Дмитрий Хомак, Lurkmore: В рунете блокируют все, что попадается под руку

16430
2

Когда в рунете в прошлом году запустили реестр запрещенных сайтов, популярная энциклопедия интернет-культуры Lurkmore попала туда в числе первых. Ее CEO Дмитрия Хомака вызывали на допросы, предлагали денег, чтобы «подчистить» политические статьи: их сложно назвать лояльными по отношению к действующей власти. Позже он уехал из России в Израиль и думает вернуться, только если в стране появятся неподкупные суды. Редакция AIN.UA пообщалась с Дмитрием о том, как в рунете выживают независимые проекты, как Россия ведет с Украиной информационную войну в онлайне, а также о войнах правок во время Евромайдана. Кстати, украинцев среди пользователей «Лурка» — около 15%.

Ты часто пишешь о давлении на рунет, о том, что его сейчас «тупо отжимают». Можешь назвать основные вехи этого процесса?

Первый звоночек — это разделегация доменов по звонку из прокуратуры — то, что случилось с Torrents.ru (он же Rutracker).

Следующий шаг — это внесудебная блокировка сайтов, мы под это попали первыми из больших проектов. Вне суда и следствия один эксперт по стуку очевидцев выносит решение о том, что сайт нарушает закон. Сайт попадает в черный список, недоступен на территории РФ. Русские провайдеры под угрозой штрафов и лишения лицензий должны его блокировать.

Дальше — запрет мата в СМИ. У тогда еще живой «Ленты» (Lenta.ru — ред.) потребовали из архивов вычистить статьи о русском мате, с участием экспертов-филологов. Закон сработал, не имея обратной силы.

В феврале этого года вступил в силу закон о мгновенной блокировке сайтов. По звонку из прокуратуры в «Роскомнадзор» любой сайт может быть закрыт за три часа «за экстремизм». Никто никому не должен отчитываться. Никому еще не удавалось в суде оспорить такую блокировку — Грани.ру, к примеру, пытались. При блокировке «по черному списку» хотя бы давали трое суток, присылали выдержку из заключения эксперта. Сейчас прокуратура решила — и все.

В рунете запускают госпоисковик, угрожают запретить Twitter и обыскивают офис «Яндекса». Можешь прокомментировать?

Россия хочет послушный интернет. Это, в принципе, то, чем интернет никогда не был — и в таком режиме он очень плохо работает. Государству нужен поисковик, который бы приводил пользователя на сайт Генеральной Прокуратуры или «Первого канала». А вот эта свобода, которую они постоянно называют «вседозволенностью», им на фиг не нужна. Интернет должен быть послушным, а если будете себя плохо вести, останетесь без интернета.

lurk1

Где-то так выглядит неподдельная народная любовь к политическим лидерам

Вы пару лет назад перенесли «Лурк» в зону .to, помогло “спрятаться” от властей?

«Лурк» очень недолго хостился в России, затем — в Техасе, сейчас — в Голландии. Домен сменили, когда в 2010 году заблокировали Torrents.ru. Ведь сейчас по звонку из прокуратуры любой домен могут отозвать. Хоститься можно где угодно, но если ты в интернете светишься хоть как-то, тебя найдут. У нас еще парочка доменов в запасе есть, на всякий случай.

Твой рецепт: куда спрятать серверы, чтобы не достали?

Если изначально предполагаете, что у проекта будут проблемы с властями, хостить нужно через подставных лиц где угодно, лишь бы за границей. Но мы не прятались.

Когда запустили реестр запрещенных сайтов, «Лурк» туда попал одним из первых. Как решаете такие вопросы?

В чем шиза этого закона? «Роскомнадзор» не умеет блокировать страницу, блокируют IP. Если это маленький хостинг, ложатся сразу несколько сайтов. В России запрещен, к примеру, сайт совершенно безобидной музыкальной группы Astral Projection. Они сидели на недорогом хостинге, и через тот же IP другой сайт торговал спайсами. Закрыли всех. Называется: кто-то в квартале торгует наркотиками — оцепим и выселим весь квартал.

Когда нас блокировали, мы были недоступны ровно 15 минут, наши сисадмины быстренько перетащили сервер с одного IP на другой. Но вообще уберечься от этого — никак, если ваше имя не Навальный. Блокируют все, что попадается под руку. И это не шутка.

Если приходят из «Роскомнадзора» — блокируем конкретную страницу для русских IP. Тогда в Украине, Беларуси ее видно, а из России можно зайти через VPN.

lur5

А с провайдерами нельзя договориться?

Нет, они всегда под ударом. В России провайдерская деятельность по уши зарегулирована еще с конца 90-х. У каждого стоит «черный ящик», куда ФСБ имеет право заглядывать и следить за всем, что делают пользователи. (Имеется в виду закон о внедрении ФСБ системы СОРМ-2, который предписывает каждому провайдеру в РФ обеспечить канал данных для ФСБ и по первому требованию давать доступ к электронной почте и всем действиям человека в сети — ред.).

Кроме того, сейчас на провайдерских форумах обсуждаются законопроекты, по которым только госпровайдеры вроде «Ростелекома» будут иметь право гнать трафик из-за границы.

Ты рассказывал, что не раз бывал на допросах, а кто-то из «Лурка» даже выехал за рубеж в связи с интересом правоохранителей.

Я выехал в Израиль, сейчас живу в Тель-Авиве. К парню, который регистрировал lurkmore.ru, тоже приходили. Домен сначала принадлежал ему, потом мне, и мы с ним значились во всех документах. Как-то раз меня позвали на допрос, а у этого парня из Ростова был обыск прямо у него дома. Это следственный комитет так пользовательские данные запрашивает, чтоб вы понимали. Я сходил на допрос с адвокатами, мне указали, что если следователи из Адыгеи пришлют запрос, мы должны слить им все пользовательские IP. Ростовчанина также вызвали в местный следственный комитет с адвокатом. Человек почти сразу после этого свалил из России.

Учитывая все вышесказанное, что будешь делать с «Лурком»? Закроешь?

Дело в том, что проект и так на последнем издыхании. Он морально устарел. Вообще, в онлайне сейчас сворачиваются user generated проекты — это объективный процесс. Самое смешное, что вся эта возня с блокировками продлевает «Лурку» жизнь, подогревая интерес. А сам проект на спаде. Написаны практически все статьи для того поколения, которому это было интересно. Те, кто мог бы туда писать, сейчас уже заводят семьи, устраивают карьеру, им не до приколов в инете. А школьников нам нечем заманивать, мы не успеваем за молодежными околошкольными мемами, они варятся у себя во вконтактиках.

Это общемировая тенденция: в онлайне стало намного больше людей и большинству интереснее потреблять, чем производить контент. Значительная часть пользователей Twitter не написала ни одного твита. Плюс, из-за сильного роста аудитории общий интеллектуальный уровень в онлайне как-то очень резко просел, мы не ожидали этого. Почитайте комментарии к любому популярному ролику на YouTube.

Не думаю, что буду закрывать «Лурк», это прекрасный документ эпохи, второй половины 00-х. Те, кто будут в ближайшем будущем рулить остатками рунета, смогут поностальгировать. Если, конечно, его совсем не запретят здесь. Тогда это будет «эмигрантская газета».

Вы общаетесь с «Роскомнадзором». Недавно чиновник оттуда заявил о возможности блокировать Twitter и Facebook. Прокомментируй.

Проблема не в том, что заявил Максим Ксензов, проблема в том, зачем он это сделал. Что интересно, он — очень исполнительный, очень лояльный чиновник и действительно желает интернету добра, как он его понимает. И он озвучил то, чего все боятся, но в открытую об этом говорит только Антон Носик. Русский интернет может быть выключен в любой момент. “Роскомназдор” — это ведомство, которое посажено около рубильника, и может этот рубильник дернуть. Которое ничего не решает, а выполняет приказы, как часовой на КПП: скажут стрелять — стреляет.

Когда у нас закрыли файлообменник EX.ua, пользователи возмущались, ддосили сайты властей, кто-то даже выходил на митинги. У вас такое возможно, если отключат любимые сервисы?

У нас достаточно подло давят рунет по частям, и народ постепенно привыкает к тому, что закрыть сайт — это ничего страшного. Когда закрыли «Лурк» в 2012 году, я 30 часов говорил по скайпу с журналистами, выходил в прямой эфир. Для всех это был шок. Сейчас, как видишь, заявление Ксензова о блокировке Twitter особой драмы не вызвало.

Чтобы поднимать скандал, чтобы люди выходили на улицы, нужны каналы кроме фейсбука. Очень важна была «Лента.ру» — люди видели, что не все потеряно, что есть альтернатива круглосуточной радости по поводу «крымнаш». А новая «Лента» уже сбивается в статьях на фразы стиля «украинско-литовские фашисты» и «мы им покажем».

Если все независимые проекты отключат, будет как в Китае. У них всего несколько миллионов обходят блокировки, используя VPNы. Обойти их несложно, блокировки толком и не работают. Но для критической массы пользователей выгороженный интернет — это все, что им нужно. Когда существуют независимые СМИ, когда есть альтернативная подача тех же украинских медиа — это одно. В информационном поле, как ни заливай его пропагандой, всегда есть контртечения. А когда все отключено, все будут висеть во «ВКонтакте», и там будет сплошное «славапутину» и «крымнаш». А несогласные будут сидеть по кухням и возмущаться.

lur1

«ВКонтакте», по крайней мере официально, постоянно заявляет о своей аполитичности…

Минуточку. «ВКонтакте» давно работает с органами так называемого российского правосудия по ст. 282 УК, это «фашистская статья». Как это работало? Допустим, условно, есть какой-то малолетний гопник, ничего сам не пишет, репостит смешные картинки, котиков, и вот перепостил плакат с «зигой». А во «ВКонтакте» обычно указано и имя, и фамилия, и город. Администрации отправляли запрос, и вскорости к этому парню приходили: 282 статья, два года условно.

Теперь, когда «ВКонтакте» полностью через подставных лиц принадлежит государству, вопрос не в том, что там нельзя свободно самовыражаться. Можно. Но к тебе придут.

Идет ли война правок на «Лурке» в статьях по Крыму, Евромайдану?

Конечно, если заглянуть в обсуждения, там дискуссии побольше самой статьи. Нет никакой общности анонимусов, все воюют со всеми. Сейчас почти никто не контролирует, как выглядит статья. Это хаос. Я, к примеру, не знаю, какие политические взгляды у админов. Знаю, что около трети примерно — украинцы.

В обсуждениях есть и дофига вбросов с провластной стороны. После жуткого информацинного кризиса 2008 года русские околомедведевские хипстеры подготовились и, начиная с прошлого года, разыграли информационную войну как по нотам, на ура. Никто от них этого не ожидал. А Украина к такой войне была явно не готова.

А подробнее можешь об информационной войне в интернете рассказать?

Все очень просто. Самый простой, хорошо опробованный проклемлевскими чуваками метод: превращать любые комменты не в балаган даже, а в выгребную яму. Приходят 50 ботов в комменты и пишут “славапутину”. Это даже не столько пропаганда, сколько невозможность обсуждения.

Нарушу закон Годвина, но приведу такое сравнение: германские нацисты в 20-30 годах делали так: приходили на собрания, например, коммунистов, и криками их срывали, а для закрепления эффекта еще избивали кого-нибудь. В наши дни никому черепа крушить не надо, достаточно сорвать обсуждение. Газета Guardian жаловалась, что в их статьи на английском приходят русские боты и превращают обсуждение в выжженное поле.

Кроме этого, работает и «позитивная» информвойна. В ней участвуют не самые глупые, но достаточно беспринципные люди из блогеров. Хорошо в онлайне работает пропагандистский арт — та же идея демотиваторов, которую впервые опробовал в политических темах Егор Просвирнин («Спутник и погром», российское националистическое издание — ред.).

Нам, кстати, за деньги предлагали подчистить кое-какие политические статьи. Я даже не стал отвечать на письма.

Ты живешь в Израиле, расскажи о стартап-сообществе там?

Въезжаешь на поезде в Хайфу и по правую руку видишь высотки Intel, Microsoft, Google. В Тель-Авиве офисный центр Electra Tower, несколько этажей там занимает Google, стартапам для общения выделили целый этаж.

Во всем Израиле — около 7 млн населения, при этом в Тель-Авиве митапов для стартапов проходит больше, чем в Москве, постоянно можно найти, с кем из стартаперов потусоваться. Но здесь много значит армейская служба, стартапы часто начинают бывшие армейские товарищи.

И власти здесь не такие недосягаемые, как у нас: можно в пригородном кафе встретить мэра города, который зашел пива попить.

Когда Дуров объявлял о своем уходе, то назвал условия, при которых он вернется в Россию. Для тебя такие условия есть?

Я предпочел бы вернуться, здесь хорошо, но дома лучше. Но пока в России не будет независимой судебной системы, смысла нет. В Израиле суды не зависят от других ветвей власти, поэтому договоры, даже устные, соблюдаются очень строго. На низшем уровне власти здесь вообще коррупции нет, попытаешься дать взятку гаишнику, считай, у тебя — огромные проблемы.

Какой проект было бы интересно запустить после «Лурка»?

Казуальная наука всегда будет пользоваться популярностью. Это ниша для гиков, каковым я был всю жизнь. Интересный контент о науке, о технике будет всегда востребован: MythBusters снимают 15-й сезон, есть множество игр, вроде EVE Online или Kerbal Space Program, у которых есть своя, большая аудитория технозадротов. Огромной популярностью пользуются программируемые Lego-роботы. Так что это будет какой-нибудь хулиганский научно-популярный сайт, что-то в духе американского cracked.com.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск