Как научить детей любить компьютеры и роботов: интервью с донецким учителем

2649
3

Иван Шихат-Саркисов выучился на математика-теоретика, но успел поработать в компьютерном клубе и на шахте, прежде чем понял, что больше всего ему нравится учить детей программировать. На собственном энтузиазме и фактически без денег он смог организовать в Донецкой области представительство международной программы Code Club (проект по бесплатному обучению школьников программированию), клуб по робототехнике, компьютерные курсы для детей, готовит школьные команды для участия в конкурсах по робототехнике и создает курсы для iTunes U (образовательный раздел в iTunes). Редакция AIN.UA пообщалась с Иваном о его работе с детьми, IT-образовании в Украине и силе социальных сетей как краудфанд-площадки.

lego5

Как родилось ваше увлечение IT?

Мое детство — советское, безкомпьютерное, из девайсов в старших классах был только калькулятор. Первое знакомство с компьютерами случилось, когда поступил в ДонНУ, на математический факультет. В одной комнате в общежитии жил однокурсник, у которого папа работал в банке в отделе информационной безопасности и был заядлый фидошник. Так этот парень из дома привозил для нас распечатки из фидонета. Компьютеры, к которым у нас был доступ, сейчас покажутся смешными: черный экран, зеленые буквы, консольное управление, 8 мб оперативной памяти.

После вуза, в Димитрове (это маленький шахтерский городок в Донецкой области) знакомый предложил открыть компьютерный клуб, там я фактически работал сисадмином. Ночью клиентов было немного, и я понемногу занимался самообразованием.

А когда начали преподавать? Почему с математическим образованием, с опытом работы админа, пошли не в IT, а в учителя?

В клубе постоянно приходили дети поиграть в Counter-Strike, но я понимал, что одними играми они не разовьются, и для себя отметил тех, у кого в глазах был «блеск интеллекта». Искал для них логические игры, подсказывал, как устанавливать программы, работать с компьютером. Фактически, был репетитором. Я не просто сам учился, мне хотелось стать проводником, то, что я узнал, откопал, передать другим. Когда товарищ привез из Донецка диски с уроками академии ШАГ — по С++, пятому фотошопу, HTML 4.0, Corel и администрированию Windows 2000, я окончательно понял, что IT — это мое.

Полноценно стал преподавать, когда из клуба ушел на шахту. В то время, в начале 2000-х начали резко дешеветь компьютеры, многие брали для детей и обращались ко мне с просьбой помочь выбрать, настроить и обучить ребенка с ним обращаться. То есть, в свободное от работы на шахте время я тогда занимался компьютерным репетиторством, от 8 до 10 человек на постоянном обучении.

В то же время, старался учиться сам, изучал HTML, CSS, помню, как на рабочем столе валялась куча сверстанных страничек, никуда не загруженных. С 2004 года учился в ШАГе, правда, из-за смены преподавателей не очень разобрался и завалил там C++, но хорошо сдал дизайн и верстку. Примерно на «экваторе» срока обучения получил приглашение работать, работал завучем и одновременно преподавателем, вел детское направление в академии.

В 2013 году ушел, снова занялся репетиторством, думал о запуске своего IT-центра, разрабатывал курсы для днепропетровского IT-центра Level Up, например, по Mac OS X. Apple — это вообще моя тема, я их многолетний фанат. Сейчас веду факультативы в Донецком лицее информационных технологий №61 и продолжаю репетиторствовать.

В этом лицее вы первым в Украине организовали занятия по Code Club — всемирной программе бесплатного обучения детей программированию. Как удалось это сделать?

В Димитрове организовали Библиотеку семейного чтения с неплохим компьютерным классом. Летом 2013-го, при поддержке городского совета я организовал в этой библиотеке Летнюю компьютерную школу для детей. В это же время увидел статью на AIN о том, что осенью в Украине запускается Code Club, и меня эта идея очень воодушевила. Помчался действовать на всех парах: связался с координатором Code Club в Украине Марылей Босакевич, рассказал, что класс и группа для обучения у меня уже есть, мне выслали обучающие материалы, перевел их на русский. 10 октября на IDCEE объявили о старте Code Club в Украине, а в Димитрове первая группа запустилась 6 октября. Детям очень нравилось программировать, даже самая маленькая, 8-летняя ученица старалась не отставать от сестры.

Это был первый Code Club, правда, под Новый год занятия пришлось приостановить, в библиотеке было очень холодно, занятия проводили буквально в шубах.

codeclub1

Потом запустили Code Club и на базе донецкого лицея, в первые группы набралось около 40 человек 5-6-классников, в январе организовали такие же занятия, но для младших классов, собрали группу в 15 человек, они в мае выпустились. В сентябре будем набирать новую группу.

Под Новый год вы на волонтерские средства запустили клуб по робототехнике для школьников. Расскажите о нем.

Все началось с акции «Час кода» (Hour of Code) по популяризации IT-образования. Ее поддерживают Micfosoft, Facebook, многие другие известные компании.

Одно из самых популярных видео проекта Code.org,  который проводит Hour of Code

В анонсе было приглашение стать волонтером по переводу материалов для акции, я связался с куратором, поучаствовал в переводе на русский и украинский. На сайте акции увидел каталог образовательных ресурсов, с помощью которых дети могут учиться кодить. Там были лего-роботы, новая серия Mindstorms EV3. Дети очень любят конструкторы. И первая моя мысль была: где бы взять денег (может кредит?), чтобы купить роботов — они дорогие, примерно по $500, и датчики к ним стоят где-то $30-50.

Надо сказать, я принимал участие в организации IT-ивентов и тусовок в Донецке, остались друзья, знакомые, среди них много программистов. Так что решил собрать деньги на клуб робототехники с помощью краудфандинга. Сделал страничку на Facebook, выборочно в личку некоторым айтишникам написал о своей идее сделать бесплатный робоклуб для детей. Договорился с директором того же донецкого лицея, чтобы выделили класс под занятия. Кампания запустилась 10 декабря, за 2 недели собрал 10 000 грн, на 15 января — 15 000 грн, а на конец месяца — 22 000 грн. Так что смогли купить трех роботов и запустить три группы: одну с детьми разного возраста, от 8 до 14 лет, и две — для маленьких детей, из 1-2 классов.

robo2

Первая группа выпустилась в начале мая. Дети научились делать собственные моторизированные модели, использовали датчики, программировать роботов. Причем учили как простейшие программы, типа: «робот едет 2 секунды, останавливается, разворачивается», так и сложные, например для роботов-сумоистов. Для новичков это непросто: программа, заставляющая роботов толкаться в кругу, использует датчики цвета, моторы, это нелинейная программа, с оператором выбора, с циклом, в ней можно использовать переменные. Часть детей на сложных уровнях отсеялась, но тем, кто остался, было очень интересно учиться. Всего за это время около 30 детей получили базовые навыки программирования.

robo4

Из группы, которая выпустилась, в сентябре будем формировать команду на конкурс «Роботика-2015», на олимпиады, на FIRST Lego League (международное соревнование для школьников и студентов).

Благодаря фото конкурсных работ в Instagram с вашими подопечными пообщались руководители космической компании Sea Launch…

Да, в апреле в Украине проходил финал фестиваль «Роботика», и школьники из лицея №61 делали для конкурса архитектурный проект — плавучий космодром Sea Launch. Я выкладывал фото макета в процессе работы в Instagram, подписывал тегами #robotica2014, #lego #legography и #sealaunch. И очень удивился, когда фото начал лайкать корпоративный аккаунт самой Sea Launch, а затем их директор по маркетингу предложил написать о донецких школьниках статью и фоторепортаж.

lego1

Тот самый проект донецких школьников, который заинтересовал международную космическую компанию Sea Launch

Возвращаясь к робоклубу, я уверен, что подобные клубы можно организовать своими силами в любом городе Украины. Если что, готов делиться опытом с энтузиастами (инфографику о том, как создать робоклуб, можно посмотреть здесь).

Кроме преподавания в группах, вы делаете курсы для iTunes U — по инфографике и робототехнике. Расскажите, как появилась идея и на кого рассчитаны курсы?

Как уже упоминал, я давний поклонник как аппаратных, так и программных решений Apple, в частности, в образовательной сфере. Начиная с iPad 2 регулярно мониторю образовательные приложения и по мере возможности включаю их в свою работу преподавателя, в учебный процесс учеников.

Платформой iTunes U заинтересовался в начале 2012 года, после обновления системы и появления другого инновационного продукта для образования — iBooks Author (программа для Mac OS X по созданию интерактивных мультимедийных учебников). И первый мой опыт разработки и публикации учебника я совместил с публикацией курса (о курсе подробнее писал в блоге).

Факт, что курс не находится в общем каталоге iTunes U и недоступен системе поиска, был сдерживающим. Как его удалось обойти? В январе 2014 года Apple расширила список стран, учебные заведения которых имеют право авторизовать своих преподавателей для публикации курсов в открытом доступе. Украина в состав стран не попала, увы. Зато попала Россия. Дальше пообщался с таким же фанатом Apple как и я, в Красноярске, и в результате курс по робототехнике опубликовала красноярская гимназия Univers.

Сейчас на курс по инфографике подписаны более 1700 пользователей, на робототехнику — более 500.

У вас много знакомых в IT-сообществе региона. Как влияют на индустрию и IT-образование события последних месяцев?

Есть несколько знакомых ребят, которые работают в одной компании, но с совершенно разными точками зрения — кто-то поддерживал идею вхождения в Россию, кто-то, наоборот, грудью стал на защиту целостности Украины. Сложно говорить о каких-то единых настроениях.

В Донецке, естественно, все нервничают. Но до последнего времени все это было сосредоточено в радиусе 500 метров вокруг ОГА. С одной стороны — шины и кто-то что-то кричит в микрофон, с другой — мамы с детьми гуляют. Это были точечные волнения, которые практически не влияли на жизнь города.

Наши занятия приходилось отменять: родители часто не пускали детей из других школ ехать через весь город. Мой знакомый Павел Алексеев, донецкий программист и еще один координатор Code Club в регионе, как-то проводил занятия чуть ли не на чердаке, чтобы не подвергать детей опасности.

По состоянию на начало июля это очень больная тема. Нестабильность не позволяет четко планировать развитие проектов и ухудшает возможности общения с горожанами. Планы приходится строить с пониманием того, что в любой момент все, возможно, придется отменить. Все, что возможно, переведено в онлайн-режим. Все, кто мог уехать и/или перевести бизнес в другие регионы/страны, сделал это.

Тем не менее, верю в лучшее. Дважды отмененный фестиваль технического творчества для детей города пришлось запустить в онлайне. С другой стороны есть плюсы, это позволило выйти на всеукраинский масштаб – уже есть конкурсанты из Киева, Харькова, Винницы и Донецка. На август объявил набор в группы летней LEGO-школы в рамках RoboClub. Также обдумываю новую краудфандинговую кампанию, чтобы расширить материально-техническую базу RoboClub.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск