Аркадий Волож, «Яндекс»:»Одна часть компании выросла из советских научных институтов, другая — близка к калифорнийским стартапам»

1090
2

Компания Яндекс занимает 60% долю рынка поиска в России. В небольшом интервью финансовому еженедельнику Bloomberg Businessweek генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож поведал о том, как компания за счет внутреннего кладезя IT-технологий планирует остановить экспансию Google на зарубежные рынки.

Расскажите про планы расширения бизнеса «Яндекса» за пределами России

На долю России приходится 2%, а может быть и 3% мирового интернет-рынка. Эта цифра постоянно увеличивается, но она пока не достигла и 10%. Таким образом, нам, как и любой другой иностранной компании, необходимо приложить немало усилий, чтобы изменить эту ситуацию. Мы осознали, что опыт и технологии, полученные в России, могут быть использованы в любой стране. Расширение присутствия в Турцию в прошлом году стало для нас реальном выходом на зарубежный рынок.

Каким образом компании «Яндекс» удается дифференцироваться?

Разработанные нами технологии позволяют сегментировать аудиторию для малых географических регионов. Мы начали показывать различные результаты поиска в разных городах, потому что мы знаем, что результат для 20% — 30% поисковых запросов должен быть разным в зависимости от региона. В этом году мы занимаемся разработкой социального контекстного поиска. Мы активно работаем со всеми социальными сетями в России и Турции и используем полученную информацию для того, чтобы обеспечить лучшие результаты поиска для некоторых классов запросов.

Вам труднее будет удерживать долю рынка, с учетом активной экспансии Google?

В принципе, да. Сейчас веб-браузеры предлагают инструменты для распространения различных услуг, включая поиск. Браузеры, установленные на различных операционных системах по умолчанию, могут влиять на предпочтения пользователей. Они не могут изменить их полностью, однако могут изменить предпочтения на несколько процентов.

На что обращает внимание «Яндекс», приобретая другую компанию?

Мы придерживаемся двух видов приобретений. Если мы хотим зайти в какую-то нишу или познакомиться с новой для нас нишой, то покупаем интересный стартап. Второй вариант – покупка бизнеса. В прошлом году мы приобрели компании по производству мобильных приложений. Теперь мы можем выпустить систему, похожую на Android, со встроенными облачными сервисами Яндекса.

Какие наиболее интересные приложения, удалось запустить компании «Яндекс»?

Все пользуются приложением «Яндекс Пробки». Когда вы путешествуете по Москве, то можете увидеть, что водитель практически каждой машины, использует смартфон с нашим приложением. Очень волнующе наблюдать за таким стремительным ростом, ведь до нас пробками никто не занимался.

Есть ли в мире компании, которыми вы восхищаетесь и пытаетесь воссоздать их работу в «Яндексе»?

Я думаю что компания «Яндекс» расположилась на стыке двух культур. Одна ее часть выросла из советских научных институтов. Это была свободная атмосфера ученых. Возможно слишком свободная, так как никто не думал о деньгах. Вторая – близка к калифорнийским стартапам. Конечно, сегодня мы должны не только придумывать технологии, но они производить продукты, которые подвергаются монетизации и могут реально изменить жизнь людей.

Насколько сложно вести поисковый бизнес в России, чем в другой стране мира?

С точки зрения регулирования, российский Интернет за последние 10-15 лет был одним из наиболее свободных и открытых сегментов, чем Интернет в любой другой стране. У нас практически не было государственного регулирования Интернета. С одной стороны это хорошо, с другой плохо. Мы столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, это была проблема нарушения авторского права, а во-вторых, защита личной информации, детская порнография и т.д. Без отсутствия какого-либо регулирования, очень трудно иметь дело с вопросами авторского права. Поэтому, регулирование в какой-то мере просто необходимо. Проблема с последними инициативами в том, что отсутствует разница между нелегальным контентом и таким контентом, который просто кому-то не нравится.

Что ждет российский IT-бизнес в ближайшее время?

Россия рано или поздно должна создать  высокотехнологическую компанию глобального уровня. Мы должны взять всю глубину нашей технической культуры и сделать ее доступной всему миру.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск