Итоги-2014: Белькова, Ольшанский, Лисицкий, Сысоев, Попова и Шоломко о том, как менялся уанет

3399

Уходящий 2014 год надолго запомнится всей стране. Массовые протесты на Евромайдане в Киеве и война на востоке повлияли на жизнь всего общества, в том числе и на IT-отрасль. Из-за стремительно падающего курса гривны многие компании оказались на грани банкротства и вынуждены были в срочном порядке пересматривать свои бизнес-модели. Кроме того, фактически остановилась деятельность компаний в Луганской и Донецкой областях. В довесок к войне иностранные инвесторы опасаться вложений в украинские проекты из-за возросших страновых рисков. Подводя итоги года, редакция AIN.UA спросила у известных IT-деятелей, чем запомнился уанету уходящий год.

Ольга Белькова (народный депутат), Александр Ольшанский («Интернет Инвест»), Дмитрий Лисицкий (allbiz), Дмитрий Шоломко (Google Украина), Татьяна Попова (ИнАУ) и Евгений Сысоев (AVentures Capital) рассказали о том:

  • какими были основные тенденции и ключевые события 2014 года;
  • как менялся объем рынка уанета в деньгах;
  • как отразилась на интернете общая политико-экономическая ситуация;
  • оправдались ли их ожидания и прогнозы на 2014 год
  • как за год изменилось их собственное поведение в интернете.

Ольга Белькова, депутат Верховной Рады

Основной тенденцией-2014 стала политизация всех общественных процессов, которая масштабно затронула именно интернет-сегмент. Интернет-комьюнити стало платформой для реализации политической мысли украинцев. Здесь речь идет о поиске волонтеров и партнеров для общего дела. Интернет превратился в один из аккумуляторов общественной активности, став одним из столпов общественных преобразований. И это приятно. Неприятно то, что именно в это неспокойное время в IT-бизнес, как в направление экономики, особых инвестиций не последовало. 2014 год не стал годом привлечения инвестиций — практически вся экономика сейчас находится в стагнации.

belkova

Мне также интересно наблюдать за ростом влияния и оперативности интернет-медиа. Я доверяю новостям в интернете и полагаюсь на молниеносную скорость распространения информации в сети. Как политик я лично отметила для себя определенное «взросление» аудитории. От детских «котиков и картинок ни о чем» и подростковых «аврал, пропало все» в начале — до зрелых постов с собственными выводами из информации, которая прилагается. Сейчас в сети все еще много детского и подросткового, но уже стало значительно больше и взрослого. Пользователи фактически сделали интернет и социальные сети эффективным способом решения проблем. Они активно просят о помощи, ищут информацию, проверяют ее с помощью друзей, объединяются в группы, обсуждают не с целью показать себя, а действительно дойти до правды.

Для меня однозначным позитивом стал старт для внедрения 3G в Украине. Обидно, впрочем, что сам процесс происходил не без скандалов

С января-февраля 2014 года я еще более оценила социальные медиа как средство работы с гражданами и источник получения информации из первых уст. Блоги стали одним из самых действенных средств передачи информационных сообщений и обсуждений горячих вопросов. И я вижу в этом положительный тренд.

Александр Ольшанский, президент холдинга «Интернет инвест»

Для меня во второй половине года ключевым событием стало привлечение инвестиций в Zakaz.ua, потому что это один из больших проектов, в которых я участвую. А в первом полугодии — это, безусловно, проведение IForum‘a после событий Майдана. Я считаю, что это была совершенно запредельная вещь — я до сих пор не понимаю, как нам удалось это сделать. Поэтому я хочу поблагодарить всех, кто поучаствовал в этом безумии (в хорошем смысле слова). Включая посетителей. Причем мы действительно его отлично провели — даже лучше, чем в прошлом году.

Если же говорить о тенденциях в украинском интернете — то все тенденции оказались «смазанными» революцией и войной.  Да, появилось много тенденций, связанных с волонтерством, с перераспределением трафика в пользу тех или иных СМИ, но это все-таки не тенденции интернета как такового  — это тенденции войны и к интернету отношение они имеют слабое, здесь интернет выступает в качестве инструмента.

olsh

Однако в ближайшие несколько лет значительное влияние на развитие интернета в Украине окажет факт объявления тендера на 3G-частоты. Так уж вышло, что наша страна оказалась в стороне от мощной тенденции всеобщей «мобилизации» —  перехода на мобильные сайты и приложения, роста мобильного трафика и т д — в силу отсутствия лицензии на использование существующей инфраструктуры.  Так вот внедрение 3G-технологий окажет существенное влияние на развитие уанета в течение нескольких последующих лет. Сейчас проведут тендер, появится 3G-связь, будет расти мобильный трафик. Надеюсь также, что на 3G мы не остановимся, не будем повторять опыт с внедрением 3G и быстро перейдем на  LTE, потому что у всех наших соседей уже вовсю работает сети 4G. Я хочу сказать, что в течение нескольких ближайших лет надо запустить 4G , иначе это отставание станет хроническим и его будет очень тяжело преодолевать.

Прибыльность компаний, которые связаны с коммуникационной сферой — либо упала в ноль, либо стала отрицательной в результате общей экономической ситуации в стране

Вообще, ничто так сильно не «бьет» по интернет-компаниям как курсовые «скачки». Потому что доходы таких компаний обычно в гривнах, а  существенная часть себестоимости — в долларах. Ведь за интернет надо платить за границу — а это всегда доллары. Кроме того, оборудование, которое также приобретается за валюту, в долларах подорожало приблизительно на 20% — а в гривнах можно и не считать. Такое подорожание произошло в силу того, что началась  борьба с «серыми» схемами на таможне. Это правильно, но нужно понимать, что за все приходится платить, и этот платеж в конечном итоге переносится на потребителя. То есть, я хочу сказать, что в среднем цены на оборудование выросли существенно.

Для бизнесов, которые принято называть интернет-компаниями, ситуация чуть другая: рекламные доходы там гривневые, но и расходы там тоже в основном в национальной валюте.  А у компаний которые имеют какую-то экспортную составляющую — вообще все хорошо, потому что доход в валюте позволяет сейчас «жировать». Это как раз подтверждает мой тезис о том, что Украина должна использовать свой потенциал в этой сфере, экспортируя то, в чем мы наиболее сильны.

Дмитрий Лисицкий, генеральный директор торговой площадки AllBiz

Не буду оригинальным сказав, что в Украине основная тенденция напрямую связана с политическими и военными событиями: рынок рекламы резко сократился под давлением рецессии и падения покупательной способности населения. Интернет-реклама не смогла вырасти в таких условиях, а если пересчитать в доллар, то даже интернет упал на 40%. Любопытно, что украинские компании, работающие на глобальном рынке, наоборот от этого выиграли. Девальвация создала условия для роста рентабельности, поскольку далеко не все затраты привязаны к доллару. Из экспортеров немного пострадали только аутсорсеры, которые констатировали охлаждение интереса со стороны новых клиентов, не желающих размещать свои R&D-команды в стране, находящейся в состоянии войны.

lis

Разумеется, когда мы прогнозировали 2014 год, никто не мог предполагать такое развитие событий. Даже если забыть о девальвации, мы ожидали роста минимум на 25%, а в некоторых форматах и нишах — до 50%. Однако снижение рекламных бюджетов наблюдается на всех уровнях: от мелких интернет-магазинов и торговцев, покупающих контекст, до крупнейших рекламодателей. ВРК констатирует +3% в интернете к прошлому году — думаю, это близко к реальности.

Жизнь руководителя компании в соцсетях похожа на прогулку по лесу в темное время суток: нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не влезть во что-то неприятное

В начале года я оказался в щекотливом положении, будучи руководителем структуры, принадлежащей Курченко, и при этом придерживаясь либеральных взглядов. Внутренне я принял решение не уходить из компании пока  со стороны руководства не поступает решений, идущих вразрез  с моим мироощущением. Нужно отметить, что в UMH Digital мы не испытывали какого-то существенного давления. При этом я решил не доходить до шизофрении, когда человек работает на олигарха и при этом критикует его и его партнеров, поэтому пришлось в соцсетях сохранять молчание. Когда я ушел из «УМХ Диджитал», казалось что можно расслабиться, но теперь мне приходится вновь соблюдать осторожность: треть сотрудников all.biz — россияне, и будет неправильно сеять вражду в компании своими необдуманными высказываниями.

Татьяна Попова, глава правления «Интернет Ассоциации Украины»

Как это ни парадоксально, но ключевые тенденции в желании власти регулировать интернет не изменились. Теперь это желание обосновывается вопросами безопасности. И это при том, что именно интернет был одной из движущих составляющих Евромайдана и революции достоинства. Полноценное новостное, публицистическое, независимое онлайн-телевидение стало элементом нашей повседневной жизни, а ролики в YouTube как элемент информационной войны теперь используют даже наши госорганы.

10671409_636697926443347_1858564365295488405_n

Из важных событий, находящихся в сфере деятельности ИнАУ, которые хотелось бы отметить:

  • индустрии и гражданскому обществу удалось не допустить принятия мер по ограничению свободы в интернете, предлагаемых как старой властью в законах от 16 января, так и новой.
  • пожалуй, впервые после Оранжевой революции общественность имела некое влияние на формирование органов власти: например, состава Нацсовета по телевидению и радиовещанию и парламентского комитета по информатизации и связи.
  • к сожалению, применительно к формированию состава НКРСИ усилия общественности были недостаточно консолидированными и публичными и потому были проигнорированы.

Что касается моего поведения в интернете, то у меня практически круглосуточно стоял включенным второй ноутбук, на котором я смотрела онлайн-трансляции событий на Майдане и всего,  что с этим связано. К этому добавился постоянный просмотр твитов, Facebook-ленты и ключевых новостных интернет-СМИ. Еще у меня взломали учетную запись на «Однокласниках» после того как я там разместила ролик «Пливе кача». Я его даже не стала восстанавливать, а для общения с родственниками оставила Skype. И вдобавок я стала более откровенно-радикальной в постах и комментариях на Facebook.

Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

На мой взгляд, основными событиями года стали борьба за внедрение 3G, сплочение IT-сектора через профильные ассоциации (UAngels, UVCA etc) и массовый поход «айтишников» на высокие государственные должности в Верховную Раду. На глобальные проекты политико-экономическая ситуация оказала минимальное влияние. Стало сложнее привлекать следующие раунды инвестиций, но это чисто краткосрочный эффект. На локально ориентированных проектах, конечно, сказалось большое падение доходов из-за потери ряда областей, девальвации и падения покупательской способности.

Если же брать нас, то наши проекты динамично развивались, мы совершали новые сделки и сделали большой задел для успеха в 2015 году даже если в Украине будет такая же тяжелая ситуация, как в 2014-ом. Рынок уанета в деньгах при этом значительно снизился. А вот глобальное ориентированные проекты, в среднем, хорошо выросли в долларовом эквиваленте.

Дмитрий Шоломко, директор Google Украина

Ключевые события и тенденции, существенно повлиявшие на развитие интернета в стране, были, конечно же, не из индустрии: война, экономический кризис и смена власти. Но было довольно много позитива — так, Google очень успешно запустил в Украине три раздела сервиса Google Play — Музыка, Книги и Фильмы; так же украинские независимые медиа стали самыми популярными каналами в YouTube, побили множество рекордов и стали настоящими хитами в мировом масштабе.

Сложная политическая ситуация в стране вызвала повышенный интерес украинцев к новостному контенту. Ярким примером может служить YouTube-канал «Громадське ТВ», который стал в этом году крупнейшим каналом в истории YouTube в мире по количеству часов, показанных в прямом эфире на YouTube.

Год был намного сложнее, чем ожидалось до его начала. Мы посчитали, что в таком негативном состоянии экономики и общества любые усилия, связанные с позитивом, будут более успешными и важными. Поэтому, одновременно с работой по поддержке развивающегося гражданского общества в стране, мы также развивали инициативы, помогающие регионам Украины быстрее принимать современные технологии в свою жизнь и более эффективно работать и учиться чему-то новому. Так, в этом году мы запустили проект цифрового преобразования в регионах Украины. Первыми стали Львов, Ровенщина и Буковель. По итогам на Google Картах появилось более 3000 объектов социального, туристического и общественного значения, а сам проект вызвал ​​большую заинтересованность, как среди представителей государственных учреждений, бизнеса, так и молодежи. Уверены, такая активность принесет важные плоды стране уже очень скоро.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск