Юрий Чайка, MoneXy: «В кризис пришлось продать дом в Конча-Заспе и все деньги вложить в проект»

3169
25

Юрий Чайка, MoneXyПрезидент Ассоциации Электронного Бизнеса (АЭБУ), инвестор ИТ-стартапов, и просто успешный бизнесмен Юрий Чайка – пионер электронных платежных систем в Украине. На его счету не один дебют в данной отрасли: 10 лет назад он запустил первую в Рунете систему электронных денег, потом была первая в Украине сеть платежных терминалов, первый в Рунете агрегатор платежных систем  и, наконец, первая лицензия от НБУ, без которой запуск MoneXy был бы невозможен.

«Я думаю, когда-нибудь наличка изживет себя — все деньги перейдут в виртуальное измерение, — сказал Юрий Чайка в интервью AIN.UA. — Сегодня люди все больше заходят в Интернет с планшетов и смартфонов, а не ПК. И популярность электронных платежей с мобильных устройств будет расти соответственно. Это говорит о том, что мы в свое время выбрали правильное направление».

Мы поговорили с Юрием о том, как ему удалось создать компанию с нуля, конкурировать с сильными игроками, которые к тому времени уже работали на украинском рынке электронных платежных систем, какие трудности возникали на пути развития MoneXy и многом другом.

С чего вы начинали свою предпринимательскую деятельность? Какие проекты запускали до MoneXy?

Моей первой компании в марте исполняется 20 лет – мы занимались продажей систем безопасности. Потом был провайдер беспроводного интернета, а уже за ним мы переключились на платежные системы и последние лет 10 работали только в этой области. В то время платежных систем в СНГ практически не было – Яндекс.Деньги, QIWI – все эти сервисы появились позже. Были WebMoney, но они не позиционировали себя как электронные деньги.

Сначала мы создали RUpay (сегодня RBK Money), которая стала первой полноценной системой электронных денег в Рунете. RUpay работала в России и Украине, росла очень стремительно, и вскоре мы продали ее российскому холдингу РБК. Еще одним знаковым проектом стал «AUTOPAY» — первая в Украине сеть платежных терминалов. Это направление успешно развивалось в России, и мы решили внедрить подобное решение у себя в стране: менее чем за год установили более 1000 терминалов самообслуживания и продали международной компании. После этого был первый в Рунет интегратор платежных систем «Интеркасса», которую тоже успешно продали.

Юрий Чайка, MoneXy

Как родилась идея создания MoneXy?

Мы поняли, что мобильные платежи – это перспективное направление, скоро они начнут захватывать рынок и в Украине и в мире. Поэтому решили создать систему, которая позволила бы осуществлять оплату товаров и услуг легко и быстро посредством мобильного телефона. Так родилась MoneXy.

Не то чтобы мы всей командой однажды сели и начали придумывать, каким будет этот сервис. С частью первоначального состава MoneXy я работал еще в предыдущих проектах, и получилось так, что общая концепция постепенно вырисовывалась из идей и замечаний, которые проскакивали в процессе нашего общения. Формировалось представление о будущем сервисе, который мы все-еще не понимали до конца, даже когда начали заниматься проектом.

А почему прежние свои проекты вы быстро продавали, а с MoneXy такая задержка? Чем для вас является эта система?

MoneXy три года, хотя, можно сказать, что на самом деле ей только год. Полноценно развиваться она начала только в прошлом году (2012), поэтому ее пока рано продавать. А проекты, которые мы делали до нее, реализовывались очень быстро. Сейчас я сам удивляюсь, как можно было так быстро делать и продавать. Например, «AUTOPAY» от идеи до продажи развилась за год. Я вложил в нее 60 тыс. дол., а продал за миллион долларов — это сотни процентов годовых. По сравнению с ней MoneXy — это бизнес другого масштаба и по времени, и по деньгам. Соответственно, вырасти он тоже должен намного больше. MoneXy я буду развивать еще, как минимум, лет пять.

Кроме того, это мое детище. Все знания, опыт, навыки, которые я получил от предыдущих проектов, вылились в MoneXy. Когда мы работали над RUpay, все внутри горело — хотелось успеть раньше всех. Сейчас той страсти уже нет, процесс продвигается более размеренно.

Как вам удалось создать компанию с нуля и составить достойную конкуренцию на рынке? Ведь когда запускался MoneXy, в Украине уже работали другие крупные игроки.

Мы изначально делали инновационный проект, предоставляющий услуги, которых на рынке нет. Наше основное конкурентное преимущество в том, что с кошелька MoneXy можно оплачивать счета не только в онлайне, но и оффлайне — в кафе и ресторанах, магазинах, аптеках, заправках, кино. С WebMoney до сих пор можно рассчитываться только через Интернет, хотя сегодня они, наверное, тоже смотрят в оффлайн.

MoneXy позволяет осуществлять платежи и денежные переводы с помощью бесконтактной карты или бесконтактного стикера на мобильный телефон. Бесконтактные платежи в Украине мы тоже запустили первыми — только спустя 4 месяца аналогичную услугу предложил «Приват Банк», а больше никто. Мы думали, стикер будет более популярным, но практика показала, что людям все-таки удобнее пользоваться картой. Может, потому что карту можно передать, а наклейка портит внешний вид телефона… Впрочем, в новые телефоны встраивается NFC-модуль, и на них не надо ничего клеить, достаточно установить приложение, и кошелек будет всегда с вами. В приложении можно смотреть историю платежей, осуществлять оплату услуг и товаров, перевод средств и многое другое. Пока приложения доступны только под iOS, но в дальнейшем мы сделаем и для Android, а чуть позже для Windows.

Еще в нашей системе можно осуществлять платежи по QR-кодам.

Юрий Чайка, MoneXy

Кто сегодня ваши главные конкуренты?

WebMoney и один из крупнейших украинских банков. Пока рынок пустой, мы сами его формируем.

MoneXy  — первая в Украине система, на которую была получена официальная лицензия НБУ. Как вам это удалось?

Первая официальная эмиссия электронных денег в Украине произошла в конце 2011 – мы получили лицензию спустя 16 месяцев борьбы с Нацбанком. Я понимал, что без лицензии мы ничего не сможем делать – законодательная база, регулирующая электронные платежи, к тому времени уже была, и запустить MoneXy без разрешения НБУ было нельзя.

Больше года мы им писали, они нам отвечали, после чего мы переписывали все заново и снова отсылали им. В итоге получился вот такой толщины документ (как том «Война и мир»), и нас, наконец, пропустили.

А почему вы не могли без лицензии, а те же WebMoney могли?

А только такие крупные игроки, как WebMoney, без лицензий и могут. Мелкие связаны по рукам и ногам, а у WebMoney другая юридическая схема. НБУ говорит, что нет такой схемы, а WebMoney говорит, что она есть. Они давным-давно подали запрос на лицензию, но пока безуспешно.

Чтобы конкурировать, надо быть на слуху. Как вы продвигаете MoneXy?

Мы никак не рекламировали свой сервис. Для начала мы решили построить инфраструктуру, и сразу после запуска MoneXy начали подключать магазины и сервисы. Пока у нас мало партнеров, нет смысла рекламироваться.

Хотя мы и не собираемся рассказывать о себе — о нас расскажут торговцы своим покупателям. Клиент зайдет на сайт посмотреть, какие есть способы оплатить товар, увидит в перечне MoneXy и там же ознакомится с нашими преимуществами. Воспользуется, расскажет друзьям и знакомым. Потом станет интересоваться у продавцов и поставщиков услуг в оффлайн, можно ли расплатиться с ними по MoneXy – таким образом, мы рассчитываем, что о нас узнают другие торговцы. Именно так хочется построить бизнес – совсем без рекламы, главное продукт, о котором будут говорить.  Замкнуть круг «торговец-пользователь», чтобы они привлекали друг друга к нашей системе.

Мы и в других проектах не рекламировались, а росли при этом хорошими темпами. Так, терминалы самообслуживания достаточно было поставить в крупных торговых центрах — люди подходили, изучали, пробовали. А партнеры сами нам звонили и хотели купить терминал, чтобы поставить у себя в магазине.

Вначале с MoneXy, естественно, возникла проблема: пользователи не используют систему, пока к ней подключено мало точек, а точки не хотят подключаются к MoneXy – пока у нее мало пользователей. Сейчас нам главное миновать этот критический барьер.

И как будете его проходить? Уже сделаны шаги в этом направлении?

Сейчас мы подписали договор с КПИ и в ближайшее время выдадим 50 тысяч наших карт студентам, преподавателям и другим сотрудникам университета. В КПИ уже поставили терминалы обслуживания с нулевой комиссией,  с помощью которых можно пополнить кошелек и в корпусе, и в общежитии. Нашей картой можно будет расплачиваться за различные курсы при КПИ, другие услуги внутри университета — она сделана в виде кампусной карты, но при этом является также платежной картой вне КПИ. Также договариваемся с другими университетами.

Когда мы подключим к MoneXy КПИ и другие вузы, станет проще находить партнеров. Мы надеемся, что тогда торговцы товарами и услугами сами захотят подключиться к MoneXy.

Но ведь мало просто раздать карты – нужно как-то стимулировать людей ими пользоваться…

Специально для студентов мы делаем новые сервисы. Например, мы заметили, что им нужны железнодорожные билеты, и сейчас внедряем возможность покупать их с помощью MoneXy. Аналогично билеты в кино и на концерты,  доставка суши и пиццы — мы хотим,  чтобы оплата с нашего кошелька была дешевле и удобнее. Разумеется, эти услуги будут доступны для всех пользователей MoneXy, просто сегодня основной упор мы делаем на студентов.

Также в MoneXy действует система лояльности – человек может получать по карте скидки, бонусы, подарки и т.п. Мы даем возможность торговцам зарегистрироваться у нас на сайте, разместить информацию о себе, своих акциях, а пользователь может на него подписаться, и получать sms с предложениями, накапливать на карте скидки. Эти сервисы мы уже внедрили, но пока не подключили. Как только привлечем достаточное количество точек, сразу запустим. Думаю, это будет уже в марте месяце.

А еще мы сделали приложения для социальных сетей Одноклассники, ВКонтакте и Facebook, чтобы пользователи могли и оттуда обмениваться между собой средствами, собирать бонусы, дарить подарки и т.д. В феврале-марте они уже будут доступны.

Юрий Чайка, MoneXy

А как вы мотивируете ритейлеров подключаться к MoneXy?

К каждому партнеру у нас индивидуальный подход. Мы думаем, чем мы можем помочь ему и предлагаем решение. Впрочем, большинство клиентов стараются подключать все платежные системы, которые есть на рынке — и WebMoney, и карты Visa, и MoneXy. Чем больше вариантов, тем больше клиентов они смогут обслужить, а если какой-то возможности нет, клиенты будут теряться. Поэтому сейчас наша цель подключить пользователей, а за ними подтянутся и ритейлеры.

Сколько сегодня активных пользователей и партнеров у MoneXy?

Зарегистрированных украинских пользователей где-то 80 тысяч, из них 20 тыс. активных. Торговцев товарами и услугами около 120. Это мало, надо хотя бы 500. Кроме того, среди них не очень известные бренды – сейчас нам нужно активно подключать крупные сети с звучными именами.

Сколько было вложено в проект с момента его основания? Привлекались ли сторонние инвестиции?

Я инвестировал в MoneXy в общей сложности чуть больше миллиона долларов собственных денег. В кризис пришлось продать дом в Конча-Заспе и все деньги вложить в проект. Теперь без дома…

А как MoneXy переживал кризис? Не было искушения заморозить проект до лучших времен?

Кризис забрал много денег и людей. На момент запуска в MoneXy работало 20 человек, но когда случился кризис, нам стало нечем платить зарплату и пришлось сократить штат до 9-10. Проект почти не развивался в то время: мы не могли подключать партнеров, потому что некому было работать. Поэтому так долго и «раскачивались».

Некоторые эксперты и даже члены команды MoneXy предлагали заморозить проект и перезапуститься, когда ситуация стабилизируется. Но мы продолжали работать — сосредоточились на том, чтобы максимально доработать проект и подготовить почву для будущего развития. Занимались по большинству техническими и стратегическими вопросами.

Благодаря проделанной тогда работе, сегодня мы быстро растем. Думаю, два-три месяца, и MoneXy появится во многих торговых точках.

Какими темпами сегодня растет проект? Каковы обороты компании?

Сегодня мы показываем стабильный рост на 20-30% в месяц. Такая динамика сохраняется в течении последнего года, а до этого мы росли очень медленно, приходили в себя после кризиса. Оборот средств сейчас составляет десятки миллионов гривен в месяц.

Компания уже вышла на прибыль в Украине?

Пока MoneXy убыточная, и сложно сказать, когда мы выйдем в точку безубыточности. Через полгода, я думаю, сможем.

По мере того, как проект растет, мы набираем людей. В первую очередь мы ищем менеджеров по продажам, чтобы подключать новых партнеров, программистов, руководителей направлений. Сейчас у нас в офисе работает 13 человек.

Чуть выросли — увеличили штат, соответственно, выросли затраты. Если бы мы этого не делали, то уже вышли бы на прибыль. Но сейчас наша цель — не начать зарабатывать, а продолжать развиваться, увеличивать стоимость компании.

Юрий Чайка, MoneXy

А кроме украинского, на каких рынках еще работаете?

Сейчас выходим на рынки Белоруссии, России, Словакии. В прошлом году я ездил в США, изучал рынок — и понял, что для такого бизнеса Америка – сложная с юридической точки зрения страна. В каждом штате свое законодательство, и нужно в каждом штате получить отдельную лицензию. А юридические услуги там стоят недешево.

В течение 2013 года мы планируем запуститься еще в нескольких странах с адаптированным под тамошнюю культуру продуктом. Пару лет назад мы перерегистрировали компанию в Англии, чтобы делать не украинский бизнес, а глобальный. Мы надеемся построить крупную международную компанию, и для этого у нас есть все необходимые элементы.

Оставить комментарий

Комментарии | 25

Поиск