EN

Итоги-2012: Как развивался рынок поисковой оптимизации в Украине?

1169
19

Поисковой рынок в Украине довольно динамичен, тенденции здесь очень быстро меняются. Требования поисковых систем, антиспам-алгоритмы, распространение новых устройств для выхода в Интернет делают этот рынок площадкой быстрого реагирования. О том, каким был для него 2012 год и на что ориентироваться в начале 2013-го, рассказали эксперты из ведущих украинских SEO-агентств Евгений Горлач (Promodo), Ольга Речкина («Ашманов и Партнеры Украина»), Олег Саламаха (Netpeak) и Юрий Сукач (SEO-Studio).

  1. Как вы оцениваете динамику роста, которую показал украинский рынок поискового продвижения в 2012 году? Какие основные тенденции развития можете выделить?
  2. Как изменились бюджеты, затрачиваемые на SEO? А как изменились доходы вашего агентства?
  3.  Появились ли на этом рынке новые игроки?
  4. Что будет задавать темп развитию рынка SEO в 2013 году? Какие тренды заметны уже сегодня?

Евгений Горлач, руководитель отдела коммерческих проектов компании Promodo

Динамика развития рынка SEO положительная по всем направлениям. С каждым днем за клиентами в Интернет приходят новые компании и предприятия. Многие из них ранее не использовали свои сайты либо и вовсе их не имели.

Наиболее заметной тенденцией стал рост требований поисковых систем к сайтам. На данный момент успех и заветный топ могут получить только удобные, быстрые и грамотно оптимизированные сайты. Серьезно освежил умы клиентов и оптимизаторов апрельский «Пингвин» от Google. Данный алгоритм заставил многих в корне пересмотреть подход к продвижению.

Бюджеты выросли, и будут расти. Прежде всего, это связано с тем, что теперь нужны более качественные тексты и хорошие ссылки — продвижение в целом требует большего профессионализма и опыта. Доходы нашего отдела, а именно «коммерческих проектов» выросли за год в два раза. Прогнозируем активный рост и в следующем году.

На рынке появились новые игроки, но многие из них пока нарабатывают опыт. Полноценными игроками большинство из них назвать трудно. Тем не менее, некоторые компании применяют интересный подход. Это стимулирует лидеров рынка на постоянное совершенствование и поиск новых способов влияния на алгоритмы поиска. В SEO почти невозможно работать по «накатанной схеме», каждый день нужно становиться лучше.

Уже заметны некоторые тренды, которые будут влиять на рынок в 2013 году. Сегодня все больше клиентов требуют комплексного продвижения. Им нужна не SEO-компания, а именно партнеры, которые решают все задачи по привлечению покупателей из сети.

Активно подключаются к Интернету новые пользователи, и естественный рост аудитории будет продолжаться, что не может не отразиться на развитии рынка SEO. Будут расти требования к качеству сайта, подход к каждому проекту станет еще более индивидуальным. Увидеть и вникнуть в бизнес клиента, чтобы помочь ему заработать больше — это я бы и отметил трендом на 2013 год для Promodo.

Ольга Речкина, генеральный директор «Ашманов и Партнеры Украина»

Главная тенденция – это снижение роли автоматизированного продвижения сайтов. На первый план выходит ручной труд – написание уникальных статей и индивидуальный подбор площадок для размещения.

Следующая тенденция – это внутренняя оптимизация сайта. Поисковый робот не может оценить творческую составляющую дизайна ваших страниц, но он обязательно оценивает уникальность его содержания. Чем больше у вас страниц, чем понятнее уникальный текст на них, тем проще вам увеличить конверсию посетителей в лояльных клиентов. Роль PR-специалистов и копирайтеров в SEO увеличилась.

Бюджеты клиентов выросли за счет комплексных проектов. Кроме SEO они заказывают у нас увеличение конверсии, управление репутацией, юзабилити и SMM. Большие бренды стали уделять больше внимания повышению лояльности клиентов, а вместе с тем растут их расходы.

Лидеры остались неизменными, а их действия оставляют свой след на рынке. Появилось еще больше фрилансеров, спамеров и специальных отделов по оптимизации в рамках уже существующих оффлайн-рекламных компаний. Их точное количество подсчитать сложно равно, как и оценить их оборот. Во-первых, они редко заявляют о себе, как о полноценных игроках рынка. Во-вторых, их количество постоянно меняется — на смену старым фрилансерам и спамерам приходят новые, и этот процесс перманентный.

В 2013 году сохранятся тенденции 2012-го – ручное продвижение сайта и создание уникального содержания на нем. Уже в этом году стало понятно, что ваш клиент обретает лицо и превращается из бездушной цифры конверсии в живого человека, за которым придется побегать с инструментами ремаркетинга. То есть, сделать акцент на direct-маркетинге, продажах в два шага и email-маркетинге.

Дополнительно к этому – идеальный сайт является эффективным на всех типах устройств. Сегмент мобильного Интернета продолжает расти, а это означает, что сайт без удобной и применимой мобильной версии снизит свою конверсию.

Олег Саламаха, SEO-аналитик компании Netpeak

Мы уже не рассматриваем SEO как единственный инструмент продвижения бизнеса в Интернете. Поэтому, говоря о динамике роста украинского поискового рынка, стоит учитывать все инструменты интернет-маркетинга. «Рейтинг сайтов» все больше зависит от поведения и оценки пользователей, а не от определенных SEO-показателей, как это было раньше.

Общая тенденция интернет-маркетинга 2012 года в Украине — это постепенная смена идеологии от обычного продвижения сайта к развитию успешного бизнеса с помощью Интернета. Новый подход требует:

  • развития и разделения специалистов по каждому из направлений, необходимых для успешного комплексного продвижения;
  • изменения подхода к методам работы и целям продвижения: от покупки ссылок для получения позиций до работы с аудиторией сайта для увеличения прибыли бизнеса.

Рост рынка сдерживает то, что предприниматели все еще оценивают агентства по продвижению в Интернете как подрядчиков, а не партнеров. Пока такая тенденция сохраняется, бизнес не сможет использовать все возможности интернет-рекламы.

Главным фактором, повлиявшим на изменение бюджетов по SEO-тратам, остается введение новых алгоритмов Google. Последний приостановил неистовую гонку бюджетов на наращивание ссылочной массы и значительно увеличил срок работы по SEO-услугам. С обвалом позиций пришло понимание «не SEO единым», и агентства интернет-маркетинга были вынуждены диверсифицировать расходы на продвижение бизнеса своих клиентов. Таким образом, доля SEO среди остальных инструментов интернет-маркетинга уменьшилась.

Различные инструменты приходят к гармоничному сочетанию своих функций для достижения главной задачи — прибыли клиента. Тот, кто этого не осознал, не сможет конкурировать с новым уровнем услуг интернет-маркетологов. С другой стороны, за счет развития рынка и увеличения количества клиентов, вовлеченных в интернет-маркетинг, общий бюджет SEO не уменьшился, а скорее даже увеличился.

В 2012 году новых игроков либо не было, либо они не были заметны. Если и они и появились, то за счет того, что три параллельных мира — SEO-агентства, медийные агентства и digital-агентства — начали переход в одно измерение. Для нас новые игроки — это игроки из этих «параллельных миров». Что касается менее крупных агентств, нацеленных исключительно на достижение позиций в топе наращиванием ссылочной массы, то каждый год видны новые имена. Это происходит за счет отмирания аналогичных «агентств» прошлых лет. Работать на топ все более рискованно на «долгих дистанциях» жизни агентства.

Основной тренд, который усилился в 2012 году, а в 2013 будет еще больше развиваться — это переход к пониманию и реализации целей клиента. Мы стараемся изменить мотивацию сотрудников так, чтобы они чувствовали влияние своей работы на увеличение доходности клиентов. Во «внешнем мире» мы хотим изменить понимание услуги интернет-маркетинга в сторону полноценного равноправного партнерства в связке «клиент – агентство».

Юрий Сукач, руководитель отдела аналитики SEO-Studio

Юрий СукачВ 2012-м году рынок поискового продвижения Украины продолжил демонстрировать динамику плавного но уверенного роста, характерную для 2010-2011 годов. Главным отличием стал небольшой сумбур, вызванный существенными изменениями алгоритмов ранжирования Google, который привел к повышенной миграции клиентов между агентствами.

По сравнению с 2011 годом, бюджеты, затрачиваемые на SEO, прогнозировано выросли. Это объясняется постепенным ростом уровня конкуренции в большинстве тематик. Также стоит отметить выход в online нескольких крупных игроков offline рынка. Если говорить о SEO-Studio, то второй квартал 2012 года был менее удачен, чем первый, ввиду соблюдения обязательств перед клиентами, в условиях существенно изменившихся алгоритмов ранжирования Google. Однако во втором полугодии нам удалось вернуть прежнюю динамику роста и достичь плановых показателей.

В течение последних лет на рынке поискового продвижения Украины есть несколько ярко выраженных лидеров. Регулярно появляются и новички, некоторые из них стартуют довольно успешно, однако потеснить кого-либо из старожилов им пока не удавалось. Сохранилась эта тенденция и в 2012 году.

Самым актуальным трендом на сегодняшний день является изменение устоявшихся условий сотрудничества со своими клиентами ведущих агентств. Многие годы мерилом успеха считалось достижение высоких позиций по определенным ключевым фразам. В 2011 году флагманы рынка начали предлагать и трафиковое продвижение. В 2012-м существенно повысил свою актуальность формат консалтинга. В 2013 году мы ожидаем сокращение количества контрактов на классическое продвижение по поисковым запросам, а взамен рост количества договоров по трафиковому продвижению и консалтингу.

Оставить комментарий

Комментарии | 19

  • Очень много красивых и пустых слов. Мантру про уникальный контент и «хорошие» ссылки десять лет уже повторяют, от этого интернет чище не стал. В промышленных масштабах (10 000 описаний для ИМ) хороший текст генерировать нельзя, а действительно хорошие тематические сайты ссылки не продают. ИМХО, главный тренд 2012: в seo-продвижении больше не осталось kpi, которые можно достоверно померять и взять за их достижении деньги. Смысл существования сеошника — сидеть в штате клиента и заниматься перманентной внутренней и внешней оптимизацией сайта по циклам от апдейта к апдейту. Что касается взаимоотношений между студиями и клиентами: все движется к модели cpa, когда будет приходить клиент и просить отгрузить ему 2 тонны лидов по 90 копеек за штуку.

    • Это не пустые слова. Это работающая схема. 10000 описаний для интернет-магазина и не нужны. Берете АБЦ анализ — пишите классные описания и видео к 100 самых вкусных товаров, просто описания к 1000, заказываете по 1-2-3 коммента к 2000 товаров. Остальные товары по остаточному принципу. Да и комментарии к ним пользователи сами напишут. Возьмите лидирующие магазины. Что — fotos маленький? А видеообзоры клепает к товарам — аж дымится… Или Яндекс-Маркет с его системой комментариев. И действительно хорошие сайты ссылки продают — просто кто-то из статей, а кто-то из подвала — зарабатывать же надо всем. Делайте хорошие сайты и люди с поисковиками к вам потянутся. Проверено Заппосом.

      • Насчет хороших ссылок из подвала, почитайте про историю с WPMU.org. Какой АБЦ-анализ, если нет истории продаж? Или будем писать супер-описания к 100 товарам, которые клиенты и так покупают?

  • Мы на прошлой неделе тоже опросили экспертов SEO-сферы: Сергея Кокшарова, Михаила Сливинского, Лизу Трибунскую, Лену Камскую,Ивана Василевича, Романа Доброновского, Олега Саламаху. Тут можно прочитать http://artjoker.com.ua/ru/blog/laboratoriya-weba-experti-o-seo-2012/

  • Роман, модель CPA даже на западе не везде работает, с уровнем цивилизации нашего рынка нам это не грозит

    • Александр, а мне кажется, что уровень цивилизации будет зависеть от алгоритмов, а не от способности локального рынка генерировать большую массу сайтов-новичков, которые не имеют компетенций в привлечении трафика для своих сайтов и первый раз обращаются в студии. Панда, Пингвин и персональная выдача в Яндексе гораздо существеннее повлияли (ют) на инструментарий и саму логику работы по продвижению, чем общая масса умных маркетологов на стороне клиентов. То же трафиковое продвижение разве не результат таких изменений в алгоритмах. Или тот же контент-маркетинг, на который теперь моляться на западе…

      • Роман, алгоритмы поисковых систем влияли и всегда будут сильно влиять на подвальных seo-шников, которые стонут каждый раз при слове «апдейт». А знаете почему? Потому что пытаются слепить из услуги то, чего нет в природе. Вот и рождаются трафиковые seo, контент-маркетинг seo и прочие схемы-заманухи. Только там беда: услуга слишком сложной становится, а разбираться нужно во мнежестве показателей в случае с CPA, и там уже речь о других суммах должна идти. А у нас наоборот получается: дорого? а давайте вам лиды продадим… и понеслось г..но в хату.

        Контент-маркетинг зародился с того момента в Украине, как появился интернет. Тогда еще люди сканировали «Войну и мир» на FineReader и заливали на MFA, покупали себе квартиры. Всегда было ясно, что контент рулит. Чего то щас только поняли?
        А цивилизация найнется тогда, когда обе стороны поймут правила игры, возьмут по веслу и начнут работать в одном русле — вот тогда будет счастье. К счастью, есть у нас в Украине те, кто это понимают

        • Александр, на сколько я знаю, для рекламодателя работа по CPA наоборот значительно все упрощает и делает услугу полностью прозрачной. Для агентств/студий/фрилансеров — да, конечно, усложняет. Но ведь в статье все говорят о комплексном продвижении, о том, чтобы становиться Партнером рекламодателю. Для этого и есть Партнерский маркетинг, с моделью оплаты за действие 🙂 Именно так специалисты финансово отвечают за результат.

          • Владимир, усложняет, если вы хотите получить тот же продукт в другой обертке с большей ценой. Если бы все так было просто, мы бы уже давно работать в контектсте на CPA. Быть партнером рекламодателю отнюдь не исключает активное частие рекламодателя.

  • Отрадно, что лидеры заметили тенденции к комплексному подходу 🙂

  • Тенденция у нас одна если раньше кричали «мы не хотим думать и что то делать — сделайте нам Топ» то теперь кричат « мы не хотим думать и что то делать сделайте нам продажи»

  • Не было бы «зоопарка» — SEO-компании бы не запели про комплексный подход, НО: в большинстве массовых лидеров так и осталось классическое SEO, но с другими принципами работы и оно стало не таким «топорным», также убрали жесткие гарантии (кто-то давал 100%-е, кто-то до-сих пор еще дает…). Правда, здесь не все так однозначно, проблема не только в нежелании SEO-компаний думать больше и отказываться от излишней автоматизации, но и в нежелании местного клиента за это платить (часто ему такое SEO может быть не рентабельно довольно долгий период).

    По поводу внедрения здесь работы по схеме СРА и прочего: такую услугу сложнее продать; в ней будет минимальный чек выше классического SEO + контекст; нужны квалифицированные кадры на стадии продаж и далее можно продолжать довольно долго — не все так однозначно.

  • CPA в чистом виде — это путь в никуда. Клиент ни за что не подпишется под рисками, например: падение сервера, устойчивость от ддоса, наличие вирусов, поломка отдельных модулей и т.д. Я уже молчу о репутационной составляющей, которая влияет на уровень конверсии.

  • Юрий, а кого из offline вы заметили в SEO?

  • А зачем все это полотенце выдавать в RSS? Почему не обрезать?

  • «Олег Саламаха, SEO-аналитик компании Netpeak
    Мы уже не рассматриваем SEO как единственный инструмент продвижения бизнеса в Интернете.» )))) НУ конечно вы оказываете консалтинговые услуги ))) , а потом люди приходят от вас и их проходится выводить из под фильтров)). Эй вы «лидеры» кол-во клиентов , это не всегда качество …. Ребята не знаю что в вашем понимании SEO , но это не тупая покупка 5000 линков на говнобирже и рассказывание клиенту что нужно ждать и увеличивать бюджет , вы их тупо кидаете … «НУ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ…..» Набрали в штат школоты они пару ссылок купили и уже гордо называют себя SEOшниками , а где анализ сайта ? где внутренняя оптимизация ? не пойму вот вы много кричите вот о понимании целей клиента , но тупо даже на сайте того же клиента голимые тайтлы не поправили , куча страниц в соплях , дубли , контент вообще никакой , продвигаете интернет магазин по вч запросам которые вообще не продают бред полный…. Да и если кто заикнется что это не правда у меня сейчас после ваших «специалистов» несколько сайтов с которыми полный 3,14здец , потому что во первых вы кидаете клиентов на этапе формирования цены 300$ продвижение интернет магазина по Украине по 20 ключевым словам это бред…. как в отношении цены так и в продвижении по 20 ключевым словам ….. во вторых ничерта не делаете кроме как покупаете линки и особо не паритесь про качество и кол-во линков 3. ни разу не притрагивались к внутрянке код+контент+метатеги…. Делайте выводы господа….

  • «Евгений Горлач, руководитель отдела коммерческих проектов компанииPromodo
    Сегодня все больше клиентов требуют комплексного продвижения. Им нужна не SEO-компания, а именно партнеры, которые решают все задачи по привлечению покупателей из сети.» Ребята сильно много пафоса попробуйте поработать немного , знаю не по наслышке о том что ручками сами править не хотите а пишете клиенту вот мы рекомендуем это вот и это … не вопрос консалтинг это хорошо , но не по таким ценам , за те деньги что просите 1. результат иногда нулевой , 2. если уж сильно мешает корона когда нужно кое что поправить у клиента ручками так снимите ее поставьте рядом на столе возле компа пускай шея отдохнет… удобнее будет на кнопки нажимать…. 3. да и научитесь более четко делать прогнозы а то как пальцем в небо…. 4. Кстати по нескольким проектам была замечена тенденция что вообще не правились тайтлы и с дублями не особо паритесь у клиента четыри зеркала а вы о них ни слуху ни духу , может быть это не входит в ваши обязанности , но разьясняйте клиенту что зеркала так мягко сказать «не очень хорошо «

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск