История стартапа: WorkDone.ru — Коллективное творчество или работа сделана!

1198
5

В последние годы и в русскоязычном сегменте интернета стали всё чаще возникать обсуждения такого способа организации творческой работы, как краудсорсинг. В этом случае коллективное творчество означает, что заказчик публикует проект на специальном ресурсе, исполнители публикуют варианты его выполнения, и впоследствии оплату работы получает только только победитель – тот, чей вариант решения выбирает заказчик. Учитывая, что в Европе и США такого рода разговоры в своё время вполне логично привели к созданию краудсорсинг-проектов, через которые к нынешнему моменту в качестве оплаты за выполненные проекты прошли уже сотни миллионов долларов, стоило ожидать подобного развития ситуации и на рынке СНГ.
1 (1)

До недавнего момента работа с фрилансерами была возможна лишь посредством специальных фриланс-сайтов, при этом заказчик должен был просматривать десятки портфолио и вообще – тратить слишком много времени для получения результата, по нашему мнению. При всех известных плюсах, в этой концепции сотрудничества есть и вполне чувствительные минусы. Говорю об этом со знанием дела: за годы руководства продакшн-агентством Agente случалось многое, в то числе и в части опыта работы с удалёнными подрядчиками.

Однако ближе к теме – благодаря большому опыту работы в рекламе постепенное увеличение интереса к краудсорсингу мы восприняли несколько по-своему: решили не дожидаться появления краудсорсинг-проектов для того, чтобы получить возможность работать с ними, а создать свой собственный ресурс по организации коллективного творчества. Опыт организации работы над веб-сервисами у нас уже был – помимо задач, решённых в Agente, я участвовал в создании telefoner.ru, площадки по обмену мобильным UCG-контентом. Благодаря телефонеру удалось получить много опыта, погрузиться в специфику разработки больших проектов и, конечно, набить первые шишки. Идея занять эту нишу появилась ещё 2010 году, когда я впервые увидел 99designs.com и подобные сайты и понял, что в Рунете ничего похожего нет. Появился новый вызов и упустить его было бы большой ошибкой.

2 (1)

Почему решил вложить силы и время именно в краудсорсинг-площадку? Я начинал работать дизайнером, теперь вместе с партнёром управляю собственным агентством, и знаю эту сферу очень хорошо. Сам подрабатывал на фриланс-площадках, впоследствии заказывал часть работы на них же, поэтому отлично понимаю специфику отношения к процессу с каждой из сторон. Проблема фриланс-площадок в том, что заказчик работает только с одним исполнителем, который предоставляет ограниченное количество концепций, получая при этом 50% предоплаты – по большому счёту, без каких-либо гарантий. На краудплощадках сам сервис выступает гарантом для заказчика и в случае, если его что-то не будет устраивать, сервис просто возвращает деньги. В то же время, дизайнер (или копирайтер), который выигрывает проект, получает ровно ту сумму, ради которой работал. Конечно же, слышал и об опыте использования краудсорсинга в рекламе, и всегда было интересно, настолько ли это круто, как многие считают. Мы попробовали разместить несколько заказов на зарубежных краудсорсинг-площадках, получили весьма достойные результаты и поняли, что нужно заняться этим направлением поплотнее.

Как я писал выше, идея пришла ко мне пришла осенью 2010 года, но официальный запуск проекта состоялся в феврале 2013 – итого путь от идеи до реализации растянулся на целых 29 месяцев. Да, согласен – это очень долго, и тому есть свои причины. Изначально проект создавался почти без команды. Я привлёк несколько фрилансеров — дизайнеров, программистов — при этом сам продолжал активную деятельность в Agente и других проектах (например, с 2009 по 2011 год мы издавали глянцевый журнал FAMOUS).

Первая версия системы реализовывалась на php, но из-за нехватки ресурсов разработка велась не в полную силу, с достаточно большими интервалами, что очень мешало соблюдению планов. В результате к началу 2011 года мы имели только 60% кода и весь нарисованный и сверстанный UI и было принято решение перевести проект под крыло агентства. Благодаря этому мы получили в распоряжение готовую сработавшуюся команду, но потеряли партнёра: человек, с которым мы начинали работу, решил сконцентрировать внимание на других вещах.

Казалось, что после этого всё станет быстро и хорошо, но, как это часто бывает, приключения продолжились из-за допущенной ошибки: мы наивно думали делить наших разработчиков между коммерческими задачами клиентов и стартапом, но это не приносило желаемых результатов. Работа двигалась медленно и мы никак не могли преодолеть оставшиеся 40%. Поэтому вот вам мой ценный совет для всех тех, кто создаёт или планирует создать своё проект/стартап, добытый ценою потерянного мною времени и денег: проектом должна заниматься отдельная команда, без вариантов. Если есть возможность выделить людей, которые будут заниматься ТОЛЬКО новым проектом – делайте это сразу. Если нет, лучше наймите внешнюю команду, иначе проблем будет больше, чем вы планируете.

Так и произошло у нас: мы потеряли еще один год и к началу 2012 имели уже 70-75% кода и всё более устаревавший UI (в нашем случае скорость развития интерфейсов сыграла с нами злую шутку). Весной 2012 года мой партнер настоял на том, чтобы мы наняли внешнюю команду, чтобы завершить проект, но при этом было принято стратегическое решение переписать всё заново на ruby on rails. Кроме прочего пришлось отказаться от всего наработанного к тому моменту php-кода — потому что никто не хотел разбираться в чужой писанине в рамках такого объёмного проекта. Решение было сложным, но правильным, и мы приняли его. В итоге активная фаза финального разработки длилась с лета 2012 до февраля 2013 (6-7 месяцев) и нам удалось вывести проект в свет. Здесь хочу в очередной раз поблагодарить всю нашу команду, я правда очень ей горжусь!

3 (1)

В первые месяцы после запуска проект стал требовать ещё большего внимания, я погрузился в него с головой, работаю минимум по 14 часов в сутки и очень счастлив, что мои коллеги, друзья и близкие продолжают всё это терпеть. Мы рассчитываем, что workdone.ru превратится в полноценный сильный бизнес, который сможет не только вернуть вложенные средства (приятно, что удалось избежать займов и кредитов), но и станет приносить прибыль. У нас множество планов и идей в части того, куда развивать нашу платформу.

Для начала план простой: выйти на самоокупаемость и начать получать прибыль, однако конкретных цифр я называть не буду. Причина в том, что многое по-прежнему будет зависеть от развития сегмента краудсорсинга в нашем регионе. Сейчас многие заказчики ещё не понимают всех прелестей этой модели для заказчика и приходится вести большую просветительскую работу. Впрочем, оно и понятно, ведь ни у кого не было возможности получить опыт работы с использованием коллективного творчества. Мы были к этому готовы и делаем всё возможное, чтобы ситуация начала меняться быстрее.

Однако некоторые выводы можно сделать и после первого месяца работы. Уверен, что это самое непростое и интересное время для проекта, мы почти круглосуточно мониторим систему, чтобы максимально быстро реагировать на какие то баги, которые все равно продолжают появляться. Всё это как минимум очень увлекательно) Мы считаем, что нужно еще 2-3 месяца для того, чтобы ситуация утряслась и работа вошла в нормальное русло. На момент написания этой статьи в системе уже было около 220 дизайнеров, и на 50 заказчиков пришлось 10 завершенных проектов — за полтора месяца работы. Так что говорить о каких-то показателях на данном этапе ещё ОЧЕНЬ рано, мы очень много сил тратим на маркетинг проекта, включающий во многом просветительские задачи.

Тем не менее, уже сейчас мы готовим ряд изменений в UI, а также запланировали много функциональных изменений.

4

Зачем это всё? Мы уверены в том, что занимаем актуальную и очень перспективную нишу. Помимо всех плюсов, которые краудсорсинг-платформы дают пользователям, они помогают оставаться в тонусе — работать над проектами такого рода необычайно интересно, в процессе разработки я не только узнал нового но и смог найти классных специалистов, с которыми очень приятно и интересно работать.

Да и в конце концов, будет о чём вспомнить в старости!

Андрей Терёхин, Глава и духовный вдохновитель команды WorkDone.ru

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск