EN

Истории стартапов: Guide4Me — аудиогид для смартфона путешественника

2396
3

Городская навигация и туризм — одна из сфер, где в Украине и соседних странах не очень много проектов. Есть решения для поиска попутчиков, есть стартапы, занимающиеся вопросами маршрутов и расписания городского транспорта. Но до недавнего времени не было ничего, связанного с туристическими гидами. И проблема такая есть не только на локальном рынке. Решить ее призван наш сервис Guide4Me.

Вот представьте: вы приезжаете в незнакомый город, заселились в гостиницу, поели — и начинаете осматривать город. Если вы думали, что с картой и советами, которые нашли в интернете, удастся посмотреть все интересные места — вас ждет разочарование. Одно дело, если вокруг хотя бы говорят на одном с вами языке (и то никто не исключает, что вам не попадутся горожане недружелюбные и совсем незнакомые с туристическими изысками). А если никто не владеет английским и страна вам совсем не знакома?

У нас так и получилось. В 2011 году поехали отдыхать в Венецию как туристы, и, естественно, после заселения в отель решили самостоятельно посмотреть город. Для таких любителей путешествовать без туров и экскурсоводов даже за границей особых изысков нет: бумажная карта и какой-то неудобный плеер с аудиодорожкой, которая, скорее, мешала, чем помогала осмотреть город. Конечно, лучше чем ничего — город мы посмотрели. Но именно тогда появилось желание как-то улучшить возможности для таких туристов, как мы сами.

_Guide4Me_

CEO GUIDe4Me Олег Дегтярев

Подсказка была под рукой: вышел первый смартфон на Android — HTC G1. Я его купил, был очень доволен его возможностями, и понял, что проигрывание аудио и поддержка карт — это то, что нужно, чтобы сделать аудиогид. Правда, тогда у меня была другая работа, собственный бизнес и очень мало времени, чтобы разбираться в тонкостях и довести идею «до ума».

В 2012 году бизнес я продал и решил заняться чем-то другим. В процессе поисков нового занятия отправился учиться в Польшу, где жил некоторое время в небольшом городке, для которого не было никаких аудиогидов или туристических материалов для тех, кто не живет в Польше — и это при том, что город относится к мировому наследию ЮНЕСКО. Идея про аудиогид вновь вернулась: буквально сама жизнь подталкивала к тому, чтобы создать что-то с использованием смартфонов — тем более, что популярность «умных телефонов» набирала обороты.

Первые деньги в проект вложил свои: от продажи прежнего бизнеса еще оставались средства. Но уже на этапе разработки прототипа стало понятно, что без инвестора не обойтись. Переговоры проходили непросто: человек, который нам помог, не сразу был готов вложить деньги — инвестиция была нетипичной, в рынок мобильных стартапов еще мало кто верил. Три месяца переговоров — и мы сумели подтвердить, что идея стоит того, чтобы в нее инвестировать.

Нюанс состоял в том, что мобильная разработка была новым делом не только для инвестора, но и для нашей команды. Мы нашли разработчиков и тестировщиков, привлекли дизайнера — но перфекционизм увлек нас настолько, что вместо изначальных 12 месяцев на создание продукта мы потратили намного больше. В какой-то момент поняли, что Guide4Me надо выпустить хотя бы с уже минимально протестированными и работающими параметрами, иначе стартап вообще никогда не выйдет на рынок. Плюс гипотезы надо тестировать на практике — еще один важный урок для нас, который мы извлекли еще на этапе разработки.

Guide4Me вышел на рынок мобильных аудиогидов в начале осени, на разработку текущей версии ушло полтора года. В планах на следующие 6 месяцев — доработка продукта и маркетинговая кампания: будем рассказывать, обсуждать, собирать отзывы, адаптировать изменения под ожидания нашей аудитории.

guide4me_1

Продвижение продукта — даже не половина нашей задачи: мы хотели бы его развивать за счет дополнительных «фишек», таких как создание аудиогидов для музеев, к примеру.

Пока работаем над запуском новых аудиогидов, для чего привлекли к процессу партнеров. В базе уже есть гиды с фотографиями и маршрутами для 80+ городов мира. Основные языки — русский, английский, немецкий и французский. Наша задача — сделать не просто приложение для смартфонов, а платформу для публикации аудиогидов. Мы хотим, чтобы каждый, кто пожелает, мог создать и опубликовать собственный аудиогид по своему городу, даже если он не очень большой. Локальный рынок туризма требует перемен, и Guide4Me может эти перемены сделать реальностью.

Стартаперы часто берут за основу уже существующие технологии, но наши идеи в полной мере ни одна существующая платформа не помогала реализовывать, поэтому мы всё разработали с нуля. Хотя, конечно, пользуемся и open-source, но продуктовая часть целиком основана на собственных разработках. Бэк-энд сервиса мы писали на Go, веб-клиент основан на CoffeScript + React.js. Шифровки контента нет пока что, в планах — генерировать защищенные пакеты между сервером платформы и клиентским устройством (при помощи асинхронных алгоритмов шифрования). Вообще хотел напомнить, что взломать можно всё — банальный джейлбрейк дает доступ ко всему в смартфоне. Хранения паролей в открытом виде, конечно, нет. И еще у нас есть возможность авторизации при помощи учетной записи из Facebook и Google.

Аналогичных проектов украинского происхождения нет. Но как решение только для локального рынка мы себя не позиционируем: изначально нацелились на глобальный рынок. Потому и гиды сразу делали на нескольких основных языках международного общения. На этапе разработки в ходе общения с потенциальными пользователями стало понятно, что даже местные будут пользоваться англоязычными и русскоязычными аудиогидами в основном за пределами страны, приезжая в города Европы, к примеру.

В нашей нише, безусловно, есть конкуренты, которые находятся на рынке туристических стартапов дольше, чем мы. Их проблема (и наше преимущество) — отсутствие у них гидов за пределами 20-30 городов, являющихся всемирными центрами туризма. По концепции ближе всего к нам стоит IZI.travel: они даже уже реализовали то, что мы только собираемся внедрить — гиды по музеям. Но мы не воспринимаем конкурентов в качестве угрозы: рынок туристических стартапов в этой сфере растет настолько быстро, что места хватит для всех, в ближайшие пару лет ожесточенного противостояния точно не будет. Мы даже открыты к партнерству с сервисами-аналогами, если их менеджмент решит.

Пока у нас есть сильное преимущество: мы хотим (и можем) создать платформу для мультимедиа-гидов, которой сможет воспользоваться любой человек, чтобы рассказать о своем городе. Более того: мы хотим, чтобы пользователи зарабатывали самостоятельно, зачастую даже принудительно — в наших интересах, чтобы самые качественные и интересные, полезные аудиогиды распространялись только на платной основе.

Кроме того, у бесплатных аудиогидов есть обратная сторона: качественные и бесплатные аудиогиды вольно или невольно могут создавать демпинг на одних и тех же локациях. Мы не хотим сверхприбыли — наша задача стимулировать людей платить за качество и делать качественные материалы.

guide4me_2

Само собой, что без модерации за качеством не уследить. Каждый новый ролик на Guide4Me перед публикацией в общем доступе проходит премодерацию: «шлак» надо исключить. Далее следует система рейтинговой оценки — у нас это происходит за счет предоставления ограниченного бесплатного доступа к ролику для ограниченного круга пользователей. После такого бета-теста мы будем собирать оценки и либо возвращать ролик для доработки, либо давать публичный доступ всем пользователям Guide4Me. Система рейтинговой оценки также позволяет регулировать популярность качественных гидов и отправлять «в корзину» неинтересные и малопопулярные.

Окончательная доработка такой системы сейчас в процессе, пока используем жесткую премодерацию администраторами Guide4Me.

Монетизация тоже сейчас крайне проста: каждый проданный гид приносит комиссионные отчисления платформе и автору, который его создал. Пока этот способ — единственно возможный. Но коммерческое партнерство (кобрендинг, реклама, продажа гидов через партнерскую программу) в будущем вполне возможны: если пользовательская база заинтересует крупные туристические порталы или сервисы продажи авиабилетов, мы готовы с ними общаться.

Еще одна наша особенность — мы всё это время сохраняли непубличность. До тех пор, пока не довели продукт до состояния, когда его можно было показать на суд публике и начать общаться со СМИ. Потому и венчурных ангелов не привлекали ранее, пока не проверили все гипотезы на практике. Поиск миллионов никогда не был нашей первоочередной задачей. Главный урок, который мы вынесли еще на этапе прототипирования и тестирования Guide4Me — не нужно гнаться за деньгами, пока нечего предложить рынку, а предложение аудитории должно быть максимально близким к совершенству. Второй важный урок: не готовы учиться новому и менять свои взгляды кардинально на 180 градусов — не ввязывайтесь в работу над стартапом. Особенно если речь идет не о ваших собственных деньгах.

И третий важный урок: наблюдения за окружающим вас миром дают вам возможность начать новое тогда, когда вы меньше всего над этим задумывались. Используйте эту возможность.

Автор: CEO Guide4Me Олег Дегтярев

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Понравилась статья Ричарда Бренсона на эту тему — http://goo.gl/GGg98P , Спасибо за статью. Уверен, каждому нужно изменить свое мировозрение и тогда все выйдет. Стартапы очень хорошо нагружают мозг. Это лучшие инвестиции (инвестиции в себя)

  • Олег, в погоне за дизайном вы испортили web — этот тонкий шрифт абсолютно нечитаем. Особенно на белом и светлых цветах. Советую «побить» дизайнера :). Приложение под андроид выглядит сырым. В нем сочетаются навороченные элементы управления и несогласованность в шрифтах и форматировании. А так конечно молодцы, но пилить еще ой как много. Так что всеже скажу что рано вышли 🙂

  • Расскажите немного о команде стартапа

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск