прислать материал
AIN.UA » Бизнес, ЛучшееИстория Intersog: как двое эмигрантов вернулись в Украину, чтобы построить международную IT-компанию
 

История Intersog: как двое эмигрантов вернулись в Украину, чтобы построить международную IT-компанию

3143 13

Программисты Вадим Чернега и Игорь Федулов эмигрировали в Америку почти сразу после окончания университета. Однако в 2005 году они вернулись в Украину, чтобы строить здесь бизнес. В родной Одессе они основали аутсорсинговую компанию Intersog, которая за девять лет превратилась в международную компанию IT-услуг полного цикла. Сегодня офисы Intersog присутствуют в четырех странах мира, и на этом Вадим с Игорем останавливаться не намерены. О том, почему они решили оставить высокооплачеваемые должности в Канаде и США и заняться бизнесом в Украине, и как они строили Intersog, Вадим и Игорь подробно рассказали AIN.UA.

Программисты на чемоданах

Познакомились Вадим и Игорь еще в студенческие годы – они вместе заканчивали Одесский политехнический университет, сразу после окончания которого решили уехать из Украины в поисках лучшей жизни. “В Одессе программист в то время получал $200, а хороший программист $300”, – объясняет Игорь. У его жены в США жили родители, поэтому семье Федулова было проще с переездом. Всего в 22 года он уехал на ПМЖ в Чикаго.

Жить с семьей на субсидии, которые в США выплачивают иммигрантам, он не хотел. Поэтому, когда его позвали на собеседование, он сказал: “Мне все равно, сколько вы мне будете платить, я хочу эту работу”. Федулову предложили смешные для Чикаго деньги – $30 000 в год без вычета налогов, но он согласился ради приобретения опыта по специальности. “Я очень много работал – меня не было дома с 8 утра до 10 вечера”, – вспоминает Игорь.

У Вадима за границей никого не было, поэтому ему выдалась уникальная возможность поработать по специальности в Украине целых два года – почти столько занял у Чернеги миграционный процесс в Канаду. “Тогда, передо мной, как перед программистом, готовы были открыть двери три страны – Австралия, Новая Зеландия и Канада. Я выбрал Ванкувер – нам, украинцам, Канада всегда была ближе по культурным связям”, – рассказывает он.

Благодаря полученному на родине опыту, 24-летнему Вадиму быстрее удалось найти работу на новом месте. “Для хорошего специалиста трудоустроиться в Канаде – не проблема”, – утверждает он. Уже через две недели после переезда Чернега обживался в канадском коллективе, хотя английский у него тогда был на не слишком высоком уровне.

Вадим Чернега и Игорь Федулов

Вадим Чернега и Игорь Федулов

Так началась неспокойная карьера Вадима. Он часто менял работу – иногда увольнялся сам, а бывало, что и увольняли. “В моей профессиональной деятельности меня увольняли четыре раза. За чересчур наглое самовыражение – до мордобоя не доходило, но я очень хорошо умел выражать свои мысли вербально. Я это часто встречаю в людях из Украины, России – мы же самые умные, а канадцы ничего не понимают”, – вспоминает он. Эти увольнения постоянно наталкивали Вадима на мысль о том, что пора бы перестать искать идеальное место и начать работать на себя.

Последнее увольнение стало судьбоносным. “В фильме “Мне бы в небо”, когда персонаж Джорджа Клуни увольняет человека, он говорит ему: “Каждый, кто построил бизнес-империю, сидел когда-то на твоем месте”. У меня так и получилось”, – говорит Чернега.

“Требуются украинцы для интересной работы”

Весной 2005 года у Федулова, который на тот момент работал директором в чикагской IT-компании, возникла необходимость в качественных аутсорсерах. Однако в США все претенденты оказались слишком узкопрофильными и дорогими, поэтому Игорь решил поискать подходящие кандидатуры по знакомым. Он обратился к старому другу за наводкой, но оказалось, что у Вадима ровно та же проблема – нужны люди. “Мы решили объединиться и помочь самим себе найти этих людей. В Украине хороших специалистов много и запросы у них тогда были более чем скромные”, – говорит Игорь.

