EN

57 уроков, «написанных кровью» стартапера

948
3

Основатель компании RethinkDB Слава Ахмечет прошел тяжелый путь стартапера от начала и до конца, споткнувшись о все возможные камни и набив все шишки, которые только мог набить. К счастью, все закончилось благополучно и даже хорошо, поскольку из каждой большой или маленькой неудачи Слава сумел вынести важный урок. Всего таких уроков в его арсенале набралось ровно 57.

AIN.UA предлагает ознакомиться с выводами, которые сделал Ахмечет из своей бурной стартаперской карьеры. Они разбиты на девять подрубрик, каждая из которых являет собой направление развития стартапа — от команды до маркетинга.  «Я многое пережил. И если вы тоже стартапер, я надеюсь, ваш путь будет проще, чем мой», — написал Слава.

Люди

  • Если  вы не можете добиться разумной рентабельности с командой из 2-4 человек в течение месяца и до года, что-то не так (впрочем, вы сами можете выбрать для себя путь неприбыльной компании, но это должен быть сознательный выбор, а не влияние рынка).
  • Распределяйте доходы между членами команды равномерно.
  • Всегда держите перед глазами график работ.
  • Старайтесь принимать решения вместе, но при этом оставляя за СЕО право вынести конечный вердикт. Пусть всем это будет ясно с первого дня.
  • Ваш авторитет как руководителя — штука приобретенная. Вы начинаете с нуля, а затем он растет с каждой вашей победой и уменьшается, если вы долгое время ничего не достигли. Не пытайтесь пользоваться незаслуженным авторитетом.
  • Если вы долго работаете, не побеждая, ваши инвесторы, сотрудники, семья и вы сами теряете веру. Работайте как проклятый, только бы не попасть в эту точку депрессии.
  • С самого начала осторожно подбирайте команду. С каждым должно быть приятно работать. Каждый должен обладать хотя бы одним необходимым навыком и быть в этом деле чрезвычайно эффективным и практичным. Каждый должен понимать суть продукта, который вы создаете, и разделять видение этого продукта, которое существует в компании.
  • Составьте небольшой набор не подлежащих отмене правил, которые важны для вас, и всегда безжалостно их соблюдайте.
  • Увольняйте тяжелых, непродуктивных, ненадежных людей, которые не понимают продукт или не уверены в своих силах. Делайте это быстро.
  • Иногда трения — это хорошо. Постоянные разногласия — это смертельно. Увольняйте людей, которые слишком много ссорятся. «Хорошая работа»+»плохое поведение»=»вы уволены».

Привлечение инвестиций

  • Если  на каком-то из раундов вам приходится отдать более 15% компании, значит, ваша компания росла неправильно. Она не обречена, но и не идеальна.
  • Если вы еще не успели заработать уважение, то привлечь финансирование на этапе первых результатов будет куда проще, чем на на этапе истории. Если вам приходится искать денег на этапе истории, но у вас еще нет репутации, что-то не так.
  • Относитесь к своему питчу как к минимально жизнеспособному продукту. Получайте итерации после каждой встречи.
  • Большинство советов инвесторов очень полезны с точки зрения оптимизации и масштабирования рабочего бизнеса. Прислушивайтесь к ним.
  • Большинство советов инвесторов едва ли подходят тем, кто строит волшебный продукт. Никто вам не поможет построить волшебный продукт — это только ваша работа.
  • Не влюбляйтесь в сам процесс привлечения инвестиций. Подняли раунд — двигайтесь дальше.

Рынок

  • Лучшие продукты строятся не в вакууме. Они побеждают, потому что превосходят все остальные продукты, созданные для той же ниши. Найдите свою нишу и будьте в ней лучшими. Если ниши нет, что-то не так.
  • Работайте над проблемой, у которой есть немедленное и полезное решение, но также великий потенциал для роста. Если это не приведет к значимому улучшению жизни для огромного числа людей, оно не стоит того, чтобы над ним заморачиваться. Например, Google прикасается к миллиардам жизней, наполняя очень конкретную область в их ежедневном существовании. Компания меняет то, как они себя ведут и воспринимают свое физическое окружение. Старайтесь построить продукт с такой же магнитудой.
  • Старт с правильной идеи — это важно, на самом деле. Иначе все, что вам остается — пивот.
  • Предположите, что рынок действительно перспективный, и тогда классные идеи придут почти мгновенно.
  • Обращайте внимание на новые идеи, потому что они стали возможны благодаря другим социальным или технологическим изменениям. Сядьте на этот поезд как можно раньше, но убедитесь, что существует такая технология, которая позволяет улучшить продукт настолько, чтобы это действительно имело значение.
  • Если есть старая идея, которая не сработала раньше, и нет никаких технологических или социальных изменений, которые могли бы стать предпосылками к тому, что она сработает теперь, считайте, что она неудачна (это еще одна гипотеза эффективного рынка. Если идея могла выстрелить, она бы выстрелила. Ее стоит реанимировать только в том случае, если что-то изменилось).
  • Обучать рынок, который не хочет твой продукт — это заранее проигранная битва. Придерживайтесь своих идей и видения, но не игнорируйте тренды. Если вы верите, что миру нужна поэзия, продавайте хип-хоп, а не сонеты.

Продукт

  • Идея продукта — ваше всё. Запомните это. Быть хорошим программистом еще не значит хорошо управляться с продукт-менеджментом.
  • Не делайте то, что уже существует. Клиенты не станут это покупать просто потому, что это сделали вы.
  • Убедитесь, что вы знаете, почему у пользователей не останется выбора, кроме как переключится на ваш продукт, и почему они не смогут переключиться обратно. Не доверяйте себе — тестируйте ваши предположения, и чем больше, тем лучше.
  • Задавайте два вопроса по поводу каждой функции продукта. Будут ли люди покупать продукт ради этой функции? Откажутся ли они от покупки, если такой функции не будет? Никакое количество второстепенного барахла не сможет возместить недостаток чего-то поистине важного. Не занимайтесь теми функциями, к которым ответы на оба вопроса — «нет».
  • Создавайте продукт, который люди хотят купить, несмотря на острые углы, а не потому, что в нем нет острых углов. Первый случай приятный и хорошо оплачивается, второй — неприятный и навсегда.
  • Избегайте продуктов из прошлого и на перспективу. Убедитесь, что ваш продукт предлагает сиеминутную полезность.
  • Научитесь понимать разницу между людьми, которые могут купить ваш продукт, и людьми, которые просто его обсуждают. Первые должны получать все ваше внимание. Вторых — в игнор.

Маркетинг

  • Сначала должен быть продукт. Если людям он нравится, малейшая новость о нем привлечет внимание. Если продукт им не нравится, никакой маркетинг его не спасет.
  • Постарайтесь встроить маркетинг в продукт. Если это возможно, добейтесь YouTube-эффекта (когда люди рассылают друг-другу ссылки на что-то интересное, что есть на вашей платформе) и Facebook-эффекта (если люди используют ваш продукт, их друзья должны тоже к нему подключиться).
  • Составляйте небольшой список заданий, выполняйте их последовательно, становитесь лучше каждый день.
  • Ежедневно переоценивайте эффективность. Убирайте то, что не работает, удваивайте усилия там, где все хорошо.
  • Не предполагайте — измеряйте.
  • Рекламируйтесь своим пользователям. Пытаться привлечь внимание людей, которые не хотят покупать ваш продукт — пустая трата времени и денег.
  • Не говорите того, на что ваши конкуренты не могут вам возразить. Например, ваши конкуренты не могут сказать, что их продукт медленный, поэтому говорить, что ваш продукт быстрый — некорректный маркетинг. С другой стороны, ваши конкуренты могут сказать, что их продукт для программистов Python, и если на это вы ответите, что ваш продукт для программистов на Ruby — это будет корректный маркетинг. Apple может позволить себе нарушить это правило, вы — нет.
  • Не применяйте высокомерный тон по отношению к вашим пользователям или конкурентам. Это не поможет вам продать ваш продукт, но уничтожит добрую волю.
  • Не пренебрегайте критикой. Лучше используйте ее, чтобы улучшить ваш продукт. Ваши самые злостные критики могут стать вашей лучшей находкой, если вы примете их замечания всерьез.

Продажи

  • Продажи все исправят. Вы можете облажаться во всем остальном и спокойно это пережить, если ваш продукт хорошо продается.
  • Сначала продукт, потом продажи. Продавать то, что все хотят купить, просто и приятно. Продавать продукт, который не хотят покупать, неприятно и печально.
  • Всегда воспринимайте цифры такими, какие они есть. Даже если вы ничего не продали, вы сможете вынести из этого опыта ценные уроки.
  • Потратить время на пользователя, который вряд ли купит ваш продукт — это все-равно что вообще не работать.
  • Если это возможно, постройте такой продукт, чтобы пользователи сами приходили к вам и уговаривали взять их деньги.

Развитие

  • Скорость развития — всё.
  • Минимизируйте сложность. Чем проще продукт, тем скорее вы его запустите и тем больше вероятность, что в случае возникновения неисправностей вам удастся быстро их устранить.
  • Выбирайте реализации, подразумевающие 80% выгоды и 20% работы.
  • Используйте самые простые компоненты по мере возможности.
  • Развитие должно быть как забег на короткую дистанцию. Убедитесь, что этот спринт рассчитан не более чем на одну-две недели.
  • Избегайте долгих проектов. Если вы не можете уложится в спринт, не стоит заморачиваться.
  • Избегайте долгих переделок. Если вы не можете уложится в спринт, не стоит заморачиваться.
  • Если вы должны сделать что-то, что не укладывается в спринт, положитесь на экспертную оценку.
  • Месяц работать над чем-то неправильным все-равно, что вообще не ходить на работу.

Администрирование компании

  • Не тратьте время на походы по офисным центрам, риелторам, мебельным магазинам, канцеляриям и т.д. Убедитесь, что тут можно работать — и вперед!
  • Потратьте время на то, чтобы найти хорошего и недорогого юриста. Это окупится.

Личное здравие

  • Делайте все возможное, чтобы не стать бесплатным приложением к вашему стартапу (ничего не выйдет, но все-равно постарайтесь). Всеми силами пытайтесь отойти от него на шаг. Работайте так, чтобы, когда пыль уляжется, вы могли гордится своими достижениями независимо от результата.
  • Время от времени отдыхайте. Сходите на рыбалку, поужинайте с семьей, отправьтесь в другой город, поиграйте в шашки — что угодно. Это сделает вас более эффективным, а людей вокруг вас — более счастливыми.

Слава Ахмечет

Источник The Next Web

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск