Чего не стоит ожидать от акселератора

1262
19

На самом деле, все акселераторы предлагают плюс минус одно и то же. Но, оказалось, что те, кто ищет поддержки у акселератов совершенно по-разному интерпретируют эти стандартные предложения. Вот я и решила написать о том, чего не следует ожидать от акселератора.

Итак, прежде всего, стартап и его основатели не могут ожидать решения всех проблем в акселераторе.  Увы! Стартап попадает в акселератор для того, чтобы быстро проверить и развить свою идею бизнеса. Люди, которые стоят за акселератором, например, такие как мы с моими партнерами, не доктора и далеко не волшебники. К сожалению, у нас нет возможности освободить учредителей нового бизнеса от головной боли из-за проблем. Мы видим свою миссию в том, чтобы вовремя обратить внимание на возможные проблемы. Увидев проблему, будь то дефект бизнес-модели, слишком оптимистические прогнозы или необходимость правильного учета и планирования затрат, мы не постесняемся указать на нее и посоветовать возможное решение. Вежливо, но настойчиво. Так, как это и положено миноритарным партнерам. Наше дело предложить, а ваше задуматься. Однако же, приятное бремя решения самой проблемы – это удел тех, что придумал сам бизнес, то есть его отцов-основателей. Начиная от бухгалтерии и заканчивая маркетинг стратегией, все проблемы ваши. Правильнее быть в курсе своих проблем и возможных решений в самом начале пути. Особенно, если ты окружен умными людьми, такими же, как ты, предпринимателями, менторами и партнерами по бизнесу. Многие из них уже сталкивались с вашими проблемами.

Меня слегка удивило то, что несколько вполне подающих надежды команд говорили о своем пребывании в стиле «ну наконец-то я расслаблюсь». Минуточку! Если кто-то понимает 3-4 месяца 24-часовой работы в инкубаторе как уменьшение объема работ, то я вполне согласна. Для более стандартного понимания уточню, не стоит ожидать отдыха. Попав в инкубатор, Вы можете ожидать лишь стремительное увеличение своей личной загрузки! Наша цель — мотивировать команды и в очень сжатые сроки достичь того, что другие делают за год. Так что, адский труд с потом и кровью вполне обеспечен!

Процесс отбора в инкубатор сложный и зависит от многих факторов. В нем есть коллегиальность решения экспертов, данные по рынку, чутье, если хотите.  Но чего там точно нет, так это гарантии успеха. Попав к нам, вы можете сказать маме или любимому человеку, что у вас есть больше шансов на успех. Но сказать, что теперь-то у вас есть все для получения первого миллиона, будет преувеличением. Вы должны быть готовы ко множеству противоречивых мнений экспертов, лимиту ресурсов и необходимости принимать решения в стиле «деньги вечером, а стулья утром». И никаких гарантий!

Завершая свои рассуждения, прибегну к сравнению путешествия железной дорогой. Если помните удовольствия плацкартного вагона – дешево, тесненько, но, если повезет, исключительно весело. Плацкарт идеально сравним с самостоятельным развитием стартапа.  Гарантии минимальны, все полностью зависит от вашего настроения. Билет в купейный вагон предоставит вам чуть более мягкую постель, чистенькую, но простенькую обстановку, и от 1 до 5 потенциально интеллигентных попутчиков.  Может быть, получится интересный разговор и появятся новые идеи! Это и есть акселератор. Чудо вагон «СВ» предоставит вам очень тесное сотрудничество с более ограниченным кругом попутчиков, но явно, в более комфортной обстановке! Это, когда вам уже есть что показать ангельскому инвестору или венчурному фонду. Кстати, «СВ», как правило, находится рядом с купейным  вагоном, а потому и переход должен быть быстрее.  Решайте какой способ путешествия вам по душе! Билеты еще есть…

Оставить комментарий

Комментарии | 19

  • мне нравятся статьи от EastLabs, хочу ещё 🙂

    по самой статье, да, всё так. мы отказываем большинству команд именно по этому.
    инкубатор это выход из зоны комфорта, а не попадание в неё.

  • только к концу второго абзаца дошло, о каком акселераторе речь идет

  • Мне непонятно — что, машину купить не получится? Я думал, акселератор — это типа поднял денег и потратил куда захотел! 20 тысяч маловато правда, новый автомобиль не купишь, разве что ВАЗ или корейца. Но это как-то несолидно — стартаперу на жигулях ездить.

    • Скучаю за твоим чувством юмора! На жигуле точно стыдно, уж лучше бегать! Стартапам вообще бегать полезно:) Но мы искренне надеемся и делаем все возможное, чтобы со временем наши предприниматели смогли купить тот автомобиль, который захотят!

  • Это PR акселератора? Тогда непонятно какого именно? Или это про то, что нужно работать? Ну так стартаперы, вроде, и так это понимают раз занимаются своим бизнесом. Так и осталось загадкой кто ЦА сего памфлета…

    • Первая цель, естественно, пиар инкубатора. Это понятно и не наказуемо) А вот вторая — это разъяснение в очередной раз природы акселераторов. Эта тема, по общему мнению, новая для нашего рынка, инфы мало, ниша совершенно не заполнена, до потенциальных стартаперов мало кто достучался…

    • Я управляющий партнер вполне конкретного киевского инкубатора — EastLabs. Но проблема «неправильных ожиданий» реальна не только для нас. Очень большая доля тех, кто подает нам и в другие инкубаторы заявки на вопрос «как долго вы работаете над этой идеей?» пишут от 1 до 2 лет. А на вопрос чего достигли отвечают «я пока только обсуждаю эту идею»:) Ни посадочной странички, ни проверки идеи простыми рекламными кампаниями, ни дизайна. Иногда даже без презентации умудряются являться на собеседование. ЦА моей заметки, как правильно заметил Вадим ниже, скорее те, кто только думает о начале пути своего бизнеса. А вот предложение EastLabs подойдет и тем, кто уже попробовал поработать самостоятельно и понимает важность помощи и поддержки от других.

      • Ок, я понял. У меня только один вопрос возникает: а зачем вашему инкубатору те, кто в самом «начале пути своего бизнеса»? Ведь красивая идея и даже волшебная реализация совершенно не означают успешного бизнеса? Бизнес — это продажи, ну или, как минимум, большая аудитория, что не возможно без хорошего маркетинга.
        Не правильней ли начинать с поиска специалистов именно в этих категориях? Талантливых маркетологов, бизнес-стратегов, а к ним уже приставлять разработчиков и заворачивать все в красивую обертку.

        • Так тоже пробуем. Только это сродни тому, как хорошего парня женить на хорошей девушке:) у всех членов команды должна быть общность идеи и одинаковое стремление ее реализовать. «приставить» кого-то к кому-то на ранних стадиях сложно. Специалисты, особенно программисты, редко готовы рисковать стабильной зарплатой ради идеи незнакомых людей. Кроме того, опыт в других сферах не всегда трансформируется в успех стартапа. Маркетолог крупной кампании привык распоряжаться крупным маркетинг бюджетом. А у стартапа его нет. На мой взгляд и из опыта поддержки наших команд, самые успешные команды это те, где кофаундеры сами нашли друг друга, договорились и разделили риски плюс минус одинаково. Для тех же у кого нет какого-то специалиста мы проводим разные meetups, которые способствуют знакомствам.

          • Ольга, бизнес — это в первую очередь бизнес, а во вторую очередь отношения. Т.е. если бизнес обещает быть успешным, то программист приставится сам, будь он с опытом или без него, это уже как карта ляжет. И чем бы он там не рисковал — это его личные решения, не более того. На сам продукт эти решения уже никак влиять не могут. Не нравится — давай, до свиданья.
            А вот когда отличная разработка, а за ней нет бизнеса — то результат такой работы, классный продукт, оказывается никому не нужным. Именно по этой причине 96% стартапов не «выстреливают». Зато корявые и никакие по интерфейсам, юзабилити и вообще всем канонам амазон, озон, гугл — отлично себе работают и привлекают огромные инвестиционные капиталы. Я именно про это.

          • @DJ_Petrovich:disqus: Понимаю. Все стартапы — это бизнес. Просто одни успешные, а другие нет. Не могу поставить Амазон и Озон в один ряд. Первый — классический стартап, в котором Джеф Безосс сделал то, что до него никто не делал. Он и с работы престижной ради этого ушел потому, что одним из первых понял, что для торговли интернет открывает совершенно новые горизонты. И команду подобрал правильно. Но и другие подобные проекты в США были, но не сложились. А Озон — это стартап копи-кат. Я уверенна, что и у первого, и у второго было много критиков, которые не сразу увидели «бизнес» в их идеях. Даже зная о том, что Амазон отличный бизнес, с проверенной бизнес-моделью, насколько реально его реализовать прямо сегодня в Украине? Особенно с учетом отличной работы украинской почты? Гугл — это вообще целая глава в истории инноваций технологических, которые начинались как стартапы. Я думаю, большой разницы между «размахом» идей наших стартаперов и тех, кто в долине особо и нет. Но я согласна с Вами, что частенько наши предприниматели либо «вебсайт с 1000 функциями стоят» либо «гениальную идею» реализовывают, а вот о бизнес модели не слишком думают. Именно в этой части мы нашим командам и стараемся помочь. Даже на этапе отбора мы, как правило, отсеиваем тех, у кого вообще нет представления о том, на чем можно зарабатывать, но многим и подсказываем сразу же. Спасибо Вам за дискуссию.

          • Я в предыдущем камменте привел эти проекты лишь как наглядные примеры того, как совершенно корявые с точки зрения разработки, дизайна, юзабилити, интерфейсов, оптимизации и всего что только можно проекты оказываются сверхуспешными. Так происходит именно потому, что во главу ставится не разработка, а бизнес. А гениальные (без кавычек) разработчики наделали кучу таких же гениальных проектов, о которых, к сожалению, уже никто никогда не узнает.

  • Все ок, кроме сравнения с плацкартом, как-то совсем мрачно и нерелевантно:) хорошо, что подчеркнута одна важная мысль, которую не понимает подавляющее большинство стартаперов — попав в инкубатор, вы только начинаете пиздячить:)

    • Вадим, как, кстати дела, с вашим инкубатором?
      Плацкарт запущен?

      2012/8/27 Disqus

    • Вадим, так и самостоятельное развитие — не очень красочно, особенно в Украине. У нас тут мало кто готов поддержать тех, кто решился на собственный бизнес. Все норовят покритиковать. Даже отличные идеи так умудряются «друзья» обсудить, что у людей руки опускаются. Моя идея была найти сравнение, в котором было три варианта одного и то же. Плацкарт — возможный, но сложный вариант. Я вот не уверенна, что согласна с емким выбором последнего слова, но точно согласна с Вашим выводом последнего предложения:)

  • Отрадно, что среди стартаперов встречаются целенаправленные и в то же время реально мыслящие люди. Говорят: Нам не нужна зарплата, помогите побороть узкие места проекта, окажите консалтинговую помощь…

Поиск