прислать материал
AIN.UA » Социальные медиаКак распознать ботов, фейки и «вбросы» в социальной сети — советы эксперта

Как распознать ботов, фейки и «вбросы» в социальной сети — советы эксперта

6991 10

didcИнформация в социальной сети способна распространяться со скоростью лесного пожара: пользователю проще сразу нажать like или share, чем проанализировать содержимое. В ситуации, которая сейчас сложилась в Киеве, сети вроде Facebook и «ВКонтакте» наряду с полезными функциями оповещения часто становятся «рассадником» фейков, а также питательной средой для информационных вбросов.

Сергей Дидковский, PR-стратег «Ашманов и партнеры Украина» сформулировал для AIN.UA простые правила, с помощью которых можно отличить настоящую новость от  поддельной, а также рассказал, по какой схеме работают информационные «вбросы».

Как отличить настоящую новость от «фейка»

Существует пять пунктов, по которым настоящую новость можно отличить от «фейка»:

  1. Новость должна быть основана на официальном заявлении какой-то стороны. Например, на основе пресс-релиза чиновника или бизнесмена, в идеале — подкрепленного его подписью и печатью. Первоисточником новости должна быть официальная информационная площадка этой стороны (сайт или газета).
  2. Сайт или страница в социальной сети, опубликовавшие новость, должны иметь свою историю. То есть, если вы впервые видите некий сайт со странным названием, на котором размещена «сенсационная новость», то нет оснований ему доверять.
  3. Использование в новости в качестве источника информации «анонима» дает основания считать ее «фейком».
  4. Если новость написана «со слов очевидца», нужно, во-первых, подтвердить его существование, идентифицировать его — для начала хотя бы в соцсетях. Если нет, удостовериться иными способами: сделать запрос автору материала, в котором упомянут свидетель событий. Ведь очевидец, предоставляя информацию, становится публичным человеком. Во-вторых, проверить квалификацию этого пользователя. Например, директор интернет-провайдера с большей вероятностью может знать о тотальном отключении интернета, чем студент-гуманитарий.
  5. Если новость размещают с помощью «ботов», то нет оснований ей доверять. Наряду с ботами часто используют проплаченных «авторов» в социальных сетях, которые говорят заготовленными меседжами, и у которых сотни разных аккаунтов. Они должны вступать с пользователями в дискуссии, иногда провоцировать нужную реакцию.

Как распознать бота?

  1. Странные имя и фамилия (Аристарх Суровый или Региональный Бандерлог).
  2. Отсутствие активности в профиле (нет истории коммуникации с другими людьми, подтверждающими реальность человека).
  3. Излишняя назойливость в распространении информации (спам в комментариях в социальных сетях и блогах, состоящий из однотипных слов и ссылок на некую статью).
  4. Боты никогда не отвечают на личные сообщения и комментарии.

Информационный «вброс» реализуется так:

  1. Определяется «общий враг» и противопоставляемая ему социальная группа (те люди, поведение которых нужно смоделировать).
  2. Создается набор понятных для социальной группы меседжей. Каждый меседж должен быть бинарным, то есть, «мы хорошие, а он (враг) – плохой». Меседжи должны быть основаны на непонимании между врагом и группой и изолированностью между социальной группой и врагом. Они, как правило, ориентированы на эмоциональное восприятие, с минимальной рациональной составляющей. 
  3. Выбирается пул информационных каналов – сайтов, блогов, форумов, социальных сетей – для распространения меседжей.
  4. Выбираются лидеры общественного мнения, которые готовы стать первоисточниками для распространения меседжей. Они должны быть представителями социальной группы.
  5. С помощью ботов максимально широко распространяется информация во всех местах, где есть представители социальной группы. «Именно боты впоследствии поддерживают градус интереса, являясь генераторами слухов. Сама механика распространения слуха подразумевает, что в процессе передачи (из уст в уста) слух обрастает дополнительными деталями (домыслами) уже с помощью самих участников группы», — говорит Сергей.
  6. Впоследствии группа, которая восприняла «вброс», принимает любую информацию против общего врага как правдивую. 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

Загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

10 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Захар Чистяков

Респект! Рассказать АИН, как они сами сделали информационный вброс. Ни на кого не ссылаясь и даже не заметив, что в тексте "документа" говорится про несуществующую в природе "Ирину Москаленко", а тексте писать "Лариса Москаленко" - это правильно! ))) http://ain.ua/2013/11/26/503466

Spector_Kiev

100%! Ребята совсем "не палятся"

В умовах коли ситуація міняється кожної години/хвилини мало хто аналізує новини на предмет "вбросу"

Так называемые "вбросы" спасли немало людей последнее время. Да, часто мы становимся жертвами непроверенной информации, но зачастую это спасает жизнь.
И "авторитетные" источники типа сайта министерства внутренних дел сейчас являются источниками дезинформации.

та ты шо..!

Vladimir Makarov

Берегите себя....и свой мозг. Спасибо автору за статью.

Годная статья, которая может помочь увереннее отделять "зерна от плевел".

Olha Karpenko

Говоря об инфовбросе с фотографиями: лучше не полениться, пробить по поиску, что это за фото.

>"Странные имя и фамилия"

В этом смысле - Ашманов странная фамиля. Человек, который делает вбросы про вбросы, сопредседательствуя в логове галвного распространителя бинарного треша в СНГ.

Статья - тоже вброс(вероятно самораспространяющийся, профессионал все-таки), повторяющий ютубовкий высер Ашманова.
В первой части типа учимся критическому мышлению, потом вдруг, резко, ни с того ни с сего, начинается патентованная конспирология про вбросы. Вместо логичного продолжения с заголовком - "Как в потоке новостей об ужасающих событиях происходящих в реальности распознать вбросы?" - остаются только ВБРОСЫ, без упоминания о такой мелочи как реальность.
Слово "вброс" представленно без контекста. Позитивного контекста не существует, а подразумеваемый но не называемый - ложь. Ложь - в заголовок не поставишь, так мгновенно возникает запрос на третью часть про правду, но стоп - в первой части уже было про это! Зачем тогда вторая?
Мессадж таков.
Активное расспространение информации в интернете - технология выполненная по заказу заинтересованных сторон. Естественного распространения не существует.

***

Девизы партии - "Англичанка гадит"; "Наши цари не могут быть мудаками, если вы так думаете - значит вам так внушили".

http://партиявеликоеотечество.рф/headquaters
http://nstarikov.ru/blog/35945

"Смишной иксперт"... И наговорил глупостей... Ну, ладно, "слив защитан"... Только жалко людей, которые по этим "признакам" будут пытаться что-то там распознать...

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: