AIN.UA » СтартапыСергей Белоусов, Runa Capital: 12 ошибок стартапера

Сергей Белоусов, Runa Capital: 12 ошибок стартапера

1314

Сергей Белоусов, старший партнер Runa Capital, прочитал доклад на IDCEE о том, почему стартапы терпят неудачу. Первоначально его доклад назывался «Как построить успешную техно-компанию».

«Когда я думаю над этим названием, в голову приходят ассоциации с алхимией: берешь стандартные компоненты и у тебя, подобно золоту, получается успешная компания, — начал свою презентацию Сергей. — Но построить технологический бизнес — долгая, утомительная работа, похожая скорее на засевание поля. И говорить об этом сложно. Так что я решил рассказать о том, какие ошибки совершают стартапы в процессе построения бизнеса».

Эти советы могут показаться общими, но фонд Runa Capital анализировал сотни и тысячи проектов за последнее время, и все эти ошибки реально совершаются предпринимателями на ранних стадиях развития проекта.

Редакция AIN.UA предлагает тезисы доклада Сергея Белоусова по самым популярным ошибкам предпринимателей. 

 1. Неудачная команда

«Меня часто спрашивают: что важнее — команда или идея. Дело в том, что если у вас неудачная команда и хорошая идея, скорее всего, у вас ничего не получится. А если наоборот — у вас есть шансы», — говорит Сергей. Также, в команде должен быть ярко выраженный лидер. Создание команды — это непростое, стрессовое задание. «Посмотрите фильм «Лодка», об экипаже немецкой подлодки (фильм 1981 года Вольфганга Петерсена о походе U-96 во время Второй мировой войны — ред.). Это не очень политкорректная тема для России или Украины, но это хорошая иллюстрация того, как работает команда в тяжелых ситуациях».

2. Слишком узкий фокус проекта

Проблема, фундаментальная на старте бизнеса — это отсутствие масштабируемой бизнес-модели. «Я как член жюри, видел эту проблему во множестве презентаций на конкурсе IDCEE. Стартапы не пытаются создать компанию, они создают некую функцию или гаджет. Они решают какую-то относительно мелкую, незначительную проблему. Где-то 400 из тех бизнес-планов, которые мы в Runa Capital просматриваем каждый месяц, характерны именно этим.

3. Вера в выживание без инвестиций

Многие мелкие и средние бизнесы уверены в том, что смогут просуществовать на рынке, не привлекая средств. «Но вы посмотрите на успешные техно-компании, нет практически ни одного примера, где основателю принадлежит значительная часть ее акций, после того как компания выросла. Цукербергу принадлежит около 20% Facebook, Биллу Гейтсу — где-то столько же Microsoft, Ларри Эллисону — около 25% Oracle, Ларри Пейдж и Сергею Брину — небольшая часть Google», — говорит Сергей. Нельзя выиграть в техно-бизнесе, если не растить бизнес и не отвоевывать основную долю рынка, а в мировом масштабе делать это на свои деньги практически невозможно.

 4. Проблемы с презентацией проекта

«Очень часто к нам приходят люди с хорошей идеей и командой, но они просто не могут объяснить ее, рассказать о себе, и в результате не получают деньги. Очень важно — уметь произвести впечатление», — рассказывает эксперт. Даже если компания и не будет привлекать средства, нужно будет общаться с партнерами, наконец, нанимать людей на работу.

5. Отсутствие долгосрочного планирования

Большинство стартапов не хотят разрабатывать среднесрочные и долгосрочные бизнес-планы, не хотят планировать на 3-5-10 лет вперед, говорит Белоусов. При чем, сам бизнес-план может быть так важен, как процесс планирования, в котором вы будете участвовать с партнерами, инвесторами, командой. Часто молодые компании терпят неудачу, потому что сталкиваются с проблемой, которую можно было предвидеть и решить только в прошлом.

6. Недооценка конкуренции

Стартапы не думают о конкуренции. «Но если у вас нет конкурентов, с вашим бизнесом что-то не так. Нужно думать о конкурентах, позиционировать себя и решить, почему у вас есть шанс выиграть», — советует эксперт. Конкуренция — это не только причина падения многих бизнесов, но также причина того, что многие команды не могут привлечь средства, поскольку не могут внятно объяснить, что они предлагают особенного. Например, в в презентациях на конкурсе IDCEE было немного таких, в которых бы речь шла о конкурентах.

7. Слишком широкий фокус

Некоторые проекты представляют себя как панацею от всех бед, рассчитывают  с самого начала занять рынок, который будет обслуживать всех пользователей, сотрудничать со всеми партнерами. «Но суть в том, чтобы сначала найти очень специфическую, узкую нишу,  но позволяющую масштабировать бизнес на следующем этапе, и уже потом завоевывать другие ниши», — советует инвестор. Даже лучшие бизнесы в мире, как Apple, Facebook, Google не начинали с того, что пытались заниматься всем для всех. Например, Facebook начинал с того, чтобы предложить социальную сеть для лучших университетов США — не для школ, не для вузов, не для всех.

8. Неумение работать с инвесторами

Многие предприниматели, особенно в России и Украине, на самом деле не понимают, как нужно работать с инвесторами. Есть множество схем такой работы: простейшая — когда инвестор просто дает деньги. Инвестор также может восприниматься как начальник, у которого нужно спрашивать буквально обо всех операционных решениях. «Инвестор — как сложный и умный механизм, подобный кокпиту на современных самолетах, нужно только знать, как его использовать. Нужно учиться общаться с инвесторами, нужно внимательно читать инвестиционные документы, чтобы знать, что нужно утверждать у инвестора, а что — нет. Мы видели множество примеров, когда у стартапа из-за недопонимания между командой и инвестором возникали проблемы», — говорит Сергей.

9. Внутренние раздоры в команде

Когда проект уже привлек деньги и достиг определенного успеха, основатели и менеджмент начинают выяснять, кто самый крутой парень в команде. «В жизни самое важное не власть или деньги, а время, и для стартапа — это ресурс исключительной важности. И если вы тратите время на внутренние разборки, вы уже проигрываете», — предостерегает эксперт.

10. Нежелание обращаться за помощью

«То что мы видим в нашем портфолио: многие компании верят, что они абсолютно все знают о том, как построить бизнес и не нуждаются в помощи», — говорит Сергей. В каждой техно-компании есть ключевые процессы: разработка продукта, продажи, маркетинг, бизнес-девеломпент, поддержка, сервисы, и в реальности — все эти процессы важны. И если команда не знает, как качественно вести хотя бы один из них, у нее начнутся проблемы. «Это как в самолетостроении, если вы упустили хоть что-то, ваш самолет не взлетит», — говорит эксперт. В таких случаях нужно обращаться за помощью к инвестору.

11. Неготовность долго и упорно работать

«Есть еще одна проблема, отлично описанная в фильме «Нефть» (There Will Be Blood, оскароносный фильм 2007 года Пола Томаса Андерсона — ред.). У многих стартапов на стадии постинвестирования складывается впечатление, что построить технологический бизнес очень просто, все произойдет как по-волшебству, само собой. Но на праткике нужно потратить много времени, усилий, быть готовым к частым неудачам, здесь нет легких путей», — говорит инвестор.

12. Перерасход денег

Финальная причина смерти стартапов — они перестают обращать внимание на оборот наличности. Очень большой процент фаундеров, кажущихся разумными людьми, после получения денег увеличивают затраты в 2-5 раз. И бизнес умирает, как только у них заканчиваются деньги, рассказвает Белоусов. «Когда такое случается, это ужасно. Как-то я общался с лидером модного стартапа, и сказал ему: «Если у вас закончатся деньги, начнутся проблемы со здоровьем». Он подумал, что я ему угрожаю, мол, если не вернуть деньги, я его убью:). Я ему объяснил: когда твой бизнес, который ты создал и которым управляешь, испытывает нехватку средств, ты становишься очень нервным, испытываешь постоянный стресс, срываешься на всех, кто рядом. Нехватка средств приводит чуть ли не к физическому страданию», — говорит инвестор. Это означает, что нужно быть очень расчетливым, постоянно думать о том, где взять еще денег.

 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

24

Комментарии | 24

  • 3. Вера в выживание без инвестиций
    Но с другой стороны надо стараться как можно больше сделать на свои.

    Что скажите?

  • На самом деле отличные рекомендации. Первый пункт ощутил на себе.

  • С пунктом 3 не согласен. Безусловно, когда-то деньги привлекать придется, если основатель не получил несколько сотен миллионов по наследству. Но, чем дольше получается обходиться без инвестиций, тем лучше будут позиции, после их привлечения. Дольше, это понятие не времени, а результатов. Важнее, скорее, понять, когда именно без инвестиций уже не обойтись, а не привлечь их побыстрее. Если есть возможность работать самим, пока компания не сильно разрослать, лучше так и делать. ИМХО, разумеется.

    • В 3 пункте так и написано, не? «Нельзя выиграть в техно-бизнесе, если не растить бизнес и не отвоевывать
      основную долю рынка, а в мировом масштабе делать это на свои
      деньги практически невозможно.»

      • Но первое предложение говорит о том, что в принципе без инвестиций нельзя жить и развиваться. Я с этим не согласен. После достижения определенного масштаба, становится практически невозможно продолжить рост на свои. Это масштаб разнится от проекта к проекту и зависит от подхода. Но во многих нишах можно вырости очень серьезно, развиваясь на прибыль от деятельности проекта и, возможно, кредиты.

        • То есть превратится в семейное предприятие и передать детям по наследству это успех? Але! 19 век был 200 лет тому назад 🙂

          • Знать бы еще, при чем тут семейное предприятие и наследство, может я бы ответил.

          • Цитата: «Если есть возможность работать самим, пока компания не сильно разрослать, лучше так и делать.» Как и куда она разрастется и с какой целью? В чем и как будет Exit?

          • Вширь и вглубь разрастается, а exit возле двери с табличкой.

            Если серьезно, то расти оборотом и рынками, есть такое понятие, как реинвестирование прибыли, на эти деньги компания вполне может как наращивать рыночную долю, так и завоевывать новые рынки. Выход не имеет ничего общего с финансированием компании на этапе активного роста. Ничто не мешает выращивать компанию на свои и потом продать (целиком или частично), равно как и привлечь партнеров для выхода на биржу, смотря куда получится дорасти.

          • Никуда не получится дорасти если бизнес не строится как продукт на продажу.

          • Что понимается под продажей? Выход на биржу — продажа?

          • IPO или Поглощение.

            В чем смысл расти на свои, если при этом оценка компании в лучшем случае по EPITDA будет?

          • С чего бы вдруг? Посмотрите на badoo, владелец привлек инвестора на поздней стадии, теперь у него 80% от проекта стоимость более миллиарда (потенциальной, конечно). А 80% это огромный простор для маневра (можно под акции привлекать множество лучших специалистов) и очень серьезный контроль над компанией.

          • Ты свечку держал? 🙂 Ну и главное как вывести на IPO или кому продать серый бизнес?

          • Это публичная информация. Если основатель не размыл свою долю в самом начале, это не значит что его бизнес серый. Есть такое понятие как аудит, он будет проводиться в любом случае, перед продажей или выводом на IPO. И заниматься этим аудитом будет не основатель.

            Разница будет лишь в том, что основатели на момент продажи сохранят за собой большую долю и, скорее всего, построят более эффективный с точки зрения затрат, бизнес.

  • Та хз ребята…!Как оно правильно, и что реально работает, а что нет…
    Со всем соглашаюсь. Но в тоже время, где истина — непонятно.У одних получается по-одному, у других по-другому…а на чей пример ссылаться непонятно…наверное у каждого стартапа свой путь;)

  • Кстати, во всем визитках и соц. профилях у него два «с» в фамилии. Я даже наверно знаю почему 🙂

  • на ранніх етапах так. а тут скорше мова про масштабування до світового рівня.

  • Коротше, аби недопускати помилок достатньо подивитися два тут згаданих фільми і пройнятися мораллю яка в них :). Сьогодні влаштую собі їх перегляд.

  • К сожалению, пока культура стартапов у нас совсем не развита. Отсюда и неумение презентовать идею, и попытки получить инвестиций как можно больше, а делать как можно меньше. Плюс отсутствие элементарной экономической грамотности, неумение обращаться с чужими и своими деньгами, и мыслить стратегически. Хорошо, что в последнее время эти вопросы поднимают бизнес-инкубаторы. Скоро подключатся и IT-парки.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: