Как я убил стартап за четыре часа и почему не жалею об этом

947
3

Украину много и часто критикуют за высокий уровень пиратства. Впрочем, эту проблему сложно побороть даже в более развитых экономиках. Журналист Майло Ияннополус столкнулся с ней прямо в Силиконовой Долине и решил действовать. Вот что из этого получилось.

На прошлой неделе я стал ответственным за смерть стартапа. Это была, пожалуй, самая скорая смерть в истории технологической индустрии: по моим подсчетам,четыре часа от запуска до кончины.

Возможно, это звучит как хвастовство — что ж, наверное, так оно и есть. Позвольте мне пояснить.

Запущенный в четверг Personalpaper.me обещал нечто, что звучало довольно круто: вы бросаете на сайт несколько ссылок, а он распечатывает вам эти длинные статьи, до которых вы никогда бы не добрались в Instapaper или Pocket, в формате красивой газеты и шлет по e-mail. Все это удовольствие обойдется всего-то в $2 за «выпуск».

Продукт создали разработчики агентства ustwo, которое ранее прославилось виральной игрой Monument Valley. Они смело заявили, что в их «газетах» не будет даже намека на рекламу — все чисто и красиво, вполне годится для увлекательного чтения в метро.

Вы, должно быть, уже заметили проблему. Personalpaper.me олицетворял в себе сразу все контентные грехи: нарушение авторских прав, несанкционированную перепечатку и незаконную дистрибуцию в промышленных масштабах. Другими словами, бизнес-модель стартапа целиком построена на воровстве.

Должен сказать, в этот момент агентство, в котором трудоустроены абсолютно все причастные к этому запуску люди, поспешно дистанцировалось от personalpaper.me. Когда я обратился в компанию с вопросом, насколько легален такой бизнес и не выкинет ли он с рынка тех паблишеров, на которых ориентируется продукт, в агентстве мне ответили, что personalpaper.me к ним не имеет вообще никакого отношения.

«Я не осведомлен ни о каких деталях по этому поводу», — сказал представитель компании, когда я обратился к нему за комментариями. — «Это не продукт компании ustwo».

Хм. Я позволил себе усомниться в том, что десять сотрудников агентства, включая одного сооснователя ustwo, просто так твитнули линк на сайт с сообщением о том, как сильно он их порадовал.

Главный разработчик агентства Хуан Дельгадо и его коллеги из лондонского офиса ustwo, ответственные за создание personalpaper.me, сразу начали настаивать на том, что проект был просто «небольшой личной инициативой», которая понравилась «нескольким парням из студии».

Сначала Дельгадо твитит, что он очень признателен ustwo за поддержку в построении продукта, а потом отрицает вовлеченность компании в стартап. Очевидно, кто-то получил «письмо счастья» от босса.

Если проект был официальным запуском ustwo, сотрудники агентства должны были заподозрить, что юридически это сомнительная инициатива. Кроме системы принятия платежей, на сайте не было ничего — ни политики компании, ни правил и условий пользования сервисом, и никаких очевидных свидетельств причастия к нему ребят, которые разработали всю эту прелесть.

Хуан называет себя «диджеем-минималистом мирового класса», поэтому предположительно он понимает, что креативная работа имеет ценность и что ее захват и копирование в другом формате ради собственного обогащения — это неправильно. Чтобы проверить свою теорию, я подписался на одну статью из Rolling Stone и две из Wired, в которых как раз поднимался этот щекотливый вопрос. С моей карты успешно сняли $2.

Читатель, признаюсь, я был немного воинственным в электронной переписке с Хуаном. После моего вопроса, почему его проект поощряет нарушение авторских прав в коммерческих целях, он ненадолго затих а потом положил весь сайт. Стоит ли говорить, что деньги мне никто не вернул? И квитанцию о транзакции я не получил.

С тех пор на сайте personalpaper.me висит довольно печальная заглушка:

Несколько человек обратились к нам с замечаниями относительно авторского права.

Мы, конечно, думаем, что мы чисты, но в качестве меры предосторожности мы приостановили работу сайта, пока юристы нам это не подтвердят.

Если мы в порядке, мы вернемся в бизнес, как только сможем. Если мы не в порядке, мы пожмем вам руку и извинимся.

В то же время, если вы хотите связаться с нами по какой-либо причине, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам по почте. Благодарим 🙂

Безразличие, а иногда презрение, с которым Силиконовая Долина относится к контентному бизнесу, вызывает смех и обиду. Кроме разговоров из области «мы изменим мир» и стремлении рисовать симпатичные интерфейсы, я не могу припомнить ни одной технологии в истории, которая сделала бы долгоиграющий вклад в общественную культуру.

Какой стартап может похвастаться тем, что он сделал в общественную культуру вклад, равносильный «Божественной комедии» или «Потерянному раю», или… ну вы поняли идею. Это значит, что кража контента, за который кто-то заплатил, а другой долго корпел над ним, чтобы доставить удовольствие и знания до читателя, просто не может быть справедливой.

Есть выражение, преимущественно бытующее среди технарей, которые глумятся над контентом в пользу «платформ», что в наши дни письмо ничего не стоит, в особенности если оно — в сети. Но когда медиа-компании собирают сопли в кучу и начинают думать, как им заработать даже на контенте, а венчурные инвесторы швыряют деньги даже в контентные игры, такую позицию невозможно поддерживать. Неявный вывод здесь в том, что такое положение вещей сделало пережитком прошлого передирание платформами авторского контента.

Если бы я радел за благотворительность, я бы, наверное, считал personalpaper.me благородным началом. Наверное, дизайнеры из ustwo даже не думали о людях, которых они оставят без средств к существованию своим проектом — они просто хотели сделать симпатичный продукт. Но наивности и невинности нет оправданий, если речь идет о краже чужих зарплат.

Не буду врать. Я рад, что эта компания теперь мертва.

Силиконовая Долина, перестань убивать то, что ты любишь. В конце концов, а что было бы с вами, если бы я скопировал ваш код, украл ваши фото или деньги с ваших счетов?

И да, Хуан. Ты все еще должен мне $2.

Майло Ияннополус,
журналист и радио-ведущий,
автор книги «Социопаты из Силиконовой долины», которая увидит свет в 2015 году

Источник: TechCrunch

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск