Как меняются инвесторы Кремниевой долины: отчет с конференции SVOD 2013

1265
3

11Представители Chernovetskyi Investment Group (CIG) посетили одну из крупнейших отраслевых конференций Кремниевой Долины SVOD 2013. В этом году мероприятие собрало более 600 участников, среди которых свыше 150 представителей международных венчурных фондов и бизнес-ангелов, а также более 100 стартапов.

Основным фокусом SVOD 2013 стала тема успешного  предпринимательства. На конференции выступили более 35 выдающихся спикеров, которые рассказали об успешных ИТ-компаниях СНГ и США, о том, как рождались идеи, каким образом они претворялись в жизнь и сколько на этом заработали основатели.

Топ-менеджеры CIG прослушали ключевые доклады и выбрали самые интересные тезисы, которые звучали в этом году со сцены SVOD 2013. Данная информация может быть полезна как инвесторам, так и стартапам.

Как меняется инвестор

Организатор конференции, управляющий партнер в TEC Ventures Анна Дворникова рассказала об эволюции Кремниевой Долины и инвестиционного бизнеса. По ее словам, старые инвестиционные компании, которые пришли в Долину еще в 70-х, теряют позиции из-за своей «неповоротливости». Сегодня эти «гуру» инвестиционного бизнеса проигрывают молодым компаниям в количестве проинвестированных перспективных проектов.

12

Причина таких тенденций в том, что инвесторы старой закалки не всегда могут подстроиться к современным реалиям инвестиционного бизнеса. А реалии на сегодняшний день таковы:

  • хорошие проекты не приходят к тебе сами — их нужно искать;
  • на каждый хороший проект приходится по несколько десятков инвесторов;
  • две трети рабочего времени руководителей инвестиционной компании должно уходить на командировки и живое общение с командами;
  • на высоко конкурентном рынке деньги инвестора уже давно ничего не значат. Котируется лишь то, что он может дать проекту кроме денег — связи, клиентов, поддержку, экспертизу и т.д.

В погоне за тем, кто больше может сделать для проекта, инвестиционные компании все чаще начали прибегать к созданию в своем штате специального отдела с сотрудниками разных направленностей: юристами, маркетологами, дизайнерами, программистами, бизнес-аналитиками. Работой этих отделов является ежедневная помощь портфельным проектам инвестиционной компании. И это еще одна тенденция инвестиционного бизнеса.

Как инвестору найти хороший стартап

Мнение Анны относительно того, что хорошие проекты больше не приходят к инвестору сами, разделяет и Айдин Сенкат (Aydin Senkut), управляющий директор Felicis Ventures. Сидеть и ждать, пока  когда стартап сам обратиться к инвестору за деньгами – значит не получить ничего. При этом, выбрать перспективный проект, не понимая тенденций итрендов на рынке — , невозможно. Поэтому партнеры и руководители инвестиционной компании должны тратить значительную часть своего лично рабочего времени на изучение тех рынков, на которые они сфокусированы.

Основа поиска супер-проектов – личные связи. Это могут быть знакомства или деловые партнерства с другими инвестиционными компаниями, успешными ИТ-предпринимателями и организаторами ИТ-конференций. Именно они могут дать инвестору наводку на лучшие проекты. Однако следует понимать, что такие деловые связи должны быть взаимовыгодными, особенно, когда речь идет о коллегах: сегодня вы отправляете интересный проект другому инвестиционному фонду, а завтра он дает интересный проект вам. В этом заключается суть данного бизнеса.

23

Очень важным аспектом поиска успешных проектов являются хорошие отношения с вашими портфельными компаниями. Когда вы ведете переговоры о приобретении доли в одном из проектов, портфельные компании могут способствовать тому, чтобы сделка состоялась. Так, руководитель портфельной компании может подробно, как предприниматель предпринимателю, описать, как именно инвестор помогает его проекту и каких успехов ему удалось достичь благодаря деньгам, связям и опыту сотрудников инвестиционной компании. Он также может помочь своими связями и опытом рассматриваемому проекту, в особенности, если оба работают в одной сфере. Например, отправлять часть своих клиентов в рассматриваемый инвестором проект. Это очень ценно, особенно на начальной стадии развития, когда стартап только начинает наращивать клиентскую базу.

Найти проект может каждый, а найти подход к собственнику и вырвать его из рук конкурентов – куда более ответственная задача. В этом деле нужно быть очень гибкими, и тут могут пригодиться профессиональные связи. В пример Сенкат привел случай из собственной карьеры. «У нас был один проект, за который мы вели ожесточенную борьбу с другим крупным инвестором из Долины. Однажды в ходе очередных переговоров, собственник проекта обмолвился, что у него есть большие технические сложности в реализации одной задуманной идеи. Мы подумали, что этот вопрос может помочь решить технический директор Yahoo!, с которым у нас были хорошие отношения. В течение часа мы организовали им встречу, в результате которой команда реализовала свою трудную идею, а мы приобрели очередной громкий стартап в свой портфель, «выдернув» его у конкурентов за несколько дней до подписания инвестиционного соглашения», — рассказал управляющий директор Felicis Ventures.

Еще одна хорошая стратегия — находить потенциально перспективные проекты на ранней стадии, налаживать связь с командой и отслеживать развитие. «Как только вы видите, что результаты пошли верх – хватайте их», — рекомендует Айдин Сенкат.

Некоторые инвесторы ошибочно считают, что глубокий аудит проекта даст им полное понимание того, стоит или не стоит инвестировать в проект. Но это не так! Проект или нравится вам с самого начала, и вы искренне верите в него, или нет. Аудит не добавит вам уверенности. Инвестирование – это принятие решения на основании личных ощущений, интуиции и опыта, накопленного в ходе рассмотрения тысяч проектов. В этом деле опираться на сухие цифры значит упускать проекты вроде Facebook, Apple, Google, Microsoft, которые начинались, как авантюра без какого-либо финансового результата. Вы не должны возлагать на аудит больших надежд. Это просто формальность, которую не стоит затягивать на месяцы.

Под конец своего выступления Айдин выделил тренды, которые, по его мнению, будут определяющими в последующие 5 лет. Это управляемые дроиды, генетическое программирование и управление проектами силой мысли.

Как инвестору «не отстать от жизни»

Озвученные Сенкатом тренды звучат немного фантастично, однако для сотрудника инвестиционной компании очень важно не боятся заглядывать в будущее немного дальше, чем оно видится в ближайшей перспективе. Основатель и Партнер в Hummer Windblad Энн Уиндблед (Ann Windblad) поддерживает эту идею. По ее мнению, рынок технологий изменяется настолько быстро, что сегодня вы инвестируете в инновационный проект, а уже завтра он может стать прошлым ИТ-индустрии и быть не интересным ни одному пользователю. Поэтому и проекту, и инвестору всегда нужно быть начеку.

Хорошие проекты – редкое явление, за которым ведется настоящая охота среди инвесторов. В сложившейся ситуации залогом успеха для инвестирования в хороший проект является «заблаговременная подготовка почвы». «Даже если проект сегодня не ищет инвестиций, но вы видите, что он перспективен – наладьте связи и хорошие отношения с его командой. Следите за тем, как он развивается, определите для себя, чем конкретно вы можете помочь этому проекту (кроме денег). Будьте вооружены. И в тот момент, когда проекту потребуются деньги (а это обязательно произойдет, если проект развивается) – вы будете рядом, будете в хороших отношениях с командой и сможете четко сформулировать то, как вы можете помочь проекту стать крупнее и успешнее. Только так «заходят» в наиболее успешные проекты!», — пояснила Уиндлед.

Как сделать проект, заряженный на успех

Король стартапов, ИТ-предприниматель (создал и продал четыре проекта на общую сумму около $3,5 млрд.), Product Manager в Google Майк Кэсседи (Mike Cassady) стоит по ту сторону баррикад. На конференции он рассказал о том, что влияет на успешность проекта с момента его основания. По его мнению, основным залогом успеха в высоко конкурентной сфере остается скорость разработки и вброса проекта на рынок. «Мои проекты строились по следующему принципу. Я ставил цели по разработке на три месяца, достигал их и выводил продукт на рынок. Получал первые отзывы от пользователей, дорабатывал продукт следующие три месяца и снова выводил его на рынок. И так до бесконечности», — рассказал Майк.

Вторым залогом успеха являются люди. Умных и толковых людей катастрофически мало. Искать их нужно только по рекомендациям. А решения по приему таких людей в команду должны приниматься мгновенно.

В-третьих, если что-то не работает в продукте/компании, которую вы создали, и это отчетливо видно – необходимо срочно изменить направление. «В трех из четырех своих проектах я по несколько раз кардинально менял вектор развития, пока не понял, что это именно то, что должно быть», — признался Кэсседи.

Майк – сторонник того, чтобы получать меньше денег сегодня, чем много — завтра. Поэтому он рекомендует направлять получаемый доход на ускорение развития проекта и наращивать капитализацию.

В заключение

Участие CIG в конференции такого уровня дало инвесткомпании возможность не только получить интересные инсайты и поучаствовать в обсуждениях насущных проблем и явлений на инвестиционном рынке, но также заявить о себе как о новом сильном игроке на мировой арене, заручиться поддержкой нужных партнеров и присмотреть проекты для инвестирования. Из Кремниевой Долины топ-менеджеры компании привезли множество полезных контактов, идей и планов на будущее.

svod

Исполнительный директор
Chernovetskyi Investment Group
Андрей Криворчук
Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск