Можно ли конкурировать с «Розеткой»: круглый стол на iForum-2013

2385
32

Мелкие и средние интернет-торговцы часто критикуют магазин Rozetka.ua, который по оборотам занимает первое место на рынке онлайн-торговли Украины. Как только где-нибудь онлайн появляется сообщение об этом магазине и его основателях, мелкие игроки отмечаются в комментариях и рассказывают о том, как «Розетка» мешает им работать. Примеры тому — и недавняя, очень эмоциональная дискуссия на Facebook, в ходе которой Чечеткину угрожали поджечь офис или машину, и шуточный «вредный совет» интернет-продавцам из доклада Владислава Флакса: «Если у вас что-то не ладится, вините во всем «Розетку».

Организаторы iForum-2013 решили расследовать этот вопрос и выяснить: стоит ли вообще конкурировать с «Розеткой», нужно ли идти в онлайн-продажи электроники и что делать тем, кто хочет сейчас заработать в интернет-торговле. В круглом столе «Можно ли конкурировать с «Розеткой» участвовали директор Rozetka.ua Владислав Чечеткин, глава Sokol.ua Евгений Сокольников и один из пионеров онлайн-торговли электроникой Антон Пуховой, который как раз и решил для себя, что в IT-нише конкурировать с крупными магазинами нет смысла.

Основные темы, которые обсуждались на круглом столе, можно свести к следующим:

1. Можно ли конкурировать с «Розеткой»?

Участники решили, что однозначно не стоит пытаться конкурировать с лидерами в и так переполненной нише электроники. «Я на данный момент разочаровался в интернет-рознице, благодаря Владиславу (Чечеткину — ред.)», — сказал Пуховой. — На вопрос «Есть ли жизнь, кроме «Розетки», могу ответить однозначно «да», но не на том рынке, на котором «Розетка» сейчас — номер один».

«Розетка» использует модель продажи товаров по низкой цене за счет бонусов, говорит Антон. «Это нормальная практика, но для нас, небольших участников рынка, это, в свою очередь, ставит порог на входе. До кризиса на рынке все были приблизительно равны: у кого-то была лучшая модель логистики, у кого-то лучшая модель продаж. После кризиса важным стало только то, у кого больше денег. И на тот момент в лучшей позиции оказалась «Розетка». Мое мнение: в IT-товарах и мобильной связи, в нишах, на которых «Розетка» изначально строила бизнес, работать не имеет смысла, если у вас нет достаточного финансового и маркетингового резерва», — считает он.

roz

Владислав Чечеткин поддержал мысль о том, что идти в IT-товары сейчас начинающему интернет-магазину незачем. «Я привык к тому, что среди участников рынка я всегда виноват: что не заработали, что обанкротились… Но рынок интернет-торговли — это рынок конкуренции, особенно если это касается IT-товаров. Все продают абсолютно одинаковые Samsung Galaxy S3. Почему мелкие игроки считают, что у них есть шанс, сегодня родившись и не прилагая сверхусилий, торговать Samsung Galaxy S3 лучше, чем это делают «Розетка», Sokol.ua или Allo.ua? Продавайте самые лучшие пленки для смартфонов Samsung и Apple, зачем ломиться в тот рынок, который и так перегрет? Продавайте плетеные кресла», — посоветовал Владислав.

2. Почему все интернет-магазины хотят в нишу IT-товаров, которая и так заполнена? 

Потому что онлайн-торговля в Уанете начиналась с потребительской электроники, считает Антон Пуховой. «Исторически e-commerce начинали компьютерщики. В 1998 году я одним из первых занимался мобильными телефонами, и я помню, как в определенный момент этот рынок стал гиперприбыльным и на него ринулись все, кто вчера торговали «трусами на базаре». За два месяца на мобильных телефонах можно было из ничего заработать $10 тыс.».

В то же время, говорит Антон, следовать совету «торговать пленками для смартфонов» не так уж и просто. Ведь многие подобные товары доставляются в Украину фактически контрабандой. «Лично я не хочу связываться с этими каналами», — говорит он.

Александр Ольшанский из «Интернет Инвест», который модерировал встречу, считает, что как раз «Розетка», «Сокол» и другие крупные магазины и «виноваты» в том, что многие пытаются войти на этот рынок, поскольку служат примером успешного бизнеса.

Еще одну причину такой популярности ниши IT выяснили, отвечая на вопросы из зала. Обсуждение началось с реплики из зала о том, что «дистрибьюторы, вендоры и владельцы каналов любому «интернет бомжу» дают такие же цены, как лидерам и монстрам рынка». Евгений Сокольников с этим согласился: «Эта проблема на самом деле есть и она способствует резкому увеличению количества новых онлайн-магазинов. Причина — желание вендоров и дистрибьюторов расширить каналы сбыта. Возможно, это и попытка воспитания нового игрока, чтобы уменьшить влияние со стороны крупных магазинов».

3. Стоит ли конкурировать с «кирпичной» розницей? 

Сокольников попробовал сместить фокус на конкуренцию с офлайн-магазинами: «Почему растет интернет-ритейл? За счет перераспределения долей между классической розницей и онлайном. Моя цель и цель моих коллег по рынку: не оторвать кусок у «Розетки», а отобрать долю у традиционных продавцов». По его словам, доля онлайн-ритейла в мобильных телефонах сейчас мизерная — около 6%. А речь идет о рынке, который GfK оценивает примерно в миллиард долларов в год. Так почему бы интернет-торговцам бороться не с «Розеткой», а за те $940 млн, которые приходятся на «кирпичную» розницу, спрашивает Евгений.

4. Что делать с административными рисками для интернет-магазинов?

Во время обсуждения затронули и тему проверок интернет-магазинов. Комментарий Чечеткина, чей бизнес налоговая проверяла в прошлом году, на эту тему был лаконичным: «Если вы работаете с маржой 0,5%, то любой административный риск закончится для вас окончанием бизнеса. Поэтому зарабатывайте больше».

Оставить комментарий

Комментарии | 32

  • Какая розетка? Скоро Алло, поглотивший мобилочку, будет диктовать условия.

  • Онлайн-ритейл стал системным бизнесом с миллиардными оборотами. Поэтому вопросом, можно ли конкурировать с Розеткой, теперь должны задаватьсяпредседатели правлений, а не программисты-первокурсники…

  • Онлайн-ритейл стал системным бизнесом с миллиардными оборотами. Поэтому вопросом, можно ли конкурировать с Розеткой, теперь должны задаваться председатели правлений, а не программисты-первокурсники. Вопрос изначально поставлен неправильно: конкурируют не с Розеткой, а со всеми, кто присутствует на рынке. И конкуренция идет за аудиторию с деньгами, другими словами, закупка трафика + правильная логистика — вот и весь e-commerce. Соотвественно, выживут те, у кого большие бюджеты и автоматизированны бизнес-процессы. Школоте места больше нет. Даже если найти пустую нишу и активно ее разрабатывать, Розетке и другим системным магазинам, не составит труда добавить новый раздел в каталоге и скупить контекст в Гугле и Яндексе по этой тематике. Мелкие интернет-магазины я сейчас вижу только на прайс-агрегаторах, где они активно толкают контрабас. И то не факт, что это не те же лидеры, только под другой вывеской.

    • Да есть школоте место. Рядом с магазинами всегда будет ниша для привлекающих чем-то своим «киосков». Вопрос только в норме желаемой прибыли: если школота хочет вдруг оборот и прибыль Розетки — ну, хотеть не вредно; если им достаточно поддержки штанов одного «киоскёра» — это пожалуйста.

      • Вы представляете каковы издержки у интернет-магазина? Шаурмой выгодней торговать…

        • Да, представляю, вокруг меня довольно много интернет-ларьков болтается.
          Вопрос только и исключительно в требуемых масштабах.

          «Округлим» ситуацию: представьте, что я долбанулся головой о стену и открыл интернет-ларёк.
          Без собственного склада и персонала, выкупаю по договорённости у пары-тройки поставщиков со средними партнёрскими ценами. Сижу на едином налоге. Часть товара, который не получается «договорить», закупаю по мере поступления денег и держу под диваном.
          Да, движение будет относительно унылым. Да, иногда я могу «влетать» на потерю товара. Но с какого-то периода стабилизации я буду иметь свои «около $1000». И, возможно, буду этим удовлетворён, потому что не умею делать ничего дороже, а от шаурмы меня воротит. И благодаря относительно низкой цифре абсолютной прибыли я не буду интересен никому из деньгососущих органов.

          В общем, кому не страдать, а тянуть копеечку — те и при розетках продадут свои электронные пирожки.

          • Ваша ошибка в том, что вам кажется, что оборотные средства — это жевательная резинка, которая растягивается так долго, как вам бы хотелось. На самом деле, с того самого момента, как вы решите вложить свои кровные в интернет-магазин, время неумолимо начнет пожирать ваш маленький капитал, секунда за секундой. И ваша задача — как можно быстрее выйти хотя бы на точку безубыточности. Чтобы проедать не заложенную машину или квартиру, а заработанные деньги. А до прибыли доживают единицы…
            И да… Периода стабилизации не будет никогда

          • Против этого играют несколько известных мне живых людей, которые так торгуют «с нуля» уже более пяти лет. Вряд ли вы их увидите на iForum, вряд ли они смогут похвастаться большим доходом, чем средней руки программист на аутсорсе, но почему-то ведь у них получается.

            Я ведь и пишу о вопросе масштаба. Никак не о магазинах, сравнимых по ассортименту/качеству обслуживания/оперативности с Розеткой или Соколом. Эти интернет-коробейники скорее удивятся сравнению их торговли с Розеткой, решив, что это совершенно разные категории бизнеса.

            И они живут. Да, покупают б/у «таврии» вместо фольксвагенов, ну так ведь каждому своё.

            Посчитайте: при торговле «по мелочи» чем, собственно, отличается владение базарной «ракушкой» с электроникой от владения виртуальным базарным лотком?
            На базаре ты платишь за аренду, «крышу» и прочее куда больше, чем за хостинг в интернете. Так или иначе ты привлекаешь рекламу — и оффлайновая, в общем, не дешевле онлайновой.
            При этом оффлайновая базарная «ракушка» точно так же может привезти и протестировать читалку под заказ, не имея её в наличии.

            Так вот, я не думаю, что быть мелким частником в интернете значительно сложнее финансово, чем содержать частную «ракушку» на базаре.
            И этих «ракушек» у нас по базарам много: одни живут уже много лет, другие прогорают.
            Мелких «интернет-лотков» также достаточно — можно оценить их количество хотя бы по объявлениям на slando. И они тоже, в зависимости от умения продавать, живут долго или не очень.

            Тем более, что средний «интернет-коробейник» (сам себе магазин) — обычно «многостаночник» с несколькими сайтиками и кучей двухсимочных мобилок. В трёх базарных «ракушках» вот так не посидишь.

            Вот вырастить из этого какой-то мощный бизнес — уже проблема. Разве что применить накопленные связи и опыт для открытия нового дела.

          • Сейчас ситуация на этом рынке складывается так что даже имея не средние партнерские цены , а теории гораздо лучше и полноценное юрлицо составить конкуренцию на рынке электроники и заработать на этом не 5 копеек и больше просто не представляется возможным . П,ричины этого я писал в своем комментарии выше. конечно можно продолжать зарабатывать по 5 долларов на ноутбуках телефонах или телевизорах но системного бизнеса так не построишь

          • Ну а при чём тут школота (см. верхний коммент, с которого всё началось)? Школота, строящая системный бизнес — это один случай успеха на тысячу «нипалучилась чота».
            А вот «по 5 долларов» — это как раз для неё уровень, приловчиться к базару.

          • Ну просто для многих я тоже например школота)))

          • Второгодник нах 🙂

  • Если кто то из лидеров станет глобальным «амазоном» — я только им буду аплодировать. А локальный рынок Украины не просто перегрет, он уже кипит и думаю его стоимость GfK переоценила. И да , лесть маленьким магазинчикам к барной стойке с 1 гривной, как то глупо.

    • Никогда ни один магазин в Украине не станет подобием Амазона на внешнем, международном рынке!
      У нас директора слишком жадные, чтобы брать профессионалов на службу.

      Маленькие магазины уже не лезут в открытую борьбу с гигантами. Все ждут, как ждет китайская обезьяна, сидящая на ветке и смотрящая, как два тигра пытаются друг друга разорвать.

      • Согласен , со всем что вы сказали,но…Рынок Украины любой всегда взрывали или меняли извне — технологиями, подходом, новыми товарами, сами не производим и не делаем. Так ,что ситуация может поменяться как только тот же Амазон захочет зайти в Украину. В Россию он по слухам уже целиться…Но это перспектива 5-7 лет , это время будет вот так. Имхо

  • Недавно наткнулся на интересный момент. Как можно хвалить компанию которая занимается открытым обманом? Достаточно самим проверить достоверность информации. И это еще разработчики позор!!!Я уже не говорю про однотипность их сайтов….

  • Собрались такие суровые ребята, да и говорят:
    — Так, ребятишки, тут и так рынок тесный. Собираем свои палаточки и расходимся! Давайте! Давайте! Пораскладывали свои телефончики..

  • Розетка тоже не появилась из неоткуда и вышла на уже занятый рынок.
    Мне как потребителю плевать на то, что кто-то там получил с меня денег меньше.
    Мне важно качество и стоимость товара, и если вы не можете обогнать Розетку по одному из таких параметров, то грош цена такому магазину.

    • Если Вы взрослый человек — вы должны понимать, что «стоимость и качество» — взаимозависящие параметры товара (свойства продавца). Если нет заработанных денег — невозможно обеспечить желаемый сервис. Зарабатывая 10 уе на планшете ценой 800 уе продавец никогда в этой стране не обеспечит такого сервиса, как в оригинальных Applestore (типа замены аппарата даже с битым дисплеем, залитым и тп)

  • Я торговал в сети ИТ товаром в 1995- когда еще интернета как такового не было — в Fidonet,торговал мобильными с 98 года , до тех пор пока туда не ринулись все кому не лень, и до последнего верил что можно было зарабатывать нормальные деньги в этом секторе , но на данный момент нет ни малейшего шанса выйти на этот рынок или развиться и зарабатывать не 1-2к уе, а нормальные деньги не имея за спиной или большого капитала или дистрибьютора. Естественно необходима грамотная команда и стратегия, ведь «залить деньгами» уже не получается достаточно давно. Даже интеграторам уже несладко — вкусив и этого бизнеса могу сказать , что клиент уже давно научился сравнивать цены, и продать «все в куче» работает только в откатных схемах, да и там изживает себя в силу централизации денежных потоков. Это с одной стороны естесвенный прогресс рынка , но есть и деструктивная составляющая — вендоры в погоне за количеством продаж (точнее локальный менеджмент, как мне кажется) спровоцировали ситуацию совсем обратную тому, что сказал человек из зала на Iforum — очень редкий дистриьбютер и вендор дают заработать мелким игрокам. В 80% случаев имеет место быть ситуация когда на рынке у крупных онлайн-ритейлеров цена отличается на 1-2 доллара ( а то и ниже) от крайних партнерских цен , и это даже не в B2B системах — а уже «вытрясенная из менеджера». Причем данный расклад иногда касается даже «нишевых» товаров таких как сетевое оборудование, сервера, и прочих чисто интеграторских ранее позиций. И единоличной вины крупных игроков тут нет — это не их дело контролировать цену на рынке, не допускать демпинг, и я думаю они с удовольствием бонусы за продажи тратили бы на себя , а не на поддержание уровня цен. Так что с у довольствием пронаблюдаю как чере 3-4 года когда при неизменности ситуации с рынка уйдет много мелких и средних игроков , где будут черпать «вдохновение» вендоры)

    • Антон, спасибо. Все четко, как положено, по полочкам. Всем, кто не инсайдер (особенно медийщикам, которые зависят от рекламных бюджетов таких магазинов) не понять проблем, о которых изначально Вы (и я) пытались сказать.

  • Знаете, когда Google решил выйти на рынок, тот был уже завален кучей других поисковиков. Все в один голос твердили «да вы что, здесь не пролезть». НО прошло время и все поставило на свои места. Google твердо стал на ноги, а остальные ушли в небытиё. Наш рынок ИМ относительно молод и нас еще удивят своими проектами.

  • А Розетка молодцы, пятерка за тонкий троллинг и на конференции и тут))

  • вот сидел, читал, думал… какой смысл приходить Чечёткину на такое мероприятие, где сидят одни его конкуренты, а не клиенты, и делиться секретами бизнеса? он делится только одним «секретом» Полишинеля! — «пацаны, рынок занят, валите отсюда!» 🙂 во только цифра 6% в онлайне намекает, что за рынок ещё можно побороться… когда-то рынок инстантмессенджеров был под всецело под аськой, и где она сейчас? 😉

Поиск