Александр Галицкий, Almaz Capital: Сколково и Bionic Hill — это немного разные вещи

1139
4

galitsky

В последнее время один из ведущих инвесторов постсоветского пространства Александр Галицкий часто заезжает в Украину. В апреле этого года Галицкий с Белоусовым объявили о создании грантового фонда для стартапов Global Technology Foundation (GTF) совместно с TA Venture Виктории Тигипко и Bionic Hill Василия Хмельницкого. На сегодня в портфеле Almaz Capital только один украинский проект Jelastic, но, по словам Галицкого, до конца года они собираются закрыть еще несколько сделок в Украине.

За последние несколько лет его венчурный фонд Almaz Capital инвестировал около $75 млн в различные проекты. Сейчас в активах фонда акции таких компаний как Qik (была приобретена компанией Skype, ныне входит в состав Microsoft), поисковой системы Яндекс, разработчика ПО в сферах виртуализации и автоматизации хостинговых услуг Parallels, крупнейшего разработчика казуальных игр на постсоветском пространстве Alawar,  облачного хостинга для мобильных приложений Jelastic и других.

В ходе конференции IDCEE корреспонденту AIN.UA удалось пообщаться с создателем и управляющим партнером Almaz Capital Александром Галицким. Мы поговорили об украинских и российских стартапах, различиях между Сколково и Bionic Hill, венчурном инвестировании и о том, когда постсоветские страны смогут конкурировать в технологиях с США и Японией.

Как вам на конференции и в Украине вообще?

Сегодня на постсоветском пространстве намного больше стартапов, чем было два – три года назад. Украина упразднив въездные визы вывела стартаповское движение на новый уровень, то есть  стираются границы, стартаперы с разных стран начали общаться между собой, обсуждать развитие и видение своих проектов. Я понимаю, что сегодня в Украине развито некое такое «заказное программирование» для других стартапов. И это хорошо для софтверной индустрии, потому что зарубежным стартаперам можно сюда приехать для обмена знаниями, а местным ребятам чему-то хорошему научиться .

Вам понравились какие-то проекты из тех, что были представлены на IDCEE?

Мне кажется, будет неправильно кого-то называть. Если я сейчас выделю какие-то проекты, то люди прочитают и подумают, что в них надо вкладывать уже прямо сейчас. Это будет ошибкой принимать решение по первому впечатлению и давать заключение без детального изучения. И я буду отвечать.

В какой отрасли должен работать стартап, чтобы вы обратили на него внимание?

Для нас только IT, и только те проекты, которые имеют глобальный потенциал. Мы не вкладываем в бизнесы нацеленные только на локальный рынок..

Украинские и российские проекты чем-то отличаются глобально?

Особых отличий я не вижу, потому что базовое образование в двух странах построено примерно одинаково. Но в последнее время в России и в Украине резко выросло понимание потребностей мирового рынка. Я это связываю с тем моментом, который отметил в первом вопросе – возможностью глобального перемещения людей из страны в страну.

В плане условий для предпринимательства и развития бизнеса – есть разница?

Ясно, что законодательно Россия лучше. Это выражается в государственных программах, у нас есть Сколково, есть Российская венчурная компания, есть программы Министерства Науки. Для создания стартапов нужна экосистема. И одно такое мероприятие в год как IDCEE – этого недостаточно. Экосистема должна бурлить постоянно.

Как долго в России создавалась экосистема?

Я не скажу, что она создана. Она все еще создается, но если брать временные параметры, то Россия начала активно заниматься развитием экосистемы с 2007 года.

С чего все началось? Государственных программ, частных инициатив?

Трудно сказать. Я же не работаю с чиновниками и не могу сказать для чего вдруг кому-то захотелось это делать. Появились российские венчурные компании, началось движение в свободных экономических зонах. Видимо, пришло время.

Вы упомянули про Сколково. В Украине скоро запустится похожий проект, вы слышали про Bionic Hill?

Это немножко не то.

Почему же? Украинские чиновники делают очень многообещающие заявления

А что, государство простимулировало туда много денег? Государство дало льготы для этого бизнеса? Я так понимаю, это инициатива частного человека, который хочет что-то сделать. Может даже это и лучше. И может получиться лучше, потому что государство в этом не участвует. Но для этого нужны большие деньги, достаточно объемное финансирование, которое само по себе не проявится. Наличия только знаний и желания мало. И еще нужна вера, толерантность к неудачам и большое терпение политиков и общества

Тогда какие шаги нужно сделать, чтобы создать экосистему в Украине?

Напомните, пожалуйста, еще раз, вы из какого издания?

AIN.UA – мы пишем про интернет-бизнес, стартапы, технологии

Не политика?

Если это не касается интернета, то про политику мы не пишем

А ваш вопрос из политической плоскости. Я не могу давать рекомендации украинским политикам и говорить, что им делать.  Я же не могу сказать – «выпустите Юлю из тюрьмы» или еще какие-то вещи. Я вхожу в совет Сколково и я представляю, что происходит в России. Я понимаю экономические и другие составляющие в нашей стране, но не знаю экономического состояния Украины настолько, чтобы давать правильные рекомендации. Хотя был бы рад, т. к. родился и жил до 17 лет именно здесь.

Хорошо, давайте вернемся к технологиям. Какие были ваши последние инвестиции в России?

У нас нет понятия инвестиций в России, мы глобальный фонд и инвестируем в людей, которые каким-то образом связаны с бывшей территорией под названием СССР. Наш фонд уже инвестировал в четыре проекта, последняя сделка была объявлена вчера. Две сделки еще на подходе.

По каким критериям вы оцениваете успешность своей деятельности?

Очень просто – сколько мы можем заработать денег. Есть понятие – возвратно-вложенный капитал. Соответственно, эта цифра показательна. Считается, что венчурное финансирование должно приносить где-то минимум тридцать процентов годовых.  В странах бывшего Советского Союза ничего не развивалось и не развивается потому, что здесь бизнесы могли и еще могут зарабатывать гораздо больше., хотя и не всегда легально. Сейчас они схлопываются и в России люди начали уделять внимание венчуру. Раньше не уделяли, потому что те же 30% годовых можно было делать на более простых операциях. Поэтому рубеж в 30% считается хорошим результатом. Хотя если брать статистику, то сейчас очень немногие венчурные фонды делают эти цифры.

Если сейчас подвести промежуточные итоги деятельности вашей деятельности, насколько она успешна?

По первому фонду, у нас закончился цикл инвестиций и мы уже вернули все деньги, которые проинвестировали. Так что мы уже в плюсе. Это дало нам возможность достаточно легко поднять второй фонд.

А сколько сейчас в России крупных венчурных фондов?

Количество не скажу, я знаю только что сегодня частные деньги далеко превысили государственные. И если брать 100% вложения за прошлый год, то только 10% было из государственных источников.

Какие по вашему мнению технологические тренды будут актуальны в ближайшем будущем?

Здесь есть несколько слоев. Слой номер один – это то, что мы все ушли в мобильный мир. Это значит, что обычная браузерная технология уже не работает. Надо искать что-то новое, значит будут технологические переломы, связанные с тем, что мы все стали мобильными. Это касается не только глобализации, интернета «вещей», построения облаков, big data и так далее. Это касается изменения базовых платформ, которые будут работать с нашими устройствами.

Вторая часть – сегодня создание конечных электронных устройств стоит очень дешево. Себестоимость iPhone порядка $ 50-60. Себестоимость электронного устройства может измеряться в нескольких долларах. Исходя из этого, сегодня создать робота можно также, как раньше создавались компьютеры в гараже – очень дешево. Этот тренд будет основным с течение следующих лет до тех пор, пока мы не найдем способ работы на уровне наноструктур и не появятся новые материалы и новые возможности.

И третий, мне кажется, очень интересный тренд в области интернет-медицины. Это то, во что я верю, что будет расти и развиваться. Так как здоровье наверное самое главное в жизни любого человека.

Что вы понимаете под интернет-медициной?

Это широкое понятие. Сегодня только 10% хирургов в мире могут использоваться современную технику. Только 10% хирургов  в мире могут делать вам операции используя машины Da Vinchi. Для того, чтобы это работало надо иметь надежные сети, ставить туда машины Da Vinchi и хирурги с любой точки земного шара смогут сделать вам операцию. Это тенденция, которая растет и развивается, уже не говоря о том, что мониторинг вашего здоровья можно вести постоянно и тем самым активно мониторить и корректировать здоровье человека

А в постсоветских странах есть условия для технологических разработок?

Сегодня в мире чистого IT нет ограничений для технологических разработок. Деньги , грамотные люди и технологии доступны везде. Знания и проблемы потребителей также общедоступны, просто должна работать голова. Еще в 2003 году я в Непале встречал человека, который управлял большой распределенной сетью спутниковых интернет станций со своего мобильного телефона. Так что таланты можно найти везде.

Если как вы говорите, условия есть везде и возможности у всех равны, тогда почему большинство инноваций рождается не на постсоветском пространстве, а в США и Японии?

Тут уже надо задавать вопрос, где создана экосистема и где люди хотят собираться, жить, работать и что-то придумывать. Ведь придумать идею\технологию или сделать прототип – это всего 25% затрат. А дальше нужно понимать, как прототип превратить в продукт, продукт превратить в бизнес и так далее. Инновационный прорыв  происходит в тех странах, где есть спрос на инновационный продукт. В Украине есть спрос на инновационный продукт? Нет. В России его тоже пока нет. Поэтому все и происходит в Америке, Западной Европе, Японии и теперь еще в Китае, Или в том же Израиле, в котором хайтек является способом выживания экономики.

Ситуация может измениться?

Уже пошли большие изменения. Если раньше, для того чтобы что-то сделать тебе нужно было садиться на самолет и лететь через всю планету, то сейчас это все можно сделать не выходя из квартиры. Вопрос в том, насколько политически грамотны будут государства, где находится интеллект людей. В будущем будет драка за интеллектуальные ресурсы и один Bionic Hill эту ситуацию не изменит.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск