Как компания PocketBook сумела занять 5% мирового рынка электронных книг

2156
19

1266619020_pocketbook_02Более 5 лет назад Олег Науменко участвовал в совещании компании «Украинская Полиграфическая Группа». Он, как директор по маркетингу, обсуждал с коллегами новые направления для развития компании и  вспомнил о таком технологическом веянии, как электронная книга. Через месяц после большого совещания он уже сидел в кресле директора издательства «Мост Паблишинг». Было решено выпускать собственные электронные ридеры.

Четыре месяца ушло на изучение технологии, конкурентов и рынка. Осталось найти контрактного производителя. В одном из интервью идеолог и основатель PocketBook рассказал, что рассматривал идею запуска производства на территории Украины.  Но быстро от нее отказался. С экономической точки зрения это оказалось совершенно невыгодно. Помимо того, что в Украине нет технологического производства и инфраструктуры, все поставщики компонентов находятся в Китае и Тайване.

Деньги на запуск проекта предоставил бывший работодатель Науменко, владелец «Украинской Полиграфической Группы» Игорь Попов. Сначала он предоставил кредит в размере $1,5 млн, а в 2009 году стал основным акционером компании. Разрабатывать свою технологию электронных чернил не нужно было — она закупалась производителями электроники у тайваньской компании E-Ink Holding. Партнеры нашли китайский завод Netronix и договорились о выпуске первой партии устройств. Над  программным обеспечением трудились киевские программисты. В итоге, в середине сентябре 2008 года увидело свет первое устройство PocketBook 301.

Завалить мир ридерами

«Я видел нишу, которая не занята. У меня было время поиграть, это было как хобби», — объяснял о решении инвестировать в PocketBook в интервью российскому Forbes Игорь Попов. Бизнесмен не прогадал. Хобби начало приносить плоды. В 2009 году компания PocketBook открыла свое представительство в России, потом в Израиле, США и Европе. PocketBook начал активно рекламироваться в прессе и общественных местах, где скапливаются большое количество людей. Например, в гипермаркетах и метрополитене. По информации журнала «Секрет Фирмы» оборот компании в 2010 году составлял порядка $75 млн, 50% из которого приходилось на российский рынок.

Председатель совета директоров PocketBook Олег Науменко

Председатель совета директоров PocketBook Олег Науменко

Впрочем, гегемония продлилась не долго. В России один за одним начали появляться конкуренты. Примечательно, что это были не такие крупные гиганты, как Amazon, Barnes & Noble и Sony, а российские бренды. Сначала Wexler, потом Digma и Texet. В 2010 году компания PocketBook приняла решение о переносе производства на тайваньскую Foxconn, которая выпускает продукцию для таких компаний как Apple, Microsoft и Sony.

В Украине ситуация складывалась несколько по другому. В 2009 году для многих украинцев электронные книги еще оставались экзотикой. В тот момент рынок трудно было назвать развитым: спрос на подобные устройства был низкий, а предложений на рынке было мало. Компания PocketBook начала работу с потенциальными клиентами. Привлекались блогеры, которые тестировали продукты. Производитель наладил сотрудничество с рядом локальных торговых сетей и фактически ввел в обиход термин — «электронная книга».

Борьба за клиента

В 2011 году компания PocketBook решила перейти на новый корпоративный стиль и зарегистрировала торговую марку Obreey, под которой теперь развиваются такие направления, как контент-площадка по сбору и продаже контента Obreey Store, ИТ-компания, в которой сосредоточены все циклы разработки нового продукта: от концепции и дизайна внешнего вида до программно-аппаратной части и упаковки Obreey Products и Pocketbook Technology — компания, которая находится в Тайване и занимается контролем качества выпускаемой продукции.

За год то того, как была зарегистрирована торговая марка Obreey, компания решила существенно изменить подход в разработке устройств и заниматься не только программным обеспечением, но и разработкой дизайна корпусов, прототипированием и созданием упаковки. Также было решено всерьез заняться новой категорией продуктов — планшетами на базе ОС Android.

Директор Obreey Products Дмитрий Шемет. Фото: Тарас Мищенко

Директор Obreey Products Дмитрий Шемет. Фото: Тарас Мищенко

Украинцы держат руку на пульсе. Через  контент-портал Obreey Store, компания предлагает к продаже более 300 тыс лицензионных книг, а также учебники, журналы, аудиокниги и программное обеспечение. Также, в активной разработке находится телевизионная приставка Obreey TV, превращающая обычный телевизор в центр домашних развлечений.

Одно из конкурентных преимуществ PocketBook — соотношение цены и качества. В данный момент, стоимость ридеров варьируется от 950 до 1520 грн за устройство. В Украине основной конкурент PocketBook — это ридеры Kindle от компании Amazon. Кроме того, клиенты повторяют в отзывах такие фразы как наличие всех популярных форматов электронных книг, удобство в работе, интуитивно понятный простой интерфейс, локализация и предустановленный контент.

obreey

Контент-магазин Obreey Store

За весь период существования PocketBook было было произведено и продано 1,5 млн устройств в более чем 24 странах мира.  В инвестиционном банке Morgan Stanley подсчитали, что доля PocketBook на мировом рынке электронных ридеров составляет 5%. По данным компании GfK Ukraine, в первом квартале 2012 года объем украинского рынка электронных книг составил 70 млн грн, а за год продажи ридеров выросли на 80%. Если такая динамика рынка будет сохраняться, а пропаганда электронного чтения увеличиваться, то локальный рынок для компании будет по-прежнему лакомым кусочком. Есть куда расти, ведь по словам экспертов доля рынка PocketBook в Украине оценивается в не менее чем 40%.

Оставить комментарий

Комментарии | 19

Поиск