прислать материал
AIN.UA » МедиаГлеб Вышлинский, GFK Ukraine: «15% респондентов совершали покупки онлайн с мобильных телефонов»

Глеб Вышлинский, GFK Ukraine: «15% респондентов совершали покупки онлайн с мобильных телефонов»

1112 1
Глеб Вышлинский

Фото: Саша Палеева

Вчера на конференции ИМУ заместитель директора GFK Ukraine Глеб Вышлинский представил последние данные про проникновению интернета, рассказал о трендах и интересных тенденциях в Уанете, а также сравнил старых и новых пользователей.

Эксперт отметил, что украинцы, которые используют интернет меньше двух лет, являются наименее привлекательной аудиторией для рекламодателя, поскольку преимущественно это люди с низким уровнем достатка. Среди них много безработных, не имеющих высшего образования, пенсионеров.

Относительно опытных пользователей Вышлинский отметил тенденцию роста интереса к интернет-банкингу и онлайн-покупкам с мобильного телефона, подчеркнув, что сегмент mobile сегодня очень невыгодно игнорировать как маркетологам, так и игрокам рынка электронной коммерции.

В общем в Украине сохраняется тенденция высоких темпов роста интернет-аудитории. По состоянию на первый квартал 2013 года количество пользователей достигло 17,74 млн или 46% населения Украины. По темпам роста интернет-аудитории по прежнему лидируют пенсионеры и молодая аудитория в малых городах и селах.

Основные тенденции

Любопытно, что рост числа пользователей снижает общую активность. Новые пользователи интернетом пользуются меньше, в результате общее количество часов, затраченных онлайн, а соответственно, контактов с рекламой в сети, снижается, если смотреть по всей аудитории в целом.

1

Еще одна интересная тенденция – за последние 12 месяцев ускорился рост доли семей, в которых есть компьютер. Показатель роста 54%, который мы видим по первому кварталу 2013 года, обеспечен не скачком конкретно за этот период, а динамичным роста числа семей, в которых есть компьютер, на протяжении последних 12 месяцев. Откуда такая динамика?

“Высокие темпы роста дохода семей сохранялись впредь до конца третьего квартала 2012 года, когда правительство “накачивало” людей деньгами, готовясь к парламентским выборам, – комментирует Вышлинский. – Это создало для населения достаточный уровень дохода, чтобы приобрести компьютер, что является необходимым условием для подключения к интернету”. Кроме того, украинские банки последние год-полтора активно развивали потребительское кредитование, соответственно, значительная часть этих компьютеров приобретена в кредит.

При этом рос и процент компьютеров, подключенных к интернету. По состоянию на первый квартал 2013 года было подключено 79% домохозяйств с учетом как фиксированных, так и условно стационарных мобильных подключений “Интертелеком” и PeopleNet (доля таких мобильных подключений из 79% подключений составляет примерно 3%).

Цели использования интернета не изменились – по прежнему на первом месте социальные сети. В первом квартале 2013 года уже более 11 млн человек пользуется соцсетями (по состоянию на 3 квартал 2012 года – 8,5 млн человек). Также растет доля интернет-банкинга (8% в 1 кв.2013 года). “Украинские банки после долгих лет стагнации начали активно инвестировать в данную сферу, пытаясь сократить свои расходы на обслуживание клиентов в отделениях, соответственно растет активность пользования интернет-банкингом”, – пояснил эксперт.

Также Вышлинский отметил высокий темп роста интернет-телефонии – этим сервисом пользуются уже 30% опрошенных, фактически подрывая бизнес телекоммуникационных операторов.

Мобильный интернет

Среди пользователей мобильного интернета сохранился перекос в сторону активных работающих людей в больших населенных пунктах, а также в пользу сел и небольших городов, где все еще существуют проблемы с интернет-инфраструктурой. В GfK Украина составили портрет пользователя мобильного интернета:

Мобильный интернет дома чаще используют по Wi-Fi, во всех остальных местах превалирует доступ по GPRS, и, к сожалению, очень редко 3G.

Среди устройств, с которых пользователи выходят в интернет, все еще внушительную долю занимают мобильные телефоны, однако смартфоны постепенно захватывают их долю, все более сдвигаясь в пользу тач-скрин. “На сегодняшний день уже больше половины рынка мобильного интернета приходится на платформу Android, поэтому очевидно, что основной упор при разработке приложений, в том числе в маркетинговх целях,  стоит делать именно на эту операционную систему”, – подчеркнул Вышлинский.

По состоянию на ноябрь 2013 года

Среди целей выхода в интернет с мобильных устройств, как ни странно, преобладает электронная почта, социальные сети аж на третьем месте, уступая также поиску информации. Одной из основных целей остается мониторинг погоды.

Приложения браузеру пользователи предпочитают для использования картографических сервисов, однако для поиска информации, новостей, товаров и просмотра электронной почты браузеры используются намного чаще.  пользователи просматривают электронную почту через встроенное в телефон приложение, не рассматривая его как самостоятельное приложение.

При помощи мобильного телефона 81% пользователей искали информацию, 35% искали конкретный товар или бренд, 28% занимались поиском цены товара. При этом большинство брендов все еще не имеют мобильной версии своих сайтов, что создает серьезные проблемы для получении информации об их предложениях, особенно учитывая отсутствие высокоскоростного мобильного интернета в Украине.

“Пользовательский опыт загрузки полноценного сайта в мобильном браузере через GPRS, как правило, негативный. Это очень сомнительное удовольствие, как вы понимаете. И это часто останавливает пользователя в решении той задачи, за которым он, собственно, захотел зайти на сайт компании”, – подчеркнул Вышлинский.

Мобильная реклама

63% пользователей обращали внимание на онлайн рекламу на своем телефоне против 92% на компьютере. “С одной стороны это говорит о потенциале – такую рекламу замечают. С другой стороны это свидетельствует о том, что на самом деле такой рекламы мало. То есть ее не замечают не только потому, что она маленькая на экране телефона, но и потому, что на сайтах, оптимизированных под мобильный экран, нет формата, который бы позволял отображать такую рекламу”, – пояснил эксперт.

К креативной рекламе относятся лучше, её готовы принимать за бонусы. Только 13% положительно относятся к рекламе на телефоне, но 43% готовы получать рекламу в обмен на бесплатный контент, пользование сервисом или приложением.

Часто украинцы используют мобильный телефон для выхода в интернет при походе по магазинам (89% респондентов). При этом 66% искали через мобильный интернет информацию о выбранном товаре, 58% сравнивали цены на выбранный товар в разных магазинах, 16% сканировал бар-код выбранного товара при помощи мобильного телефона. 30% искали информацию о близлежащих магазинах, в которых представлен необходимый им товар, а 9% искали в интернете ваучеры на скидки на выбранный товар\услугу.

В Украине 15% опрошенных совершали покупки через мобильный телефон. Для сравнения, в Великобритании доля мобильных покупок составляет 34%, а в США – 49%.

Старые и новые пользователи

Здесь рассматривались три категории пользователей: те, кто пользуется интернетом более 6 лет (старые пользователи), те, кто пользуется от 3-5, лет и те, кто пользуется интернетом менее 2 лет (новые пользователи). Эти группы более или менее равномерно наполнены, отсюда и такая раскадровка.

Выделенными кружечками на диаграммах ниже обозначены интересные моменты, которые могут быть полезны маркетологам. “Разумеется, новая группа наиболее интересна,поскольку мы пока мало понимаем этих пользователей. Мы должны понимать, чем отличаются люди, которые только начали пользоваться интернетом, в чем их потребности не совпадают или совпадают с более опытными пользователями”, – подчеркнул Вышлинский.

Как видно на диаграмме слева, именно в этой группе самые большие доли пенсионеров и пользователей младше 19 лет (студенты и пенсионеры) – самые непривлекательные для рекламодателей категории населения. Кроме того, среди новых пользователей самая большая доля приходится на сельское населения (27%).

Что касается старых пользователей, то здесь преобладают люди в возрастной группе 30-39 лет из больших городов, которые являются наиболее привлекательными с экономической точки зрения и остаются самыми активными пользователями интернета.

Новые пользователи по образованию и занятости гораздо менее привлекательны для рекламодателей, чем наиболее опытные пользователи. Среди новых пользователей больше всего обладателей среднего и неполного высшего образования, в то время как среди старых пользователей почти половина – высокообразованные люди. То же самое касается и занятости, хотя отличия не так контрастны.

“Интересно, что в группе “свыше 6 лет” намного больше специалистов, работающих по найму без руководящих функций – эдаких конторских крыс. А в группе “до 2 лет” намного больше рабочих как квалифицированных, так и не квалифицированных, служащих без высшего образования с, естественно, низкими доходами”, – отметил эксперт.

Группа новых пользователей наименее зажиточна. Среди пользователей этой группы большая доля вынуждена экономить на питании, и существенно выше доля тех, кому хватает на питание, но не хватает на одежду и обувь. При этом в группе “старые пользователи” 5% могут в любой момент приобрести крупную бытовую технику без привлечения займа.

Пользователи с опытом менее 2 лет пользуются интернетом реже и меньше. Преобладают те, кто заходит в интернет реже раза в месяц, а в группе “6 лет и более” существенно возрастает доля тех, кто пользуется интернетом один или несколько раз в день. Схожая ситуация и по часам пользования: в группе “свыше 6 лет” преобладают пользователи, для которых интернет – неотъемлемая часть повседневной жизни.

В чем отличия старых пользователей от новых?

Пользователи с опытом до 2 лет намного реже пользуются:

  • электронной почтой,
  • загрузкой музыки и фильмов (зачастую, это ограничение возникает из-за низкой скорости интернета)
  • мгновенными сообщениями
  • интернет-телефонией (что, скорее всего связано с низким качеством интернета равно как и нехваткой опыта)
  • картами
  • покупками через интернет (не доверяют)
  • интернет-банкингом

При этом не реже, чем опытные пользователи, они заходят в социальные сети, ищут информацию, в том числе о здоровье, играют в онлайн-игры. Очевидно, это в большей степени определяется молодой группой, опыт пользования интернетом которой мал, поскольку они сами еще слишком молоды.

Пользователи с опытом свыше 6 лет намного чаще пользуются:

  • электронной почтой
  • сайтами новостей
  • загрузкой музыки/фильмов
  • онлайн-видео, ТВ и радио
  • поиском информации о здоровье
  • форумами/блогами
  • интернет-телефонией
  • интернет-банкингом
  • покупками через интернет

В заключение своей презентации Глеб Вышлинский подчеркнул, что за последний год заметно выросла доля пользователей, которые доверяют интернет-банкингу и совершают покупки через интернет. Он также акцентировал внимание маркетологов и представителей компаний на мобильном измерении – по его словам, на сегодняшний день это чрезвычайно перспективная сфера, и нужно уже сейчас строить mobile-стратегию как по адаптированию сайтов под экран мобильных устройств, так и с точки зрения размещения рекламы.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

1 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Вячеслав Паненко

Хорошие тенденции, пришло время для мобильных сайтов и yellowbox.mobi вам поможет

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: