Как в Portmone разрабатывали приложения для iOS и Android

1146
14

Gorin-e1329214273358

Долгое время система оплаты счетов Portmone.com работала только в веб-версии. Еще пару лет назад количество заходов и транзакций на сайт с мобильных устройств было незначительным — около 2%. За год число мобильных пользователей системы выросло до 14%, и за это же время Portmone выпустила сначала Android-версию приложения, а затем и версию под iPhone.

«Делиться опытом прохождения через формальные процедуры Apple — все равно что делиться способом лечения перед дверью врача. Знаете, это когда старушки сидят перед кабинетом и делятся рецептами. Те, кто прошел, не оценят, а те кто не прошел — не поймут», — считает глава компании Игорь Горин. Редакция AIN.UA все же решила поинтересоваться особенностями создания мобильного приложения для финансового сервиса.

Как писали под Android

Еще года четыре назад смартфоны iPhone покупали, чтобы выделиться, чтобы сработал пелевинский wow-фактор, поэтому в отдельном приложении не было смысла. В Portmone посчитали, что облегченной мобильной версии сайта вполне достаточно. Большим ее плюсом было то, что ее можно менять и обновлять, и не зависеть при этом от тестировщиков Apple.

port

Но со временем в компанию начало поступать много запросов на мобильное приложение, да и доля мобильного трафика за последние годы заметно выросла. Первым решили создать приложение под Android, просто потому, что устройств на этой платформе в Украине больше.

Сразу в компании решили отдать разработку приложения на аутсорс команде DevIQ, но дорабатывали приложение уже в Portmone. Воплощать полную функциональность сайта в приложении было очень затратно, поэтому для пробы в нем реализовали то, что могло бы заинтересовать пользователей смартфонов: пополнение мобильных счетов, оплату интернета и т.д.

После запуска приложения появился вал фидбеков «Где ваша совесть, где же оплаты счетов, где наша коммуналка?». Но разработка приложения, позволяющего оплатить коммуналку, была бы тяжелой задачей: в каждом городе Украины свои требования и стандарты к квитанциям, в приложении нельзя было бы обойтись набором устоявшихся экранных шаблонов. Сложно представить себе полный счет за ЖКХ на экране смартфона. Кроме прочего, это означало бы, что при подключении каждого города приложение пришлось бы обновлять. Это круто смотрелось бы на счетчиках магазинов приложений, но вряд ли было бы удобно, посчитали в компании.

Так что в Portmone решили поэкспериментировать и написать еще одно Android-приложение, которое бы состояло только из одной формы. В нем был встроенный браузер, который запускал мобильную версию сайта, а выглядело оно внешне, как обычное приложение. Прошло несколько месяцев и основным лейтмотивом отзывов клиентов был: мобильная версия функциональна, но ожидание на каждом нажатии в 1-3 секунды раздражает. Так что это был удачный эксперимент по разработке, в том смысле, что негативный опыт — тоже опыт.

Как писали под iOS

Компании было интересно сравнить аудиторию пользователей Android и Apple. Кроме того, со стороны клиентов слышались требования приложения под iPhone, поэтому в Portmone занялись разработкой под iOS. Это не было приоритетным заданием, писали приложение в нерабочее время и проект длился практически год. «Конечно, критики начнут стучать по клавишам: как же так?! Такое важное направление а вы на него забили?! Да, важное. Да, забили. Так как пока основной поток транзакций идет через интернет-платежи, и мобильное направление, при всем потенциале, большой финансовой отдачи не дает», — рассказывает Горин.

Пробиться через весь бюрократический механизм и закрытость регистрации Apple было сложно. На процедуры регистрации и проверки приложения в общей сложности ушло 2-3 месяца, начиная с регистрации самой компании, которая заняла недели, и заканчивая финальной отладкой. На каждый шаг уходило по неделе-две. К примеру, для участия в iOS Developer Program нужно было заплатить $99 — на прием платежа ушла неделя. Чистой работы было на месяц, бюрократии — на три месяца.

port1

Кроме того, такая система в Apple не позволяет срочные апгрейды. А такая необходимость возникает нередко, к примеру, недавно Киевстар отменил внутреннюю комиссию  и систему нужно было быстро перенастроить.

С технической стороны особых сложностей не возникло. В конце-концов, тестировщики Apple захотели провести тестовые платежи, для этого пришлось открыть отдельную настоящую карту и дать номер реального телефона. Поздно вечером 4 января 2013 года с карты Игоря прошел пакет тестовых транзакций, через час пришло письмо-подтверждение, после этого компания сразу же выложили приложение в AppStore.

Никаких особых требований как к разработчику финансового приложения, к Portmone в Apple не
предъявляли.

Приложение под iPhone по функционалу повторило Android-версию и основная реакция пользователей была та же, что и на Android: почему не вся функциональность? Также жаловались на простой интерфейс, но в Portmone решили не заморачиваться с дизайном, а уделить время стабильности работы приложения. Функционал приложения будет расширяться, хотя руководство компании пока и не видит потенциала в покупке, к примеру, авиа- или ж/д-билетов через смартфон. Разве что, если выстрелит инициатива по продаже билетов по QR-коду.

Android-приложения за год загрузили 11 тыс., но установки приложения для устройств Applе скоро перешагнут этот уровень. Первые 5 тыс. загрузок iOS-версии прошли за две недели, на сейчас прошло уже больше 10 тыс. загрузок приложения. App Store, в отличие от Google Play, дает статистику только по загрузкам — за день или неделю. А в Google Play можно следить за загрузками, активациями, обновлениями, инсталляциями и деинсталляциями. С другой стороны, в Google Play есть возможность накручивать количество загрузок, часто выпуская апдейты программы.

И все же сейчас количество установок iOS-версии пока что на порядки отличается от тех 14% пользователей, которые заходят на сайт с мобильных устройств. Хотя казалось бы: если человек заходит с iPhone — почему не установить приложение? Так что в компании не рассчитывают с помощью приложения значительно увеличить количество клиентов. Это — скорее имиджевый шаг и вопрос профессионального интереса.

Сравнение поведения iOS и Android-пользователей

Основным выводом по работе с приложениями на двух платформах стало то, что хоть в Украине Android и Symbian — основные платформы для смартфонов, но платящая публика использует не их, а iOS-устройства. Количество устройств на рынке никак не отображает предпочтения по загрузке приложений, и тем более предпочтения по электронным платежам.

Устройства на Android приобретают менее обеспеченные люди, а электронными платежами пользуются более богатые пользователи, чтобы сэкономить время. Из 14% пользователей мобильных устройств больше половины заходили на сайт Portmone именно с устройств Apple. «Что бы ни говорили о причинах, мешающих распространению мобильных платежей: низкое проникновение интернета, платежных карточек, это все ерунда, это следствие. Самый главный критерий — доходность населения. Чем выше доход — тем чаще пользуются такими сервисами. Поэтому и получается, что большинство плательщиков приходят с iOS», — считает Игорь Горин. Мобильные платежи в Украине в принципе пока что в зародышевом состоянии. Катализировать их смогут, к примеру, p2p-платежи, которые в Украине пока что неразвиты и предоставляются незначительным числом банков.

Если же говорить о других платформах, у пользователей Symbian вообще нет привычки загружать приложения, а уж тем более — совершать с помощью этих приложений финансовые транзакции. В ближайшее время Portmone планирует выпустить версию под Windows Phone, хотя и не ожидают большого числа загрузок. Оптимизировать приложение под iPad в компании смысла не видят, сайт Portmone работает в адаптивном дизайне, то есть, «пересобирается» из элементов интерфейса в зависимости от размеров экрана устройства.

Оставить комментарий

Комментарии | 14

  • Под ай-ос как-то совсем сыро выглядит/работает приложение, простая мобильная версия удобнее.

  • люблю Портмоне, є кілька коментів:

    1) я довго чекав на ваш iOS апп, щоб юзати його для швидких платежів (поповнити інтернет чи мобільний). але «швидкий платіж» у вашому розумінні — це я повинен щоразу номер мобільного і номер карти. це не є «мобільний» user experience.

    в результаті, з даною задачею набагато краще справляється апп від life:) — там для оплати моб.рахунка необхідно ввести всього лиш CVV2 код. just FYI.

    2) >>казалось бы: если человек заходит с iPhone — почему не установить приложение?
    так запропонуйте юзеру при заході на сайт з мобайла, завантажити апп (як то роблять всі цивілізовані сервіси — в поп-апі)

  • и да: для чего выпускать новую версию, если изменился расчет на сервере?.. ума не приложу, как можно было все зашить в клиента!

  • «Устройства на Android приобретают менее обеспеченные люди» вибачте, але мій «андроїд» коштує дорожче, ніж останній iPhone. Придумайте інший аргумент.

  • iOS приложение честно попробовал использовать раза 2-3, но оно ни разу не «юзер-френдли» с самого начала работы, увы 🙁 жду, пока станет лучше

  • «На процедуры регистрации и проверки приложения в общей сложности ушло 2-3 месяца, начиная с регистрации самой компании, которая заняла недели, и заканчивая финальной отладкой.»
    — За это время люди делают приложение. Неужели нельзя было нагуглить на хабре например how-to?

    «Кроме того, такая система в Apple не позволяет срочные апгрейды.»
    —Позволяет.

    «Также жаловались на простой интерфейс, но в Portmone решили не заморачиваться с дизайном,»

    У вас хоть у кого-то в компании есть айфон? В iOs дизайн больше фунциональности.

    Резюме:

    Не у меют, и не хотят работать с новыми технологиями.

Поиск