Воинственный мажорный сговор новостных СМИ против агрегаторов. С кем воюем?

3722
20

Намедни группа мажорных интернет-издательств публично объявила «АТО» неким «пиратам». Но почему-то не всем, а только «мобильным апликациям», а из них – конкретно агрегаторам. Интересно, что фабула этого события и содержание самого сообщения настолько оторваны от реальности, что невольно возникает мысль о неслучайности появления пресс-релиза именно в Старый Новый год – под занавес периода между 7 и 14 января, известного разгулом всяческой чертовщины.

Я не занимаюсь мобильными агрегаторами. И к интеллектуальной собственности, как и к чужим авторским и имущественным правам мы относимся с трепетом. Но к предмету и теме «объявления войны» имеем некоторое отношение, поскольку оснащаем интернет-СМИ мобильными приложениями. Девять месяцев мы активно работаем на этом рынке, делаем это тихо, но агрессивно и эффективно. Текущая конъюнктура новостного рынка, в том числе в мобильном сегменте, мне известна непонаслышке. Опираясь на свой опыт, хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу того, что некоторые «украинские интернет-СМИ объявили войну «пиратам». Будем точны – после того как, некоторые украинские СМИ собрались, посовещались, организовали совместный проектный процесс, призванный достичь намеченных целей, выпустили совместное коммюнике – это уже не просто «некоторые СМИ», это – картель. Со всеми вытекающими.

SergeyPozniy

Овчинка выделки не стоит. В Украине по формальным признакам можно наскрести около 800 сайтов в новостной категории. Но из них только около 400 являются таковыми при строгом взгляде, включая связанные с телевидением. Весной 2014 года только 7% от этих 400 были укомплектованы мобильными приложениями. Преимущественно, это — топовые сайты, что неудивительно, учитывая стоимость приложений. По нашим оценкам, суммарная суточная активная мобильная аудитория этих приложений – 150-250 тысяч пользователей при средней глубине 5-6 просмотров. Аналогичные показатели по украинским агрегаторам – в лучшем случае 50%-60% от этих цифр. В то же время, дневная суммарная уникальная аудитория сайтов этих же издательств – более 10 млн при средней глубине 3-4 страницы. Сколько на одной странице сайта баннерных ротаторов и блоков-информеров, коллеги сами хорошо знают.

В мобильном приложении, а особенно это касается новостного мобильного приложения, есть только одна адекватная возможность – крутить всплывающий баннер какой-либо из распространенных систем. Например, iAd и/или adMob. Активная дневная аудитория в 200 тысяч с 1-1.5 миллионов показов в adMob зарабатывает… 100$. Но это номинальные цифры. Реальность же такова, что украинский мобильный рынок как факт отсутствует, новостной его сегмент – наиболее слабый, нет достаточного количества мобильных площадок, нечего этим инструментом рекламировать, нет системных мобильных рекламодателей. Так о чем сыр-бор? Вместо обсуждения реальных проблем, выявления реальных причин и решения реальных актуальных задач ищем и репрессируем «врагов народа»?

Поиски виноватого снаружи – как правило симптом наличия проблем внутри. Сегодня монетизация мобильных приложений – это большая проблема. Но ее виновник — не мифический агрегатор-«пират». Причина значительно более серьезная – отсутствие мобильного рекламного рынка как такового. На руках украинцев — порядка трех миллионов смартфонов. Потенциал конверсии аудитории сайта в мобильную – 20%. Это уже не смешные цифры, и прогресс в их достижении – стратегическая задача издательств. Однако, фишка в том, что в таком прогрессе мобильные агрегаторы не только не мешают, но и выступают его катализаторами. Чем быстрее будет достигнута критическая масса мобильных рекламных площадок, тем быстрее сформируется рынок. И позиции сайтов-издателей в этом процессе значительно более сильные. Потому что сайты издательств, в отличие от агрегаторов, имеют внутренний потенциал наращивания мобильной аудитории. Агрегаторы могут только привлекать новую аудиторию. А это требует денег. Непонятно, почему издатели, входящие в картель, или не осуществляют активное продвижение собственных приложений, что на самом деле требует минимум затрат, или у них эти приложения просто ужасные (и пользователи предпочитают неофициальные), или их нет вообще. В любом случае, худший вариант – мобилизовывать юристов на войну с агрегаторами, имея множество более эффективных преимуществ. Абсурд.

Кстати о «пользе» от упомянутых юристов. Хотел бы я посмотреть, как Google или Apple закроет, например, Feedly по жалобе «Украинской правды», «Цензора» или даже Forbes, «освобождая нишу» для картельного агрегатора. Или обструкции должны подвергнуться исключительно отечественные разработки?! Кроме того, имеют ли представители участников картеля представление о том, что такое мобильный агрегатор и в чем состоит суть его работы? Агрегатор – это RSS-читалка. Не более и не менее. В момент нахождения приложения в маркете, до его установки на мобильное устройство пользователя, в нем нет и не может быть никакого «пиратского контента». Максимум что в нем есть – список открытых rss/xml-лент нескольких издательств. Думаю, завтра отечественные агрегаторы обновятся и мы не найдем даже этого списка. Вместо него появится опция «загрузить OPML» или «добавить RSS». Какую конкретную RSS будет обрабатывать агрегатор — решает сам пользователь.

Реальный повод для репрессий, в конце концов, останется только один – прокрутка баннеров в приложении с «пиратским» контентом. Но даже в этой ситуации не все очевидно и однозначно. Например, «Украинская правда» разрешает репост публикаций на других сайтах с условием наличия ссылки на источник. И не запрещает этим сайтам крутить баннеры. В чем тогда разница? Где логика репрессировать именно «мобильные апликации»? Тем более что зарабатывают эти приложения реально копейки. Театр абсурда.

Инспирация – признак манипуляции. Стоит обратить внимание, что из участников картеля только «Цензор» опубликовал пресс-релиз. По крайней мере, «Яндекс» других не нашел. За что Юрию Бутусову респект. Чтобы представители столь уважаемых изданий собрались в одном месте и в одно время в преддверии праздника, кому-то пришлось постараться. Кто-то должен был это инициировать, в полных драматизма тонах рассказать сказку о проблеме, и вероятно — с упоминанием астрономических сумм недополученной прибыли, мотивировать, организовать мероприятие, снять и оплатить помещение. Всего несколько месяцев назад представителей некоторых изданий мобильное приложение не интересовало в принципе. Одни об этом говорили прямо, другие игнорировали обсуждение темы. И вдруг — столь радикальные и ложные изменения во взглядах и оценках.

Картельный сговор? Особенно удручает формат мероприятия. Не понимаю, зачем идти нахрапом, кого-то ломать через колено, если консенсусные решения более надежны и выгодны. Зачем делать что-то противоречащее здравому смыслу, не имеющее мотивированного объяснения, непонятное коллегам, с признаками разрыва между декларируемыми и реальными целями? Если некоторые участники рынка считают, что их интересы ущемляются другими участниками, разве не логично было бы собраться всем вместе, разобраться в деталях, выслушать аргументы и расставить точки над «i»? При этом сохраняется наиболее ценное – связь с реальностью, инновационная мобильность, здоровый рынок. В этом случае сообразней было бы организовывать открытый форум или конференцию. Однако мажорные участники, фактически монополисты, собираются на закрытую встречу-совещание и заочно решают судьбы читателей – вот этот агрегатор мы им позволяем, а вот эти — нет, много их здесь развелось…

Все это, откровенно говоря, наводит на грустные мысли. Потому что агрегаторы – это технологические стартапы. А стартапы – это внедрение инноваций, поиск и реализация более эффективных и выгодных решений, в том числе и в интересах украинских интернет-СМИ. Внедрение инноваций – это креативный класс. Это мы. Нам объявили войну. Решили игнорировать объективные процессы, плоды цифровой революции, делают вид что нет разницы между камнем и пламенем. Попытка затянуть нас в махровый и невежественный анахронизм, с его критериями, шаблонами и стереотипами. Это там, где информация – это царапина на камне, который надо долбать молотком и зубилом. И система ценностей и методы соответствующие…

Или я ошибаюсь? В таком случае объясните, что это было и зачем?

Автор: Сергий Позний, основатель и CEO inAspect

Оставить комментарий

Комментарии | 20

  • Как в анекдоте:
    «- Верно ли, что Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею?
    — Все верно. Только не Рабинович, а Иванов. И не «Волгу», а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл…»

    • вы действительно мастера анекдоты рассказывать и воровать чужой контент, перекручивать данные ( о великие мастера сми )
      Я лично вам задал вопрос (http://ain.ua/2015/01/14/558631) кому звонить? с кем поговорить по данной теме? вы юрист? говорил с вашим глав.редом-он не в курсе данной темы.

      Не анекдоты бы рассказывали, а расстолковали свою позицию, вас ведь спросили «Или я ошибаюсь? В таком случае объясните, что это было и зачем?»

  • 1) Никоим образом они не могут запретить агрегаторам работать, это ни технически на на правовом уровне не возможно. Следовательно это реально бред.
    2) СМИ в Украине в принципе отсутствуют. Ибо СМИ это не просто газетка или портал, которая что-то пишет, но и так которая подподает под определенные нормы и статус, например хотя бы относительная незаангажированность. В Украине же СМИ не более чем рупор для их владельцев, которые юзают его по полной. А посему информация в СМИ настолько низкого качества, что блогер Вася пишет в разы лучше.
    3) Ребята играющие в СМИ забывают о такой маленькой но очень больной штучке как ПРОГРЕСС. А следовательно или они подстраиваются и начинают подавать качественный контент, или же их читатели перейдут на СМИ работающие по принципу гроупфандинга(проще говоря СМИ без штата, где каждый пользователь является репортером и может добавлять материал + зарабатывать на этом).

    • 1. Никто не собирается запрещать агрегаторам работать. Надо просто соблюдать авторские права в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет законодательство и правообладатель.
      2. Субъективное мнение, не буду комментировать.
      3. Вы смешиваете два разных понятия. Прогресс — ок, но агрегаторы берут готовые новости и авторские материалы с существующих площадок. Там априори нет возможности добавлять свои материалы пользователями..

  • Короткий пересказ статті (аж дуже багато води просто :))
    1. «Мажорні» СМІ не хочуть давати контент агрегаторам, а хочуть заробляти бабло самим на своїх додатках.
    2. Вода про відсутність мобільного рекламного ринку.
    3. Агрегатори інформаційні Робін Гуди — ринку моб. реклами немає, а вони стараються-працюють, дамо їм медаль)
    І по пунктам думки:
    1. Їх «товар» (контент) — значить мають право що хочуть, це з ним і робити, кому не подобається — хто заважає писати новини самому? )
    2. Оксюморон.
    3. Хто дозволяє таке робити — з тим контентом можна і працювати, хто не дозволяє — їх справа.

    Висновок: Не було б в цьому бабла — не було б і срача)

  • На медийном рынке стало резко меньше денег. Нужно было найти виновников 🙂

  • Хоть в этой истории мне ближе позиция автора: чи ни пох всем, как он зарабатывает?!
    Запилил приложение, кому-то от этого кайф и удобство, да и ладно.

    Так нет же, скоты, сами копипастя новости, размещают баннерочки, и зарабатывают. А тут, ишь, взбесились они видите ли… Запретите Фидли, может еще, а?!

  • Господа разработчики приложений-агрегаторов. Вы дальше первого абзаца правила использования материалов читали? обвиняете СМИ в копипасте — так сядьте и переписывайте новости сами. Блоггеры лучше, чем СМИ? — ну так и формируйте ленту только из записей

  • Господа разработчики приложений-агрегаторов. Вы дальше первого абзаца правила использования материалов читали? обвиняете СМИ в копипасте — так сядьте и переписывайте новости сами. Блоггеры лучше, чем СМИ? — ну так и формируйте ленту только из записей блогов.

    • И не должны читать. Они не паблишеры и не новостные площадки, РЕтранслирующие публикации. Они всего лишь показывают читателям содержимое ваших RSS-лент, которые вы для того и генерируете, что бы их смотрели за пределами ваших сайтов. Агрегаторы — сервисные программы которые оптимизируют работу с новостями, автоматически собирая их из различных источников. Их клиент — читатель, конечный потребитель. И здесь особенно пристрастно надо напоминать (для постсовковой культуры бизнеса это, увы, не очевидно), что Король — это зритель, а не цирк и не циркачи (хотя оные часто рискуют жизнью суя голову в пасти львам). Агрегатор использует валидную, публичную, открытую технологию, созданную и используемую специально для ***ТРАНСЛЯЦИИ*** — RSS/XML. Коллеги, уберите с сайта RSS (очевидно он вам не нужен, ибо нельзя одной рукой давать, а второй рубить руку взявшего — это мягко выражаясь… странно).
      PS1 При этом владелец контента имеет полное право потребовать запретить работу с его фидами (хозяин — барин, хотя логичней убрать фид). И если разработчики согласятся, то за дополнительную плату могут реализовать в агрегаторе блэк-лист (это не стандартная логика, требует дополнительных расходов) и включать в этот лист адреса лент особо параноидальных паблишеров.
      PS2 Всё меняется если владелец агрегатора начинает зарабатывать на банерах, показанных на странице с (полным) текстом публикации. В этом случае владелец программы — попал по полной. Это да, воровство и пиратство. За это надо бить. Но в то же время владелец агрегатора имеет полное право продавать саму программу (установка за деньги) или зарабатывать на сопутствующих, дополнительных сервисах.

      Я на своём десктопе уже 12 лет читаю новости сайтов с помощью замечательного агрегатора ActiveRefresh и активно пользую плагины банеро-резки в браузерах. «Вреда» от них куда больше чем от мобильных приложений.

  • «Мажорні», «карательні» і спроба виїхати за рахунок feedly. Feedly ніколи не був продуктом агреганції новин, він тільки rss-reader і заробляє на додаткових фінкція. inAspect не гугл-ньюс(не Юпітер), але раптом хтось їм щось винен. Таким самим чином пробували продвігати наші нові СМ, нам потрібні мережі не залежні від Россії, але раптом про фейсбук всі забули. СЕО блять всі стали. Я СЕО цього коментаря, а чого добився автор.

  • Лично мне, со стороны, кажется, что весь сыр бор из-за того, что:
    1. может сейчас мобильный рынок и в начальном состоянии, но, всем уже понятно, что с появлением 3G аудитория там сильно вырастет, а за аудиторией подтянутся и рекламодатели, и СМИ не хотят потерять свою долю
    2. мне кажется, что речь идет не о том, что кто-то взял RSS с сайта, а о парсинге сайта, т.к. ни одно СМИ не отдает полные тексты, и это естественно их раздражает, т.к. они не получают ни денег, ни трафика

    Но в целом, подход к решению проблемы конечно удручает, можно же просто вычислять парсер и блокировать его, и не устраивать цирк.

    • >ни одно СМИ не отдает полные тексты
      То-то и смешно, что некоторые из упомянутых в картеле участников (напр. те же УП, Цензор) отдают в RSS полный текст публикации. Не поленитесь, просмотрите ПУБЛИЧНЫЕ, ОТКРЫТЫЕ исходники rss/xml потоков топ 50 сайтов СМИ. Будете удивлены.

  • Так, вибачте, це їх контент і вони мають право попросити не показувати його, якщо додаток заробляє на цьому. Батхьорд висмоктаний з пальця, тому що всі ж «за», коли хочеться трішки порушити чужі авторські права і взяти контент, качнути кіно, стягнути софт. А коли чуваки захищаються і дітище певних девелоперів можуть потрапити під роздачу, то починається ниття. Тут вже або домовилися і авторські права поважаємо, або грабь, бухай, атдихай зі всими наслідками.

  • Эта статья — набор букв и я скажу почему.

    «Причина значительно более серьезная – отсутствие мобильного рекламного рынка как такового. На руках украинцев — порядка трех миллионов смартфонов. Потенциал конверсии аудитории сайта в мобильную – 20%.» — цитата из текста.

    Прикинем. 40M Украинцев имеют 3М смартфонов, по словам автора статьи, 20% готовы установить приложения, т.е. в пике 600К инсталов.

    Допустим Андроид из них 2/3, значит 400К инсталов максимум. Зайдем в гугл плей:

    Клиент Новой почты для Андроид https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.novaposhtaa 500 000 — 1 000 000 установок

    OLX Украина https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.slando 1,000,000 — 5,000,000 установок

    Приват24 https://play.google.com/store/apps/details?id=ua.privatbank.ap24 1,000,000 — 5,000,000

    Мегого https://play.google.com/store/apps/details?id=com.megogo.application 5,000,000 — 10,000,000

    P. S. Сори у меня нет под рукой фотки на фоне доски для маркеров.

    • Андрей, мы вообще-то обсуждаем новостной мобильный сегмент рынка и его конкретные проблемы. И собственно этим всё сказано. От феерических показателей интереймент, финансовых и пр. B2C сервисов новостным сайтам, к сожалению, ни жарко, ни холодно.

Поиск