Итоги-2013: Что изменилось в украинском интернете за год?

2709
5

Для украинского интернета уходящий 2013 год оказался насыщенным. Количество ежемесячных интернет-пользователей, по различным данным, оценивается от 16 до свыше 20 млн – в онлайне сидит почти половина населения страны. Из городов-миллионников интернет постепенно проникает в средние и мелкие города.

Жители Украины все чаще пользуются смартфонами и планшетами, и по данным Google, почти половина владельцев смартфонов совершает покупки онлайн. Интернет-торговля растет на 30-40% в год, на рынок выходят новые крупные игроки (можно вспомнить и SmartGuy, и FoodPanda, и LaModa). Для развивающейся отрасли пытаются создать законодательную базу – в 2013 году электронной коммерции посвятили отдельный проект закона. Растет и рынок онлайн-рекламы: в этом году его объем перевалил за миллиард гривен.

К сожалению, негативных для рынка новостей в 2013 году тоже хватало. Власти продолжают давить на онлайн самым эффективным способом: забирают серверы. С таким радикальным подходом в этом году пришлось столкнуться украинскому офису WebMoney, компании GlobalLogic, интернет-провайдеру «Воля», сети «ВКонтакте», файлообменнику FS.to и многим другим. Крупнейшей сделкой медиарынка в прошлом году стала продажа холдинга UMH молодому олигарху Сергею Курченко, выходцу из нефтегазового бизнеса, имеющему связи во власти. После закрытия сделки из крупнейших деловых изданий холдинга Forbes и «Корреспондент» ушло много журналистов, мотивируя свое решение попытками нового собственника ввести цензуру.

itogi-all

Подводя итоги года, редакция AIN.UA спросила у экспертов, чем запомнится Уанету уходящий год.

Дмитрий Лисицкий (UMH Digital), Юлия Марищук (Allegro Group Ukraine), Александр Ольшанский («Интернет Инвест») и Дмитрий Шоломко («Google Украина») рассказали о том:

  • какими были основные тенденции и ключевые события 2013 года
  • как менялся объем рынка уанета в деньгах
  • как отразилась на интернете общая политико-экономическая ситуация
  • оправдались ли их ожидания и прогнозы на 2013 год.

rep1Дмитрий Лисицкий, директор UMH Digital

В этом году мы еще четче стали понимать, что нужно активно двигаться в сторону мобильности. Мобильный трафик заметно растет и в следующем году адаптация к мобильным устройствам станет критически важным приоритетом для нас.

Вторым трендом стала персонализация. Ни для кого не секрет, что пользователю нужно показывать именно тот контент, который ему интересен. Теперь мы поняли, как это реализовать на практике. Мы уже пробовали персонализировать рекламу, когда запускали таргетинг, и эту же технологию хотим применить к персонализации контента, чтобы не только реклама, но и контент был релевантным. Работа в этом направлении уже идет и, надеюсь, в следующем году начнем тестировать эту технологию на «Бигмире», за которым последуют остальные ресурсы.
Что касается e-commerce, в этом году заметен всплеск ТВ-рекламы. Онлайн-магазины начали инвестировать в нее серьезные деньги, которые отобьются не раньше, чем через 5-6 лет. Это означает, что e-commerce-проекты начали играть вдолгую. Если говорить о деньгах, проекты в интернет-торговле, которые показывают ниже 30% годового роста, могут быть уверены, что они делают что-то не так, потому что в этой сфере средние темпы роста очень высокие. Сейчас многие проекты, связанные с e-commerce, переходят к CPA, и это тоже один из тредов года. Но, как мне кажется, в результате в e-commerce останется две крайности: CPM и продажа транзакций. «Жертвы эволюции», переходные схемы вроде CPA в будущем утратят смысл.
[blockquote]Проекты в интернет-торговле, которые показывают ниже 30% годового роста, могут быть уверены, что они делают что-то не так[/blockquote]
В рекламе баннерка растет медленно. Основной рост рынка — за счет видео и спецпроектов.
Если характеризовать влияние общеэкономической ситуации на интернет-рекламу, исторически украинский рекламный рынок в целом по темпам роста в гривнах всегда очень четко коррелировал с темпами роста номинального ВВП. И то, что у нас рецессия и практически нулевая инфляция, приводит к ситуации, когда рынок практически не растет. Такая отсталая страна как Украина просто обязана семимильными шагами догонять мировую экономику. То, что этого не происходит – большая проблема.
Если говорить о протестных движениях, то это выражение населением гражданской позиции — нормальное явление для демократической страны, и я не вижу, как это может негативно сказаться на макроэкономике в краткосрочной песпективе. Будем надеяться, что долгосрочный эффект для страны, и, в том числе, для экономики и интернета будет позитивным.

537Юлия Марищук, директор Allegro Group Ukraine

Из важных событий уходящего года отмечу:

  • стабильный рост рынка e-commerce, за последние несколько лет объем рынка увеличился в 2 раза;
  • активный выход серьезных offline-игроков на рынок интернет-торговли;
  • развитие мобильных приложений;
  • совершенствование систем онлайн-расчетов.

С точки зрения роста доходов проекты Allegro Group показали в 2013 году положительную динамику. Говорить о конкретных цифрах пока рано, однако подобную тенденцию мы прогнозировали еще в начале года.

Что касается взаимодействия политики и рынка, прежде всего, мне хотелось бы отметить готовящийся закон «Об электронной торговле». Это важный шаг, который поможет объединить интересы власти, бизнеса и покупателей.

В целом, наши ожидания и прогнозы на этот год оправдались. По нашим оценкам, рынок ежегодно будет расти на 30-35% вплоть до 2017 года. Прошлый год показал, что покупка в сети не только выгодна с точки зрения экономии, но и постепенно приобретает статус модного, увлекательного занятия. Это способствует совершенствованию бизнес-моделей и развитию систем оплаты.

rep3Александр Ольшанский, президент «Интернет Инвест»

Если говорить о рынке рекламы, крупнейшая сделка года — продажа холдинга UMH. На нашем рынке это большое событие, но я не считаю, что оно будет иметь далеко идущие последствия для рынка в целом. Рынок рекламы в интернете продолжает развиваться, за этот год его рост составил не меньше, а может и больше 40%. Даже для онлайн-бизнеса это огромная цифра.

Ярким событием в медиа стал запуск проектов Hromadske.TV, Espresso.TV, Spilno.TV и освещение ими происходящего на майдане. Их можно сравнить с ролью «Украинской правды» в 2004 году. Фактически, появился новый формат медиа, которого ранее не было у нас на рынке. Думаю, в будущем это серьезно повлияет на развитие медиарынка.

[blockquote]Роль Hromadske.TV Espresso.TV, Spilno.TV и освещение ими происходящего на майдане сейчас можно сравнить с ролью «Украинской правды» в 2004 году[/blockquote]

На доменном рынке самым главным событием стал запуск домена .УКР. На этом фоне слегка потерялось введение новых доменов верхнего уровня (например, .shop, .baby, .site .bank и многие другие), которое окажет не меньшее влияние, чем открытие кириллического домена верхнего уровня.

Также хочу отметить становление валюты Bitcoin. Если раньше это была система для гиков, то постепенно она переходит в массы. Мы видим колоссальное подорожание самих «биткойнов» и использование их в качестве спекулятивного актива. В Украине уже есть компании, которые начали принимать эту валюту. У этой технологии огромный потенциал, но опасность в том, что сейчас курсы растут благодаря вниманию очень большой аудитории и они очень волатильны. Если бы система была централизованной, сейчас должен был бы появиться market maker, который бы имел большой запас этой валюты, и мог бы стабилизировать курс. Но такого игрока нет, и это может привести к подрыву доверия к системе со стороны рядовых потребителей.

Интернет-торговля также быстро растет и выходит в новые ниши: одежда, запчасти для машин, продукты питания и т.д. Если говорить о росте, суммарно по всем сегментам по Украине он составил 30-40%. Покупка товаров и оплата услуг в интернете все больше входит у украинцев в привычку. Например на банковском рынке видна тенденция: люди видят наличие онлайн-услуг как большое, иногда решающее в выборе банка преимущество.

Если же говорить о влиянии общеэкономической ситуации на рынок, у нас сейчас заметна рецессия. Особенно ярко это было выражено в августе-сентябре, в октябре ситуация чуть выправилась, мы это видим по активности бизнеса в доменах и хостинге. Но, в отличие от 2008 года, сейчас рецессия спровоцирована внутриукраинскими, а не мировыми факторами, и отрасль IT все равно будет расти, поскольку она завязана на мировую, а не местную инфраструктуру. Хотя за последние несколько лет политика государства по отношению к инновационному бизнесу и инвестициям была откровенно недружественной. И мне кажется, эта недружественная политика начала приносить свои плоды: бизнес частично выводится за границу, прекращает деятельность, сворачивает инвестиции.

О влиянии Евромайдана на бизнес сейчас говорить сложно: пока неясно, чем это закончится. Но нужно понимать, что IT-предприниматели, поддержавшие протесты — это наиболее образованная, продвинутая часть общества. И чем бы это ни закончилось, влияние этих событий будет заметным.

rep5Дмитрий Шоломко, директор «Google Украина»

С точки зрения потребления информации важнейшей тенденцией 2013 года является более эффективная работа телеканалов в интернете, интеграция и перетекание контента из ТВ в сеть: прямые трансляции футбольных матчей, концертов, ТВ-шоу, развитие обратной связи со зрителями.

Вторая половина года показала значительно усилившееся влияние государства в сети — это и расширенное представительство госорганов в интернете, а также усиление, и кое-где даже ужесточение контроля за тем, что происходит в сети.

Онлайн-видеореклама существенно нарастила свои обороты, и будет продолжать расти до тех пор, пока увеличивается объем ее показов (количество страниц, на которых размещаются видеоролики). Остальные сегменты рекламы тоже прилично растут, стагнирующих сегментов нет.

[blockquote]Стагнирующих сегментов в рекламе нет[/blockquote]

Если говорить о влиянии политико-экономической составляющей, оно проявилось в том, что сетью стали намного более активно пользоваться. Появление новых технологий и улучшение качества доступа в интернет в этом году на передний план выдвинули такие ранее малоиспользуемые сервисы, как онлайн-видеотрансляции, любительское телевидение и видеоподкасты. На объемы рекламного рынка в интернете особого влияния экономики не видно.

Наши прогнозы на этот год оправдались абсолютно полностью. Некоторые вещи, к примеру темпы роста рынка онлайн-рекламы, даже превзошли наши ожидания.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Дима, а проясни пожалуйста насчет СРА и «продажа транзакций». Что ты под транзакцией понимаешь?

  • А еще, AIN стал переходить из тематического ресурса в рупор. Открываешь главную и обязательно будет висеть какой-то политический шлак, который и без того льется из всех СМИ. Может какой-то раздел сделали, чтобы не маячило перед глазами, при этом все неравнодушные имели возможность развлечься.
    Новый год на носу, скорее всего, где-то происходит что-то более позитивное.

  • «Но, как мне кажется, в результате в e-commerce останется две крайности: CPM и продажа транзакций.» — здесь, я думаю, не стоит смешивать модель оплаты (СРМ) и продукт, который покупает рекламодатель (транзакции).

    Более уместной, по моему мнению, будет формулировка «Но, как мне кажется, в результате в e-commerce останется две крайности: имиджевая реклама и продажа транзакций».

    А уже стоимость имиджевой рекламы расчитывается по модели CPM, так как транзакция не является ее прямым результатом.

    В то же время, не соглашусь, что СРА — ««Жертва эволюции» или переходная схемы», так как для ecommerce логично и правильно сводить стоимость рекламы, направленной на прямые продажи к СРА вне зависимости от того, по какой модели оплаты покупается реклама (CPM, CPC, CPA или любые другие).

    Ну и дальше все будет развиваться в сторону COCA, LTV и других показателей, которые изменят продукт от «покупки транзакций» до «покупки клиентов».
    Этими показателями уже оперируют лидеры украинского ecommerce, которые работают с регистрациями и уделяют много времени активации и возврату клиентов.

  • я також би додав статистику щодо росту Інтернет-аудиторій за грудень для ключових новинних ресурсів

Поиск