AIN.UA » Колонки, СтартапыАлександр Краковецкий: Чем стартапер отличается от предпринимателя и от чего зависит успех стартапа
EN

Александр Краковецкий: Чем стартапер отличается от предпринимателя и от чего зависит успех стартапа

1868

Основатель и CEO компании DevRain Александр Краковецкий скептически относится к искусству питчей и прочей мишуре, которая, согласно распространенному в стартап-среде убеждению, существенно повышает шансы на успех проекта. В дискуссионной колонке для AIN.UA Александр простыми словами объясняет отличия между стартапером, предпринимателем и бизнесменом, а также развенчивает некоторые популярные стартаперские мифы. Есть что возразить? Пишите на редакционную почту.

Подавляющее большинство спикеров, рассказывающих о стартап-экосистеме и процессе получения инвестиций, делали это достаточно плохо. Возможно, причина в том, что их уровень в этой области намного выше моего, возможно, они просто не могли донести основные тезисы доступным языком. Но, общаясь, в свою очередь, с большим количеством айтишников и предпринимателей, я понял, что не один путаюсь в, казалось бы, простых вещах.

1800180_10154470515725038_2857998388780852445_n

Одну проблему нам решить удалось: сейчас все более-менее понимают, что такое стартап, хотя на это и ушло пару лет.

Стартап — временная организация, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес модели.

Стив Бланк

А вот дальше начинаются проблемы. Давайте остановимся на вопросах, которые звучат чаще всего.

Есть три состояния некой деятельности: стартап, предпринимательство и бизнес. Предпринимательством обычно называют малый бизнес, что означает небольшое количество вовлеченных в процесс людей (часто — одного), так и небольшие обороты/прибыль. Большой бизнес трогать не будем, с ним все более-менее понятно. Рассмотрим отличия стартапера и предпринимателя.

Задача предпринимателя — как можно раньше выйти на самоокупаемость и начать получать ежемесячный доход. Продажа бизнеса рассматривается достаточно редко, предпринимательский бизнес легко повторимый — например, всеми полюбившийся пример киоска с шаурмой. Модель прибыли понятна: продал больше шаурмы — больше заработал. По этой же причине, аутсорсовые компании ни в какой вселенной не являются стартапами.

Задача стартапера — взрывной рост, продажа бизнеса или выход на IPO (третьего не дано). Ни о какой ежемесячной прибыли речи не идет. Это всегда вызывало массу вопросов: а если я не хочу продавать стартап, который приносит мне стабильный доход? Ответ такой: если ваш стартап зарабатывает больше, чем тратит или вышел на IPO, то, значит, это уже не стартап, а бизнес. Поэтому, нужно запомнить, что…

…стартап ВСЕГДА убыточен

Второй важный вопрос, который инвесторы постоянно поднимают на всевозможных стартап-мероприятиях: почему вы ищете инвестиции, а не возьмете кредит в банке или не продадите свою однокомнатную хрущевку в центре Борщаговки или Троещины?

Я долго пытался найти ответ, который, в первую очередь, удовлетворит меня. Прочитав кучу литературы, послушав многих инвесторов и менторов, пришел к выводу, что их объяснения не выдерживают никакой критики. Чаще всего они сводятся к двум ответам: первый — типа ищем не деньги, а экспертизу и связи, а в банке этого не дадут, а второй — мол, если ты голый и босый, то плохая материальная ситуация не должна вредить твоей трудовой деятельности. Проще говоря, ты должен быть минимально накормлен и иметь крышу над головой, тогда ты сможешь полноценно работать над стартапом.

Это все булшит.

Банки не дадут денег, потому что вкладываться в сомнительные высокорисковые инициативы под названием «стартап» они не будут. На то они и банки, что умеют просчитывать риски и прогнозировать прибыль. Ключевая фраза здесь — высокие риски.

Инвесторы обычно инвестируют в десяток проектов в надежде, что один выстрелит и окупит все расходы. Для инвестора стратегия понятна (такая позиция не лучше и не хуже позиции банка, это просто другая стратегия), но он не обещал, что выстрелит именно ваш проект. И даже инвестиции в десяток или сотню проектов не гарантируют прибыль.

Еще один момент, который очень важен и о котором не любят говорить в стартап-обществе: ваша идея, питч, навыки и т.д. коррелируют с успехом стартапа приблизительно так же, как и количество телеграфных столбов влияет на глобальное потепление. То есть никак. Нет, конечно, ваши навыки/идея/питч могут повысить шансы на успех на порядок — например, с 0.00001% до 0.0001%!

Гораздо более важными факторами являются наличие предпринимательской/стартаперской экосистемы там, где вы делаете свой стартап, наличие кадров/опыта/экспертизы, наличие большого количества ангельских денег. Оглянулись вокруг? Теперь понимаете, почему все едут в Долину? Я был очень сильно удивлен, но даже израильские стартапы хотят переехать в Долину, что уж говорить о нас с вами?

Последнее время инвесторы и спецы из долины начинают неохотно признавать, что 20% — это идея/ реализация/команда, а 80% — удача и сложившиеся благоприятные условия.

Наример, на одном из семинаров рассказали такую историю: мол, все знают, как стартап XXX начинал свою деятельность в гараже. Но забывают рассказать ту часть, где упоминается, что гараж принадлежал мэру города 🙂

Такая же история и с многими другими стартапами: одни выживают только благодаря личным средствам основателей (в случае с Viber, например, это несколько десятков миллионов долларов), другие — за счет многомиллионных инвестиций, полученных в 99% случаев совсем не на конференции TechCrunch и не после удачно сделанного питча инвестору в лифте. То есть большинство красивых историй о том, как люди за один день просыпаются миллионерами — просто красивые истории.

Выходит, что все плохо и заниматься стартапами не нужно? Это не так. Мой посыл в том, что нужно четко разобраться в том, куда и зачем вы хотите пойти в стартаперы, избавиться от красивых иллюзий, и только потом что-то начинать делать. А перед этим желательно пару лет поработать в аутсорсинговых компаниях и корпорациях, побыть предпринимателем и много-много общаться с другими стартаперами и предпринимателями.

А тем, кто вопреки всему хочет стать стартапером, я посоветовал бы купить пару лотерейных билетов — вероятность выигрыша в лотерею будет выше, чем вероятность вашего выхода на IPO 🙂

Хороших вам стартапов!

Александр Краковецкий, CEO DevRain Solutions

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

31

Комментарии | 31

  • Формула бізнесу дуже проста : ідея ( своя ,чужа, ноу-хау — не має значення) — процес (організація,гроші,зв»язки ) — збут (об»єми,кон»юнктура,терміни). А тут про що конкретне ? Лірика і поезія довкола млосного облизування теми !

  • Любой бизнес вначале стратап

  • Меня мнение автора устраивает 🙂

  • Останні кілька років «стартап» був просто модним фетишом, ніхто не розумів що це таке але пхали його де треба і не треба. Зараз народ почав трохи роздуплятися

  • У меня плохое чувство юмора, поэтому могу не распознать толстый троллинг. Так что, заранее прошу прощения, если я не заметил элемент сатиры в статье. А теперь по теме.

    Автор считает, что идея стартапа, презентация стартапа, ораторские навыки основателя… Короче — стартап в целом (именно так я понял) — просто отличный, решает реальную проблему рынка и удовлетворяет нужды потребителя, но находится в неподходящей бизнес-среде (или она вообще отсутствует), то проект обречен на провал?

    Что это за ерунда такая или как выражается автор — булшит.

    Создадим искусственную ситуацию. У нас есть работающий прототип проекта FaceBook Killer’a. Проект основан и реализован в Жашкове. Основатель нанимает переводчика и пишет гениальную статью — презентацию своего продукта. Статья продвигается в западных тематических медиа и блогосфере. Создается информационная волна. Инвесторы, гуглы, майкрософты и прочие фейсбуки становятся в очередь к стартаперу из Жашкова.

    Что я хочу этим сказать. Автор в корне не прав. Если идея и фаундер, пардон, говно — оно и в Кремниевой долине говно.

    • У вас так красиво получилось написать много, не по теме, не написать ничего, что уходило бы в противоречие с текстом статьи и сделать вывод, что автор в корне не прав. Может быть вы и правы, но донести это у вас получилось не очень хорошо.

      А вот с чувством юмора надо что-то делать. Иначе всю жизнь будете Facebook киллеры в Жашкове делать 🙂

      • «написать много, не по теме, не написать ничего, что уходило бы в противоречие с текстом» — это разве конструктивно?

        Нить рассуждения автора статьи в том, что основополагающие факторы стартапа не играют никакой роли (0.0001%). Играет роль лишь «место».

        Мой искусственный пример как бы намекает, что это не так. Лень было приводить реальные примеры, когда гениальная идея прорывалась из мест без «стартаперской экосистемы».

        «Иначе всю жизнь будете Facebook киллеры в Жашкове делать :)» я хоть не скрываю, что у меня нет чувства юмора. У Вас же оно на уровне школы.

        • Рома, не нужно выдирать слова из контекста 🙂

          >> Лень было приводить реальные примеры, когда гениальная идея прорывалась из мест без «стартаперской экосистемы».

          Ну почему же, это было бы хорошим дополнением к моей публикации. Я говорю без сарказма.

          Но почему-то концентрация стартапов значительно больше всего в Израиле, Долине, Эстонии. А если учесть, что количество умных людей везде примерно оиднаковое, то можно сделать вывод, что экосистема (или «место») играет более ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ роль, чем другие факторы.

          • Да-да. Я прекрасно понял о чем говорит Автор и Ваше мнение мне понятно — в странах с лучшим качеством жизни, гораздо проще «пробиться». Я не отрицаю, а поддерживаю этот факт. Меня возмущает другое, что Автор отдает на этот фактор 99,999% успеха стартапа. Повторюсь, я считаю что такое заявление слишком преувеличено.

          • >> Меня возмущает другое, что Автор отдает на этот фактор 99,999% успеха стартапа. Повторюсь, я считаю что такое заявление слишком преувеличено.

            Такие понятия, как предпринимательтво/бизнес, а также факторы, влияющие на успех, не имеют простых объяснений. Иначе все могли бы прочитать пару книг и стать мега-успешными бизнесменами. Мне кажется очевидным использование цифр а-ля «99,999%» в качестве аллегории, чтобы сместить акценты. Если нет — ну сорри. Другие статьи у меня тоже написаны в подобном стиле, если интересно.

            P.S. Кстати, мнение Автора и Мое совпадает, всё-таки это один и тот же человек 🙂

          • Прошу прощения, не заметил что автор Вы. Благодарю за ссылку, ознакомлюсь.

  • Присоединяюсь к предыдущим ораторам в вопросе бесполезных комментариев к этой статье. Тут вы можете встретить еще парочку слов ниочем.

    Безотносительно к статье могу отметить — Александр очень хорошо пиарит свою компанию в РУ/УКРнете, что для аутсорсингового бизнеса — прекрасное качество.

  • Так что такое стартап : это те сотни ,которые «выстрелили» или те сотни тысяч ,которые ушли в неизвестность?

  • Айтишники часто путают что такое «стартап» и что такое «венчур», потому что проекты с которыми они имеют дело, часто одновременно являются и стартапом и венчуром.

    Стартап — это любой бизнес, который по своей природе может быть акционирован, до того момента как он фактически будет акционирован. А венчур — это как раз вот такой высокорисковой начинающий бизнес, который автор статьи называет «стартапом».

    Характерно, что стартап это совершенно не обязательно маленький или начинающий бизнес. Это может быть и большой и старый бизнес, но который его владельцы пока что не преобразовали в форму открытого (публичного) акционерного общества. Например Алибабаба — это до момента IPO был стартап.

    • Як писав Ерік Райс у Lean Startup development, стартап є стартапом поки не приносить достатньо грошей. Назвати стартапом Алібабу зараз, навіть до виходу на IPO ніяк не можна

      • Вы опять путаете стартап и венчур. Венчур — это компания смысл действий которой найти свое место на рынке, выработать бизнес-модель и начать приносить деньги. А стартап — это компания смысл действий которой — разместить акции на бирже в ходе публичного размещения. Характерно что такую же ошибку как вы делают именно айтишники. В других отраслях венчуры и стартапы обычно не путают.

        Мое мнение — это признак того, что айти бизнес изначально не верит в свои силы в плане создания бизнеса генерирующего денежный поток, а верит только в возможность продать свою идею лопухам-финансистам. Для этого кто-то сознательно подменят термин «венчур» на «стартап», а другие повторяют вслед.

  • Ура! Еще кто-то разобрался и понял что в стартапе продуктом на продажу является сама компания 😉

    • Важно, что в стартапе предметом продажи является именно компания и генерируемый ею денежный поток. А в венчуре предметом продажи является идея и элементы концепции ее реализации.

      • Венчур — это рискованое путшествие, и не читате «русских бизнес словарей». А стартап это компания-продукт до момента продажи или IPO 🙂

        Про генерируемый денежный поток Instagram или WatsApp тоже интересно было бы услышать…

  • «Есть три состояния некой деятельности: стартап, предпринимательство и бизнес. Предпринимательством обычно называют малый бизнес, что означает небольшое количество вовлеченных в процесс людей (часто — одного), так и небольшие обороты/прибыль»

  • Конкретики ноль. Просто личное мнение чувака с аутсорс компанией. Аутсорсеры, кроме разве-что топ-менеджмента Циклума и Гложиков, не могут рассуждать о стартапах здраво. У них свой угол зрения, особый, заточенный на стабильность, низкие риски и такую же ответственность 🙂 Все влияет, место важно, но не решает, и стартапы как правило сначала выстреливают, а потом едут в Долину. Поискать денег в Долину катаются многие, но че-то не решает, если не привёз туда дело 🙂 Пообщавшись с парой аутсорс компаний в рамках своего доклада о стартапах я понял три вещи:
    1) ребята не имеют ни малейшего понятия о том как опцион или доля превращается в деньги
    2) вовлеченность разработчиклв и их желание развиваться стремится к нолю, по сравнению со стартапами
    3) очень многие работают на стартапы выступая просто инструментоми получая зарплату с тех самых венчурных денег, но говорят то корпорейт рулит 🙂

  • «Вы все говно, а я перец! Крутой перец!» — так звучит мысль? Автор то сколько стартапов сделал? Где поработал? Он советует, но не рассказывает о себе. Если не рассказывает потому что нечего, то он такой же как все и зачем его слушать тогда?

  • Предлагаю продолжить обсуждение здесь: http://ain.ua/2014/09/30/542461

  • Что за бред по поводу 20/80, это зависит от конкретной идеи и людей. И все. Соотношение может быть вполне наоборот.

  • Очень правильные мысли… Даже, по прошествии 2-х лет…

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: