EN

История стартапа: Teamlab Office. Краш тест № 2. 14 месяцев спустя

1185
16

Большинство команд, выпускающих в свет то или иное бизнес решение, заверяют: «Мы вообще-то под себя создавали систему, не для продажи. Просто она такая классная получилась, что мы решили поделиться с общественностью

Фальш старт или первый блин комом

В далеком 2008 мы задумали создать собственную платформу для совместной работы. Как и принято в IT сообществе, довольствоваться готовыми решениями типа Basecamp нам не хотелось, и было решено написать систему, включающую функционал для ведения блогов, форумов, опросов и корпоративной Wiki. В то время в компании велась параллельная работа над рядом проектов, и потребность в подобной системе переходила в стадию острой. Разработка шла довольно динамично и в какой-то момент (тот самый, судьбоносный) возникло желание поделиться ей с общественностью. В конце 2009 года был выпущен дистрибутив платформы под названием TeamLab, состоящий только из модуля «Сообщество».

1

Это стало нашей первой и довольно серьезной ошибкой. Мы пытались запустить Teamlab как десктопное приложение. Число закачек росло, но люди не пользовались продуктом!

Вместо того, чтобы оставить затею, мы взяли небольшую паузу, собрали хороший фидбэк, осознали свои ошибки и взяли курс на SaaS. Датой рождения проекта в том виде, в котором он есть сейчас мы договорились считать 07.07.2010 — день релиза облачной версии Teamlab, включающей базовый функционал управления проектами: задачи, вехи, обсуждения, файлы, отчеты, онлайн-чат.

Скоро нас сложно будет назвать стартапом

Есть определенные сроки, в рамках которых проект может считаться стартапом (удобное слово, надо сказать, открывает многие двери) — 3 года с момента официального запуска. Такие требования предъявляет, например, TechCrunch, отбирая команды на свои стартап -мероприятия.

Сегодня нам два с половиной года и потенциал развития, безусловно, огромен, но и достигнутыми результатами мы очень гордимся. Чтобы не пустословить, давайте перейдем к цифрам )

На сегодняшний день (1 февраля) мы имеем :

  • 553557 пользователей
  • 151367 порталов
  • 2.4 TB рабочего пространства, занимаемого порталами наших пользователей
  • 192 страны (по данным Google Analytics)
  • Teamlab Office переведен на 18 языков (в том числе русский и украинский)

2

Нынешний Teamlab уже сложно сравнить с тем, что было в релизе 2010 года. К модулю «Сообщество» мы прикрутили широкий функционал для управления проектами и документами, календарь, CRM, интегрировались с Dropbox, Box, SkyDrive и Google Drive, запустили почтовый агрегатор (правда пока еще в beta-версии) и самую большую нашу гордость — онлайн-редакторы для текстов, таблиц и презентаций, аналогов которым нет в мире.

5

Кроме того полностью изменился интерфейс приложения. На днях состоялся очередной релиз — совместное онлайн редактирование и комментирование документов, в планах еще мнооого всего.

Формула успеха

В лучших традициях краш-теста мы, конечно, должны рассказать о том, как распространялся продукт, поделиться опытом, планами и раскрыть пару секретов. Впрочем, тайны из своего проекта мы никогда не делали, так что давайте по порядку.

«Откуда у вас деньги?» или засчет чего живет Teamlab Office

До 9 декабря 2012 года Teamlab был абсолютно бесплатным решением (к слову, наша аудитория  — малый и средний бизнес), монетизировать проект удалось лишь со второго раза. После провального лета 2011, осознав, что брать плату за дополнительные фичи не лучшая идея, мы поработали над системой еще полтора года и ввели тарификацию по пользователям. Все таки стандартные, многократно опробованные методы порой работают лучше всего.

Инвесторов у нас как не было, так и нет. Teamlab Office во времена бесплатности полностью существовал за счет внутренних инвестиций.

Пара советов по продвижению

Мы уже не раз рассказывали о том, как продвигался проект, но готовы продолжать делиться опытом. Основным условием нашего продвижения было отсутствие бюджета. Согласитесь, это логично, при том, что Teamlab долгое время не приносил прибыли.
Бесплатное продвижение — задача сложная, но посильная.

  • Код, код, откройся
    Мы открыли исходный код, что сразу привлекло внимание широкой аудитории пользователей, заинтересованной в технических аспектах. Однако Open Source — это не просто набор открытых исходных кодов, но и серьезное заявление, гарант со стороны компании разработчика. Гарантии того, что мы ничего не скрываем и не используем скрытые технологии сбора пользовательских данных, гарантии того, что даже после монетизации те команды, которые не смогут позволить себе платное решение, имеют возможность установить систему на свой сервер.
  • Помогла ли нам бесплатность?
    Конечно, модель freemium тоже сыграла существенную роль в распространении продукта, однако, здесь в определенный момент встал серьезный конфликт менталитетов. Если распространению в РФ и странах СНГ это в целом не мешало (в общем-то , наоборот, способствовало), то вот с пользователями в Европе и США возник конфуз. Нам то и дело стали приходить письма с вопросами о том, как мы зарабатываем деньги. Это было не просто любопытство. Зарубежные пользователи не верят в стабильность бесплатного бизнес-инструмента. Нам приходили письма типа «Ребята, мне очень нравится Teamlab, но что если у вас закончатся деньги и вся система рухнет, а с ней и мои данные? Мне хочется знать, что вы на чем-то зарабатываете, а пока что я пас». Подобный feedback сыграл не последнюю роль в принятии решении о монетизации.
  • Маркетинг без бюджета
    Пресс-релизы, вебинары, гостевые посты, корпоративный блог, социальные сети и QA платформы — все это требует сил и времени, но не бюджета, так что начинающим проектам стоит взять на заметку. Довольно подробно о том, как создавался social buzz, написано в нашем блоге на Хабре, но если есть вопросы, пожалуйста, задавайте, мы с радостью ответим в комментариях. В качестве  наставления хочется сказать только одно: не стоит недооценивать маркетинг без бюджета.
  • Конкурентное преимущество
    Да-да, мы догадываемся, что вы слышали об этом пару сотен раз, однако, мало кто пользуется этой директивой. Если вы не первый проект в своей нише, в первую очередь определитесь с вашим USP (Unique Selling Point), иначе вам конец. Равняйтесь на лучших и ничего не бойтесь. Чрезмерная скромность на рынке не приветствуется. В начале своего пути мы позиционировались как альтернатива Basecamp — наше преимущество заключалось в бесплатности и интегрированности инструментов в единой платформе. Сегодня мы выросли и метим выше. С выпуском онлайн редакторов и релизом совместного редактирования мы задумали составить конкуренцию более крупным сервисам, о которых вы все слышали и, надеемся, догадываетесь 😉

4

Почему мы верим в успех и зачем вообще это делаем

С публикации нашего предыдущего краш-теста прошло 14 месяцев. Заявленные тогда цели достигнуты. Это ли не повод верить в дальнейший успех?

По секрету, нами движет еще одна идея. Мы верим в разделение труда и хотим предложить рынку то, чего пока не смог дать ни один из наших именитых конкурентов. Но всех секретов раскрывать не будем, иначе совсем неинтересно.

Нина Горбунова,  Teamlab Office

Оставить комментарий

Комментарии | 16

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск