Как украинский стартап зарабатывает на промышленных дронах

7995
15

Одним из наиболее перспективных направлений в IT эксперты неоднократно называли беспилотные летательные аппараты. Украинские компании также активно интересуются этой тематикой. Недавно команда из четырех человек запустила проекты Drone.UA и DigiFly.com.ua, нацеленные на коммерческое использование дронов.

Проект запустился в начале 2014 года. Руководят проектом сооснователи Валерий Яковенко и Февзи Аметов. У Валерия есть опыт запуска своих интернет-проектов: еще будучи студентом, он запускал интернет-магазины, затем создал агентство Blogolize, до недавнего времени курировал всю online-активность Platinum Bank.

Валерий рассказал AIN.UA, что идея заниматься дронами появилась во-первых, потому, что это потенциально доходный бизнес, во-вторых, потому что в команде Blogolize оказалось сразу несколько человек с опытом разработки софта под автопилоты и знаниями в этих отраслях. «Подобрать такую команду — это большая удача», — считает он.

drone1

Команда стартапа на тестах оборудования

Два проекта — это два направления работы стартапа. DigiFly — это услуги (съемка объекта, разработка рекламного ролика, инспектирование территории с помощью дронов). Drone.UA — подготовка решений (сборка беспилотников на базе мультироторных или самолетных платформ, решения по дистанционной работе с ортофотопланами, снятыми другими дронами и т.д). Команда также занимается разработкой индивидуальных решений и специальных датчиков для них. Сейчас у стартапа в парке семь дронов: пять различных коптеров и две самолетные платформы.

На данный момент стартап не разрабатывает свое ПО, используя готовые open source-решения (к примеру, систему автопилотирования для дронов Ardupilot). Собственная разработка — в планах.

Сейчас команда сфокусировалась на решениях для аэрофото- и видеосъемки. Такая съемка востребована в сельском хозяйстве, телекоме, энергетике. Например, с помощью дронов можно дистанционно и быстро проверять состояние полей, оборудования, технических сооружений, осмотр которых привычным способом связан с риском для жизни и здоровья сотрудников.

Примеры применения технологии на практике: агроном, используя легкий коптер, способен в течении 5-10 минут получить исчерпывающую информацию с высоты 200-300 метров о состоянии посевов, наличии или отсутствии проблем и их масштабе. С помощью дронов Drone.ua с/х-компании уже анализируют агроарены и демополя, где тестируются гибридные культуры, различные микроудобрения, гербициды, инсектициды и регуляторы роста. Данные с воздуха дают оценить состояние культуры после применения разных препаратов, подсчитывать всходы, оценивать урожайность и результаты работ после сборки урожая и т.д.

drone2

Если говорить о картографии, с помощью самолетных платформ можно составить детальный ортофотоплан с учетом рельефа, с разрешением до 1 сантиметра на пиксель, при этом за один вылет (до 80 минут) можно охватить площадь до 4-х квадратных километров. Съемка может вестись как с использованием камер видимого спектра так и с получением информации в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне. Это дает возможность анализировать вегетационные индексы, такие как NDVI.

Проект пока развивается без стороннего финансирования, инвестиции планируют привлекать позднее. Цены зависят от ТЗ и условий работы. К примеру, составление детальных ортофотопланов местности с использованием дронов стоит около 30 грн за гектар, но во многом это зависит от требуемого разрешения, привязки к РТК-сети и т.д. Готовые решения, например, самолетные платформы с ПО для управления и комплектующими стоят от $5000, в эту стоимость также входит обучение персонала. Если же говорить о небольших коптерах для оперативного мониторинга, то цена составляет от $1800.

Оставить комментарий

Комментарии | 15

  • Ок. А что с разрешениями на съёмку, использованием частот и т.д.? Я о том, что коммерческое использование БПЛА в Украине вроде как не урегулированно. Формальный идиотизм — летать можно, продавать услугу — нет. Есть еще один маленький нюанс… Главное управление разведки. Да ребята… В нашей стране, если ты предлагаешь услугу аэрофотосъёмки, то должен её согласовывать и передавать материалы на проверку. Рассказы о том «да мы ж поле снимали» могут легко стать серьёзными проблемами для любого «карлсона» с камерой. Не критикую, а интересно. Даже готов объединить усилия в «преодолении предрассудков»))).

    • Вроде бы лицензиями урегулированно.

      • Нет таких лицензий. Есть сертифицированные борты и камеры, которые допущенные к аэрофотосъёмке. Есть утвержденный порядок согласования и выполнения аэрофотосъёмки. Есть порядок согласования её материалов. Есть специальное разрешение СБУ на проведение деятельности, связанной с государственной тайной. Есть сертификаты землеустроителей и геодезистов, которые требуются для выполнения картографических работ. Я не с проста спросил об этом. БПЛА как участник воздушного движения в Украине отсутствует. Как и где его можно ЛЕГАЛЬНО использовать коммерческим компаниям — неизвестно. И если Вы немного поищите — то поймете, что это проблема не только у нас, но и Европы и США. В этом году FAA выдало первые (!) коммерческие лицензии. В Европе разные правила для разных стран. Я понимаю, что снимать и без этого можно… Это легко… Но все таки… Не всё ж по полям рыскать…

        • Работал в Geosystem, получали лицензию.
          Я о аэрофотосъемке)) просто комент ваш не внимательно прочитал. С беспилотниками все верно.

          • Была раньше лицензия — отменили. АФС-деятельность повесили на ГосАвиаСлужбу (ГАС). Относительно БПЛА: я как-то набрался мужества и попросил разъяснений в ГАС. Ответ даже получил. Запрос был от серьезной специализированной компании, которая на рынке геоданных уже более 8 лет, имеет режимный отдел и откартировала чуть ли не полстраны. Ответ — Нормативной базы нет, дать разрешение для коммерческого использования — нельзя. В тоже время прямо запрещающих актов — нет. Получается вроде как и не запрещено и не разрешено. Сейчас стране не до того конечно, но нужно начинать искать компромиссы.

          • Есть еще одно мнение.
            Снимать, в принципе, может кто угодно. Но потом нужно передавать материал в соответствующий орган, чтоб они дали резюме, что в материалах секретных объектов нет.

          • Не совсем так. Сначала нужно получить разрешение на съёмку, а после передавать материалы на проверку. Проблема вся в следующем: разрешение на съёмку могут дать только сертифицированным бортам. ГУРу, передавая на проверку данные, тоже необходимо указывать тип камеры, сертификационное свидетельство , номер борта. А номер борту дают только тем кто прошел сертификацию. А для БПЛА нет процедуры и базы сертификации… И все… приехали)

    • Данный вопрос действительно не урегулирован и на данном этапе​ важно соблюдать технику безопасности и максимально нивелировать все риски, другими словами четко планировать работу и не летать там, где «не положено». Даже на уровне служб, насколько мы знаем, разрешительной процедуры нет. В то время как, например, в России действительно нужны разрешения от разведки, штаба и еще бог его знает какие. Объединение усилий это правильный подход, ведь рано или поздно этот вопрос должен быть грамотно урегулирован.

      • Особенно над Майданом было безопасно летать….. Хотя фото и видео получились исторические.

      • В России кстати все достаточно просто. Да, они требуют наличие режимного отдела, но это скорее из-за монополизации афс и картографических услуг. Там сильно стараются контролировать число участников этого рынка и их деятельность (тайн у москвы огого скока). Поэтому лицензии и допуски там очень важно. Но если все есть и территорию проекта утвердили — далее все просто. Для БПЛА есть правила куда и как летать. Позвонил в авиаслужбу, сказал когда и сколько снимаешь. Тебе закрыли «небо». Все. Работай спокойно. Без вертолетов, которые идут на 100 метрах в твою сторону. Совсем другая сторона — безопасность для граждан. Тут тонкие материи и до конца ничего нельзя гарантировать. Поэтому придется много объяснять и показывать. И так про каждое устройство. Важно понимать вот что — без участия тех кто делает устройства и использует их, наши госорганы ничего не выпишут т.к. ничего про это не знают. Им все нужно показать. Чужой опыт — не подойдет. Они должны увидеть работу устройств в небе, понять как они ведут себя вне штатных ситуаций и где каждый из видов целесообразно применять.

        • Мы, равно как и другие участники рынка, только заинтересованы в грамотном регулировании этой сферы. Главное, что нужно сделать- это внедрять регуляторную политику, плотно сотрудничая с существующими компаниями. Очень важно при этом брать опыт других, более цивилизованных стран.

  • Очень много людей занимаются беспилотниками в виде FPV, даже лаборатории увлеченных этим делом созданы. Но в чем стартапность то? Заказать с хоббика запчастей и собрать модель? Так их можно и в местных магазинах в собранном виде заказать просто дороже будет и не то удовольствие.

    Так что, назвались стартапом, давайте Украинскую FPV тушку =)
    С удовольствием поддержу отечественного производителя.

  • Требуется помощь армии профессиональными советами.
    Юрий Касьянов — https://www.facebook.com/brtcomua?fref=nf
    Интересуют следующие штуки:
    1. Квадрокоптеры или другие летательные аппараты для наблюдения и разведки – достаточно бесшумные, с дальностью полета до 3-4 км, высотой полета до 400-500 м;
    с возможностью выполнять полет по программе; с передачей качественной «картинки» на пульт оператора в режиме реального времени.

Поиск