Денис Довгополый: Как мы строили отрасль стартапов в Украине

1873
4

Денис Довгополый: Как мы строили отрасль стартапов в УкраинеСегодня на мировом рынке стартапов Украину знают и воспринимают всерьез. Наша отрасль – одна из самых динамично развивающихся в Восточной Европе, и трудно поверить, что 10 лет назад ничего этого не было – ни фондов, ни инкубаторов, ни даже такого понятия, как стартап.

О том, как формировался и эволюционировал рынок стартапов и венчурного инвестирования в Украине, AIN.UA рассказал управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый: «Обычно, когда я рассказываю про украинскую экосистему технологичного предпринимательства, я избегаю слова «стартапер». Часто под этим термином подразумевают молодого человека с ноутбуком под мышкой, который ищет миллион долларов на развитие нового Facebook. Мы же предпочитаем слово «предприниматель» – это человек, который строит бизнес».

Стартапы – новое направление на стыке аутсорсинга и R&D

До 2005 года в Украине фактически не было стартапов — все крутилось вокруг аутсорсинга и R&D. Причем крупных R&D-проектов в Украине до 2000 года было несколько, включая Motorola и Intel. В начале 2000-х появился совместный R&D-проект IBM с украинской компанией USC — часть команды осталась в Киеве, а часть поехала работать в Нью-Йорк. Компании, которые тогда строили бизнес в интернете, не знали такого слова, как стартап.

Второе направление – аутсорсинг — тоже развивалось, хотя кризис негативно на нем отразился. Много мелких компаний закрылось, потом они старались вернуться на рынок, но получилось это не у всех. Как бы то ни было, сегодня Украина не выходит из топ-10 стран по софтверному аутсорсингу.

В 2005 году аутсорсинг и R&D разошлись в разных направлениях, на пересечении которых к 2007 году выделилось полноценное третье направление — традиционный стартап. До этого, когда инвестор говорил, что намерен инвестировать в IТ, к нему приходили сразу все: и дистрибьюторы, которые продают оборудование, и аутсорсинговые компании, и стартапы, и R&D. Но теперь всем игрокам на рынке стало понятно, что IТ и хай-тек – это не одно и тоже.

Украинцы едут в Стэнфорд

В 2005 году Украина была представлена на конференции Silicon Valley Open Doors как самостоятельный и достаточно серьезный игрок. Это была первая поездка Довгополого в Силиконовую Долину, в составе делегации от Украины и с ними поехали пять украинских компаний. Конференция проходила в Стэнфорде, где и произошел случай, который на ближайшие 2 или 3 года подстегнул внимание к Украине как к центру, способному давать инновационные проекты на рынок.

Делегации из Киева, которую в Долине всерьез не восприняли, на конференции выделили маленькую аудиторию человек на 20. Однако панель «Почему Украина?» собрала сильных участников – на ней выступали представители Intel, IBM, украинских R&D-компаний, был Юха Кристенсен — бывший вице-президент Microsoft, который потом создаст Sоnopia и потеряет вместе с ней  $13 млн инвестиций.

Когда организаторы увидели, что аудитория полностью забита и люди уже заполнили коридор, они выделили помещение побольше, но и там места не хватило. Тогда один из участников панели предложил переместиться в открытое кафе на улице. В результате, конференция, которая состояла из трех потоков, была полностью парализована на 40 минут, потому что все 300 участников сидели на улице и слушали украинскую панель.

Денис Довгополый: Как мы строили отрасль стартапов в Украине

Панель «Почему Украина?», Стэнфорд

Стартапы из Украины получают мировую известность

С 2007 года отрасль стартапов стремительно растет, и хоть по количеству проектов Украина уступала России, но по темпам роста опережала большинство европейских стран. Кроме того, произошел еще очень значительный качественный рост. Основным катализатором развития стал экономический кризис 2008 года – встретились два тренда. Во-первых, пропали объекты для инвестирования от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов: на фондовый рынок не внесешь, недвижимость и земля как традиционные объекты инвестирования тоже перестали быть интересны. Поэтому часть инвесторов обратила внимание на технологический рынок. Риски большие, зато в случае успеха прибыль тоже обещает быть солидной.

Во-вторых, очень много «правильных» людей оказалось на улице. Выбирая между тем, идти работать за копейки или запускать свой бизнес, они склонялись ко второму. Только за 2008 год количество предпринимателей в технологическом направлении удвоилось, а по некоторым оценкам даже утроилось.

Но что самое главное, украинские компании начали греметь на весь мир. В 2008 году украинский Viewdle был признан самым инновационным европейским стартапом, а в 2012 году его купил Google. Дмитрий Балин, чья компания DB Best продала часть своих технологий Microsoft, в 2008 году запустил Pikaba.com, и Mashable признал его лучшим в мире проектом по социальному шоппингу. Pikaba до сих пор существует, он пережил Groupon и другие сервисы коллективных скидок, которые «толклись» в той же нише. Влад Воскресенский со своим проектом InvisibleCRM привлек первые инвестиции в 2006 году. Сейчас среди его клиентов Oracle, Microsoft, Salesforce.com и другие. Украинский проект APCT попал в топ-10 лучших мировых стартап-компаний, которые связаны с альтернативной энергетикой и энергосбережением.

«С тех пор в год мы наблюдаем до 600 новых проектов, 100-120 их которых признаем достаточно серьезными, — делится Довгополый. — Пропорции качества меняются волнами: в кризис доля хороших стартапов резко выросла, а в 2009-2010 году на рынок пришло очень много бывших аутсорсеров, и доля хороших проектов ужалась».

Зарождение отраслевых мероприятий: StartUp Crash Test, IDCEE и IForum

В 2007 году в Киеве запустилась инициатива Silicon Valley Best Practice Kiev Master Classes, в рамках которой люди, уже достигшие определенного успеха в бизнесе, делились своим опытом с молодыми предпринимателями. Когда инициатива закончилась, на базе ее команды был создан StartUp Crash Test — ежемесячное мероприятие, вокруг которого и сформировалась отрасль технологического предпринимательства. В отдельные месяцы на мероприятие собиралось по 600 человек.

Первый в истории Украины StartUp Crash Test

Примерно тогда же была основана конференция Investor Day Central and Eastern Europe (IDCEE), вдохновителем которой стала ассоциация IT Ukraine. «Они предложили нам сделать секцию стартапов в рамках киевского СЕЕ Outsourcing Forum, — рассказал Довгополый. — Сразу возникли сложности с позиционированием – инвесторы и предприниматели не понимали, зачем туда идти, если там аутсорсинговые компании». В итоге секция IDCEE собрала всего 20 человек из 6 стран, в том числе России, Германии, Люксембурга (в 2012 году уже на полномасштабную конференцию, которая вошла в топ-10 европейских событий в области технологического бизнеса, собралось почти 2,5 тыс. человек из более чем 40 стран).

На этом бы все и закончилось (команда Довгополого не рискнула бы проводить мероприятие самостоятельно), если бы Максон Пуговский, Оксана Мандрыка и другие члены команды не предложили сделать секцию про стартапы при Blogcamp CEE. В итоге было принято решение провести конференцию внутри конференции. Обе конференции собрали 700 человек, из которых почти 300 присутствовали IDCEE.

«В 2010 нам стало тяжело самостоятельно делать конференцию такого масштаба. И дорого, — делится Довгополый. — Мы предложили Виктории Тигипко поучаствовать в организации, и она с таким энтузиазмом взялась за дело, что я решил полностью передать эту инициативу ей. Я по чуть-чуть дистанцировался от Investor Day, и к 2011 году им уже в основном занималась команда Виктории, а мы помогали. К 2012 на рынке начали говорить, что «Тигипко у Довгополого забрала конференцию». Мне даже пришлось написать пост в своем блоге, что все происходит в рамках договоренностей».

По уговору с Тигипко два года Довгополый не участвовал в организации других отраслевых мероприятий — это могло распозиционировать Investor Day. Только с 2013 года он активно включился в iForum. Сначала iForum был специализированной интернет-конференцией, а сейчас почти половина его так или иначе связана со стартапами. В прошлом году конференция собрала более 5 тыс. участников (в 2013 году их было уже 7 032), а количество участников секции «Стартапы» было соизмеримо с IDCEE.

Две эти конференции заняли разные ниши: IDCEE стала сугубо англоязычной, нацеленной на Европу, а iForum — полностью русскоязычной конференцией, с ориентацией на Украину и СНГ.

Первый украинский стартап-инкубатор

В 2005 году Довгополый присоединился к команде венчурной компании «Техинвест». Компания была основана и профинансирована Андреем Колодюком для реализации проекта USC, а Сергей Лобойко был назначен директором. «Я даже придумал ей название — TECHINVEST, — комментирует Андрей Колодюк. — Позже компании были проданы DFJ NEXUS Романа Кизыка (предпринимателя из Ньйю-Йорка), и в 2006 году я вышел из всех активностей, связанных с «Техинвестом».

Компания собрала людей, которые впоследствии и развивали отрасль. Владимир Белодед, Егор Анчишкин, Дмитрий Кушнир — вот далеко не полный список всех, кто принимал участие в «Техинвесте». В свою очередь, Довгополый в рамках компании занялся созданием инкубатора.

В 2005 году Денис получил в управление Центр Развития Инноваций, который взял на себя функции внутреннего инкубатора-акселератора группы, и разработал стратегию развития обучающей программы для начинающих предпринимателей. Подходящего опыта в мире на тот момент не было, но, используя свой предыдущий консалтинговый, предпринимательский и менеджерский опыт, наложив на него опыт партнеров из Силиконовой Долины, Довгополый в итоге составил концепцию и предложил ее в «Техинвесте». После того, как партнеры отвергли его проект, Денис запустил собственную консалтинговую компанию BayView Innovation, в рамках которой основал направление помощи начнающим предпринимателям, не оставляя попыток создать системную программу.

2005 год, четыре первых лица «Техинвеста»

«За 2006-2009 годы мы перелопатили кейсы больше 20 акселераторов и инкубаторов, которые на тот момент были в мире, перезнакомились с основателями, управляющими, менторами, инвесторами, — рассказал Довгополый. – Но в итоге предпочли модель академии предпринимательства по примеру Founder Institute Адео Ресси».

До этого в Украине профессионально со стартапами работали только в рамках специальных программ поддержки. Первой подобной инициативой стал BizSpark компании Microsoft. А недавно свою программу «Глобальный предприниматель» запустил IBM — в конце марта 2013 года они подписали меморандум о сотрудничестве с Госинформнауки и Startup.ua. «От программы IBM у меня очень большие ожидания, — отметил Довгополый. — Microsoft всегда концентрировалась на разработчиках и продуктах, которые связаны с ее собственными технологиями. Я надеюсь, что в IBM затронут более глубокие слои и, в свою очередь, будут фокусироваться на инженерах. Тогда две эти программы будут дополнять друг друга. Плюс, выход на рынок IBM – это подтверждение того, что он у нас уже зрелый».

В 2008 году в рамках BizSpark в Украину приехал Николай Митюшин с треннигом «Старт в гараже». В тренинге речь шла о серьезных бизнес-процессах, и оказалось, что слушатели многого не поняли – им элементарно не хватало знаний. Поэтому команда Довгополого запустила 4-часовой семинар «Основы технологического бизнеса», чтобы впредь люди ходили на такие мероприятия подкованными. Позже программу постоянно совершенствовали — сначала растянули на день, потом на два, а потом начали выделять отдельные направления: маркетинг, построение каналов, продажа, кастомер-девелопмент. В результате появился целый пул лекций, которые объединили в учебный 45 часовой курс. За 5 лет его прослушало больше 4х тысяч человек.

«Курсы были бесплатные, так как мы считали это не бизнесом, а маркетингом, — пояснил Довгополый. — На инкубатор мы тратили деньги, которые зарабатывали на консалтинге. В разное время нам помогали Александр Ольшанский, Виктория Тигипко, Геннадий Нетяга. Речь не шла о больших суммах, зачастую они финансировали 20-30% наших затрат».

В 2008 году у Довгополого появился ассистент — Николай Савин. Он встречался со стартапами, отсеивал неинтересные проекты и подбирал перспективные, а в мае 2010 года (после того, как получил более чем двухлетний опыт операционной деятельности в учебной программе) возглавил инкубатор GrowthUP, который к тому времени выделился в отдельную структуру.

Так появился первый в Украине бизнес-инкубатор GrowthUP, который сейчас работает как независимое подразделение BVU Group. Два инкубатора в России и еще два в Европе работают по программе, созданной Довгополым и командой инкубатора. Сейчас GrowthUP открывает постоянно действующие кампусы в Берлине и Силиконовой Долине, организовывает совместные программы и мероприятия с лидерами отрасли, формирует венчуный фонд, который планирует за 5 лет проинвестировать 200 стартапов ранней стадии и пропустить их через учебную и коученговую программу в Европе и США.

Сегодня в Украине оперируют 12 инкубаторов, которые очень близки к классическим схемам инкубации и акселерации (без учета Ассоциации инкубаторов при научно-исследовательских институтах, которая насчитывает больше 50 членов). Только за 2012 год в Украине открылось 5 новых инкубаторов.

Развитие сегмента венчурного инвестирования

До 2000 года индустрии венчурного инвестирования в Украине практически не существовало. Были одиночные попытки с переменным успехом, и только в начале 2000-х группа украинских предпринимателей под началом Андрея Колодюка занялась венчурным бизнесом. Инвестиции Колодюка показали хорошие результаты, и в 2012 году вместе с Евгением Сысоевым они собрали новый фонд AVentures Capital.

Но первый настоящий портфельный инвестор (стратегических всегда хватало) появился лишь в 2010 году — фонд Виктории Тигипко. TA Ventures, к сожалению, не так активно инвестирует на территории родной страны, зато уже заявил себя как серьезный международный фонд.

Начиная с 2010 года, на рынок Украины начинают заходить иностранные инвесторы, среди которых стоит отметить EVentures — они активно смотрели на e-commerce, вложились в address.ua и купонный сервис Superdeal. С 2010 года фонд Dekarta Capital сделал несколько инвестиций в стартапы.

С тех пор каждые три недели в Украину прилетает инвестор из Европы или Америки. Суммарно интерес к нашей стране проявили больше 60 фондов, не говоря уже про российских инвесторов (Almaz Capital, Runa Capital, TMT Investments,Bright Capital), которые с 2007 года активно встречаются с украинскими стартапами (иногда это заканчивается хорошими сделками (Jelastic, Expopromoter, Viewdle). Что касается украинских инвесторов, только за 2012 год открылось 2 венчурных фонда (Vostok Ventures и AVenture Capital) и одна инвестиционная компания (Chernovetskyi Investment Group), а уже в начале 2013 года перечень пополнил некоммерческий грантовый фонд Global Technology Foundation и небольшой венчурный фонд Happy Farm. Также сформировалось комьюнити из более чем 30 ангелов.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск