Сегодня инвесткомпания Chernovetskiy Investment Group и Zakaz.ua Егора Анчишкина объявили о сделке. За миноритарную долю в сервисе доставки еды инвестор заплатил $2,5 млн. Это крупнейшая публичная сделка с участием украинского стартапа в 2014 году, который пока не изобилует позитивными рыночными новостями. AIN.UA выяснил, что побудило CIG вложиться в компанию, как проходили переговоры и каковы дальнейшие перспективы Zakaz.ua.
По словам управляющего партнера CIG Андрея Криворчука, с Анчишкиным они познакомились около полутора лет назад. Тогда же CIG заинтересовалась его проектом, но сближаться стороны не спешили. “Первые полгода мы потратили на то, чтобы понять, чем можем друг другу пригодиться”, – вспоминает Криворчук. Следующие восемь месяцев ушло на due dilligence и подготовку сделки – все это осложнялось событиями, происходящими в стране с начала 2014 года. Впрочем, на планы обеих сторон это никак не повлияло.
CIG нельзя назвать очень активным инвестором – по крайней мере пока. “У Family-офисов вроде нашего отношение к деньгам гораздо более щепетильное, чем у венчурных фондов, мы тщательнее отбираем проекты”, – поясняет Криворчук. Zakaz.ua стал первой публичной инвестицией за полтора года, прошедших с момента основания CIG.
Интернет еды
Инвестиции пришли в компанию как раз вовремя. По словам Анчишкина, в мире – бум стартапов, связанных с доставкой еды. “В последние два года наблюдается взрывной рост так называемого food-tech сегмента на западных рынках”, – говорит Егор. Недавно компания Instacart получила $44 млн инвестиций, а компания Caviar, по слухам, была куплена за $90 млн. Развивающиеся рынки не отстают – в одной только Индии в этой сфере уже работает около 15 компаний.
Главная причина бума кроется в том, что огромный рынок еды долгое время оставался последним бастионом оффлайн-ритейла. Остальные сферы быстрее нашли свое место в системе элетронной коммерции. Рынок Food&Beverage долго сопротивлялся, но сейчас, по мнению Анчишкина, пользователи и технологии, наконец, “дозрели”. Большую роль в этом сыграло бурное развитие мобильных технологий: в этой нише мобильные устройства нужны и заказчикам, и исполнителям. Анчишкин уверен, что именно Mobile стал главным драйвером сегмента.
На что потратить деньги
Привлеченные деньги будут вложены в развитие Zakaz.ua в Киеве, а также выход на внешние рынки. Сейчас сервис доставляет еду из супермаркетов лишь жителям столицы. Анчишкин и Криворчук убеждены, что и на киевском рынке еще есть куда развиваться. “В Киеве все еще очень много людей, которые не знают, что за 35 грн можно избавиться от утомительных походов и поездок в супермаркет”, – говорит Криворчук. Анчишкин добавляет, что в Киеве – свыше миллиона домохозяйств, их которых Zakaz.ua на данный момент удобен примерно для 10%. “Мы собираемся усовершенствовать нашу логистическую структуру так, чтобы довести этот показатель до полумиллиона домохозяйств, сделать сервис удобным для 50% столичных жителей”, – говорит Егор. Если конкретнее – Zakaz.ua планирует ускорить и удешевить доставку, а также расширить количество магазинов-партнеров и ассортимент товаров.
Со сроками выхода на внешние рынки акционеры пока не определились, хотя приоритеты уже наметили. Это крупные развивающиеся рынки – Индия, Малайзия, Бразилия и так далее. Чужие незнакомые рынки и конкуренция не пугают ни основателя Zakaz.ua, ни его инвесторов. “Побеждает все равно тот, кто настойчивее и проворнее”, – уверен Криворчук. Анчишкин признает, что на рынках дальнего зарубежья у компании не будет преимущества в языке и знании особенностей рынка, зато козырем Zakaz’а станут технологии. Основатель компании уверен, что с технологическим решением Zakaz.ua сложно тягаться даже аналогичным компаниям с развитых рынков вроде США. К тому же, на рынках вроде Индии или Бразилии компания может зарабатывать очень много даже обладая небольшой рыночной долей.
Егор не исключает, что Zakaz.ua будет выходить в другие крупные украинские города. Подобные попытки уже были – в 2013 году Zakaz.ua начал работать в Донецке, Луганске и Севастополе. По понятным причинам в 2014 году деятельность в этих городах пришлось свернуть. К счастью, потери были небольшими. “Мы не успели развиться там до больших масштабов”, – объясняет Анчишкин. Практически всю выручку компании приносил Киев. В 2013 году оборот Zakaz.ua составил $3-3,5 млн. Анчишкин ожидает, что в непростой 2014 год выручка сервиса составит около $5 млн.
Если экспансия на внутреннем и внешнем рынке будет проходить успешно, вскоре компании может понадобиться новый раунд инвестиций. По словам Криворчука, CIG будет всячески помогать компании, при этом не вмешиваясь в операционное управление. В инвесткомпании верят, что успех проекта на 70% зависит от фаундера. А вот если он преуспеет хотя бы на одном из внешних рынков и компании понадобятся солидные финансовые вливания, CIG готова помочь с поиском крупных инвесторов.
Долго запрягая, теперь Chernovetskiy Investment Group планирует быстро ехать. До конца года инвестиционная компания Черновецких собирается закрыть еще две солидных сделки. Криворчук не разглашает названия компаний, но отмечает, что одна из них – украинская, ориентированная на глобальный рынок. Кроме того, инвестиции от CIG получит зарубежный стартап. По словам Криворчука, суммы вложений будут сопоставимы с инвестицией в Zakaz.ua – таким является средний “тикет” компании.