Вадим в то время работал в Ванкувере техническим директором по продажам в IT-компании, которая обслуживала морские порты. Он был третьим человеком после СЕО и владельца фирмы, так что дальше расти было некуда. “Я проработал в той компании много лет, мне было там очень хорошо и комфортно. Я не только построил много программных систем, но еще и по всему миру поездил. Но тут подвернулся господин Федулов, и мы решили делать бизнес”, – рассказывает Чернега.

Около года Игорю и Вадиму удавалось совмещать свой бизнес с работой на другие компании, но в итоге Чернеге стало тяжело успевать там и там, за чем и последовало его финальное увольнение: “Это был последний хлесткий удар, после которого мы с Игорем запряглись в бизнес по полной. Поехали в Украину, и так появился Intersog”.

Обратная эмиграция

В ноябре 2005 года Игорь и Вадим вместе с семьями переехали обратно в Одессу. Для их домашних это было тяжелым испытанием, однако друзья были уверены – строить бизнес удаленно нельзя. “Если мне кто-то говорит: “Я открою бизнес в Китае, но сам туда не поеду”, я сразу могу сказать, что из этого ничего не получится – вы только потеряете деньги. Нужно быть там, познакомиться с людьми, которые будут на вас работать, построить море процессов, начиная от того, как в компанию закупают туалетную бумагу и заканчивая оформлением на работу после испытательного срока. Это то же самое, что выйти замуж по e-mail – я не верю, что это возможно. А бизнес – это вторая жена, и наши жены это знают”, – делится Игорь.

Вадим Чернега

Вадим Чернега

Первый офис они открыли в родном городе Одессе, где они всех знали и все знали их. В Киеве до переезда за границу ни Вадим, ни Игорь ни разу не были и поэтому побаивались сразу туда выходить. Первый офис в столице они открыли только спустя пять лет, и сразу поняли, что здесь намного проще развиваться – Киев открывает доступ к гораздо большему количеству ресурсов и человеческого капитала, чем любой другой город Украины.

Никаких инвесторов у Intersog никогда не было – компанию Федулов и Чернега строили полностью на собственные средства. Благо, за границей они успели сколотить стартовый капитал. “Мы были довольно высокооплачиваемыми специалистами – я много лет, будучи бизнесменом, не мог достичь того уровня доходов, какой имел, работая в IT-консалтинге. В Канаде можно зарабатывать до $150 в час”, – делится Вадим. К тому же компания была прибыльной с первого дня работы – таков аутсорсинговый бизнес. Поэтому вложенные в Intersog $100 000 окупились уже через год.

Первый скачок

Intersog, в котором сегодня работает более 200 человек, начинался со скромного коллектива из пяти разработчиков в Одессе. Поиском помещения под офис занималась административный директор, которая проработала в компании все девять лет ее существования и сегодня занимает должность финансового директора. Она предложила основателям помещение на семь человек – чтобы у коллектива была возможность роста. Однако Федулов и Чернега решительно отвергли этот вариант. “К концу первого года мы планировали увеличить штат в восемь раз, поэтому попросили ее подыскать помещение на 40 человек. Ольга была в шоке – не верила, что нам это удастся. Однако уже к первому корпоративу под Intersog был занят целиком весь этаж”, – рассказывает Игорь.

корпоратив в Intersog, 2013 год

Корпоратив в Intersog, 2013 год

Каждый день Федулов и Чернега приходили в офис в костюмах и галстуках, и люди постепенно начали проникаться их верой в успех. “Это круто, когда вокруг тебя растут сотрудники, менеджеры, возникает коллектив. Корпоративная культура начинается с основателей, а потом уже передается от одного менеджера к другому”, – делится Вадим. – Основатель как полководец на белом коне – выехал, встал перед строем, шашкой помахал, рассказал, за что боремся, и поскакал вперед. А люди пошли за ним”.

Это был первый скачок. А для того, чтобы выйти на следующий уровень, уже недостаточно только Игоря и Вадима – нужен менеджмент. “Перейти с 40 человек на 200 – это не то же самое, что вырасти от 0 до 40, это уже совсем другая прогрессия. Мы несколько лет занимались тем, чтобы добраться до ста человек. Некоторые за то время, за которое мы с Игорем строили компанию из 200 сотрудников, построили компанию из тысячи. Наверное, они что-то делают лучше”, – рассказывает Вадим.

Диверсификация как выход из кризиса

Помимо Intersog Вадим и Игорь с упоением развивали параллельно множество разных стартапов. “К нам приходили со своими проектами – кто-то хотел сделать автомойку, кто-то – воду питьевую разливать. Мы иногда инвестировали, иногда свое что-то делали”, – вспоминает Вадим. В итоге, из всех этих проектов выжило всего два бизнеса. Сейчас кроме Intersog у нас Федулова и Чернеги есть еще одна успешная компания – маркетинг-агентство ComboApp. С 1 января 2014 года она существует полностью отдельно от Intersog – у нее свои офисы в Одессе и Чикаго и отдельные процессы.

“На самом деле, каждый неудачный проект делал нас умнее. Как говорится, спокойное море не воспитает опытного яхтсмена. Зато сегодня, когда приходит кто-то из директоров и говорит, мол, я хочу сделать то-то и то-то, мы смотрим на задачу и сразу видим, будет она работать или нет. Часто люди не верят в провал, и мы иногда даем им возможность попробовать и убедиться самим. Да, мы потеряем деньги, зато получим очень преданного директора в компанию”, – говорит Игорь.

Чего только не делали партнеры – даже немецкое пиво возили в Украину. Этим они занялись случайно. В рамках делового визита в Германию съездили на фестиваль пива и познакомились там с пивоваром, который хотел возить свою продукцию в Украину. Договорились с ним о цене, подписали договор – и это все без знания немецкого языка. И хотя никаких связей и опыта в дистрибуции иностранного пива в Украине у бизнесменов не было, бизнес этот оказался вполне успешным и прибыльным, однако просуществовал недолго.

В 2008 году случился кризис – в Украине обвалились все рынки, поменялись тарифные планы, многие магазины ушли из бизнеса. Вадим и Игорь оперативно закрыли бизнес и даже умудрились при этом выйти в ноль, ничего не потеряв. Между тем, кризис ударил и по основному бизнесу – Intersog. Вадим на два месяца поехал в Кремниевую Долину, где ходил на миллионы встреч, мероприятий в попытке понять, что происходит на IT-рынке и как быть дальше.

“Я быстро понял, что кризис серьезный, но IТ-бизнес работает. И у нас есть возможность переключиться с пострадавших от него индустрий на те, в которых есть клиенты”, – рассказывает он. Этой индустрией оказалась разработка программного обеспечения под мобильные устройства – то время в AppStore было всего 5 000 приложений. В Intersog открыли новый департамент по разработке мобильного ПО, а когда внешних заказов поступало недостаточно, компания начала делать свои продукты, которые дали очень серьезный доход в течение нескольких следующих лет.

“Это был наш ответ кризису. Мы вложили средства в тот период, но создали подразделение, которое очень успешно работало там, где был спрос. На том получали прибыль и росли”, – рассказывает Вадим.

Курс на глобальный рынок

Переехать назад в США и Канаду Игорь и Вадим позволили себе только тогда, когда все процессы в Украине уже были выстроены и штурвал взяли на себя наемные менеджеры. За это время основатели Intersog успели получить МВА, хотя это далось непросто – приходилось все выходные учиться, а в будни работать. “Когда мы только начинали, мы были аматорами. Мы поняли, что не умеем делать бизнес, и пошли учиться. И нам это очень помогло, хотя мы все-равно наделали много ошибок”, – вспоминает Вадим.

Через два года перед компанией встала необходимость присутствовать лично в местах скопления основных клиентов. Поэтому в 2009 году Intersog открыла офисы в Чикаго (теперь это главный офис Intersog) и Ванкувере. Причем Калифорния работает с Ванкувером, а с Чикаго – центральная таймзона, Нью-Йорк и прилегающие территории.

На сегодня у Intersog всего пять офисов. Еще один, маленький, открылся совсем недавно в Берлине, и пока основатели не афишируют там свою работу. Между тем, один из трех украинских филиалов Вадим и Игорь решили закрыть.

Офис в Николаеве просуществовал четыре года.У него были свои взлеты, но в какой-то момент эффективность местного коллектива начала стремиться к нулю. “Все из-за удаленности на 130 км от офиса в Одессе. Просто когда руководитель находится в другом городе – это не работает. Кроме того, мы столкнулись тут с проблемой менталитета – подход к работе в Николаеве совершенно другой”, – поясняет Игорь.

В сравнении с канадцами и американцами, украинские IT-специалисты очень образованные – это поистине качественные кадры, отмечает Вадим. Но вот этика у них чрезвычайно низкая. “В Америке человек не позволит себе выносить на публику конфликты на работе. Он может это обсудить в кругу семьи или друзей, но на форумы об этом писать не пойдет, потому что это подсудное дело – компания привлечет его к ответственности за лживые заявления. В Украине же бывшие сотрудники сразу начинают писать в интернете всякие гадости про экс-руководителей, сливать внутреннюю информацию и прочее”, – рассказывает он.

Иногда в Intersog людей увольняли целыми отделами. В частности, это произошло в прошлом году, когда в компании случился второй кризис. “Набирать новых людей может каждый, но увольнять их – самое сложное. Вчера ты скакал перед этими людьми на белом коне, а сегодня приходишь и говоришь, что они не нужны. Человеку в этот момент плевать на то, что это бизнес-решение – его уволил лично ты, и ты – враг”, – заключает Чернега.

Липосакция Intersog

В конце прошлого года в одном из департаментов Intersog резко упали KPI. Несколько ключевых проектов не были сданы в срок, из-за чего прибыльность по ним стремилась к нулю. Игорь и Вадим начали разбираться в ситуации и обнаружили, что доверие между менеджментом и командами пошатнулось – тимлиды стали закладывать 200-300% уровень риска при расчете проектов. Пришлось всем выйти и потом опять зайти. Мы уволили примерно 40% административного отдела. После этого мы стали делать то же самое, но меньшим количеством людей”, – рассказывает Игорь.

Разумеется, компания понесла серьезные убытки. Только на кризис-менеджмент Intersog потратили $150 000. Вся прибыль по затянутым проектам уже была “проедена”, и финансировать доработку проектов компании пришлось самостоятельно. Однако дополнительные убытки бизнес несет за счет замены людей. “Есть стандарт, согласно которому потери компании от замены одного сотрудника составляют 20% от его годовой зарплаты. То есть, если человек получал $40 000 в год, то потери составят $8000 только потому, что он ушел, и вместо него пришел другой. Это потери в производительности, обучении и т.д. Подразделение, которое мы урезали, состояло из 30-40 человек. Вот и считайте”, – рассказывает Вадим.

Яхты vs. бизнес

Сегодня Intersog – международная компания IT-услуг полного цикла, в которой работает более 200 человек. В прошлом году она поглотила еще одну организацию подобного плана – одесскую Softtechnics, после чего ее учредитель Александр Борняков вошел в совет директоров Intersog. Также от компании отделилась отдельная компания ComboApp. Всем этим владеют Игорь и Вадим, причем юридически распределить между собой собственность они созрели только в прошлом году. “Ранее между мной и Вадимом было только слово офицера. Мы едем в одной упряжке и понимаем, что если один из нас свернет, мы оба вперед не поедем. Поэтому, когда мы что-то делаем, то спрашиваем себя, действительно ли мы действуем в интересах нас обоих”, – признается Игорь.

С тех пор, как Федулов и Чернега только начинали свой бизнес, многое изменилось. И прежде всего, изменились они сами. По амбициям украинцы сравнялись с крупными бизнесменами Северной Америки, и теперь планируют догнать их по количеству сотрудников и оборотам. Хотя, по словам Вадима, они не болеют “империалистическими” идеями: “У меня нет самоцели построить холдинг на 1000 или 10 000 человек. Я просто хочу быть совладельцем успешной IT-компании и позволить себе плавать на яхте по морям”.

Игорь Федулов и Вадим Чернега – увлеченные яхтсмены

Что он и делает. Все свободное от развития компании время Вадим и Игорь занимаются яхтенным спортом, участвуют в регатах и просто отдыхают в семейном кругу. “Хорошо, что наше хобби разделяют семьи. Потому что когда ты на работе проводишь по 13 часов в сутки, можно забыть, как выглядят дети. А так мы собираемся всей семьей под парусами и вместе отдыхаем”, – делится Игорь.

Что касается их IT-компании, то согласно характеристике основателей, сегодня Intersog находится на промежуточном этапе и продолжает работать. “Мы уже построили базовую структуру компании, ей девять лет, но впереди еще много интересного”, – заключает Вадим .

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

13 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Roma Vypriazhkin

Ох уж этот контекст. Вроде и благородно - поддерживают украинских разработчиков, а вроде "эмигрировали обратно в поисках дешевой рабочей силы".

Kostiantyn Biriukov

Все давно должны быть интернационалистами, какими-бы не были последние веяния. Мы ж не против, чтобы люди делали бизнес не в Киеве, а в Одессе, Запорожье и т.д. - там ведь дешевле рабочая сила, аренда. Мы ж за открытые границы и все дела

Это взаимовыгодная ситуация. Такой эмигрант-бизнесмен получает дешевую (по тамошним меркам) рабочую силу, но и местные работники получает высокооплачиваемую (по здешним меркам) работу.

Автор

Это да, но зато сколько рабочих мест создали

Roma Vypriazhkin

Я полностью с Вами согласен! Я не ставил акцент на том что это "плохо". Такая "бизнес эмиграция" - во все времена имела (и имеет) исключительно позитивный характер. Как пишет господин Брюс ниже - это взаимовыгодное предприятие.

не понял, о чем статья, зато нашел себя на фоте "Корпоратив в Intersog, 2013 год" в клетчатой рубашке по центру лысина виднеется

Михаил Осипов

По-больше бы таких людей, как Игорь и Вадим! Молодцы!

Инна Гилка

Когда ты выйдешь замуж?

Источник: http://myheavengate.com/tests/kogda-tyi-vyiydesh-zamuzh/ Небесные Врата © myheavengate.com

Инна Гилка

Помощь экстрасенсов и ясновидящих. Первое обращение БЕСПЛАТНО!

Источник: http://myheavengate.com/besplatnaya-konsultatsiya-ekstrasensov-i-yasnovidyashhih/ Небесные Врата © myheavengate.com

В бизнесе всегда ищут более выгодные условия. Это нормально, а когда приэтом создаются новые места для молодежи, это достойно уважения.

Офис в Николаеве просуществовал 5 c половиной лет, а не 4 года.

Насчет подхода к работе не буду комментировать, пусть это останется на совести автора.

Alexey Romanov

Работал и с SoftTechnics, и с Intersog – хорошие, хоть и небольшие компании. Единственное, что в Intersog неприятно было, это когда отдел мобильных разработок "троллил" пехепешников, хотя сами яблочники прибыли не приносили, а зарплаты им платили из бюджета всё тех же веб-разработчиков) Вобщем, интересно было почитать историю создания, только жаль что мало деталей о начале развития – как находили первые проекты и первых сотрудников...

prokhor.zaburko

Сейчас непонятная ситуация в стране и начинать бизнес могут только предприниматели с хорошей поддержкой. Я со своим интернет-магазином да при поддержке аутсорсингового колл-центра cartli http://cartli.ua/internet-magazinam.html еле-еле вытягиваю на плюс в годовом отчете.

Поиск