прислать материал
AIN.UA » БизнесДмитрий Костик, Kodisoft: «Готов ли стартапер заложить квартиру, продать машину или уволиться с работы? Чаще всего, нет»
 

Дмитрий Костик, Kodisoft: «Готов ли стартапер заложить квартиру, продать машину или уволиться с работы? Чаще всего, нет»

7290 39

KostykДмитрия Костика называют украинским вундеркиндом, хотя знаком в Украине он  немногим. В 5 классе школы он уже хорошо паял большие схемы, в 9м — написал софт для бухгалтерского учета и заработал свои первые $300. Тогда же им была основана компания Kodisoft, которой за 11 лет своей работы на локальном IT-рынке удалось вывести ряд инновационных продуктов, сформировать новый рынок, продать технологию японской компании, а также достичь такого уровня, когда приглашения на стажировку потенциальных сотрудников из других стран, стали нормой.  Следующий этап предпринимателя — IPO. Правда уже с другой инновационной компанией, Interactive Restaurant Technology, которая выросла в стенах Kodisoft. Об этом, и о своем предпринимательском пути, а также переходе от аутсорсинга в продуктовый бизнес, рассказал AIN.UA основатель компании Kodisoft Дмитрий Костик.

Расскажи про компанию Kodisoft. Когда и кем она была основана? Какими направлениями деятельности ты решил заниматься?

Я основал компанию Kodisoft 11 лет назад, когда еще учился в школе. Бекграундом ее создания стало наличие большого количества свободного времени. В школе я занимался только физикой и математикой, остальные предметы меня не интересовали. С раннего детства я начал увлекаться радиоэлектроникой. Сначала я паял разные штуки, просил у знакомых постарше разъяснить те или иные вещи, и таким образом начал погружаться в эту среду.

К 5 классу я уже хорошо паял большие схемы, и помню что меня никак не могли зачислить в секцию по электронике на Станции Юных Техников, объясняя это тем, что физика в школе только с 7-го класса. Позже, я сильно увлекся программированием и собрал по запчастям свой первый компьютер. Тогда я сделал копию популярного ZX Spectrum. Схему я нашел в сети FidoNet. В компьютере был Basic и он настолько мне понравился, что я рисовал кружочки и пунктиры на телевизоре днями на пролет. Я думаю, компанию Kodisoft нужно считать открытой с первого коммерческого заказа.

О каком коммерческом заказе идет речь?

В 2001 году я написал софт для теле-радио мастерской города Стаханова, в которой я покупал детали. Первый заказ был моей инициативой. Я написал небольшую систему бухгалтерского учета и показал ее директору. Ему понравилось и он достал из кармана $300, со словами: “это тебе на мороженое”. После этого заказа я понял, что на этом можно зарабатывать неплохие деньги. В 10 и 11 классе я посещал всевозможные олимпиады по математике, информатике и физике для того, чтобы присмотреться к ребятам и пригласить их к себе в команду.

Мне удалось “захантить” Романа Сироту, который до сих пор состоит в команде Kodisoft. Мы с ним соревновались на информатике и физике. Однажды я подошел к нему и предложил вместе зарабатывать деньги. Начали искать и выполнять заказы. Пожалуй, самым большим заказом, в те времена, для нас стало восстановление электроники станков по нанесению портретов на мрамор. За него похоронное бюро заплатило нам несколько тысяч долларов.

Первый коммерческий заказ Дмитрия Костика

Первый коммерческий заказ Дмитрия Костика

А где вы искали заказы?

Заказы мы искали среди знакомых. Пока мы учились в школе, нам хватало заказов. Наша школа начала активно пиарить тот факт, что ее ученики создают программы. Этим заинтересовалась мерия города Стаханова. В итоге, для города мы восстанавливали центральные башенные часы, которые не работали 15 лет, а также написали программу для удаленного управления светофорами. Когда мы поступили в “КПИ”, первые полгода мы думали, что будем учиться. Однако, не сложилось, вернее мы учились, и даже очень хорошо, но времени все равно было много.

После 1 курса мы начали брать заказы и привлекать студентов. По сути, мы стали аутсорсинговой компанией. Мы находили заказы на различных фрилансерских площадках. Тогда заказы были значимо интересней чем сейчас, особенно с учетом того, что в Украине, как и других странах, рынок аутсорсинга не был четко сформирован. Тогда на локальном рынке еще не было таких монстров как GlobalLogic, Ciklum, EPAM. На тот момент работала компания Романа Хмиля Source Valley, а также аутсорсеры из Харькова и Львова.

Каким-то образом мы начали зарабатывать очень много денег. При этом, ребята не знали, куда их можно было потратить. Сначала речь шла о десятках тысяч долларов, потом о сотнях. Не умея водить, Рома купил себе очень дорогую машину. Машина простояла у общежития несколько месяцев, и он ее продал, так и не научившись водить.

И вы начали думать над тем, куда инвестировать эти деньги..

Да. Мы не думали о дальнейшем развитии компании с точки зрения аренды хорошего офиса. Нам казалось, что в этом нет смысла, ведь теряется дух общежития. После 2 курса, в нашей команде состояло 45 человек. Тогда мы сели и начали думать, что нам делать дальше. Я поставил вопрос ребром, потому что мне надоел аутсорсинг. Этот бизнес стал очень прозрачным: берешь заказ, читаешь что нужно сделать, делаешь и получаешь деньги. В нем не было инноваций. Это операционный бизнес, который масштабируется единицей человеческого ресурса, и ты на каждом ресурсе имеешь маржу. В 2006 году мы решили закончить с аутсорсингом и поняли, что денег, которые мы заработали на первом этапе будет достаточно. В один день мы попрощались с 19 сотрудниками, потом ушло еще 8 человек.

Мы решили сфокусироваться на рекламе и выяснили, что большинство рекламы — это монолог бренда. Тогда мы придумали небольшое устройство для bluetooth-маркетинга, с обратной связью для рассылки рекламы. Оно получило название IDBM. Фактически, мы создали новый канал коммуникации в маркетинге и начали строить продуктовую компанию.

Команда Kodisoft

Команда Kodisoft

Сколько удалось продать устройств IDBM?

Мы проводили много тестов и когда устройство было готово, решили начать продажи. Тут возникла проблема. Продавать такой товар, как туалетная бумага или подгузники просто, так как люди знают что это, а продавать новое устройство, о котором никто не знает, оказалось очень сложно. За 3-4 месяца мы сделали сайт, написали много русскоязычных и англоязычных статей, сходили на несколько конференций, сделали несколько акций с большими компаниями. Но в Украине технология не получила никакого фидбека.

Через некоторое время начал активизироваться Запад. Помогли написанные ранее статьи. Первый партнер из Лондона купил сразу 50 штук и сказал, что будет делать на этом бизнес. Позже появились партнеры из Испании, США и Австралии. После этого мы сформировали франшизу и решили продавать инструмент, а не конкретный кейс заказчику. За 1,5 года мы построили большую сеть. В тоже время на рынке начали вырастать новые компании. Нашим основным конкурентом стала компания Bluegiga.

Вообще, Kodisoft причастен к созданию 18 компаний. Мы продавали наши устройства без логотипа и разрабатывали порталы управления сетью. В данный момент, покрытие сети составляет 7 тыс точек IDBM в мире. Наши устройства работают в Англии, Испании, Франции, Германии, Голландии, Польше, Мальте, Казахстане, Украине, Австралии, Египте, Дубаи, США и Канаде.

Как сейчас обстоят дела с Bluetooth-маркетингом, ведь технология несколько отошла на второй план?

Действительно, в последние 2 года рынок сильно стагнирует и количество заказчиков сократилось. У нас в рукаве есть 2 козыря, которые будут представлены в ближайшее время. Мы ждем ответа от компании Apple по их Bluetooth разработкам. Новый проект будет касаться скидочных программ и мобильных платежей, которые можно будет осуществлять с помощью технологии Bluetooth.

Чем вы решили заняться после успешного запуска первого продукта?

Мы решили продолжать рекламное направление и “диалог брендов” и занялись созданием интерактивных экранов. Проект получил название Kolight. На сегодняшний день, это самый прибыльный продукт компании Kodisoft. В основном за счет правильного ценообразования, ведь стоимость устройства IDBM придумывалась с потолка. Маржа Kolight составила несколько тысяч процентов. Стоимость базовой версии устройства составляла $5,4 тыс, а софта — $4,5 тыс. Соответственно, на каждой проданной копии мы зарабатывали $4,5 тыс. В итоге, продукт оказался очень успешным и до сих пор выходит в новых версиях. Позже был выпущен Kolight Pro, для которого мы сделали большое количество математических и геометрических исследований. В последствие, мы продали 2 листа математических формул японской компании. Хочу отметить, что 95% покупателей Kolight — зарубежные клиенты. Для украинского представительства Coca-Cola мы сделали музей Coca-Cola.

Что это за компания?

К сожалению, я не могу разглашать эту информацию. Могу сказать, что практически во всех моноблоках компаний HP и Dell установлены датчики японской компании, математику для которой мы продали. Недавно на рынке появился стартап Leap Motion, использующий принцип, который мы реализовали 6 лет назад. С одной стороны круто, что устройство, которое мы придумали 6 лет назад начало поступать на потребительский рынок, с другой — у нас украли технологию. Я связался с японцами, однако они сказали, что нет смысла с ними тягаться, ведь у компании в штате 6 юристов.

Дмитрий Костик, Kodisoft

Дмитрий Костик, Kodisoft

То есть, математический аппарат не был запатентован?

Патентами мы занялись только недавно и только новыми продуктами. До этого мы не патентовали ни IDBM, ни Kolight. Мы узнали, насколько это долго и проблематично, и передумали этим заниматься.

Где вы нашли производство, когда Kodisoft стал продуктовой компанией?

Первые устройства IDBM мы паяли самостоятельно. Когда заказы достигли цифры в 100 штук, мы решили что сойдем с ума и начали искать производство. Нашли завод в Тайване. После того как я узнал об экспорте товара из Украины, началось самое интересное. Помимо 51 справки, которую нужно взять для того, чтобы вести внешнеэкономическую деятельность с экспортом товара, нужно платить очень большие экспортные налоги. Я подсчитал, что бизнес становился нерентабельным. Я понимал, что для того, чтобы написать новый софт мне нужен месяц, а заняться документами — полгода.

Я придерживаюсь мнения, что если ты хороший бизнесмен, ты можешь вести бизнес в любой стране. Поэтому было принято решение все делать законно. В итоге, мы придумали такую схему: завод в Тайване делает под нас железо и напрямую отправляет его клиенту. Чтобы наши технологии не были украдены, мы начали вшивать ключи Guardant, которые стоили $8. На тот момент, посылку стоимостью до $150 не нужно было декларировать. Таким образом, начали высылать первые партии. Когда объем превысил 500 штук, мы убрали ключи и подключались к устройству через интернет, генерировали лицензию и прошивали устройство тем серийным номером, который нам китайцы присылали по почте. C производством Kolight мы поступили аналогично.

Каким был следующий этап развития компании?

Мы собрались на очередную штурмовку и начали выбирать, что делать дальше. В итоге, мы выделили 3 направления: индустрия красоты и моды, сон и подсознание, а также ресторанный бизнес. Мы начали активно заниматься ресторанной индустрией и создали интерактивные столы Interactive Restaurant Technology. К первому продукту мы шли 3 года. Мы выбрали локацию на Кипре и в 2011 году открыли там ресторан. В проект было вложено 460 тыс евро. Для нас открыть ресторан на Кипре означало протестировать насколько туристы из Европы и СНГ обращаются с технологиями.

За 2 месяца мы вышли в ноль по операционной прибыли. Через 5,5 месяцев мы вернули все деньги и в ресторан, и в технологии. В ближайшее время мы планируем открыть еще 5 ресторанов. Через несколько недель будет открыт ресторан в Дубае, в который вложено 1,2 млн евро. Позже в Барселоне, Лондоне и еще двух столицах. Мы выделили Interactive Restaurant Technology в отдельную компанию. Потенциал у компании очень большой и я планирую выход на IPO.

Interactive Restaurant Technology

Interactive Restaurant Technology

Где ты брал инвестиции на создание продуктов?

Моя принципиальная позиция — никогда не привлекать инвестиции, потому что они очень сильно расслабляют. Я считаю, что если есть желание и огонек в глазах, практически любую задачу в IT-бизнесе можно выполнить с нулевым вложением. Особенно это подтверждает наша ментальность. На ряде краш-тестов я наблюдал за стартаперами, которые предлагали только бизнес-планы и ничего более. Это одна из причин, почему в Украину не идет венчурный капитал.

Один умный человек из Стенфордского университета сказал, что когда инвестор дает деньги, он рискует своими деньгами, а чем рискуете вы, стартаперы. Готов ли стартапер заложить квартиру, продать машину или уволиться с работы? Чаще всего, нет. Большинство стартаперов воспринимают свои проекты в качестве забавы, а не бизнеса. Также это связано с неправильно построенной моделью аутсорсингового бизнеса, которая «гнобит» стартаперскую составляющую большими зарплатами и “плюшками”.

Предлагал ли тебе кто-то вложиться в разработки Kodisoft?

После выхода устройства IDBM, партнер из Лондона предложил выкупить долю в компании, но мы были горды и ничего не продали. В 2009 году, когда в Украине начали появляться крупные аутсорсинговые компании, нам предложила продаться датская компания. Тогда мы четко понимали, что не продадимся, однако сказали, что подумаем. Они прислали аудитора, который несколько месяцев готовил бумаги. В итоге, нас оценили в $12 млн.

Сколько денег было вложено в продукты компании Kodisoft?

В IDBM мы вложили $5 тыс. Если говорить о Kolight, то инвестиций как таковых не было. Я написал математический аппарат, который из более чем 500 страниц математических выводов, превратился в 2 страницы формул, которые я продал японцам. На самом деле, если ты собираешь вокруг себя талантливых людей, больше ничего не надо. Сейчас я сталкиваюсь с проблемой нехватки кадров. Мы провели 9 fulltime стажировок по два месяца каждая, чтобы отобрать самых умных сотрудников. Были люди, которые увольнялись из компаний Ciklum и GlobalLogic для того, чтобы пойти к нам на стажировку.

Потом мы начали привлекать на стажировки людей из Канады, Греции и Индии. Они были готовы оплатить себе перелет и жилье, для того, чтобы пойти на стажировку в Kodisoft, потому что им нравилось то, что мы делаем. Последние 2 года наблюдается беда с программистами. За это время мы не взяли ни одного человека в команду, хотя и продолжаем искать. Мы провели много интервью с людьми, которые озвучивали уровень заработной платы в размере $3 тыс, однако знали значимо меньше, чем все остальные сотрудники Kodisoft.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

40 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии

Афигеть! Ребята молодцы.

Фантастически удачный путь предпринимательства!!!
"За 2 месяца мы вышли в ноль по операционной прибыли. Через 5,5 месяцев мы вернули все деньги и в ресторан, и в технологии." - Какой-то анриал!

Если в статье всё правда, то Дмитрий Костик - самый талантливый молодой предприниматель Украины.

Я бы купил его книгу, если таковая появится.

Хоть одну ссылку на http://www.kodisoft.com/ru поставьте в статью. Пока не зашел на сайт и сам не посмотрел продукты, не понял о чем речь про Kolight.

Какая книга? Читайте внимательно

"Каким-то образом мы начали зарабатывать очень много денег".
"Я написал математический аппарат, который из более чем 500 страниц математических выводов"
Можно прочитать 10000000 книг, но нужно быть тупо гением. Книги тут не помогут.
Я не понимаю, какой смысл рассматривать успех гения. Ведь его все равно невозможно повторить. Парень, походу, знал физику, математику, электронику, web, кодинг, западные рынки, английский язык, тайваньских производителей, таможенные законы, MBA - и все это не выезжая из общаги.

Петр Бомихов

Берите выше - парень с рождения все это знал.

http://www.kodisoft.com/ru/news.aspx?page=0 там баннерок есть. я вам переведу "Я буду всемирно известным украинским изобретателем. Каждый день я посвящаю своей мечте 14 ЧАСОВ".

Будете на свою мечту по 14 часов тратить, вопрос "Каким образом?" сразу отпадет.

Да, верно. Слово гений тут очень уместно.

Ivan, в первом абзаце (лид к интервью) изначально были 2 ссылки:на Kodisoft и Interactive Restaurant Technology. В статье все правда 🙂

Интересная статья.

Очень понравилось про реалии экспорта из Украины.

То что не нашли ни одного программиста за последнее время, не удивительно. Сейчас чаще встречается ремесленнический подход. Начинают сразу изучать конкретные технологии, без фундаментальных знаний. Как итог — посредственные продукты и невозможность решить сложные задачи, или решить их оптимальным путем.

А зачем программистам с фундаментальными знаниями идти в Kodisoft за менее 3000$ (при том, что ребята не скрывают, что зарабатывают миллионы), если можно сразу в Microsoft 🙂

Я нигде по тексту не вижу чтобы они предлагали 3 тыс. $. В тексте указано что люди которые приходили на собеседование, хотели 3 тыс. $ при никзом уровне знаний.

Дык, похоже что 3 они не предлагают. Приходят чуваки, просят три, а знают меньше "наших" - посыл о том, что "наши" получают меньше.

"Маржа Kolight составила несколько тысяч процентов".
Маржа не может быть больше 100%. Наценка м.б. больше 100%.

Павел, моржа - это по сути полученная прибыль в виде наценки на товар или услугу...

Я так і не зрозумів, на чому вони заробляють...

Если кто решит закладывать квартиру для начала "стартапа", не говорите об этом партнерам - подумают что вы идиот.

>> Тогда же им была основана компания Kodisoft, которой за 16 лет своей работы на локальном IT-рынке…

>> Я основал компанию Kodisoft 11 лет назад, когда еще учился в школе.

Так шестнадцать или одиннадцать?

эх, нужно было в этот тред по теме этой ответить, не досмотрел 🙂

ага, є трохи нестиковочок 🙂

Пишут, что "ребята не знали, куда их можно было потратить. Сначала речь шла о десятках тысяч долларов, потом о сотнях. ". При этом денег на юриста, который бы сделал патент, у них не было)

Я знаю, откуда Kodisoft брали вдохновение:

http://en.wikipedia.org/wiki/Microsoft_PixelSense

Как бы Microsoft не подала на них в суд =/

отличный пример для подражания, много экспертизы = много денег и как следствие еще большие возможности для разработки интерестных продуктов. Отлично

В философии про "заложил квартиру" есть некое противоречие, которое выгодно выпячивают инвесторы и робко прячут сами предприниматели. Речь про то, что не все стартапы выстреливают.

Всё это знают.

Инвесторы требуют (или приветствуют) вложений основателей основателей в проект, зачастую всеми их активами - это якобы должно мотивировать команду работать на результат.

При этом сами инвесторы никогда все деньги в один стартап не вкладывают, мотивируя это диверсификацией финансовых рисков.

Получается, что мотивация у совладельцев компании принципиально разная.

Из собственного опыта я знаю, что работа на финансовых рынках в условиях риска более допустимой просадки в 3-5% капитала на длительном временном промежутке (год и более) заканчивается полной потерей капитала.

Уважаемые старпапщики, вопрос. Вам комфортно ставить на карту всё?

стартаперу тогда лучше сразу почку закладывать, можно сразу обе
мотивация будет тогда в разы больше

В том то и дело, что нет.

Вс? так нереально сказочно, и тут вдруг!

> Также это связано с неправильно построенной модельной аутсорсингового бизнеса, который «гнобит» стартаперскую составляющую большими зарплатами и “плюшками”.

Чего это модель неправильно построена? Люди зарабатывают и дают хорошо жить другим людям? Вроде бы для них как раз вс? правильно.

Но ладно, последний пассаж лучше.

> Мы провели много интервью с людьми, которые озвучивали уровень заработной платы в размере $3 тыс, однако знали значимо меньше, чем все остальные сотрудники Kodisoft.

$3 тыщи? Ах-ха-ха, вот оно! Миллион вложили в ресторан, но платить зарплату сотрудникам - это не инвестиции?

Лол. Я не побоюсь этого слова, даже рофл.

может он имел в виду "Stay hungry, stay foolish"??

Это не про на?мных сотрудников выражение.

как всегда) кто-то ля-ля на весь уанет на ровном месте, а кто-то пашет и уже зарабатывает миллионы.
так все ярко, аж зависть берет. браво!

О. Нашел: http://dou.ua/forums/topic/6077/. То-то я думаю, имя знакомое.

Кстати, чем закончилась идея с домом на берегу Балтики? http://dou.ua/forums/topic/5497/

Очень забавно читать такие опусы, с поправкой на то что был знаком и с Димой и с Ромой в школьные годы. Особенно про старт в 2001 году, ага. Вроде как все что написано, правда, все эти первые проекты существовали, да, но накинуть пару лет для важности - видимо бесценно.

Очень забавно читать такие опусы, с поправкой на то что был знаком и с Димой и с Ромой в школьные годы. Особенно про старт в 2001 году, ага. Вроде как все что написано - правда, все эти первые проекты существовали, но накинуть пару лет для важности - видимо бесценно.

Отличный подход, чё.

Дима молодец, вот реальный пример успешного self-made предпринимателя. Думаю, ждет еще много успехов впереди. Классно, что такие ребята есть в Украине.

мне одному кажется что нужно делить сказанное на 10?

да, помню как Костик пришел к нам на работу в 2005 году...

Alexander Davydenko

Статья полна взаимоисключающих параграфов и недосказанности, нет прямого и понятного ответа ни на один вопрос, многие ответы оставляют больше вопросов, чем было в начале.
Полно подачи субъективного как единственно правильного.

В общем это довольно неплохая статья, достоверно передан стиль автора, довелось пообщаться лично)

http://www.kodisoft.com/ - PAGE NOT FOUND - на жаль закономірний результат п__добола

Ай, повеселила статейка, спасибо!))) Кто не знает этого урода, поверит, кто знает делит его правду на 10. Поддержки ноль, глючит, это вы дебил, все откуда то скомунизженно вот и нет патента, цена космос, аналоги дешевле в разы!! И за рубеж я думаю такая же хрень, так что это не гордость а позор Украины!! И хотел он в США свалить и офис там открыл, да чет вернулся, родину походу сильно любит!))
И еще, миллионер сраный, сколько налогов платишь в казну или только в Украине можно ниче не платить и выступать большим бизнесменом?)))

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: