Разворот на успех: как пивотили Endorphin

1976
9

В Украинской стартап-тусовке проект Endorphin на слуху — его основатели Артем Завьялов и Виктор Стрельбицкий даром времени не теряли. Во-первых, провели успешный seed-funding и привлекли $250 тыс. у the Untitled VC. Во-вторых, добились признания: в декабре 2012 года Endorphin стал финалистом московского TechCrunch, в апреле 2013 — занял третье место в Рейтинге Украинских Стартапов. А в-третьих, благополучно осуществили так называемый пивот: уже спустя три месяца после запуска Endorphin в его первозданном виде, ребятам стало понятно, что концепцию необходимо кардинально менять.

Пивот – это всегда болезненно. Когда ты над чем-то долго работаешь, вкладываешь все силы и время – решиться перечеркнуть результат и начать с нуля очень тяжело. Начинают терзать сомнения: а вдруг что-нибудь и получилось бы, вдруг новый проект на деле окажется еще хуже? Как этот процесс проходил у основателей Endorphin и к чему привел – об этом обозревателю AIN.UA подробно рассказал Артем Завьялов.

«Привет, я Артем. Давайте знакомиться!»

Первоначально Endorphin представлял собой сервис, который решал проблему «упущенных» знакомств в метро, общественном транспорте, на улице, в кафе за соседним столиком… В основе концепции были карточки, которые содержали сообщение и уникальный код-ссылку на профиль владельца на endorphin.me. Все, что нужно было сделать, чтобы познакомиться – просто передать эту карточку объекту своей симпатии и надеяться на взаимность.

«Тогда для нас это не было стартапом, да мы и не знали, что такое «стартап», — признается Завьялов. — Мы просто мечтали сделать что-то свое и с нуля, и как только появилась идея – начали действовать». У них с Виктором имелся на двоих небольшой финансовый запас — $30тыс., который они целиком и не раздумывая вложили в первую версию Endorphin: большую часть — в разработку сайта и полиграфию карточек. Зарабатывать планировали на продаже карточек. В ассортименте — два набора: в старт-пакет входили письмо-приветствие, инструкция, десять карточек и чехол для них, а доппакет включал еще десять дополнительных карточек. Продвигали проект в университетах и клубах — собрали небольшую группу бета-тестеров и раздали карточки бесплатно.

Проект был запущен в октябре 2011 года, но уже в январе 2012 у основателей появились мысли о пивоте. «Внезапно мы осознали, что наша концепция слишком локальна и на глобальном уровне практически не масштабируема. Но мы же мечтали сделать что-то выходящее далеко за рамки нашей страны, что-то новое и неизведанное», — делится Завьялов. Решение забыть первоначальную концепцию и переориентироваться далось тяжело. «Наверное, также трудно было дейтинг-сайту YouТube решиться стать самым большим видеохостингом в мире, — признается Артем. — Но мы ни на секунду не теряли уверенности, что это правильное решение, тем более, мы были полны сил и энтузиазма. Каждый предприниматель должен уметь быстро и безжалостно принимать нужные решения в нужный момент, я считаю».

Рубить с плеча

Решиться на пивот ребятам помог Роман Сидоренко, партнер фонда Untitled VC, с которым Завьялов и Стрельбицкий познакомились на IDCEE в 2011 году. Роман поверил в проект, активно участвовал и помогал с созданием новой концепции Endorphin. Вместе с коллегой Константином Синюшиным они профинансировали участие команды в BlackBox Connect, которое очень помогло с кристаллизацией концепции. «Там мы познакомились с подходом к проектированию, который помогает нам по сей день. Недавно я обнаружил, что его источник — книга «Психбольница в руках пациента» Алана Купера — всем советую, кто еще не читал», — говорит Завьялов.

Проект изменился кардинально. Основатели Endorphin давно следили за сильным трендом в анализе social data, объемы которых росли из года в год в геометрической прогрессии. Они оба учились в Киево-Могилянской академии на финансах и были хорошо подкованы в построении математических моделей разной сложности, поэтому тема вызывала интерес. «Для нас это был вызов, — говорит Артем, вспоминая то, как рождалась новая модель Endorphin. — В головах витали разные идеи, но концепция оценки людей на основе информации из социальных сетей показалось нам наиболее перспективной для реализации».

Endorphin стал сервисом для умного поиска экспертов/профессионалов среди контактов первого и второго уровня из разных социальных сетей. Основатели решили использовать рейтинги людей, такие как успешность, единомыслие, влиятельность, сила связи, чтобы дать пользователям эффективный инструмент поиска в рамках конкретного юзер-кейса.

«Честно говоря, процесс создания новой концепции с нуля, не имеющей аналогов в мире, лично для меня — чистый кайф, — признается Артем. — Пивот дал нам возможность сделать что-то действительно бросающее вызов, глобальное и доступное всем людям на Земле».

Основатели Endorphin в Долине на BlackBox

Дело за малым: из стартапа – в бизнес

Окончательно продумав концепцию новой версии Endorphin, команда сделала простенький прототип, не имеющий никакой технической составляющей, и начала собирать фидбэк. Ожидания оправдались: уже в Долине на BlackBox питч собрал много позитивных отзывов от авторитетных инвесторов и экспертов, в частности проект хвалили Тим Дрейпер и Дейв МакКлюр. В Украине и России история повторилась, и абсолютно счастливые Завьялов и Стрельбицкий перешли, наконец, к проектированию и дизайну. Писать код начали, когда уже все было готово.

На сегодняшний день с технической точки зрения проект окреп и оброс дополнительными функциями. В частности, добавилось В2В-направление, которое пока находится на стадии тестирования. Это платформа скорингового маркетинга для e-commerce. Рассматривается две модели:

  1. Скидка за лайк/шэир на основании уровня социальной влиятельности. Чем покупатель влиятельней в социальных сетях, тем большую скидку он получит.
  2. Премиум-аккаунты для клиентов на основании уровня их платежеспособности.

Endorphin на TechCrunch Moscow 2012

В скором времени основатели Endorphin обещают публично запустить мобильное приложение, чтобы получить в течение пары-тройки месяцев аргументированные данные по первым пользователям, их вовлеченности и фидбеку, подтвердить ключевые гипотезы. Только после этого объявят следующий раунд инвестиций. Планируют привлечь  $2 млн. Деньги пойдут на расширение команды и бизнеса, вычислительные мощности и продвижение. Еще зимой 2013 года Артем и Виктор активно общались со многими российскими фондами и уже успели получить несколько заявок на участие в пуле инвесторов. Март-апрель провели в США — заводили первые знакомства с локальными инвесторами и получили хороший фидбек.

«Инвесторы очень любят динамику, поэтому с ними лучше всего знакомиться в самом начале пути, — делится советом Завьялов. — «Привет, я Артем, у меня вот такая идея». Через месяц: «А вот и прототип!» Еще через пару месяцев: «Мы уже запустились — вот тут можно посмотреть.» Инвестор следит за вами с самого начала и видит, что вы уже прошли большой путь и, как минимум, способны создать что-то из ничего».

Новой модели уже больше года, и пока ребятам все нравится – еще один пивот они не планируют. Конечно, это не означает, что Endorphin навсегда останется таким, каким он есть сейчас. Возможно, после запуска приложения на рынок многое изменится. «Запланировать изменения невозможно, но они с высокой вероятностью будут, и это хорошо. Это значит, что мы не стоим на месте, а что-то делаем, пробуем и куда-то стремимся, — уверен Завьялов. — Чего и всем предпринимателям желаю. Действовать!»

Оставить комментарий

Комментарии | 9

Поиск