные стартапы не потому успешные, что их создавали именно команды, а потому что их идеи были визионерскими, а в среде интернета очень хороший шанс стать визионерами именно у подростков, у которых еще очень сильно развит стадный инстинкт и не достаточно ресурсов для самостоятельной работы. Все мы прекрасно понимаем, что не надо быть командой нищих хипстеров, чтобы создать такой простой сервис как Инстаграм. Надо просто думать как хипстер и иметь достаточно средств на старт бизнеса. Один человек может зажигать не меньше, чем группа, при этом не испытывать ее недостатков. В общем, я считаю, ваша теория на счет командной работы, как залога успеха, ошибочна, хотя если стартовать с микробюджетом, это единственный способ выжить, работая всей командой за еду. Ну а с точки зрения инвестора, у подростка индивидуала, есть большой риск скукожиться, перегореть и сбежать на сессию, а команда его слабую психику будет как-то мотивировать и не даст остаться наедине со своими сумбурными сомнениями 🙂 В общем, где-то в этой области и находятся ваши скрытые мотивы )). А не то, что это, якобы, главный рецепт успеха.

          • Меня радует развитие дискуссии в части «если стартовать с микробюджетом, это единственный способ выжить, работая всей командой за еду» и поражает то, сколько еще людей (еще 1/5 заявок) думают «Надо просто думать как хипстер и иметь достаточно средств на старт бизнеса». Кстати, а откуда у него возьмутся эти средства? Давайте договоримся о том, что у нас разные теории успеха стартапов. Моя — это слаженная команда одинаково заинтересованных собственников. А Ваша — «Один человек может зажигать не меньше, чем группа, при этом не испытывать ее недостатков». Насколько мне известно, пока нет ни одного стартапа, а именно для них и была эта публикация, который бы создал достойный продукт и многомиллионный бизнес. Удачного дня Вам!

          • Меня тоже радует, что Вы сохранили способность поражаться. Безусловно у нас разные теории успеха, потому что ваш интерес, как инвестора, во многом расходится с нашим, стартаперским интересом. Я не сомневался, что Вы пропустите мои аргументы по части подмены причины следствием и будете упорно отстаивать формулу командной разработки, потому что инвестору менее рискованно работать с командами, чем с одиночками. И это понятно. Вы пытаетесь убедить нас минимизировать ваши риски. Но, к счастью, наивных не так много и это доказывает Ваша же статистика — 1/5. Реальность состоит в том, что хороших стартапов меньше чем хороших денег и если вы захотите активно работать на нашем рынке, то вам придется искать компромисс с индивидуальными предпринимателями. Конечно одиночки менее зависимы, менее прогнозируемы и управляемы, конечно команда обходится дешевле, она взаимозависима и на нее проще влиять. Как говорится: идеальный работник — тот, у кого дом и машина в кредит, жена домохозяйка и четверо детей. )) Но люди идут в бизнес не для того, чтобы попадать в еще большую зависимость от кого-то. Это основной принцип, который ваша агитация переломить не сможет. Спасибо, и Вам удачного дня!

  • Команда, это, наверное, самый главный фактор успеха. Это хорошо иллюстрирует история airbnb.com — популярного нынче стартапа в питчах и обсуждениях.

Поиск