EN

Зачем коммунистам Facebook, а Королевской Adwords. Предвыборный web и smm 2012

641
11

Ответ на риторический вопрос в заголовке очевиден — для рекламы. А вот нюансы численности и активности социальных аккаунтов политических сил наверняка будут интересны электорату. Сразу disclaimer — эта статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она не заангажирована в чью-либо пользу, однако желание читателей высказывать свои подозрения в комментариях приветствуется. Незважаючи на п’ятницю, стаття досить недільна. Давайте узнаем, зачем радикалам боты ВКонтакте, а коммунистам Vimeo.

Выборы в Верховную Раду Украины, согласно действующему законодательству, состоятся 28 октября 2012 года. Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс», по обыкновению своему, опросил 2000 праздношатающихся людей, смело назвав их репрезентативной выборкой, которая с вероятностью 97,8% характеризует «вподобання» нации. Из их рисёрча мы возьмём только список наиболее лайкаемых народом партий и поверим цифре в 83%, которая… Хотя нет, не поверим. Только список.

ТОП ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ VII СОЗЫВА

домен vk fb tw yt\vm
Партия Регионов partyofregions.org.ua 1207 6297 144 16736
Всеукраинское объединение «Батьківщина» byut.com.ua 2957 18104 435 131893
Политическая партия «УДАР» klichko.org 3488 282593
Коммунистическая партия Украины kpu.ua 1972 192 50000
Всеукраинское объединение «Свобода» svoboda.org.ua 8096 6229 1457 1875557
Партия Наталии Королевской «Украина-Вперед!» ukraina-vpered.com 1820 4093 494 101800 и 124493
Политическая партия «Наша Украина» razom.org.ua 724 130  —
Радикальная Партия Олега Ляшко rpl.kiev.ua 10109 4484 3709 803200

Таблица изобилует цифрами-ссылками, каждая из которых ведёт на страницы в социальных сетях. Для Ютьюба указано количество просмотров соответствующего канала.

Немного о каждом.

Партия регионов (единственная из всего списка) имеет аккаунт в Одноклассниках, населён он не особо, однако откомментирован аномально густо: 507 комментариев к одной записи против 500 участников в группе. Комментарии в Одноклассниках не модерируются. Публичная страница Партии Регионов ВКонтакте имеет галочку верификации. На странице нельзя оставить комментарии ни под постами ни в фотоальбомах. Пресс-центр позаботился о чистоте лица, но забыл вымыть комментарии под видео. Их мало, но на момент написания статьи из 13 комментариев к видеороликам ВКонтакте, 12 можно охарактеризовать как противопартийные. Фейсбучек Партии Регионов снабжён приложениями (не всегда работающими) и возможностью комментирования новостей. В тех местах социального веба, где общение электората возможно, официальных ответов «от Партии» не обнаружено. Поклонники и противники общаются между собой.

Данные по Батькивщине приведены без учёта личных соцаккаунтов Юлии Тимошенко. Домен со времён БЮТ не менялся. У партии есть приложение Вконтакте, позволяющее проверить, кто из твоих друзей уже в секте. Обширным набором функциональностей могут похвастаться и приложения для Фейсбука. Это, например, предлагает скачать, распечатать и намусорить распространять в городе листовки «про правду». Эксперты наверняка подскажут приблизительную стоимость разработки таких аппов. Официальные аккаунты Батькивщины в соцсетях хорошо модерируются, в комментариях мало негатива о самой партии, народ с удовольствием волеизьявляется о любимой оппозиции. Сошиал аккаунты ведутся в лучших традициях национального smm — формат цитат великих людей, аккуратная инфографика и провокационная аналитика в наличии. В группе ВКонтакте состоит Патриарх Кирилл из Питера.

Партия имени знаменитого боксёра отличается от всей выборки фамильным доменом. Это единственный сайт, в подвале которого я обнаружил ссылку на создателей. Звонок в студию «НАТЕ!» успеха не принёс, никто не захотел рассказывать наивному писателю, на каких условиях, в какие сроки и уж тем более за какие деньги был создан сайт «Удара». Студия «HATE!» делала сайты для №2 в украинском Forbes — Виктора Пинчука. Медиамагнат заказывал у «хейтеров» сайты для министерства культуры и для Ялтинской конференции YES, на которой, к слову, присутствовали Виталий Кличко, Наталья Королевская, Андрей Шевченко, Арсений Яценюк, Леонид Кучма, Петр Порошенко, Кондолиза Райс, Ричард Бренсон, Волтер Айзексон и другие.

Вернёмся к «Удару». Партия активно покупает рекламу в Фейсбуке и там же проявляет наибольшую активность. Комментарий к записям практически чисты, страничка Фейсбука позволяет оставить публикацию, которую мало кто читает. Апологеты деляться находками, в то время как агитаторы жалуются на невыплаченые зарплаты. Да, прямо на страничке партии в Фейсбуке жалуются. Негатив, если и есть, выпиливается или не отрабатывается вовсе. Ну и хватит о них. Любопытные исследователи приглашаются в комментарии.

Коммунисты расположились на коротком национальном домене и, вероятнее всего, имеют торговую марку КПУ (r), зарегистрированную по 35-ому классу МКТУ. Без торговой марки-то нельзя. Официального сообщества КПУ Вконтакте я не нашёл. Целая гора мелкоактивных сообществ районных и городских организаций, странички, ведомые 15-летними комсомольцами и малочисленные паблики, озаглавленные лозунгом «Вернём страну народу», учитывать не стал. Капиталистическому Ютьюбу коммуняки не доверяют. Свои красно-белые ролики выкладывают на платный аккаунт Вимео. Интересно, как они рассчитываются с американцами… Посторонние пользователи не могут видеть полную статистику просмотров (только по отдельным роликам, целиком статистика видна только владельцу аккаунта). Сайт коммунистов собран на WordPress. В комментарии приглашаются эксперты по CMS, которые расскажут нам обо всех нюансах и уязвимостях коммунистов. Странички в Фейсбуке и Твиттере молодые, они практически мертвы, общений и фидбеков не обнаружено.

ВО «Свобода» не представлена ВКонтакте официально, самое крупное сообщество прыхильныкив закрыто для свободного вступления. Как и в случае других партий, ВКонтакте хватает представительств городских и районных осэрэдкив. Стать распространителем агитматериалов «свободистов» можно не отходя от браузера — на сайте есть страничка регистрации в качестве промоутера. «Свобода» радует количеством просмотров в аккаунте YouTube — 1,8 млн. О том, что партия делает ставку на Ютьюб говорит и Фейсбук-аккаунт: видеоролики — основной контент страницы. Лояльные обсуждения найдены, жёсткого негатива не заметил. Или на страницу подписаны только однопартийцы, или страница тщательно моется. Партия утверждает, что на её сайты «триває потужна хакерська ddos-атака«. А я всего-то пять раз зашёл …

Партия Наталии Королевской «Украина — Вперед» удивила в первую очередь рекламой в Гугле. Не только по «своему» запросу, но и по другим запросам со словом «партия» я видел рекламу. Эксперты подсказывают, что запрос этот обладает ярко выраженной сезонностью и высокой частотой в период предвыборной кампании. Цена вопроса с учётом конкурирующих рекламодателей от $5000 в месяц.

Сайт Королевской современный и понятный, каждой новостью можно поделиться в соцсетях (не у всех это есть, AddThis та ещё инновация). «Украина — Вперед» — единственная партия, у которой есть платный аккаунт на Фликре. Качество фото, видео и печатных материалов выше среднего. Кроме официального сайта, smm-инициативой партии Королевской следует признать отдельный сайт о злоупотреблениях на выборах. Аккаунты в социальных сетях неохотно подчищаются, можно найти прямой негатив. Аккаунты ВКонтакте и Фейсбуке носят имя партии, аккаунт Твиттера именной, в Ютьюбе два канала — именной и партийный.

Наша Украина почти ничем не удивила. Сайт создан очень давно и не очень хорошо, в сошиале тишина, как в библиотеке. Твиттер умер в мае. Трепыхается только Фейсбук, но внимание! Обнаружен первый случай ответа пользователю от имени партии в социальной сети! Взаимодействие из серии «хорошим о хорошем», тем не менее оно есть. Скриншот на память сохранил себе.

Радикальная партия Олега Ляшка имеет общественную приёмную в виде приложения ВКонтакте, что, конечно, круто. Сайт Ляшка собран на Вордпрессе. Фахивци могут поковыряться, только пожалуйста не сломайте ничего. Из десяти тысяч подписчиков РПЛ ВКонтакте почти две тысячи из России и более полутора тысяч младше 18 лет. Первые 50 просмотренных мной россиян малорадикальны. Тут нужно бы сделать скоропалительный вывод об особой форме праворадикального ботоводства, но не стану. Из социально-медийных инициатив партии отмечу блог пана Ляшка на Корреспонденте, представляющий собой копипасту с сайта, но уникальный своими необработанными комментариями.

Вместо послесловия.

Сайты партий, по законам жанра,  предсказуемы и не отличаются особой креативностью. Доменная картина разнообразна — тут и «Вечеринка Регионов», личные имена и аббревиатуры. Домены зарегистрированы как в региональных так и в международных зонах. Рассово верную зону org.ua занимают вечные оппоненты в голубом и оранжевом.

Статистика всех рассмотренные в обзоре сайтов закрыта. Опосредовано и очень субъективно о популярности интернет-ресурсов можно судить, например, по позиции сайта в Alexa Traffic Rank (чем меньше число тем лучше):

САЙТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА ВЫБОРАХ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ VII СОЗЫВА

Alexa Traffic Rank (Global) Alexa Traffic Rank (UA)
Партия Регионов 658 527 5 782
Всеукраинское объединение «Батьківщина» 274 651 2 372
Политическая партия «УДАР» 276 631 1 871
Коммунистическая партия Украины 931 109 10 213
Всеукраинское объединение «Свобода» 221 215 2 219
Партия Наталии Королевской «Украина-Вперед!» 508 764 28 204
Политическая партия «Наша Украина» 1 778 843 нет данных
Радикальная Партия Олега Ляшко 7 896 984 нет данных

Это один из более чем 9000 способов оценки сайта снаружи. Для оценки активности социальных аккаунтов тоже хватает инструментария. Материал не пытается описать всевозможные сервисы.

Что касается аспекта социальных сетей, то нужно понимать, что партия есть бренд. Временный или постоянный, но бренд. У одних брендов могут быть естественные (органические) фаны, которым достаточно выдать кнопку like. Другие же нуждаются в раскрутке и упоминаниях любыми допустимыми методами. Первые меряются выделенным на них бюджетом, вторые меряются лайками, шерами, вовлечением участников, конкурсами и айпэдами. Ко второй группе можно отнести только партию Ляшка. Зачем у них ВКонтакте столько нецелевой аудитории, не ясно. Ботоводство в погоне за цифрами уместно там, где проверить сложно. Тут же картина прозрачная. Если бы автор этой заметки относил себя к политически активному электорату, он бы сам нашёл в Фейсбуке страничку любимой партии, залайкал её до потери пульса и внимательно следил за циферками на сайте ЦИКа. Большинство партий за фанами не гонится, страницы ведут достаточно грамотные пресс-секретари и журналисты, чистота соблюдается в разумных пределах.

С точки зрения языка, только сайт Коммунистической партии упорно выдаёт русские тексты даже в украиноязычном интерфейсе. Остальные ресурсы ведутся в том числе и на украинском. У регионалов и украиновпередистов есть английские версии. Перевод не автоматический.

Каждый год все партии ставят +100500 наблюдателей с тетрадками для контроля выборов. Королевская начала было свой проект по фиксации нарушений выборов, но посмотреть на картину со стороны мобильности и геопозиционированности процеcса выборов никто не догадался. Я не смог найти ни одного приложения для смартфонов о выборах в целом или от какой-то конкретной партии в частности. Вариантов спецификации таких приложения можно напридумывать много. От банального флешмоба с фотографированием себя любимого с бюллетенем в кабинках до серьёзной инициативы по продвижению партии среди конкретной аудитории и контролю процесса голосования на местах. Сколько в стране смартфонов, AIN уже писал — одних только айфонов полмиллиона.

На этом всё. Объять необъятное я не смог, но задать вектор рассуждений, надеюсь, удалось. Спасибо за внимание. Расскажите о своём опыте взаимодействия с предвыборным вебом, поделитесь секретами (через proxy или tor, для смелости), чем бы вы оценивали сайты и социальные аккаунты.  

Оставить комментарий

Комментарии | 11

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск