Как Арсений Финберг решил заработать на интересных местах Киева

2514
8

Владелец экскурсионной компании «Интересный Киев» с детства питал интерес к необычайным местам своего родного города Киева. Создав 6 лет назад небольшое сообщество в ЖЖ с одноименным названием, он и не думал, что его детище перерастет в крупного игрока на столичном туристическом рынке, услугами которого уже воспользовались более 10 тыс жителей и гостей города. Сам Арсений Финберг звезд с неба не хватает и говорит, что бизнес уверенно движется вперед. Сетует на сезонность, однако утверждает, что наличие 200 экскурсионных маршрутов в Киеве, не предел. Основатель и главный идеолог «Интересного Киева» любезно согласился рассказать обозревателю AIN.UA об идеи своего бизнеса, маршрутах, рентабельности, раскрутке и монетизации.

Идея

В первую очередь я заинтересовался городом. В блогах я называю себя фанатиком города или позитивным городским маньяком, и действительно люблю этот город. В студенческие годы я много водил гостей по Киеву. “Интересный Киев” начал развиваться со статьи в журнале “Афиша”, в которой описывалось около 20 секретных мест Киева. Статью захотелось расширить теми маршрутами, которые мне были уже знакомы. Я знал, что у каждого жителя есть свои секретные места в городе. Так родилось сообщество “Интересный Киев”.

Тема оказалась популярной и сообщество росло стремительными темпами. После того, как мы набрали достаточное количество интересных и увлекательных мест в городе, нам захотелось выйти на прогулку и оценить их. На первую прогулку “Интересного Киева” собралось 3 человека. Через какое-то время прогулки стали регулярными и людей стало приходить больше. Когда через полгода, наши прогулки стало посещать 50 человек, я понял что экскурсии можно монетизировать.

Экскурсионные маршруты

После публикации статьи в журнале “Афиша”, я начал делиться своими интересными местами, а люди начали рассказывать о своих маршрутах. Через какое-то время мы начали исследовать описанные ранее места самостоятельно, и собирать статьи по истории города в Интернете. В какой-то момент, статей в сообществе в ЖЖ стало так много, что мы решили сделать первый сайт. Первый сайт был сделан силами энтузиастов из сообщества.

Сначала на прогулки приходила молодежь, которая читала наш ЖЖ. Потом они начали приводить своих мам, детей, бабушек и пошло поехало. Сейчас на некоторых экскурсиях половину аудитории составляют бабушки и дедушки. В данный момент мы предлагаем более 200 разнообразных экскурсий по Киеву и окрестностям. Около 80% аудитории регулярных экскурсий составляют киевляне. На индивидуальных, 95% — гости города.

Монетизация проекта

Монетизация происходит только за счет продажи билетов на экскурсии. Львиную долю прибыли дают индивидуальные экскурсии. Групповые экскурсии тоже приносят прибыль, однако в распределении дохода — они не основные.

В месяц мы проводим от 100 до 200 экскурсий. Бизнес является очень сезонным: летом в разы больше, зимой — намного меньше. В пиковые периоды времени, к примеру на майские праздники, мы можем проводить до 20 экскурсий в день. Мы работаем в массовом сегменте: цена на участие в групповой экскурсии от 50 до 120 грн, в зависимости от того — пешеходная это, или автобусная экскурсия. Цена на индивидуальную экскурсию начинается от 600 грн.

В нашей базе более 100 экскурсоводов. Большинство гидов работает на фрилансе, с почасовой оплатой. Киев — слишком маленький город. Экскурсоводы знают друг друга и идут к нам работать. Для меня критерием отбора экскурсовода являются авторские темы, которые он готов предложить — самостоятельно разработать, а не заучить.

Рентабельность бизнеса

Первыми инвестициями стала покупка двух компьютеров, а также аренда офиса. Проект “Интересный Киев” вышел в ноль со второго месяца и с тех пор приносит прибыль. Учитывая тот факт, что я занимаюсь этим бизнесом уже 6 лет, им выгодно заниматься. Это не огромный бизнес, но это нормальный локальный бизнес, который приносит свой доход.

Карта Киева, созданная компанией Google совместно с Интересным Киевом

ЕВРО-2012

Я был очень скептичен касательно ЕВРО-2012. Люди, которые приезжали на футбольный турнир, интересовались экскурсиями в последнюю очередь. Количество экскурсий во время турнира выросло в 1,5 раза, но в основном благодаря работе с большими компаниями-спонсорами чемпионата, которые привозили в Украину своих топ-менеджеров. Несмотря на наличие собственного туристического центра в фан-зоне, спрос на экскурсии был минимальным.

Раскрутка проекта

Пять лет назад, мы поставили перед собой цель — каталогизировать все материалы, которые появляются в локальных СМИ и касаются Киева. Мы продолжаем этим заниматься и в данный момент на сайте представлено более 5 тыс статей о Киеве. Благодаря такому количеству материалов, наш сайт хорошо отображается в поисковых системах. До 60% трафика, который составляет от 3 до 5 тыс человек в день, составляет поисковый трафик.

Безусловно, мы вкладываем деньги в SEO. Однако в основном мы инвестируем деньги, которые же сами зарабатываем на оптимизации. Кроме того у нас есть небольшой бюджет на контекстную рекламу.  В месяц на контекст мы тратим менее $500. Мы работаем с агентством UaMaster. Также у нас есть человек, который отвечает за наполнение контента на сайте и в социальных сетях. С тех пор, как мы начали заниматься социальными сетями, я наблюдаю прирост аудитории. На данный момент в Facebook и Google+ мы имеем по 4 тыс подписчиков. В социальной сети “ВКонтакте” меньше, потому что мы пока не занимались ее активной раскруткой.

Максимальная отдача наблюдается от аудитории Facebook. В Google+ мы занесены в рекомендованные страницы. Пока отдача не так ощутима, однако я думаю, что она будет расти. Кроме того не стоит забывать о ЖЖ, где наше сообщество первое по популярности в Украине и насчитывает около 10 тыс подписчиков.

Потенциальная аудитория

База людей, которые посещали наши экскурсии и регистрировались через сайт составляет более 10 тыс человек. Нашу рассылку получает около 1,5 тыс человек. Каждые выходные на наши экскурсии приходит до 200 человек. Сайт “Интересного Киева”, который был запущен 6 лет назад, в ноябре этого года посетило 107 тыс человек. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года, рост составил 15%.

Мы сделали хороший англоязычный сайт, но пока у меня не получается его раскрутить. Я потратил немалые деньги на SEO, но отдача была на уровне 100 дополнительных пользователей в день. Соответственно, количество заказов с английского сайта было минимальным. Впрочем, в данный момент наши экскурсии можно заказать наши с таких западных сайтов, как Tripadvisor. Я не вижу смысла в стремительном увеличении аудитории, однако я постоянно пытаюсь привлечь новых людей к проекту. Это работа с гостиницами, компаниями и другими агентствами.

Рынок и конкуренция

С одной стороны, на рынке есть компании, которые предлагают экскурсии по Киеву. С другой стороны — такого количества экскурсий, которое предлагаю я, наверное нет ни у кого. Тем не менее, по работе с западными туристами, у меня есть серьезные конкуренты, за которыми я стараюсь пристально присматривать. В частности, это “Первое экскурсионное бюро”, Tour2Kiev и другие. Рынок есть рынок. Тем, кому тесно, — вылетают и закрывают бизнес.

Экспансия в регионы

У меня нет идей выхода в регионы. Проект “Интересный Киев” может быть создан только изнутри, снаружи его не сделаешь. Он основан на огромном сообществе киевлян и людей, которым не безразличен этот город. Бизнес, созданный извне, будет искусственным. Это может быть шаблонный туристический продукт, который может экспортироваться в другие города, но “Интересный Киев” можно создать только изнутри.

Оставить комментарий

Комментарии | 8

Поиск