Почему украинские потребители продолжают слепо верить сервисам коллективных скидок?

1482
7

Когда акции первопроходца сервисов коллективных скидок, американской компании Groupon начали падать, ее генеральный директор Эндрю Мэйсон нанимал комедиантов для того, чтобы те писали тексты для ежедневных скидок. С момента выхода Groupon на IPO, акции компании потеряли три четверти стоимости, а рыночная капитализация снизилась на $10 млрд. В августе этого года один из «ветеранов» венчурного бизнеса Марк Андреесен принял решение выйти из капитала компании и продал часть своих акций. Казалось бы, проблемы с котировками должны отразиться на продаже скидочных купонов. Но это не помешало американской компании продолжить хорошо зарабатывать на рынках Восточной Европы, в том числе и на украинском рынке, ежегодный оборот которого по последним подсчетам скидочного агрегатора «Скидочник» оценивается в $15 млн. При этом, европейские и американские потребители разуверились в смысле сервиса коллективных скидок. Почему украинцы продолжают слепо верить этой модели бизнеса и покупать купоны?

Охота за скидками

CEO проекта Skidochnik.com.ua Василий Степанюк

Рассуждая о ближайшем будущем украинского рынка коллективных покупок, генеральный директор компании Покупон Александр Ластовский в конце прошлого года в интервью AIN.UA спрогнозировал, что он вырастет в 8-10 раз, а также поделился мнением, что на этом рынке неизбежна консолидация, либо в виде покупки малых игроков крупными, либо в виде самостоятельного ухода малых игроков с рынка. Топ-менеджер ошибся самую малость. CEO проекта Skidochnik.com.ua Василий Степанюк говорит, что на сегодняшний день на рынке работает более 40 компаний. Несколько иными цифрами располагает директор по развитию компании «Биглион» Олег Савцов. «В начале 2012 года  рынок насчитывал порядка 70 компаний», — говорит г-н Савцов. «Что касается количества скидочных сайтов на рынке, то, как не странно, оно не только не уменьшилось, но даже выросло. Буквально в последние недели августа нами было получено 4 заявки на подключение новых сайтов к Скидочнику», — резюмирует г-н Степанюк. По словам генерального директора компании «Групон Украина» Тенгиза Ткешелашвили, который совсем недавно заменил на этом посту Кена Ливера, еще год назад сервисы коллективных скидок в Украине появлялись и пропадали с сумасшедшей скоростью. «Теперь же этот процесс замедлился. Скорее всего, потому что начали понимать, что не так просто оказывать действительно качественный сервис. Сегодня существуют 3-4 лидера, которые делят рынок», — подытоживает г-н Ткешелашвили. При этом, около 80% из $650 – $700 тыс прибыли приходится на 5-6 компаний-лидеров, подсчитали в «Скидочнике.

Директор по развитию компании «Биглион» Олег Савцов

Рынок коллективных скидок в Украине, который работает по схеме поставщик услуги получает новых клиентов, клиенты – хорошую скидку, а сервис – комиссионные от поставщика, начал формироваться весной 2010 года. 23 марта 2010 года была запущена первая акция на портале SuperDeal.ua. Немного позже в Украине запустились сервисы «Покупон», «Город 24», «Групон» и «Биглион».  Постоянно появляются новые игроки, которые желают развиваться по привлекательной бизнес-модели, но многие из них не выживают и через некоторое время заканчивают свою деятельность. Если оценивать динамику локального рынка коллективных скидок, то за последние 2 года он существенно прибавил. Около 5-6 крупных компаний обладают базой подписчиков от 500 тыс до 1 млн адресатов. В тоже время, объем сделок в месяц варьируется от 150 до 200 тыс, говорят эксперты. Практически все игроки рынка говорят о том, что в итоге останется 3-5 компаний, которые и разделят между собой лакомый  пирог, именуемый украинским рынком коллективных скидок. С подобной ситуацией, когда конкуренция ведется между несколькими компаниями-лидерами, уже столкнулись такие страны как Германия, США и другие. Генеральный директор компании «Групон Украина» говорит, что основные показатели эффективности и привлекательности для рынка являются посещаемость и величина базы подписчиков. По словам топ-менеджера, это напрямую зависит от качества предложений. Сегодня же акции многих компаний не соответствуют реальному положению вещей.

Борьба за качество  

При совершении покупки все большую роль играет качество сервиса, которое каждый пользователь ожидает получить, воспользовавшись купоном на скидку. И поэтому на первый план выходят компании, которые в состоянии его обеспечить и являются надежными поставщиками услуг. Низкий порог входа и относительная простота этого бизнеса, привели к созданию большого количества сервисов скидок и купонов сомнительного качества. Основная проблема сервисов коллективных скидок, как в Украине, так и в других странах Восточной Европы состоит в некачественных и непроверенных скидочных акциях. Самый большой недостаток сайтов, через которые продаются скидочные купоны, в том, что их руководство не несет ответственности за качество услуг. То есть, если клиенту изначально не понравилась предложенная акция, он может вернуть себе стоимость купона. Крупные игроки пытаются следить за качеством предлагаемых скидок. Однако это сделать не всегда удается. Эксперты, как и клиенты, которые разуверились в скидочных купонах, советуют для начала ознакомиться с компанией, которая продает эти скидки, почитать отзывы, позвонить в нее и убедиться, что скидка действительно будет предоставлена. Также необходимо с осторожностью относиться к скидкам в 70% — 80%, потому что зачастую ее рыночная стоимость завышена.

Старший менеджер по проектам компании 180 Public Relations & Public Affairs Ирина Чернявская рассказывает, что не единожды пользовалась услугами сервисов коллективных скидок компаний Super Deal и «Групон Украина» и некоторые услуги не оправдали ее ожиданий. В частности, в одной из компаний по скидке был приобретен курс английского языка, который был совершенно другого уровня. Ситуация повторилась с покупкой скидки на косметические процедуры. Вообще, часто покупаемый товар или услуга – это кот в мешке. Правила диктует продавец, который в основном будет предлагать лучшую цену на свой самый невыгодный товар. Соответственно, практически всегда клиент покупает переоцененный товар или услугу. Также в 90% предложений, указанная цена намного выше, чем цена рыночная. Многие пользователи просто не сравнивают цены на рынке, где аналогичный товар может стоить дешевле без скидки. Кроме того стоит отметить, что лояльность аудитории не очень велика и ресторан, к примеру, не может быть уверенным в том, что после акции клиент вернется обратно.

Василий Степанюк верит, что в этом плане рынок стабилизируется. «Условия акций станут более продуманными со стороны заведений-партнёров сервисов, это скажется на улучшении качества предоставляемых услуг, а соответственно число пользователей, которые регулярно покупают сертификаты на скидки будет расти», — считает CEO проекта Skidochnik.com.ua. А пока украинские потребители будут продолжать приобретать скидочные купоны даже, несмотря на то, что раньше они на этом обожглись. «Всему виной украинский менталитет и желание купить что-то по-дешевле», — подытоживает Ирина Чернявская.

Оставить комментарий

Комментарии | 7

Поиск