Почему хардверные стартапы предпочитают краудфандинг венчурным инвестициям

1514

Сегодня эксперты стартап-отрасли констатируют бум на ниве хардверных проектов. С чем это связано? Краудфандинговый консультант Мэтт Уорд уверен, что все это — благодаря развитию коллективного финансировния. Работая на площадке Art of the Kickstart (это ресурс подкастов и блогов в помощь изобретателям и предпринимателям), он наблюдает, как венчурные инвестиции уходят в прошлое. Почему так происходит и что делает краудфандинг панацеей для хардверных стартапов? Об этом читайте ниже в переводе колонки эксперта.

«Софт всегда был сексуальной нишей в Кремниевой Долине. Учитывая небольшие затраты при высокой маржинальности в эпоху интернета эта отрасль была абсолютным победителем в течение трех десятилетий. Но бизнес — штука динамичная, и времена меняются. Внезапно хардвер — гадкий утенок стартап-мира — превратился в прекрасного лебедя. И этим он во многом обязан новому тренду — краудфандингу.

Стартапы, которые ранее не смогли бы увидеть мир без десятков, а то и сотен тысяч долларов вложений на посевной стадии от серьезных ангелов или венчурных инвесторов, сегодня выстреливают один за другим. И в этом есть логика. Зачем отдавать акции за инвестиции, когда так много поставлено на карту?

Краудфандинговые сайты, такие как Kickstarter и Indiegogo, ломятся от потенциально прорывных и энергичных хардверных стартапов. Но зачем противиться традициям? Почему сегодняшние стартапы отказываются от посевных раундов и превозносят краудфандинг?

Мощь толпы

Деньги — это еще не все. В результате примерно 80 собеседований с широким кругом авторов краудфандинговых проектов, я понял самое главное: коллективное финансирование — это торжество «тощих» стартапов. Самым важным приобретением для них были не деньги, а бекеры. Они и есть те самые заветные early adopters — племя стартапа, как сказал бы Сет Годин, те, кто помогает определить продукт.

Отталкиваясь от комментариев, отзывов и FAQ, ваша кампания мимикрирует, меняет форму и направление движения всей будущей компании. Я наблюдал масштабные пивоты, смену функционала и даже эпичные «камбеки» провалившихся кампаний, которые затем ломали интернет своим успехом. Это бесценно, и никакой венчурный капиталист не сможет дать вам такой экспертизы, как ваши спонсоры.

Но рекомендации и оценка рынка — это еще не все, что может предложить краудфандинг. В отличие от традиционных инвесторов, краудфандинговое коммьюнити чрезвычайно дружелюбно и инновационно. Те, кто разделяет ваши идеи, несут их в массы, органически превращаясь в ваших бренд-амбассадоров. Это виральный маркетинг 80-го уровня, и он зашит в саму сущность краудфандинга.

Экспертиза, связи и опыт венчурных инвесторов меркнут на фоне мощи толпы. А что бы вы выбрали — одного или сотню?

Победа, победа, победа

Oculus привлек $2,5 млн посредством краудфандинга и через два года продался за $2 млрд. Pebble собрал $10 млн и стал успешной компанией. А Bragi накраудфандил $3,4 млн, чтобы создать первые в мире умные наушники.

Эти успехи открывают двери в мир, где позиционирование шире, интерес публики больше, а качество продукта выше. Сама платформа тоже получает от этого выгоду. В этом году только Kickstarter раздался во все стороны, нарастив объемы вкладов с $112 млн в первом квартале до $144 млн во втором. Все краудфандинговое движение растет. И это кардинально отличается от мира венчурных инвестиций, в котором царит высокое давление и экстремальная конкуренция.

Так неужели всему этому вы предпочтете прохудить свой пакет акций, утратить контроль над компанией, гоняться за прессой и в конечном итоге обанкротиться? Или вам достаточно построить устойчивую, прибыльную, надежную компанию с большим количеством фанов, чтобы чувствовать себя счастливыми?

Времена меняются

Kickstarter и Indiegogo помогают раскрыть незаметные на первый взгляд преимущества хардверной отрасли и дает ей возможность быстро расти. Они раскачивают некогда стагнирующую нишу и стимулируют потребительских гигантов к действию. Такие компании, как Nike, Google, Amazon проявляют интерес, заключают сделки и даже целиком покупают проекты, которые ранее засветились в подкастах на Art of Kickstart.

Мы входим в золотую эру хардвера и носимых технологий. Мастера, хакеры и гаражные гуру со всего мира используют глобальное богатство и информацию, чтобы придумывать, разрабатывать, тестировать и отшлифовывать ранее непостижимые уму продукты будущего.

Итак, в чем суть? В первую очередь хардверным стартапам стоит смотреть в сторону коллективного финансирования. С Kickstarter и Indiegogo находить стартовый капитал и клиентов проще, чем когда бы то ни было. С ними проще обмениваться идеями и доставлять продукт на рынок. При небольших рисках, высоких вознаграждениях и без нужды делиться акциями — что вам, собственно, терять?»

Между тем, основатель украинского бизнес-инкубатора GrowthUp и активный деятель украинского стартап-коммьюнити Денис Довгополый не верит в краудфандинг. Он назвал тому четыре причины. Однако, не стоит путать краудфандинг и краудприпеймент. Причем Kickstarter, который принято называть краудфандинговой платформой, по мнению Довгополого, относится как раз ко второму виду.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск